Религия в современном мире
Термин «религия» в переводе с латинского языка означает «связывание, повторное обращение к чему-либо». Существует множество определений понятия «религия», и отражают они разные позиции авторов. Так, атеист остановится на таком определении: «Это специфическая форма общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». Верующий человек определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Обществознание пытается дать нейтральное определение: «Религия — это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность». Или даже более короткое определение: «Религия — это вера в сверхъестественное». Ключевыми здесь являются понятия «вера» и «сверхъестественное». Вера — это субъективная убежденность в правоте чего-либо, согласие, внутреннее одобрение, личностное принятие какой-то идеи, ценности и т. п. Вера всегда связана с эмоциями, чувствами и укореняется, так или иначе, в бессознательном. Под сверхъестественным часто понимают нечто непонятное, недоступное сознанию, даже просто непознанное. Оно всегда связано с. чудом. Сверхъестественное в религии всегда связано с Богом, с божественным проявлением.
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Религия существует так же долго, как человечество. За это время оно выработало множество религиозных доктрин и учений. Своеобразные религии существовали в Древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии (христианство, ислам, буддизм).
Существуют различные подходы к изучению религии. Например, богословско-теологический подход — это подход к религии как бы изнутри, с позиции самой религии. Основой такого подхода служит религиозная вера. Понять религию, считают теологи, может только религиозный человек. Нерелигиозному человеку она просто недоступна.
Для богословско-теологического подхода к религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом. Таким образом, религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус.
Богословско-теологическому подходу к религии противостоят философский и научный способы объяснения религии как подходы «извне». Такой подход не означает обязательно негативную позицию в отношении религии. Он может быть реализован с той же целью, что и богословско-теологический подход, но опирается на иную методологию. Для нее характерен критический подход ко всем явлениям действительности, в том числе и к религии.
Необходимо отметить, что в реальной жизни существуют люди и с атеистическими взглядами. Эти взгляды при определенных условиях могут привести к пагубной практике воинствующего атеизма. Она осуществлялась в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий и нанесла много непоправимых бед духовному развитию общества.
Религиозные организации, духовенство и верующие способны внести позитивный вклад и в культурный процесс. Религия — закономерный результат развития культуры, ее необходимая составная часть на всех этапах человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств.
Культ— это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира. Его объектом выступают осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни. Содержание, значение и смысл религиозному культу придают соответствующие религиозные верования, догматы, идеи и мифы.
Различают две основные разновидности религиозного культа — магию (колдовство) и умилостивительный культ. Возникнув в первобытном обществе, магия впоследствии стала элементом всех религий. Умилостивительный культ обращен к духу или Богу. Субъектом культовой деятельности может быть религиозная группа или верующий индивид. Религиозная группа как субъект религиозного культа неоднородна. Она обычно состоит из лиц, осуществляющих руководство, — шаман, жрец, священник, пастор, проповедник и т.д., а также большой группы лиц, действующих под их руководством. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь и т. д.). На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы и эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. Средства и способы культовой практики имеют символичное значение. К элементарным культовым актам относятся поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы. Более сложные обряды — проповедь и молитва. Результатом культовой деятельности выступает удовлетворение различных потребностей.
Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии. Для религиозного мировоззрения характерно признание Бога или множества богов создателями и управителями мира.
Одной из первых форм религии был тотемизм (англ. — язык индейцев, букв, «его род»). Он возник тогда, когда основным занятием людей была охота и собирательство, появилась вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов с животными или с растениями. Суть его заключалась в поклонении животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов и магией (колдовством). От магии неотделим и фетишизм (фр. — заколдованная (магическая) вещь, идол, талисман). Это вера в магические свойства различных предметов. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас.
Тотемизм сменился анимизмом (лат. — душа), т. е. верой в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил душами весь окружавший его мир. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. Постепенно духи, боги приобретали все более антропоморфный характер (перенесение на богов качеств человека). Создаются первые политеистические религии (гр. — много и — бог). Позже на более высокой стадии появляются и монотеистические религии (гр. —один, единый и— бог). Одной из древних монотеистических религий был иудаизм.
Появляется церковь (гр. Божий дом) — религиозная организация, возникающая в определенных исторических условиях как средство упорядочивания отношений внутри религиозных объединений и их связей со светскими группами и организациями.
Элементами, способствующими образованию церкви, являются общее вероучение и религиозная деятельность (культовая и внекультовая). В результате этого возникает институт церкви как социальное явление — система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих.
В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и пр.), ценностей, образцов и санкций. Во многих церквах верующие делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре.
Каковы религии в современном мире?
Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:
— родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
— национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
— мировые религии; их всего три: христианство, буддизм, ислам.
