Арабские завоевания VII-VIII вв.
Халифы
Форма религиозно-политического правления во вновь возникшем общеарабском государстве была предопределена тем, что вся светская и религиозная власть находилась в руках Мухаммеда. Это оправдывалось его личным статусом пророка. После его смерти положение оставалось тем же, ибо его преемники стали «халифами», т.е. заместителями пророка, исполняющими его должность.
Первым халифом был избран Абу-Бекр — старейший сподвижник Мухаммеда, отец его жены Айши. Его правление было недолгим — с 632 по 634 г. За это время были урегулированы внутренние смуты в Аравии и дан старт знаменитым арабским завоеваниям. После того как вся Аравия оказалась покоренной, перед халифатом встал вопрос о дальнейших завоеваниях. Необходимо было найти применение активности племен, объединить их не только принципом единой веры, но и объектом действия. Идеологически это выглядело как проповедь богоугодного дела обращения неверных.
После смерти Абу-Бекра в 634 г. вторым халифом стал Омар, которого избрал своим преемником сам Абу-Бекр. За десять лет своего правления он добился огромных успехов. Используя слабость и раздоры внутри сасанидского Ирана, он отвоевал у него Месопотамию и присоединил к своим владениям Закавказье и территорию собственно Ирана. Активные действия против Византии привели к завоеванию Сирии и Папестины. а в 639 г. к халифату был присоединен Египет. Во время правления Омара произошло становление администрации нового государства. В 639 г. Омар ввел новый мусульманский календарь, состоящий из 12 лунных месяцев. За начало летосчисления была взята дата 12 июля 622 г. — первый день первого года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В 644 г. Омар был убит рабом-иранцем.
Воцарившийся после смерти Омара Осман, тоже ближайший подвижник Мухаммеда, продолжил завоевания. Осман был из мекканского рода Омейядов и способствовал возвышению своего рода, представители которого вскоре заняли все доходные должности в халифате. Это вызвало появление большого количества групп, недовольных правлением Османа, главным образом сторонников Али — зятя пророка, мужа его дочери Фатимы. Они получили наименование шииты (от шиа — группа, секта). В 656 г. толпы шиитов, собравшиеся в Медине под видом паломников из Египта, Месопотамии и других районов халифата, ворвались во дворец Османа и убили его. Халифом был провозглашен Али. Однако с этим не согласились многие сторонники Омейядов. Они объединились вокруг Муавии — наместника Сирии, который отказался подчиниться Али. Это привело к расколу халифата. Али не смог оказать Омейядам достойного сопротивления, так как среди его сторонников начался раскол — выделилась группа недовольных нерешительными действиями Али мусульман, которая стала именоваться хариджитами (вышедшими). В 661 г. Али пал от кинжала хариджита, вместе с ним от руководства халифатом ушли шииты. Новым халифом стал Муавия, ставший родоначальником династии Омейядов, правившей халифатом до 750 г. Муавия перенес столицу халифата в Дамаск; Мекка и Медина остались религиозными центрами, объектами почитания и паломничества.
Арабские завоевания VII-VIII вв.
Большое число завоевательных войн позволило халифам меньше чем за 100 лет создать государство, превосходившее по своим размерам Римскую империю. За это время арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII-VIII вв. они подчинили значительную часть Византии, часть Грузии, совершали набеги на Хазарию. В начале VIII в. наместники халифа, подавив ряд восстаний, присоединили к халифату почти всю Среднюю Азию, достигли рубежей Индии и Китая. В северной Африке к халифату были присоединены Ливия, Тунис, Марокко. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и вторглись во Францию, где в битве при Пуатье их продвижение было остановлено.
