Балты і славяне у 6-8 ст. Паселішчы на тэрыторыі Белпрусі. Гаспадарка. Гандаль. Рамёствы. Жыцце і заняткі. Вераванні старажытных балтау і славян.
В начале раннего средневековья в письменных источниках появляются точные сообщения о славян. Тогда у них распадался родовой строй. С 6 в. славяне расселились на территории Южной, средней и Восточной Европы. Потом они разделились на 3 большие группы: западные, восточные,южные. О пребывание и расселение славян на территории Беларуси в 5-8 в. отсутствуют. Основными данными для исследований является археологические источники. В сер. 1 –го тыс. н.э. в жизни населения средней и северной Беларуси происходят значительные изменения, которые произошли в материальной культуре. Культура штриховать керамики и днепро-двинская культура меняется банцеровской культурой. В днепровском басеене Понеманье обнаружено несколько десятков поселений 5-8 вв. На первой стадии существования данной культуры (5-6 вв.) население проживало только в селениях, расположенных по берегам рек и озер. Селения 2-го хронологического периода возникают в непосредственной близости к ранних городищ культур штриховать керамики и днепро-двинской культуры. Известный похоронах банцеровской культуры в грунтовых и курганных могильниках. Инвентарь погребений беден (стеклянные бусы, орнаментированные костяные изделия и т. д.). Как показывают раскопки ведущими отраслями хозяйства были землыробства и животноводство. Вспомогательную роль в обеспечении населения продовольствием играли охота и рыболовство. Были развиты домашние ремесла, черные и цветная металлургия, гончарство, прядение, ткачество, обработка шкур, дерева. Этнический состав населения 5-8 вв. в центральной и северной Беларуси окончательно не определены. Археологические материалы позволяют предполагать, что в формировании банцеровской культуры участвовали балтские и славянские племена.Вторая культура получила название – колочинская культура.Территория ее включает поречье Днепра и Сожа, верховья Сулы и басеен нижней Припяти. Памятники культуры – курганные и грунтовые могильники, городища. Городища укреплены валами и рвами. Поселения располагались у воды. Похоронный обряд – трупаспаленне. Колочинская культура датируется 5-8 вв.Исследователи считают культуру балто-славянской.Т. ч. в 5-8 вв. территорию Беларуси занимали племена восточных балтов, в массив которых проникали славяне. Только в 6-8 вв. на юго-западе Беларуси поселились племена древних славян.
Усходнеславянскія саюзы плямён ( крывічы- палачане, дрыгавічы, радзімічы).
В результате славяно-балтского синтеза в VIII - Х вв. возникли восточные общества. Это - дреговичи, радимичи, кривичи.Дреговичи занимали большую часткў Южной и значительную часть Средней Беларуси. В "Повести временных лет" отмечается, что они жили между Припятью и Западной Двиной. В их культуре преобладали славянские элементы. Речь была славянской. Однако в их тогдашней культуры зафиксирован и балтские элементы — спиральные перстни , змеегаловыя браслеты , подковообразные пряжки. Кбалтских истоков относится обычай захоронения покойников в деревянных гробах-теремов.Смешанное происхождение дреговичей в результате славяно-балтского синтеза зафиксировано и в названии этого сообщества. Корень ее, видимо, балтский. В литовском языке есть много слов с этим.Позже к бывшей основы было дададзона славянское "-ичи". А также от имени Дрыгавін. 3 географической особенностью территории дреговичей связано и происхождение слова "трясина" в русском языке, что в переводе на русский означает "тряснна".Радимичи, по сведениям из "Повести временных лет", занимали земли между Днепром и Десной. Основной ареал их расселения - бассейн р. Сож. Как и дреговичи, радимичи сформировались в результате смешения славянского и балтского населения^ ассимиляции последнего. В куль-туре преобладали славянские элементы. Язык был славянский. Вместе с тем в археологических памятниках отмечены и балтские элементы:шейные гривны, браслеты со стилизованными змеиными головами, лучевые пряжки.Летописная легенда о происхождении радимичей от мифической личности Радима отражает, на наш взгляд, скорее всего библейский света-взгляд автора этой легенды, чем существование настоящего человека. Здесь мы встречаемся с примером мифотворчества. По мнению ряда авторов (Н.Пилипенко, Г. Хабургаеў), термин "радимичи" обнаруживает близость с балтским термином "пребывание".Кривичи занимали север Беларуси и соседние районы Подвинья и По-дняпроўя (Псковщину и Смоленщину). Они жили в верховьях рек -Западной Двины, Днепра и Ловато - и были наиболее многочисленным восточнославянским населением. Культура кривичей делилась на две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую.В этническом облике преобладали славянские черты. Язык был сверхлегкий-вянскай. К балтских элементов в культуре кривичей нужно отнестибраслеты со змеиными головами, спиральные перстни, гривны балтского типа и т. д.Что до названия "кривичи", то существует несколько гипотез. Одни ученые (историк В. Ластовский) выводят название "кривичи" от слова "кровь";тогда ее можно понимать как "родственники по крови", "кровные". Известный историк С. М.Соловьев утверждал, что название "кривичи" связано с характером местности, которую занимало это сообщество. Большая группа ученых утверждают, что в названии "кривичи" сохранилось имя языческого першасвяшчэнніка Криво-Крывейты.Таким образом, сведения археологии, языковедения, антропологии свидетельствуют о том, что раннесярэдневяковыя этнические общности дреговичей, радимичей, кривичей сформировались в результате смешения, синтеза славянских и балтских групп населения. В их культуре и языке переплелись славянские и балтские элементы с преобладанием славянских рис. Именно кривичи, дреговичи, радимичи, а не следующие этнические сообщества удерживали в себе балтский субстрат.Дреговичи, кривичи, радимичи являлись территориальными куль-турна-этническими сообществами и не сформировались в народности. Они представляли собой не племена, как в раннем железном веке, а протанароднасці ("народцы") и одновременно начальные государственные образования, или протадзяржавы.Дреговичи, кривичи-полочане, радимичи постепенно втягивались в процесс формирования белорусской народности. Причем нужно отметить, что между славянами и балтами имели место и мирное сосуществование, и военные столкновения, и асіміляцыйныя процессы.