Историки о начале «промышленного переворота» в России
Прекращается приписка крестьян к заводу. Фактически исчезли посесионые мануфактуры, т. к. они испытывают кризис крепостных отношений. Посесионые мануфактуры связаны с государственным заказом. Конкурентной осталась мануфактура на вольнонаемном труде. В 2 раза выросли цены на промышленные товары. Уральская мануфактура имеет льготное пользование землей, лесом, они вошли в кризис в середине XIX в., испытывала огромные трудности. Мануфактура работала зимой. На первом месте военная, хлопчатобумажная мануфактура. За первую половину количество продукции выросло в 2 раза. В Англии в 12 раз. Начало промышленного переворота связан с кризисом феодально-крепостнической системы.
Промышленный переворот – переход от мануфактуры к фабрике. Две стороны: социальная – появляется два класса пролетариат и буржуазия, техническая: переход от мануфактур к фабрикам.
Когда начался промышленный переворот?
- Рашков – в начале XIX в.
- Покровский – 30-е годы XIX в.
- Струмилин – в дореформенный период начался, завершился в 1861.
- Яцунский (господствующая точка зрения)– начало 30-х годов XIX в.
В 60-е г. острая дискуссия в итоге все согласились с Яцунским.
- Радзюнский – сер. 50-х г. начало промышленного переворота, завершился в 70-сер.90-х г. XIX в.
- Соловьева - начало переворота 50-90 г. XIX в.
Главный показатель развития капитализма в промышленности было завершение промышленного переворота.
1 точка зрения. Струмилин окончание промышленного переворота – когда более 50% прибавочной стоимости извлекается от доходов заводов; поэтому до реформы 1861 г. промышленный переворот – завершился.
2 точка зрения. Панкратова, Иванов - промышленный переворот заканчивается тогда, когда машинное производство вытесняет мелкотоварное и мануфактурное производство (т.е. в 90-е гг. 19 в.)
3 точка зрения. Яцунский, Дмитриев и др. – промышленный переворот завершился, когда более 50 % всей промышленной продукции уже производится фабриками и заводами (когда они определяют цену, качество, количество продуктов), т.е. на рубеже 70-80гг.19в.
Историография.
Струмилин «Промышленный переворот в России» – начался после 1861 и шел медленными темпами. После 40х гг. XX в. он начал говорить о том, что промышленный переворот начался в России в 30-е гг. и в ряде отраслей промышленности закончился к 1861. К таким выводам он пришел на основании изучения промышленности Алтая. Также на изменение его взглядов повлияла Великая Отечественная Война (рост патриотизма).
В начале 50х гг. XX в. началась дискуссия по периодизации промышленного переворота. Пажетников, Павленко, Ковальченко утверждали, что промышленный переворот начался в конце 50х гг. Яксунский говорил о том, что предпосылки для промышленного переворота сложились в конце XVIII в., а сам он начался в 30-40 гг.; в 50-60 гг. идет бурное развитие промышленности и завершение промышленного переворота. Его периодизация надолго утвердилась в советской историографии.
В конце 80х гг. XX в. выходит книга Рыдзюнского «Утверждение капитализма в России». В ней он говорит о том, что не видны результаты промышленного переворота, и он ставит вопрос о том, был ли промышленный переворот в России. Рыдзюнский приводит факты о консервации мелкотоварного производстве, ведь фабрика в 50-60 гг. дает 14% продукции. Он говорит, что промышленный переворот начался в 50-е гг., а закончился в 80-90е гг. это видно из формирования рабочего класса и начала массового рабочего движения. Но рынок рабочей силы не сложился в России вплоть до 1917, его нет и сегодня. До 1917 сохранялась сословная структура общества, что мешает формированию классов в обществе.
Возникает вопрос, – был ли капитализм в России?
Особенности генезиса капитализма в России. Спорные проблемы в отечественной историографии.
Первая половина XIX в. – это переходный период в истории России. С одной стороны, идет разложение системы феодального хозяйства, а с другой – зарождение и развитие капитализма. Это два процесса и составляют суть этого периода. Это завершающий этап перехода к индустриальному обществу. Основу этого общества составляет рынок. Товаром становиться все. Вместе с рынком основой индустриального (капиталистического) общества является крупная частная собственность, плюс расширенное воспроизводство.
Капитализму предшествует первоначальное накопление капиталов. В Западной Европе – это ВГО, захват колоний, ростовщичество, пиратство. Но не во всех странах первоначальное накопление привело к капитализму. В переходе к индустриальному обществу огромную роль сыграл протестантизм. Первым эту связь установил М. Вебер –«Этика нравственности».
В конце XVIII – начале XIX в. в России шли процессы внешне напоминающие первоначальное накопление:
1. Выхода к морям Россия не имела.
2. Колоний у России не было, но с определенных позиций можно говорить о Сибири как о колонии (но это вопрос спорный).
3. Ростовщичество, из которого стали возникать банкирские дома (Штиглицы, Тонконоговы, Лазаревы, Рябушинские).
4. Откупа (Яковлевы, Кокоревы, Бернардаки). Только легальная прибыль 700-800 тыс. в год.
5. Оптовая торговля хлебом (Губин в последствии купил ткацкие мануфактуры, вкладывал деньги в ж/д строительство; Яхименко – вкладывал деньги в винокурение).
