Создание основ советского права. 6 страница

Конституция относила к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.

Конституция закрепила за Союзом большие и важные права, обеспечивающие его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее развитие. Еще большее внимание Основной Закон уделяет гарантиям прав членов Союза – союзных республик.

Конституция содержит специальную главу, трактующую о суверенных правах этих республик. Сама конституция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающе, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Статья 3 Основного Закона гласила: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно».

Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это соответствовало ленинскому принципу права наций на самоопределение и являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции Российской Федерации, допускавшей выход из нее тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое верило, что ни одна республика не захочет отделиться от Союза.

Исходя из важности права выхода Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст.4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона, а лишь с согласия всех республик, входящих в состав Союза.

Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро требовала совершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопрос о границах между республиками никогда не был предметом споров. Он всегда решался исходя из принципа пролетарского интернационализма.

Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданином великого Советского Союза (ст.7 Конституции СССР). Это означает, с одной стороны, что гражданин каждой республики может чувствовать себя на территории любой иной Советской Республики как дома – он равноправен с ее населением. С другой стороны, если ему приходится иметь дело с внешней сферой, например, находясь за границей, то гражданин любой республики, может быть, небольшого государства, но и мощь всего громадного Советского Союза, независимо от того, гражданином какой конкретной союзной республики он является.

Конституция СССР признает за союзными республиками право иметь свои основные законы (ст.5), ибо Конституция – необходимый атрибут современного государства. Вместе с тем основные законы, уже имевшие в объединившихся республиках, должны теперь были быть изменены в соответствии с фактом образования СССР, приведены в соответствии с Конституцией Союза. Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы.

3. СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И УПРАВЛЕНИЯ СССР.

Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, избиравшийся от Советов городов по норме 1 депутат от 25 тыс. жителей и от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жителей.

В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Он состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению и Совета национальностей, который образовался из представителей союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой не зависимо от численности населения) и представителей автономных областей (по одному от каждой). Число представителей ЦИК СССР избиралось по количеству Союзных республик. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом.

Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат.

Правительством Союза Советских Социалистических Республик являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но в то же время обладал и законодательными функциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В него входили, кроме Председателя и заместителей председателя, наркомы СССР.

Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты. Конституция СССР исходила из деления наркоматов на три категории: общесоюзные, объединенные и республиканские.

Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. Там имелись лишь уполномоченные этих наркоматов, непосредственно им подчиненные. К общесоюзным относились Наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. К этой группе относились ВСНХ, Наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Объединенные наркоматы образовывались для отраслей управления, требовавших централизации в масштабах всего Союза и в то же время учета специфики отдельных республик.

Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на деятельность которых влияли в большой мере национальные особенности республик (например, наркоматы просвещения, юстиции и т.п.).

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов управления хозяйством. В.И.Ленин предложил объединить деятельность хозяйственных ведомств в едином экономическом центре. Таким центром стал Совет Труда и Обороны, новое Положение о котором утвердил УШ Всероссийский съезд Советов. Председателем СТО был председатель Совнаркома, а членами – наркомы по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, РКИ, председатель ВСНХ и представитель ВЦСПС. На СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства.

Образование СССР повлекло за собой создание органов хозяйственного управления Союза. В июле 1923 г. был образован Совет Труда и обороны СССР под председательством В.И.Ленина. Органами СТО в союзных республиках стали их экономические совещания. К концу периода роль и значение Совета Труда и Обороны СССР заметно возросли.

В качестве местных органов экономического управления в1921г. были созданы областные, губернские и уездные экономические совещания (ЭКОСО). Низовыми органами СТО стали экономические совещания на предприятиях, а также крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства.

Одной из важнейших функций СТО было направление работы хозяйственных наркоматов в соответствии с единым государственным планом. Для разработки такого плана и общего наблюдения за его исполнением в феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Первым председателем Госплана стал руководитель ГОЭРЛО Г.М.Кржижановский. При хозяйственных наркоматах были учреждены плановые комиссии.

ВСНХ республик теперь окончательно стали ведомствами, руководящими только промышленностью. Вместе с тем их внутренняя структура также изменилась. Предприятия, находившиеся в ведении ВСНХ, были разделены на две группы. Часть осталась в непосредственном подчинении ВСНХ, все остальные же были переданы в управление местным органам. В соответствии с этим количество главных управлений в составе ВСНХ РСФСР было сокращено с 52 до 16.

