Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)
ЭКЗАМЕН ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ 2012 год
ОБЩАЯ ЧАСТЬ.
Понятие управления как сферы применения норм административного права.
Управление– это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т.е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей – по принципу обратной связи. Система раскрывает сущность управления и характеризуется следующими признаками: задачи и цели; субъекты и объекты; функции; организационная структура; единство, самостоятельность, взаимозависимость элементов; формы и методы управления. Функции управления: технические операции, коммерческие операции, финансовые операции, страховые операции, учетные операции, административные операции. Виды управленческих систем: технические (энергосистемы); социально-экономические (отрасли, предприятия, сферы); организационные (человек). В любой организации обязательно существует система управления, управленческий процесс. Его черты: необходимость создания и функционирования системы; целенаправленное воздействие на систему; наличие субъекта и объекта; информация как связующее звено между S и О; наличие иерархии в структуре управления; использование форм подчинения объекта субъекту. Виды управления: механическое/техническое (управления машиной, оборудованием), биологическое (поля, животные); социальное (общественные процессы, люди, организации). Социальное управление – воздействие одних людей на других с целью упорядочения отношений, поддержания устойчивости систем с помощью информации. Его особенности: управление людьми, обществом; действия человека носят сознательный, целесообразный волевой характер; высокая степень автономии, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации; управление людьми осуществляется сознательно, создаются цели управления, органы исполнения; человечество научилось находить и накапливать информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Виды социального управления: государственное управление, местное самоуправление (муниципальное), общественное самоуправление.
Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Исполнительная власть - абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование гос. власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование гос. органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность. Осуществление этих функций – результат совершения управленческих действий и принятия управленческих решений. Гос. управление – форма осуществления исполнительной власти; гос. деятельность, обеспечивающая надежную и слаженную работу гос. механизма. Понятие «исп. власть» является более узким по отношению к «гос. управ.», т.к. исп. власть производна от гос. управ.; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы гос. управ. Исп. власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Исп. власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур. Исп. власть – система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление. Она воздействует на обществ. отношения посредством деятельности особых звеньев государственного аппарата, т.е. органы исп. власти (органами гос управления и местного самоуправления). В рамках гос. управления реализуется исп. власть, но так же оно осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей власти. Гос. управ. обусловливает качественные характеристики исп. власти и наблюдается в деятельности всех ветвей гос. власти.
№3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (в сфере реализации исполнительной власти).
Государственное управление существует, чтобы осуществлять исп. власть; с организационной точки зрения это властное упорядочивающее действие субъектов на объекты управления, целенаправленное, организационное, подзаконное, осуществляет свои функции на основе и во исполнение законов осуществляемого социального строительства. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления может быть представлен единой цепью взаимосвязанных общественных явлений, опосредованной государством как субъектом управления: потребности—интересы—цели—решения—действия—результаты. У основной формы реализации исполнительной власти имеются некоторые особенности: во-первых, громадное большинство подлежащих исполнению норм и правил деятельности в управленческой сфере сформулировано и закреплено не столько в законах, сколько в подзаконных правовых актах субъектов исполнительной власти (органов и должностных лиц), что ведет к практической необозримости административного законодательства и основанного на нем нормотворчества, недостаточной его кодификации и систематизации, а так же отсутствию систематического единообразного толкования административного законодательства и практики его применения; во-вторых, численность потенциальных субъектов административно-правовых отношений чрезмерно велика и крайне разнообразна по своему составу, а участники конкретных административно-правовых отношений (как управляющие, так и управляемые субъекты) в большинстве своем не юристы и не обязаны быть таковыми, что также создает проблемы в правильном понимании и применении норм и правил деятельности обязанных субъектов; в-третьих, и это главное в сфере реализации исполнительной власти, многие управленческие решения и действия могут совершаться по усмотрению (управление по усмотрению получило наименование дискретного управления), когда управляющие субъекты (органы и должностные лица) на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий.