Государство и право белого движения
Опыт Правительства Юга России. Летом 1918 года в нескольких районах «белой» России были установлены диктаторские режимы. Некоторые из диктаторов даже заявляли о своем всероссийском верховенстве. Так, в августе 1918 года генерал Хорват, бывший наместник Временного Правительства в полосе отчуждения на Дальнем Востоке, выехал на ст. Гродеково и объявил себя Временным Всероссийским Верховным Правителем.
Гораздо более удачным в вопросе установления диктаторского режима нам представляется опыт Добровольческой армии и ее руководителей на Юге России. За образец было взято «Положение о полевом управлении войск в военное время». 3 октября 1918 года было принято «Положение об управлении областями, занимаемыми Добровольческой армией», написанное профессором права Петербургского университета К. Н. Соколовым.
Согласно Положению вся полнота власти в местностях, занятых армией, принадлежала Верховному Руководителю, то есть ее главнокомандующему. В них сохраняли свою силу все законы, принятые в России до октябрьского переворота большевиков. Для содействия Верховному Руководителю «в делах законодательства и управления» при нем учреждалось Особое Совещание, председателем которого являлся Верховный Руководитель (главнокомандующий) Добровольческой армии. Особое Совещание выполняло задачи совещательного органа при диктаторе, и его постановления имели силу только с санкции последнего.
После смерти М. В. Алексеева 7 октября 1918 года функции Верховного Руководителя унаследовал А. И. Деникин. Встав во главе белого движения на Юге России, Деникин продолжил дело государственного строительства. 6 марта 1919 года он утвердил ряд законопроектов, суть которых сводилась к следующему: 1) Объединение на местах высшей гражданской и военной властей в лице главноначальствующего. 2) Создание вертикальной структуры гражданского управления параллельно с военной. 3) Сосредоточение в руках командующего Государственной стражей функции охраны общественного порядка. 4) Создание условий для развития сети местного городского и земского самоуправления.
Позднее Деникиным были утверждены еще несколько законопроектов, касающихся местного самоуправления, и к концу лета 1919 года схема организации гражданской власти на территории вооруженных сил Юга России приняла завершенный вид.
Таким образом, за несколько месяцев существования диктаторского режима на Юге России былнаведен порядок и были заложены более или менее прочные основы государственности.
Но, несмотря на всю свою эффективность, государственная власть, сложившаяся на Юге России, имела местный характер. Сфера ее действия ограничивалась только теми территориями, которые были заняты Добровольческой армией, и не распространялись на остальные части Российского Государства.
Создание Директории. Впервые о всероссийском характере государственной власти в «белой» России заговорили осенью 1918 года. К тому времени обстоятельства сложились так, что для победы над большевиками требовалось объединить усилия всех антибольшевистских сил. Единственным выходом из создавшегося положения было создание единой всероссийской власти и верховного командования на территории «белой» России. С этой целью в сентябре 1918 года в г. Уфу съехались представители различных правительств и национальных образований, главным образом Урала, Сибири и Дальнего Востока. С этого момента начало свою работу Государственное Совещание, на котором предполагалось определить основные начала формирования всероссийской власти.
Здесь в полной мере отразилось противостояние приверженцев демократического устройства и сторонников режима диктатуры. Основная борьба развернулась между представителями самарского КОМУЧа, которые настаивали на образовании правительства из числа членов Учредительного Собрания, и представителями омского Временного сибирского правительства, которые больше были склонны к установлению единоличной диктатуры. Под давлением стран Антанты был принят компромиссный вариант.
23 сентября 1918 года Государственное Совещание завершило свою работу. Было сформировано Временное Всероссийское правительство. Оно представляло собой Директорию в составе пяти человек, каждый из которых заведовал несколькими министерствами. В качестве рабочего органа было решено использовать государственный аппарат омского правительства, как наиболее развитый и эффективный. В связи с этим созданное Всероссийское правительство переехало в Омск.
На первый взгляд, казалось, что «демократы» одержали победу над своими противниками: была создано коалиционное правительство, избранное представителями различных регионов; верховенство власти Директории признали все правительства, чьи представители присутствовали на уфимском Совещании; союзники готовы были оказать всемерную помощь и т. д. Но все это казалось только на первый взгляд.
С первых же дней работы этого правительства стало ясно, что оно не в состоянии выполнять возложенные на него задачи. Члены Директории представляли интересы разных правительств, разных партий, разных политических группировок. Каждое заседание проходило в политических спорах, которые ни к чему не приводили. Назревал кризис власти. В этой ситуации высшие лидеры кадетской партии, которые представляли собой правую оппозицию, при поддержке Ставки и Генерального Штаба подготовили государственный переворот с целью свержения власти Директории и установления единоличной диктатуры.