Глобализация общественных процессов в XXI в. с особой остротой поставила вопрос о ценности каждой человеческой личности. Человек может быть целью для другого человека, но не средством. В связи с этим тот огромный духовный потенциал, который был накоплен различными религиозными учениями и организациями, в том числе и в нашей стране, может и должен быть использован для гуманизации общественной жизни.
Таким образом, религия способствует нравственному оздоровлению общества, моральному самосовершенствованию человеческой личности, очищению нравов, а значит, гуманизации общественных отношений в целом.
Нередко религиозные общины вносят значительный вклад в создание властных структур и восстановление утраченной государственности. Церковь может выполнять функцию объединителя наций. Политическое партнерство «мира нетленного» и «царства земного» взаимовыгодно. Заручиться поддержкой конфессий в сегодняшней политической ситуации стремятся правительства многих стран. Пытаясь добиться признания и доверия, государственная власть апеллирует к духовным ценностям, религиозным традициям, носителем которых выступает церковь. Сегодня, например, одна из главных ролей в политической жизни стран Латинской Америки принадлежит католической церкви. Под ее влиянием находится не только политическая система, но и формируется национальная культура и характер народов континента. Обладая солидными денежными ресурсами, церковь имеет собственные книгоиздательства, газеты, журналы, теле- и радиостанции. В Аргентине, Панаме, Бразилии она содержит за свой счет сеть образовательных учреждений, дополнительно проводя занятия по религии и в государственных школах. Брак, заключаемый в церкви, выполнением некоторых обязательных требований тождествен в данных странах гражданскому браку. Доходы церкви в Аргентине освобождены от налогообложения. А в Бразилии священнослужители, за исключением членов орденов, могут находиться на государственной службе.
Прочно укоренившиеся в народном сознании религиозные институты служат цементирующей основой национального единения и консолидации. Важное положение восточно-православной церкви в государственной сфере отразили конституции Болгарии и Греции, католической церкви — конституции Панамы и Боливии. Первоочередными мероприятиями бывших республик СССР, кардинально покончивших с атеистическим прошлым, стало восстановление храмов и культовых зданий, а также возвращение ценностей, ранее принадлежавших религиозным общинам.
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяются несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтеррирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
Мировоззренческую функциюрелигия реализует прежде всего благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, абсолюты, сточки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.
Религия выполняет компенсаторную функцию,восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, внешние отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением в религиозной группе. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в случае, когда психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.
Религия, обеспечивая общение, осуществляет коммуникативную функцию.Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения:
1) верующих друг с другом;
2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов (посредников) общения между людьми в литургии, молитве, медитации, и т. д.
регулятивная функция.Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.
Интегрирующе-дезинтегрирующая функцияв одном отношении объединяет, а в другом — разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция — ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию.Она способствует развитию определенных ее основ — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
Легитимирующе-разлегитимирующая функцияозначает узаконивание некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование —максиму (лат.— высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.
Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой живет и функционирует данное религиозное объединение.
Что касается мировых религий, то, как уже говорилось, к таковым относятся три основные религии: христианство, ислам, буддизм.
Буддизм— древнейшая мировая религия. Зародившийся в VI—V вв. до н. э. в Индии, он закрепился в сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока.
Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхы Гаутамы, которого называли Буддой, что означает «просветленный знанием». Гаутама жил в богатстве и довольствии. Толчком к душевному перерождению послужили три встречи. Ему попался на глаза немощный старик, затем — страдавший от болезни человек, и наконец, он увидел похоронную процессию. Так Гаутама впервые узнал старость, болезнь и смерть, что являлось уделом всех живущих. Это настолько потрясло царевича, что он тайно покинул дворец, в двадцать девять лет стал отшельником и умер восьмидесятилетним старцем в день своего рождения.
Суть его учения заключалась в следующем. Он считал, что жизнь и страдания неразделимы. Причиной этого являются желания и страсти людей. Избавление от страданий, следовательно, связано с отрешением от земных страстей и желаний. Будда учил, что после смерти человека, как и любого другого существа, происходит новое возрождение, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее. Исходя из этого, Будда учил, что необходимо вырваться из «круговорота бытия» через нирвану, т. е. достичь высшего бытия через отказ от земных страстей, удовольствий и желаний. Это есть путь к «спасению» человека и человечества.
В отличие от других религий, в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира. Свод священных книг буддистской религии носит название Типитака, что означает «Три корзины». Письменное изложение буддистского учения сделано монахами о. Цейлон в 80 году до н. э.
Сегодня в мире насчитывается около 500 млн буддистов. Они живут в основном в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. На территории России традиционными районами, где живут буддисты, являются Тува, Бурятия и Калмыкия. Буддийские общины есть и в Европе, и в Америке.