Завоевания арабами других стран шло параллельное исламизацией завоеванных народов. Распространение ислама достигалось различными средствами. В районах, где обитали родственные арабам семитские племена — в Месопотамии, Сирии, Палестине, — исламизация свелась к арабизации. Местное население с помощью ислама было легко ассимилировано и вскоре фактически стало арабским по языку, культуре и этническим признакам. Несколько сложнее, хотя тоже успешно, шел процесс в Ливане и Египте, в государствах северной Африки, где довольно прочно успело пустить корни христианство. Здесь местное население также было ассимилировано, местные языки и культуры были замещены арабским языком и исламской арабской культурой.
В тех же странах, где арабов было немного — в Иране, Афганистане, Закавказье, Средней Азии, Испании, — исламизация шла за счет экономических привилегий. Все земли в халифате были объявлены государственной собственностью, причем от имени государства ею распоряжался халиф, а на местах — его наместники в завоеванных районах — эмиры. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекался в казну халифа. Мусульмане должны были платить ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать — джизию. Торговая пошлина для мусульман также была льготной — 2,5% против 5% для остальных. Такая экономическая политика была мощным стимулом для исламизации покоренных народов. Однако в 700 г. халифат ввел ограничения и усложнения перехода из других религий в ислам. Был принят закон, по которому переход не избавлял бывших иноверцев от причитавшихся с них податей и не уменьшал количество налогов. Таким образом, материальный стимул к исламизации у покоренных народов был подорван. Арабы по происхождению занимали в халифате привилегированное положение. Даже принявшие ислам, иноплеменники не могли занять одинаковое положение с арабом. Они были мавла — клиент, покровительствуемый тем или иным арабом. Это положение не менялось, даже если иноплеменник имел особые заслуги перед халифатом. Например, бербер Тарик, под командованием которого был форсирован Гибралтар (название пролива произошло от его имени) и одержаны основные победы, приведшие к покорению Испании, был крупным военачальником, однако при этом оставался мавла чистокровного араба Мусы, который нередко подвергал его телесным наказаниям.
Принятие ислама влекло за собой резкое изменение исторически сложившихся культурных традиций. Исламизация трансформировала и унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата. Ислам и его нормы определяли дальнейшее развитие культуры исламизированных народов.
Власть Омейядов в халифате пала в 750 г., они сохранили свое положение только в Испании, где был образован Кордовский халифат. На смену Омейядам пришли Аббасиды, которые перенесли столицу в Багдад. Основной целью власти стали не завоевания, а сохранение завоеванного. Со временем наместники-эмиры обособлялись от халифата и становились наследственными правителями. К середине X в. под властью халифа остался лишь Ирак.
В начале XI в. у халифата появилась новая угроза — турки-сельджуки, которые завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, турки осели в Малой Азии. Однако в начале XIII в. государство сельджуков распалось под ударами крестоносцев. В это же время начинаются нашествия монголов, под ударами которых халифат Аббасидов окончательно распался. Под властью монголов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии.
В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое турецкое государство бея Османа. В короткое время турки захватили большую часть Малой Азии. Во второй половине XIV в. они вторглись на Балканы и завоевали значительную их часть. Завоевания турецких султанов были приостановлены армией Тимура, однако после распада его империи турки продолжили свои походы. Создав регулярную армию из янычар, они уничтожили Византию, захватили Константинополь, подвергнув его варварским разрушениям, завершили завоевание Малой Азии и Балкан, присоединили значительную часть Армении и северный Ирак. Вскоре власть турецкого султана была распространена на всю Аравию, арабскую северную Африку; в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась значительная часть Причерноморья. Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего арабского мира
Омейя́ды (араб. الأمويون) или бану Умайя(араб. بنو أمية) — династия халифов, основанная Муавией в 661. Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII века. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифаХишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кóрдовский халифат). Основателем династии былОмайя ибн Абдшамс сын Абдшамса ибн Абдманафа и двоюродный братАбдулмутталиба. Абдшамс и Хашим были братьями-близнецами.
Омейядский халифат
Омейядский халифат продолжил завоевательную политику Праведного халифата и завоевал Северную Африку, часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию, Синд, Табаристан и Джурджан[1].