Организация власти при А.В. Колчаке. 18 ноября 1918 года, организаторы переворота под предлогом обвинения в измене арестовали двух членов Директории, оставшихся в Омске, и при поддержке Председателя омского Совета Министров, бывшего в то время одним из членов Директории, объявили Всероссийское Правительство распущенным. Вся власть была передана военному и морскому министру А. В. Колчаку, которого присваивалось наименование Верховного Правителя.
Общая структура государственного правления определялась актами, принятыми в первый же день омского переворота. Главным среди принятых документов было «Положение о временном устройстве государственной власти в России». В 1-й статье Положения о временном устройстве государственной власти в России указывалось: «Осуществление Верховной Государственной власти временно принадлежит Верховному Правителю». Однако статья 4-я гласила: «Все проекты законов и указов рассматриваются в Совете Министров и по одобрении их оным поступают на утверждение Верховного Правителя». А следующая статья сводила на нет всякую свободу законотворчества и самого диктатора. «Все акты Верховного Правителя, - говорилось в ней, - скрепляются Председателем Совета Министров и Главным Начальником подлежащего Ведомства». Естественно, что акты эти скреплялись только после их одобрения в том же самом Совете Министров. Как отмечает А. Аргунов, в результате ни один приказ, ни одно распоряжение не проходило в жизнь прежде, чем не проходило через Совет Министров.
Позднее, в январе 1919 года, непосредственно при Колчаке был образован кабинет из нескольких министров - так называемый Совет Верховного Правителя, - состоящий из пяти человек. В Совет вошли: Председатель Совета Министров, Начальник Генерального Штаба и еще несколько высших чиновников. Результатом создания этого органа явилось то, что Верховный Правитель адмирал Колчак фактически был отстранен от законотворческой деятельности.
В качестве высшего судебного органа восстанавливался Правительствующий Сенат (24 декабря 1918 года), состоящий из двух Департаментов – Первого и Кассационного.
Недостаток компетенции в законодательной и в судебной ветвях власти существенно компенсировался поистине диктаторскими полномочиями в делах управления. В статье 3-й Положения прямо прописывалось, что «власть управления во всем ее объеме принадлежит Верховному Правителю» и указывалось, что в особенности ему принадлежит право принятия «чрезвычайных мер для обеспечения комплектования и снабжения вооруженных сил и для водворения гражданского порядка и законности». Иными словами, ему предоставлялись неограниченные права, если дело касалось нужд армии иливопросов карательной политики.
В сфере правотворчества белое движение еще больше уступало большевикам. Руководствуясь принципом «непредрешенства», белые правительства не приняли ни одного кодекса, не говоря уже о конституции. Все законы носили временный характер и были призваны лишь не допустить анархии и беспорядков. В конченом счете эта нерешительность, воспринимаемая в народе как возврат к прежним порядкам, и стало одной из причин поражения белых в гражданской войне.
Литература
1. Кенез П. Идеология белого движения / Гражданская война в России: перекресток мнений. – М. , «Наука»., 1994.
2. Медведев В.Г. Интервенция и военно-политические режимы Северо-Запада России// История государства и права. – 2001. – №1.
3. Медведев В.Г. Интервенция и государственная организация Северной области// История государства и права. – 2002. – .№4.
4. Данилов Ю.С. Гражданская война и общенациональное примирение: США, Россия, Испания. – М., 2004.
5. Кара-Мурза С.Г. Гражданская война (1918 – 1921) – урок для XXI века. – М.: 2003
6. Ливин А.Л. Красный и белый террор в России 1917 – 1922// Отечественная история. – 1993. – №8
7. Политические партии России в контексте ее истории: учеб. пособ. / Коллектив авторов. Рук. авт. колл. Смагина С.М. – Ростов-на-Дону; Феникс, 1998.
8. Поляков Ю. А. Гражданская война: начало и эскалация./ Гражданская война в России: перекресток мнений. – М.: Наука», 1994.
Контрольные вопросы
1. Изложите причины и предпосылки Гражданской войны в России.
2. В чем выразилась политика превращения Советской России в «военный лагерь»? Перечислите чрезвычайные органы, созданные в 1918 – 1920 гг.
3. Можно ли утверждать, что Конституция РСФСР 1918 года на практике не действовала?
4. Какой политический режим утвердился на территориях, контролируемых белым движением?
5. Раскройте систему управления белой Россией после Уфимского совещания в сентябре 1918 года.
6. В чем причины поражения белого движения? Носили ли они юридический характер?