Образование раннефеодального государства во Франции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Фондовая лекция
По учебной дисциплине
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
НА ТЕМУ: «ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ»
Составитель Н.в. синельник
ТЕМА: « ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ»
ПЛАН
1. Образование раннефеодального государства во Франции
Сословно-представительная монархия во Франции
Абсолютная монархия во Франции
Особенности развития феодального права Франции. Анализ основных правовых институтов.
Образование раннефеодального государства во Франции
Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во Франкской империи, раздел которой был зафиксирован в 843 г. Верденским договором. В соответствии с ним Франкская империя была разделена на три самостоятельных королевства: Западнофранкское, Восточнофранкское и “Срединное” королевство, территория которых в основном соответствовала нынешним Франции, Германии и Италии. По Верденскому договору, заключенному между внуками Карла Великого, Карлу Лысому, ставшему первым французским королем, достались земли к западу от Рейна.
История феодального государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:
1) сеньориальная монархия – IX – XIII вв.;
2) сословно-представительная монархия – XIV – XV вв.;
3) абсолютная монархия – XVI – XVIII вв.
Глубокий кризис всей феодальной системы привел в 1789 г. к буржуазной революции, результатом которой было крушение абсолютизма и всей феодальной государственности.
Возникновение и развитие сеньориальной монархии.В IX – XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как “первый среди равных”. Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета – вассалитета, может рассматриваться как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней была фактически разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями.
В IX – X вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.
Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, имел право законодательной инициативы, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.
С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.
Центральное управление. В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.
От эпохи Каролингов сохранился королевский двор, состоящий из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов). Главную роль в Королевской администрации (до конца XII в.) играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. В военных делах за сенешаломследовал коннетабль – глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. – королевский адмирал. Королевский казначей, которому помогал камергер, ведал государственными архивами и королевской казной. Королевской канцелярией руководил канцлер, который редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью.
Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов – курии короля, возникновение которой также относится к эпохе Каролингов. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с папой римским, о предполагаемой женитьбе и т. д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля. С XIII в. на заседания курии для решения сложных правовых вопросов все чаще стали приглашаться легисты.
Местное управление.Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые.
С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, который назначался в специальные округа – превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах – майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела.
С конца XII в. возникают более крупные административные единицы – бальяжи. Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Во главе бальяжа стоял назначенный королем специальный чиновник – бальи. Бальи осуществлял контроль над находившимися под его властью прево, следил за исполнением королевских законов и приказов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования.
Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся административно-территориальную структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феодалов – сенешала – с функциями, в основном аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались на пограничных территориях.
Реформы Людовика IX.Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX Святого (1226 – 1270 гг.). Важное место среди них занимала военная реформа. Были созданы городская милиция и отряды наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными феодалами.
Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальное территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.
В 1260 г. на базе королевской курии (собрание королевских вассалов) был создан специальный судебный орган – парламент, который собирался на сессии в Париже 4 раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов – выпускников юридических факультетов университетов, поддерживающих королевскую власть.
Введенные новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной.
Судебные поединки (ордалии) в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью.
Людовик IX ввел на территории домена единую монету, запретив здесь использование денег, выпускаемых другими феодалами. Королевская казна получила, таким образом, новый источник доходов.
Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Тем самым были заложены основы для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.