По Конституции СССР ВСНХ рассматривался как объединенный наркомат. Он руководил ВСНХ союзных республик, подчинявшимися одновременно своим ЦИК и Совнаркомам. Вся промышленность в соответствии с этим была разделена на общесоюзную, республиканскую и местную.

В течение периода структура органов управления промышленностью в системе ВСНХ неоднократно менялась. В конце периода лучшей формой управления промышленностью были признаны отраслевые хозрасчетные объединения (по металлургии, машиностроению, электротехнике и т.д.). Еще с переходом к нэпу на хозрасчет были переведены тресты, в 1927 г. хозрасчетные права получили отдельные предприятия, теперь же хозрасчет доводился и до более крупного звена управления промышленностью.

Для управления промышленностью в данный период характерно стремление сочетать функциональный и отраслевой принципы. Такая система была установлена еще в 1921 г. При функциональном методе управления нижестоящими органами или предприятиями осуществляется разными органами по отдельным функциям: планированию, снабжению, финансированию, техническому обеспечению. Отраслевой принцип предполагает руководство одним органом целой отраслью хозяйства, промышленности по всем вопросам.

Разоренность деревни войной и стихийными бедствиями, обрушившимися на Россию в 1920-1921 гг., вызвала создание чрезвычайных органов, на которые была возложена забота о подъеме сельского хозяйства (посевные комитеты, затем – сельскохозяйственные комиссии, комитеты и советы). Однако по решению Х Всероссийского съезда Советов такие органы были ликвидированы, и управление сельским хозяйством в полном объеме стали осуществлять Наркомзем, губернские и уездные земельные отделы исполкомов.

При образовании СССР наркомземы были отнесены к категории республиканских наркоматов. Однако необходимость решать некоторые вопросы в общесоюзном масштабе привела к созыву совещаний народных комиссаров земледелия всех республик. По решению Совнаркома СССР такие совещания для обсуждения общих вопросов сельскохозяйственной политики и согласования текущих планов стали созываться регулярно. В 1929 г. система руководства сельским хозяйством союзных республик была усовершенствована. Ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) отметил необходимость создания единого центра по руководству сельским хозяйством. В соответствии с этим ЦИК Союза 7 декабря 1929 г. создал объединенный союзно-республиканский Наркомат земледелия СССР.

4. ВОЕННАЯ И СУДЕБНАЯ РЕФОРМЫ.

Окончание интервенции и гражданской войны сделало возможным существенное сокращение Красной Армии. К 1925 году численность Вооруженных Сил СССР уменьшилась в 10 раз и составила немногим более полумиллиона человек.

Советское государство искало пути для сокращения военных расходов.

Решение этой проблемы было найдено путем введения в 1924 г. нового принципа построения Красной Армии – так называемой «смешанной системы». Смешанная система означала, что наряду с постоянными войсками в составе Красной Армии создавались территориальные части. Костяк территориальных частей составлял определенный контингент кадровых военнослужащих. Но большая часть личного состава была переменной. Переменный состав проходил трехмесячную допризывную подготовку, а затем в течение четырех лет вызывался на краткосрочные сборы (один-два месяца в год) в части, к которым приписывался. Территориальные части создавались в пределах того военного округа или даже губернии, где постоянно проживали призываемые в них граждане. Такая система позволила подготовить максимальное количество бойцов при минимальных затратах.

По общесоюзному закону, принятому в 1925 году, обязательная военная служба делилась на допризывную подготовку, действительную военную службу и состояние в запасе. Каждый мужчина, способный носить оружие, должен был последовательно пройти все эти этапы.

Командный и начальствующий состав армии обновился за счет молодых командиров, выдвинувшихся во время гражданской войны. Переход на мирное положение, качественное изменение командного состава Красной Армии позволили провести реорганизацию института военных комиссаров. С 1925 г. комиссары перестали нести функции контроля над строевой и административной деятельностью командиров. За комиссарами сохранялась обязанность партийного контроля, но теперь не требовалось их непосредственное вмешательство в строевую и административно-хозяйственную деятельность командиров и начальников. Это нововведение имело два положительных следствия: оно укрепило авторитет командиров и освободило комиссаров для улучшения политико-воспитательной работы среди военнослужащих.

На основе изучения опыта мировой и гражданской войн в указанный период были созданы новые воинские уставы и наставления. Осуществление военной реформы было завершено в конце 20-х годов.