Верховным собственником всех земель халифата выступало государство, в ведении которого находился земельный фонд завоеванных, конфискованных либо переходивших в собственность государства после смерти владельца, не имевшего прямого наследника. Государство взимало с землевладельцев поземельный налог (ушр ихарадж)[1].
Для централизации государства была восстановлена почтовая служба, создана центральная казна и государственный архив (диван аль-хатим). Массовый переход в ислам покорённых народов и процесс концентрации в руках мусульман земель, принадлежавших местному немусульманскому населению привело к резкому уменьшению государственных доходов. В 700 году наместника Ирака Хаджадж ибн Юсуф (694—714) обнародовал закон, согласно которому новообращённые мусульмане не освобождались от уплаты джизьи, а при переходе земли от иноверцев к мусульманам последние не освобождались от уплаты хараджа. Данное положение было отменено халифом Умаром ибн Абдул-Азизом в 718—719 годах. Преемники халифа Умара восстановили политику его предшественников, что вызвало новую волну антиомейядских выступлений. В результате восстания под руководством Абу Муслима власть перешла кАббасидам[1].
Имя | Годы правления | Правление |
Муавия I | 661—680 | Основатель и первый халиф династии Омейядов c 661 года, перенёс столицу халифата в Дамаск. В 661 году сын Али ибн Абу Талиба — Хасан после своего непродолжительного правления признал право Муавии на трон халифа. Муавия вёл войну с Византией в Северной Африке, где его армии захватили Ливию. Он также осадил Константинополь в 674—677 годах. В 678 году флот Муавия был сожжен под Константинополем. Преемником Муавии на посту халифа стал его сын Язид I. |
Язид I | 680—683 | Был конкурентом Алидов и политическим конкурентом имама Хусейна ибн Али. Посланный наместником Убайдуллахом войска разбили при Кербеле сторонников Хусейна. |
Муавия II | 683—684 | Находился у власти около полугода после смерти своего отца Язида I. Последний представитель суфьянидской ветви Омейядов. Не проявлял интереса к политике и заявлял, что стал халифом лишь по ошибке в силу действия наследственного принципа передачи власти. Его правление прошло под знаком конфликта с Абдуллахом ибн аз-Зубайром, провозглашенным незадолго перед этим халифом своими сторонниками. Отрёкся от престола в июне 684 за месяц до своей смерти. |
Марван I | 684—685 | Основатель марванидской поддинастии Омейядов. Двоюродный брат халифа Усмана. Марван был любимцем Усмана, после вероломного убийства которого он, как мужественно защищавший своего халифа, вынужден был бежать. Одержал победу над полководцами своего соперника, Абдуллаха ибн аз-Зубайра после чего был признан в Сирии, Египте и Месопотамии. |
Абдул-Малик | 685—705 | Направил войска под командованием эмира аль-Хаджаджа ибн Юсуфа на восстановление владычества Омейядов на всей территории исламского халифата. Аль-Хаджадж покорил правителя Басры и устремился в Хиджаз. В Мекке он разгромил и убил Ибн аз-Зубайра и победил в Ираке его сторонников, в Дамаске — ал-Ашдака. В 697 году было подавлено начавшееся в 692 году выступление хариджитов. Государственное единство халифата было восстановлено. Кроме того был завоёван ряд новых земель, особенно в Средней Азии и Северной Африке. |
Аль-Валид I | 705—715 | При нём была продолжена активная территориальная экспансия Арабского халифата, завоёваны обширные территории на Пиренейском полуострове, в Средней Азии и долине Инда. |
Сулейман | 715—717 | Сын Абдул-Малика, младший брат Валида I. Основатель города Рамла. Политическую карьеру начал в правление своего брата Валида I наместником Палестины. Поддерживал племенную группировку «Яманитов». Был приведён к власти противниками группировки умершего (714) военачальника аль-Хаджжаджа, в результате чего после прихода Сулеймана к власти подверглись репрессиям и были казнены многие сторонники этой группировки, включая таких знаменитых полководцев Халифата, как Кутейба ибн Муслим и Мухаммад ибн Касим. |