Но большинство капиталистов не вкладывали деньги в промышленность, поэтому развитие капитализма шло медленно.
Так же развивалась крестьянская промышленность.
Плюс ко всему развитию капитализма способствовал феодальный иммунитет. Например, графы Шереметьевы ограждали крестьян от поборов и повинностей. Так же они давали крестьянам деньги на «раскрутку».
Крестьяне занимались торгово-промышленной деятельностью незаконно, поэтому российский капитализм зарождается как теневая экономика.
Мануфактура в России появляется еще в XVII в., но развивается специфически. Мануфактуры либо казенные, либо иностранные. В XVII в. в технологическом плане мануфактура не отличается от западной, но в экономическом она своеобразна. В начале XVIII в. количество мануфактур резко возрастает, но в экономическом плане они отличаются даже от мануфактур XVII в. Мануфактура становиться крепостной. Не имея предпосылок для развития капитализма мануфактура становиться феодальной. Это и есть продолжение феодального строя, основанного на внеэкономическом принуждении. Во второй половине XVIII в. идет рост помещичьей мануфактуры. В конце XVIII в. спрос на продукцию частной мануфактуры падает и ее продукция идет на рынок. Но спрос останется низким, а конкуренция высокой. В 60х гг. издается ряд законов запрещающих покупать крестьян для купеческих и крестьянских мануфактур. Купцы и крестьяне переходят на наемный труд, что положило начало кризису феодальной мануфактуры.
Первыми кто поставил вопрос о предпосылках капитализма в науке были народники. Они говорили, что возможности развития капитализма в России сужены. Россия может фигурировать только как аграрный придаток. Плюс к этому их мыслью являлось то, что крестьянская община противостоит капитализму. Общину они считали залогом некапиталистического развития России. Эти идеи продержались до 90х гг. XIX в.
№59.Наука и литература в первой половине 19 в.
В начале XIX в. в России сложилась система общеобразовательной школы, просуществовавшая с небольшими изменениями до 1917. Начало ей было положено еще в 80-е гг. XVIII в., когда были учреждены главные (в губернских городах) и малые (в уездных) народные училища.
В 1802 было создано министерство народного просвещения. Главные народные училища были преобразованы в 7-классные гимназии, а малые – в 3-классные уездные училища. В школах водились единые учебные планы. В 1804 были учреждены приходские училища (1 год), в них принимались дети не зависимо от сословий. Они создавались в городе и в сельской местности. Финансировали их органы городского управления.
Были открыты новые университеты – Дерптский (на основе школы Густавиана, которая действовала до 1710), Казанский (на основе гимназии), Харьковский, Виленский, Петербургский (на основе педагогического института). В 1804-1835 университеты возглавляли учебные округа, осуществляли контроль за работой школ, участвовали в создании учебников, составлении учебных программ.
Образование учителей.
Во второй четверти усиливается сословное направление в образовании. Школы стали обособленными для каждого сословия – приходские училища для детей самых низших слоев (закон Божий, грамота и арифметика), уездные училища для купцов, ремесленников (русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география), гимназии для дворян. Правительство обращает внимание на создание гос. школы. Идет ограничение частных школ в столицах.
В 30-е гг. созданы предпосылки для развития средней и высшей школы. Идет углубление научно-учебной деятельности университетов.
В 30-е гг. появляются реальные классы для изучения технических и коммерческих наук. Возникают технические учебные заведения – Петербургский практический технологический институт (1828), Московское ремесленное училище (1830). В 30-е гг. появляются ведомственные школы (Министерства финансов, гос. имуществ, военного, духовного ведомств).
К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования. В 1819 было создано «Общество учреждения училищ по методу взаимного обучения».
Развиваются и культурно-просветительские учреждения. Растет количество журналов. Появляются отечественные книгоиздатели (Смирдин). Разнообразная библиотечная система. В 1814 была открыта Императорская публичная библиотека.
Лобачевский – неевклидова геометрия.
Петров – явление вольтовой дуги и ее практическое применение.
Аносов – металлургия.
Черепановы – ж/д.
Зинин и Бутлеров – химия.
Шиллинг (также и востоковед) и Якоби – электромагнитный телеграф (1832). Якоби – основоположник русской гальванотехники, прокладка первой в России телеграфной линии между Петербургом и Царским селом в 1841-1843, электродвигтели.
Пирогов – военно-полевая хирургия.
Развитие экономической науки.
Карамзин, Грановский, Соловьев.
был цензурный устав 10 июня 1826 года, воспроизводящий во всей чистоте идею предварительной цензуры. составленный Шишковым А.С.Цель этого цензурного устава — противодействовать духу времени, выразившемуся в политических потрясениях Европы.Запрещалось помещать официальные статьи и известия о важнейших событиях, относящихся до России, прежде нежели они обнародованы будут от правительства (§ 139). Не позволялось пропускать к напечатанию места в сочинениях и переводах, имеющих двоякий смысл, ежели один из них противен цензурным правилам (§ 151). Запрещалось авторам выпущенные цензурою места обозначать точками или другими знаками, «как бы нарочно для того поставляемыми, чтобы читатели угадывали сами содержание пропущенных повествования или выражений, противных нравственности, или общественному порядку» (§ 152).