При реорганизации органов юстиции в первую очередь следует отметить создание в 1922г. специального органа надзора за законностью – советской прокуратуры – сначала в РСФСР, а затем, в том же году, в Белоруссии, на Украине, в Закавказье. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.

При создании прокуратуры возник спор о принципах ее организации. Предлагалось, в частности, осуществить двойное подчинение органов прокуратуры – центру и одновременно местной государственной власти. В.И.Ленин при решении этого вопроса твердо высказался против двойного подчинения органов прокуратуры, за подчинение их только центру. Ленин исходил из того, что в стране должна существовать единая законность, и прокуратура нужна именно для обеспечения этого единства, для надзора за правильным и единообразным исполнением советских законов в каждой губернии и уезде. При подчинении прокуроров местным органам власти такого единства могло не быть, ибо местные власти в этом случае получали возможность навязывать прокурорам свои решения, не совпадающие порой с общегосударственными интересами. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по штату являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчинявшихся ему. В уезды посылались помощники этих прокуроров.

На прокуратуру возлагался:

- надзор за законностью действий центральных и местных органов управления;

- возбуждение уголовных дел против должностных и частных лиц;

- надзор за производством дознания и предварительного следствия и руководство ими;

- поддержание обвинения на суде;

- опротестование приговоров и определений судов в кассационном и надзорном порядке;

- надзор за местами заключения.

Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. До этого времени в советских республиках не было специального института адвокатуры, а функции адвокатов выполняли юрисконсульты. По Положению об адвокатуре, принятому в мае 1922 г., при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалось:

- обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам;

- представительство сторон в гражданском процессе;

- оказание помощи населению – дача консультаций по юридическим вопросам.

В том же году были внесены большие изменения в судебную систему. Проводилась реорганизация всех видов судов и местных органов судебного управления. Вместо общих судов и трибуналов, которые существовали в РСФСР, создавалась стройная, единая система из трех звеньев:

- Народный суд;

- Губернский суд;

- Верховный суд республики.

Эта конструкция строго соответствовала существовавшему административно-территориальному делению страны.

Основным звеном в судебной системе являлся народный суд, учреждавшийся в уездах. Здесь рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.

Губернский суд имел компетенцию двоякого рода:

- он являлся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам, в частности по тем, которые раньше разбирались в трибуналах;

- выступал как кассационная инстанция для народных судов;

- выполнял и функции по руководству народными судами.

На него, таким образом, легли теперь и обязанности органа судебного управления, которые ранее осуществлялись губернскими отделами юстиции.

Верховный суд республики имел еще более сложную компетенцию:

- выступал в качестве первой инстанции для особо важных дел;

- в качестве кассационной инстанции для губернских судов;

- осуществлял судебный контроль над всеми судами республики.

Он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР.

- Верховный суд давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

Основные принципы и положения, на основе которых была реформирована судебная система РСФСР, были восприняты и законодательством о судоустройстве других союзных республик.

Районирование привело к определенному изменению системы судебных органов. Вместо прежних были созданы народный суд в районе, окружной суд в округе, краевые и областные суды, главные суды в АССР.

С образованием СССР судебная система союзных республик была увенчана соответствующими органами Союза. Уже Договор об образовании СССР предусматривал создание при ЦИК Союза ССР Верховного суда СССР. В Конституции СССР 1924 г. Верховному суду посвящалась специальная глава.

Верховный суд СССР тоже выступал как:

- суд первой инстанции, но лишь по очень узкой категории дел. Кассационной инстанцией он не являлся. Решения и приговоры Верховных судов союзных республик Верховный суд Союза мог лишь опротестовать по представлению своего прокурора перед ЦИК и только в случае противоречия этих решений и приговоров общесоюзному законодательству или когда затрагивались интересы других республик. Большое место в компетенции Верховного суда занимали вопросы, связанные с его положением как руководящего органа юстиции Союза ССР.

- Давал Верховным судам союзных республик разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства, имеющие обязательное значение.

- По требованию ЦИК Союза Верховный суд представлял заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

- Мог разрешать судебные споры между союзными республиками.

Верховный суд СССР действовал в пленарном составе и в составе отдельных коллегий, а также мог создавать особое присутствие для рассмотрения дел исключительной важности.

При Верховном суде учреждалась должность прокурора, обязанности его были связаны с деятельностью данного суда. По Конституции прокурор Верховного суда СССР обязывался давать заключения по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного суда СССР, поддерживать обвинение в его заседании и в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного суда Союза ССР опротестовать их в Президиум ЦИК СССР.