Умар II | 717—720 | Став халифом, отказался от прежнего роскошного образа жизни. Отказался от многочисленной толпы слуг и льстецов. Придя к власти, кардинально преобразовал социальную организацию общества. Дал подданным свободу передвижения, выстроил постоялые дворы для путников, вырыл колодцы, построил дороги. Халиф проводил активную проповедническую политику, поощрял и почитал богословов. |
Язид II | 720—724 | Его армия в это время противостояла хариджитам, с которыми Умар II пытался вести переговоры. В июле 721 Язид издал эдикт, предписывающий уничтожение всех художественных изображений на территории халифата. За исполнение этого распоряжения отвечал его брат Маслама ибн Абдул-Малик. Археологические данные подтверждают, что в этот период пострадали многие христианские церкви, однако эдикт был направлен против всех, в том числе и не христианских изображений богов. Приказ был отменен сыном Язида II Валидом II. |
Хишам | 724—743 | Унаследовав халифат от своего брата Язида II, Хишам столкнулся со многочисленными проблемами: поражения от хазар (Битва при Ардебиле) на Кавказе и от тюргешей в Средней Азии, восстание индуистов Синда под руководством Джай Сингха. |
Аль-Валид II | 743—744 | Наследовал своему дяде Хишаму ибн Абд ал-Малику. Валид взошёл на престол после смерти Хишама 6 февраля 743 года. Ат-Табари цитирует несколько стихотворений Валида. Когда Валид определил двух своих сыновей от рабыни наследниками, возникла острая напряжённость внутри семьи, которая привела к его убийству. Валиду наследовал его двоюродный брат Язид III. |
Язид III | За время правления Язида III произошли серьезные волнения в некоторых провинциях халифата. Помимо этого произошёл раскол внутри династии Омейядов. Население Хомса подняло мятеж и объявило халифом его сына аль-Хакама. Повстанцы убили наместника провинции, пошли на Дамаск, но вскоре были разгромлены. Восстания также проходили в Палестине, Армении и Азербайджане. | |
Ибрахим | Был халифом всего 70 дней. Когда Мухаммад ибн Марван узнал о том, что новым халифом стал Ибрахим он отказался признать его власть и поднял мятеж. Войска Мухаммада двинулись на Хомс и объявили халифом аль-Хакама. Против мятежников был послан Абдул-Азиз ибн аль-Хаджжадж. Население Хомса поддержало Марвана, и тот сумел победить противника. Разгромленные сторонники Ибрахима вернулись в Дамаск и потребовали казнить братьев. После взятия Дамаска Марваном Ибрахиму удалось бежать, но вскоре он был убит. | |
Марван II | 744—750 | В 743 году провозгласил себя халифом (744). Ему удалось за полтора года подавить восстание в Сирии; Месопотамия, вышедшая из-под его контроля, была по частям отвоевана у хариджитов, но на востоке внезапно гигантские размеры приняло восстание шиитов. В 750 году армия Марвана, старавшегося преградить шиитам путь в Месопотамию, потерпела сокрушительное поражение от Абу Муслима в битве на реке Большой Заб, северном притоке Тигра. Марван II бежал в Египет, где был пойман и казнён. |
Кордовские Омейяды
В 750 году, после того как Аббасиды свергли Омейядов, эта семья была истреблена. Один из уцелевших её представителей бежал в Египет, а позже в Магриб. Но попытки закрепиться на тех землях были безрезультатны. В конце 755 года, Абд ар-Рахман высадился в Испании, захватилКо́рдову и провозгласил себя эмиром. Первоначально он формально признавал власть Аббасидов в Испании, но после конфликта 765 года упоминание Аббасидов в проповедях было запрещено. Большую часть своего правления он провел в борьбе с христианами. Однако, настоящим создателем независимого эмирата стал Абд-ар-Рахман II, который упорядочил полномочия визирей и добился очень быстрой исламизации полуострова, значительно уменьшив число христиан на мусульманских землях.
Борьба за власть между арабами и берберами не прекратились и после создания независимого эмирата, это дало шанс христианским королевствам, что в дальнейшем привело к Реконкисте. К моменту вступления на трон в 912 году Абд ар-Рахмана III, политический упадок эмирата был очевидным фактом. Абд-ар-Рахман III покончил с мятежами, совершил походы на христианские земли.
К концу IX в. Кордовский эмират фактически распался на отдельные феодальные владения. Восстановив политическое единство эмирата, Абдуррахман III в 929 провозгласил себя халифом. Халифат, так же как и эмират ранее, вёл почти непрерывные войны с христианскими государствами на севере Пиренейского полуострова[2].
Господствующее положение в Халифате принадлежало крупной земельной аристократии — хассе. Хассе — это особо привилегированная группа Омейядов и их родственников. Иногда высокие посты в государственном аппарате занимали и немусульмане (мосарабы и евреи). Гвардия халифа комплектовалась из приближенных рабов сакалиба (букв. — славяне). Рост их влияния быстро сделал их опасными для центральной власти, что особенно проявилось в нач. XI века[1].
Главой всего государственного аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб(камергер). Мухаммад ибн Абу Амир аль-Мансур (в средневековых европейских источниках — Альмансор) занимал должность хаджиба при аль-Хакаме. После смерти аль-Хакама он отстранил от правления халифа Хишама II, который оставался лишь номинальным главой государства. Мухаммад аль-Мансур нанес несколько тяжелых поражений христианским государствам Испании. Его политику продолжал его сын Абдуль-Малик аль-Музаффар (1002-08)[1].
В начале XI в. в Халифате наступил период феодальных смут (с 1009 по 1031 сменилось 6 халифов). В 1031 последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы, а Халифат распался на множество мелких эмиратов[2].
Имя | Годы правления | Правление |
Абд ар-Рахман I | 756—788 | Основатель династии кордовских Омейядов, правившей большей частью Испании до 1031 года, и эмирата на Пиренейском полуострове. Внук Хишама ибн Абд ал-Малика, десятого омейядского халифа (правил с 724 по 743 год). В отличие от двух своих преемников, у арабских историков Абд ар-Рахман I называется «Ад-дахил» (пришелец). |
Хишам I | 788—796 | В начале своего правления жестоко подавил восстание берберов, живших вокруг Ронды. Внешняя политика Кордовского эмирата во время правления Хишама в основном ознаменовалась войнами с христианами. Хишам всячески поддерживал развитие поэзии, искусств и науки, держал при дворе учёных и поэтов, собранных со всего Ближнего Востока. |
Аль-Хакам I | 796—822 | Он был верующим мусульманином, но не соблюдал некоторых исламских обычаев (пил вино и проводил досуг в охотничьих забавах). Участие группировки факихов в делах управления государством при нём было существенно ограниченно. |
Абд ар-Рахман II | 822—852 | Он покровительствовал наукам и искусству, отличался веротерпимостью. По иным сведениям при нём пострадали многие Кордовские мученики. В 837 году вернул Толедо благодаря начавшимся в городе разногласиям между христианами и ренегатами. |
Мухаммад I | 852—886 | В 862 году на некоторое время вернуть контроль над Туделой и Сарагосой. Его войска были разбиты Бану Каси и его союзником — христианским королём Леона. В 873 году от Кордовы вновь отложился Толедо, жители которого фактически образовали независимую республику. Мухаммад был вынужден признать её. |