Эти принципы нашли свое отражение и развитие в Основах судоустройства СССР и союзных республик, принятых в 1924 г.

В 1929 г. права Верховного суда СССР были расширены. Он получил право законодательной инициативы, расширилась его компетенция в сфере общего надзора. Он мог теперь рассматривать в надзорном порядке любое дело, прошедшее через суды союзных республик, а также давать разъяснения общесоюзного законодательства по предложениям Президиума ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В течение данного периода неоднократно менялась система органов военной юстиции. По окончании гражданской войны была сделана попытка вообще упразднить военные трибуналы, передав их функции общим судам. Однако судебная реформа 1922 г. вновь восстановила специальные органы военной юстиции. Положение о судоустройстве РСФСР установило систему органов военной юстиции. В нее вошли военный трибуналы округа или фронта, военные трибуналы корпусов и дивизионные отделы окружных трибуналов.

Конституция СССР 1924 г. предусмотрела создание военной коллегии в составе Верховного суда СССР. В апреле 1924 г. Военная коллегия Верховного суда РСФСР была передана в состав Верховного суда Союза. Военная коллегия стала единым руководящим центром для всех трибуналов Союза ССР. Единым, но не единственным, поскольку за Верховными судами союзных республик были сохранены кассационные функции по отношению к трибуналам, дислоцированным на территории соответствующей республики. Этот дуализм был ликвидирован только в 1926 г.

Вместе с созданием в 1922 г. советской прокуратуры в качестве специальной системы была создана и военная прокуратура. Опыт работы органов военной юстиции был обобщен и закреплен в изданном 20 августа 1926 г. ЦИК и СНК СССР Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре, усовершенствовавшем их организацию и деятельность.

В 1922 г. были созданы специальные органы для разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями – арбитражные комиссии. Они образовывались при областных экономических совещаниях. Система арбитража возглавлялась Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны.

Крайняя отсталость некоторых национальных районов обусловила существование специфических судебных органов. В 1927 г. преимущественно для народов Крайнего Севера было установлено, что судебные функции возлагаются на родовые (тундровые и островные) Советы и районные исполнительные комитеты, имеющие право применять местные обычаи, если они не противоречили основным принципам советского законодательства. Рост национальных кадров позволил в 1929 г. отказаться от этого института. Народные суды были введены повсеместно.

Органы государственной безопасности и Рабоче-Крестьянской милиции.

Борьба за дальнейшее укрепление законности нашла свое отражение и в реорганизации органов государственной безопасности. В 1922 г. ВЦИК упразднил Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию и создал вместо нее Государственное Политическое Управление, входящее в состав НКВД. Это преобразование означало существенные изменения в деятельности органов борьбы с наиболее опасными преступлениями. Из компетенции ГПУ изымались все общеуголовные дела, которыми раньше занимались ВЧК (спекуляция, должностные преступления). Решение дел о контрреволюционных преступлениях передавалось судам. Реформа, обеспечивая дальнейшее укрепление социалистической законности, позволяла ГПУ сосредоточить свое внимание на борьбе с контрреволюционными преступлениями.

С образованием СССР органы ГПУ объединились во всесоюзном масштабе. Конституция 1924 г. предусматривала создание Объединенного Государственного Политического Управления при СНК Союза ССР. ОГПУ руководило соответствующими органами в союзных республиках, для чего назначало там своих уполномоченных. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного суда СССР.

Органы государственной безопасности действовали при широкой поддержке народных масс. В частности, на Украине в борьбе с кулацким бандитизмом участвовало 730 отрядов крестьянской бедноты, объединявших свыше 56 тыс. бойцов. Революционная бдительность трудящихся помогала быстрее обнаружить врага и разоблачить его.

Изменение форм классовой борьбы определило и задачи милиции. В 1921 – 1922 гг. ей наряду с ГПУ пришлось вести широкую борьбу с бандитизмом, для чего при Главном управлении милиции РСФСР была образована специальная комиссия, а также сформированы особые части.

В мирных условиях несколько изменяется основное направление и формы работы советской милиции. По Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 г. на нее были возложены поддержание порядка и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь законов Советского государства, охрана учреждений, предприятий и т.п. В этот период возникают новые формы связи милиции с общественностью: шефство трудящихся над милицией, институт сельских исполнителей. Сельские исполнители, которыми могли быть все лица, нелишенные избирательных прав, являлись помощниками милиции в сельской местности, где штатный аппарат органов милиции был очень невелик.