Аль-Мунзир | 886—888 | В 865 году провёл неудачную кампанию против Астурии. Позже он пытался полностью завоевать её, но потерпел поражение в 878 году при Вальдеморе. В 883 году совершил военную экспедицию против ренегатского вестготского семейства Бану Каси, создавшего в Южном Арагоне независимое государство, союзное Астурии, но также потерпел поражение. |
Абдаллах | 888—912 | При нём продолжалась война с Умаром ибн Хафсуном, подчинившим себе большую часть Южной Испании. В 891 году ибн Хафсун был разбит и потерял часть занятой им ранее территории. Эмир Абдаллах приказал в захваченных им городах вырезать всех христиан. |
Абд ар-Рахман III | 912—961 | Восстановил полураспавшийся при его предшественниках Кордовский эмират. В 931 году взял Сеуту, в 932 году — Толедо. С 955 года заставил королей Леона и Наварры платить ему дань. Отвоевал у Фатимидов часть Магриба. |
аль-Хакам II | 961—976 | Проводил крупномасштабные строительные работы, развиваль сельское хозяйство. При нём халифату пришлось дважды отражать нападение викингов и вести борьбу с Зиридами и Фатимидами в Северном Марокко. В 974 году Фатимидам было наненсено поражение. Над христианскими государствами Северной Испании у халифата в то время было полное военное превосходство. |
Хишам II | 976—1009, 1010—1013 | Вскоре верховной властью в государстве завладел хаджиб и военачальник аль-Мансур, который держал молодого халифа в стороне от всякой деятельности и контактов. Позже аль-Мансур изолировал его во дворце и стал полновластно распоряжаться всеми делами от его имени. |
Мухаммад II | 1009 и 1010 | Почти сразу после вступления его на престол началась вражда между ним, сакалиба и берберскими подразделениями гвардии. Уже через несколько месяцев после переворота берберы восстали и сначала провозгласили халифом Хишама, а после его смерти передали престол его племяннику Сулейману. Бежал в Толедо, но вскоре сакалиба взяли Кордову и он на короткое время вернулся на престол. |
Сулейман | 1009—1010, 1013—1016 | Дважды был провозглашён халифом, однако его власть ограничивалась лишь окрестностями Кордовы. Тогда же с претензиями на престол выступил правитель Танжера и Сеуты Али ан-Насир. В 1016 году захватил Кордову, убил Сулеймана и был провозглашён новым халифом. |
Абд ар-Рахман IV | Абд ар-Рахман IV стал халифом в 1018 году, когда войска его сторонников, среди которых были правитель Альмерии Хайран и эмир Сарагосы Мунзир I аль-Мансур, взяли Кордову и убили Али ан-Насира. | |
Абд ар-Рахман V | 1023—1024 | После смерти Аль-Мансура Кордовский халифат, раздираемый внутренними противоречиями и борьбой за власть, существенно ослабел. В 1018 году омейядский халиф Абд ар-Рахман IV был убит, а аль-Касим аль-Мамун из династии Хаммудидов практически без сопротивления занял Кордову и провозгласил себя халифом. |
Мухаммад III | 1024—1025 | Мухаммад III был правозглашён халифом в 1024 году, после убийства Абд ар-Рахмана V. В 1025 году он был также свергнут и убит. |
Хишам III | 1027—1031 | Хишам III был выбран халифом Кордовы в 1027 году, после затяжных переговоров между Кордовской столичной аристократией и эмирами провинций халифата. В Кордову он смог приехать лишь в 1029 году, так как до этого времени город был занят берберскими войсками Хаммудидов. |
Аббасиды
Аббаси́ды (араб. العبّاسيّون —аль-’Абба́сиййу́н) — вторая (послеОмейядов) династия арабских халифов(750—1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба (ум. в 653 г.), дяди пророка Мухаммеда. В 750 году Аббасиды свергли Омейядов на всей территориихалифата, кроме Аль-Андалуса.
В сознании мусульманских народов Аббасиды — символ мусульманской общности. При них завершилось создание Арабского халифата. Эпоха Аббасидов — период расцвета исламской государственности и культуры[1].
Багдадские халифы
Аббасидская революция
До начала VIII в. Аббасиды не претендовали на верховную власть в общине. Сын Аббаса, Абдаллах (Ибн Аббас) в сражении при Сиффине командовал одной из частей войска Али ибн Абу Талиба. После смерти Али Ибн Аббас был лоялен к Омейядам, а его сын Али ибн Абдуллах, был в добрых отношениях с халифом Абдул-Маликом. В конце правления Сулеймана или в начале правления Умара ибн Абдул-Азиза в антиомейядскую деятельность включился сын Али, Мухаммад[2].
Организация Аббасидов была тщательно законспирирована. В Куфе находился руководящий центр, который возглавлял Букайр ибн Махан (до 747 года), а затем — Абу Салама аль-Халлал. Лозунг «следовать Корану и сунне Пророка» обеспечивал движению поддержку различных кругов оппозиции Омейядов[2]. Одним из обоснований претензий Аббасидов на верховную власть в мусульманской общине была их принадлежность, в противоположность Омейядам, к «дому» (роду) Пророка. Кроме того, Аббсаиды умело использовали конфликт между привилегированными арабскими племенами и новообращенными мусульманами-неарабами, явившийся одной из причин массового недовольства правлением Омейядов[3].
Основным объектом пропаганды был избран Хорасан, в котором было много оппозиционных сил. В 718-19 годах туда были посланы первые эмиссары. После смерти халифа Хишама (743 год) обозначился успех антиомейядской пропаганды, которому способствовала и возникшая междоусобица Омейядов. В марте 747 году сын Мухаммада, Ибрахим ибн Мухаммад, послал в Хорасан Абу Муслима, который сумел изолировать наместника Хорасана и вступил в начале 748 года в Мерв[2]. К началу 749 года под контролем восставших находился Хорсан и большая часть Ирана. Победа над войсками в битве при Нехавенде 26 июня 749 года открыла сторонникам Аббасидов дорогу на Багдад[3].
Халиф Марван II понял серьезность положения только после того как восставшие заняли весь Западный Хорасан и дошли до Рея. Ибрахим ибн Мухаммад был арестован и заточен в Харране (Северная Сирия), а затем отравлен. Руководство восстанием перешло к его брату, Абуль-Аббасу Абдаллаху, который в октябре 749 года тайно прибыл в Куфу, захваченную аббасидской армией. 28 ноября 749 года[3] он явился народу в соборной мечети и произнес программную речь, после чего присутствовавшиеприсягнули ему[2]. Успех Аббасидов увенчало сражение на реке Большой Заб (январь 750 года), в котором силы Омейядов были разгромлены. Марван II в течение полугода ещё управлял западной частью халифата, но затем вынужден был бежать в Египет, где в 750 году был убит[3].
Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, спаслись лишь единицы. Внук Хишама, Абдуррахман, бежал в Магриб и основал в Андалусии новую династию. Укрепив свою власть, Аббасиды сначала убили Абу Саламу (750 г.), а затем и Абу Муслима (755 г.). Важнейшим следствием революции были утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть и уравнение в правах мусульман разных народов. Это привело к быстрой исламизации Ирана и Средней Азии и усилению роли иранского элемента в Халифате[2]. Если прежде халифы являлись в первую очередь предводителями арабской армии, подавлявшей волнения внутри страны и завоевывавшей новые земли, то при Аббасидах они возглавили общемусульманскую общину. Этническая принадлежность в управлении теперь значила меньше, чем вероисповедание. Государством управляла уже не арабская племенная аристократия, а иерархия чиновников; при этом заимствовались формы государственного управления сасанидов[3].
Правление
При Аббасидах Арабский халифат стал общемусульманской империей. Аббасиды правили Арабским халифатом на протяжении более чем пяти веков[4]. Период их правления условно разделяется на 4 периода[4]:
· могущество (750—861);
· упадок (861—946);
· нахождение под властью Буидов (946—1075);
· нахождение под властью Сельджукидов (1075—1194)[4].