Большую роль сыграла милиция в охране народного достояния и борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями. В 1925 – 1926 гг. на нее были возложены обязанности оказывать содействие органам государственного управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам и др. Была создана ведомственная милиция для охраны государственных предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка и производства дознания на территории, занимаемой этими учреждениями. Ведомственная милиция содержалась на средства обслуживаемых предприятий и учреждений.

12. КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА И ФОРМИРОВАНИЕ

СИСТЕМЫ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД

Н Э П а

Мероприятия по строительству и совершенствованию советского государственного аппарата, в частности реформа органов юстиции, укрепляя социалистическую законность, обеспечивали в новых условиях охрану советского строя от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов. Этой же цели служили и важнейшие мероприятия, проведенные в области развития советского законодательства. Период восстановления народного хозяйства вошел в историю советского права как период широких кодификационных работ.

Потребность в кодификации определялась прежде всего тем, что за годы, прошедшие с момента Октябрьской революции, накопился большой правовой материал, который, не будучи систематизирован, стал труднодоступным даже для юристов. Наряду с этим в законодательстве по ряду отраслей права имелись пробелы, которые надо было восполнять. Следовало внести и изменения в право в соответствии с новой исторической обстановкой. Кодексы призваны были оформить и закрепить систему советского права, обеспечить единство закона для всего государства, дать более четкие формулировки норм права по сравнению с первыми актами Советского государства.

Эти задачи встали еще в середине 1918 г., когда и началась работа по кодификации советского права. Однако в условиях интервенции и гражданской войны кодификационные работы не смогли получить большого размаха. Необходимость мобилизации всех сил на борьбу с врагом заставила даже ликвидировать отдел кодификации в Наркомате юстиции РСФСР. С окончанием войны кодификационная работа была возобновлена. Если в 1919 – 1920 гг. происходило главным образом накопление опыта, то 1922 – 1923 гг. вошли в историю советского права как годы разработки и понятия кодексов. Было принято 7 кодексов: Уголовный, гражданский, Земельный, уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде, Гражданский процессуальный и Лесной.

Гражданское право развивалось исходя из задачи обеспечить правовыми средствами ведущую роль социалистического сектора в системе народного хозяйства. Оно должно было способствовать разрешению спора «кто кого» в пользу социализма.

Допущение в гражданский оборот частного капитала не означало воскрешения в нормах советского гражданского права принципов буржуазного частного права. Поэтому советское гражданское право узаконило широкое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничило свободу частной собственности. Этот принцип нашел отражение в законе и твердо проводился на практике. Так, гражданская кассационная коллегия Верховного суда РСФСР изъяла мельницу у собственника, который в течение длительного периода отказывался пустить ее в ход, т.е. использовал ее не по назначению.

Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц, причем согласно примечания к ст.16 ГК РСФСР, внесенному ВЦИК 16 октября 1924 г., участие государственных учреждений и предприятий в гражданском обороте определялось особыми правилами. Поскольку законодатель допускал частный капитал в гражданский оборот, возникла необходимость предоставления государственным предприятиям ряда преимуществ. Ограничивается, например, их имущественная ответственность. Государственные предприятия, находившиеся на хозяйственном расчете, отвечали по обязательствам лишь частью своего капитала, а именно оборотным. На основной капитал, в который входила стоимость машин, оборудования, зданий и т.п., не могло быть наложено взыскание. Сводилась к минимуму возможность использования государственными предприятиями коммерческих посредников. Это объяснялось тем, что коммерческие посредники, т.е. частные лица, помогавшие предприятиям заключать между собой различные сделки, могли обогащаться за счет государственных предприятий, заключая сделки более выгодные частному сектору. Кроме того, государство было гораздо более заинтересовано в развитии плановых начал экономики и рассматривало деятельность коммерческих посредников как временную меру.

Закон строго следил, чтобы юридические лица действовали согласно цели, определенной в их уставах. Так, предприятие, созданное для производства станков, не могло выпускать кастрюли или заниматься коммерческим посредничеством, хотя то и давало бы ему гораздо большие прибыли.

Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, Среди них в первую очередь надо отметить тресты. Тресты, обладая широкими полномочиями, действовали в то же время на основе планов. В 1923г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Декрет о государственных трестах. В тресты входило одно или несколько предприятий, причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом.

Наши рекомендации