К началу IX века под властью Аббасидов находились территории современных арабских стран Азии, Персия, южная часть Средней Азии, Северная Африка. Политический центр халифата переместился из Сирии в Ирак. В 762 году халиф Абу Джафар аль-Мансуросновал на реке Тигр новую столицу — Багдад, ставший крупнейшим культурным центром арабской империи и одним из главных городов Востока. Аббасиды не проводили активной завоевательной политики; они, однако, смогли остановить экспансию Китая благодаря победе в битве у Таласа (751 год); Аббасидам удавалось также одерживать победы в локальных войнах, вспыхивавших на арабо-византийской границе. Но внутриполитическое положение Аббасидов не было стабильным; на территории халифата, вобравшего в себя разнородные территории, часто вспыхивали восстания — Муканны в Мавераннахре (776-783 годы), Бабека в Азербайджане (816-837), зинджей в Ираке (869-883 годы), карматов в Бахрейне и в Аравии (кон. IX-X века) и др.[3]. Уже в IX веке на окраинах халифата власть взяли в свои руки местные династии берберского, тюркского, арабского происхождения (Аглабиды в Тунисе, Идрисиды вМарокко, Тулуниды и Ихшидиды в Египте, Тахириды в Хорасане, Саманиды вМавераннахре). Местные эмиры лишь формально подчинялись багдадским халифам, проводя самостоятельную политику и независимо от Аббасидов решая вопросы престолонаследия. Халифат быстро вступил в стадию распада. Со второй половины IX века усилилась роль гулямов в управлении государством; постепенно они сосредоточили в своих руках реальную власть[3].
К середине X века под контролем Аббасидов оставались лишь Багдад, Средняя и Нижняя Месопотамия. В 945 году Багдад захватили персидские шиитские шахиншахи Буиды (Бувейхиды). Халифы утратили светскую власть, им выплачивалось низкое жалованье, которое не могло покрыть всех расходов. При этом халифы сохраняли духовный авторитет; даже шииты Буиды не решились лишить их сана халифов в пользу кого-либо из шиитов[1]. В 945—1132 годах Аббасиды осуществляли лишь духовную власть; от халифа, в соответствии с традицией, исходила верховная власть над мусульманскими подданными[3]. В 974 году халиф аль-Мути отрёкся от престола в пользу сына ат-Таи. В 991 году недовольные правлением халифа ат-Таи бунтовщики вошли во дворец и разграбили его. Буиды заставили ат-Таи отречься в пользу Ахмада аль-Кадира. Аль-Кадир женился на дочери буидского султана Баха ад-даулы и сумел в какой-то мере возвратить утерянный блеск Халифату.
В 1055 году, во время правления аль-Каима, Багдад был взят турками-сельджуками, которые более почтительно относились к Аббасидам[5]. Аббасиды, тем не менее, оставались лишь первосвященниками; суннитские правители продолжали признавать их религиозный сюзеренитет и приезжали к ним за инвеститурой. С середины XI века, по мере упадка государства Сельджукидов, шло восстановление политической власти Аббасидов. Во второй половине XI века было восстановлено государство Аббасидов на части территории Ирака, в бассейне Тигра и Евфрата, но в борьбе с крестоносцами они не играли организующей роли[1]. После падения Сельджукидов Аббасидский халифат просуществовал ещё около 60 лет, до монгольского нашествия[4]. Последний Багдадский халиф Аль-Мустасим был убит монголами после взятия ими Багдада в 1258 году. После разгрома халифата монгольским завоевателем Хулагу-ханом мамлюкские султаны Сирии и Египта пригласили к себе оставшихся в живых представителей Аббасидской династии[4]. В 1368 году пресеклась и эта ветвь Аббасидов[1].