Христианство. История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. Однако человечество, перед тем как христианству стать мировой религией, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования. Возникновение монотеистических представлений среди верующих было одной из предпосылок появления христианства.
Христианство возникло в I веке в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя была классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. На его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.
Наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом, мессианством (вера в божественного посланца, призванного спасти людей) и эсхатологизмом (вера в гибель существующего мира в результате божественного вмешательства).
Новая религиозная система представляла собой противоречивый комплекс идей, часто даже логически не согласующихся между собой. Во многом это объясняется тем, что христианство зарождалось и развивалось в ходе контактов друг с другом Многих этносов и объединило многие «модели мира», выработанное в своеобразных социально-экономических, этнических и культурных условиях. Христианской религии нужно было пройти сложный путь приспособления к окружающему обществу, а обществу — пережить и осознать крах античных мировых порядков, чтобы эта религия смогла стать господствующей и государственной. Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных, угнетенных рабством. Оно воплотило в себе протест против существующего несовершенства человеческих отношений.
К основным догматам христианства относится учение о Троице. Единый Бог существует в трех лицах (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). У православных христиан Святой Дух исходит от Бога Отца (католики же полагают, что только от Отца и Сына). Краеугольным камнем христианства является вера в Спасителя — Иисуса Христа. Это и есть второе лицо Троицы — Бог Сын. Он имеет одновременно две ипостаси: божественную и человеческую. Еще одним догматом христианства является вера в загробную жизнь — в Царство Небесное и в Ад, куда попадают души праведников или грешников. Спасение людей связывается со страданиями и мученической смертью Христа, в чем выразилась его искупительная жертва. Второе же пришествие Христа связывается с концом света, воскрешением мертвых и Страшным судом.
Священной книгой христиан является Библия (от гр.— книга). Библия состоит из двух частей — Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии, священные книги иудаизма. Новый Завет — собственно христианская часть Библии. Она включает в себя четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния святых апостолов, Послания апостолов и наиболее древнюю новозаветную книгу — Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова.
Христианство прошло долгий и сложный путь своей истории: уже в IV в. н. э. император Константин уравнял христианскую религию с другими религиями Римской империи. В 1054 г. христианство разделилось на два течения — римско-католическое и православное. В XVI в. в Европе началась Реформация и появляется третье направление — протестантизм. И православие, и католицизм признают семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм, лютеранство.
Сегодня христианами считают себя 1 млрд. человек (преимущественно в Европе и в Америке). Христианство (католицизм и протестантизм) — духовный корень всей западной цивилизации. В своей православной форме христианство дает духовный хлеб славянскому миру. В целом же христианство представлено на всех континентах.
Ислам (мусульманство) — самая молодая мировая конфессия. «Ислам» в переводе с арабского означает «покорность единому Богу-Аллаху всемогущему», предопределяющему судьбу и жизнь человека. Ислам с момента своего возникновения (VII в., Аравийский полуостров) выступил на исторической сцене как своеобразный синтез религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний, что обусловило создание на его основе централизованного государства (халифат). В этой религии жизнь не разделяется на религиозную и светскую. Поэтому ислам — и вера, и образ жизни. Его возникновение было обусловлено образованием классового общества и государства у арабов.
К началу VII в. перед арабами встала задача объединения. Основа для этого уже существовала: между арабскими племенами сложились экономические связи. Появилась потребность в сильном государстве, которое, объединив племена, сумело бы обеспечить жизнедеятельность арабского общества. Однако кроме этих объективных условий необходима была и некая культурно-идеологическая платформа, способная сплотить арабов. Такой платформой и являлся ислам, у истоков которого стоял Мухаммед. В 610 году он объявил себя посланником единого Бога (Аллаха).
Основа мусульманского вероучения — Коран представляет собой обработанные записи высказываний Мухаммеда. В вероучении сторонников Мухаммеда большое значение играет Сунна — сборник назидательных рассказов о жизни пророка и Шариат — свод принципов, правил поведения, обязательных для мусульман.
Религию ислама исповедуют сегодня около 1,5 млрд. человек. Ислам — доминирующая религия на Ближнем Востоке, в Северной Африке. Большинство арабов — мусульмане. Традиционные исламские регионы на территории России — Татарстан, Башкортостан, северокавказские республики.
Мораль в обществе
Слово «мораль» в латинском языке означает «нравственный».
Философскую науку, предметом изучения которой является мораль, нравственность, называют этикой (лат. — гр.— обычай, характер). Этика выясняет место и роль морали среди других феноменов культуры (таких как наука, политика, право, экономика, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие, обосновывает различные ее системы.
Как правило, различают близкие понятия «мораль» и «нравственность». Эти различия основываются на противопоставлении того, что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного), и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего). Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни — в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях. В понятие «нравственность» вкладывается более житейское, приземленное значение, включающее принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высоких моральных норм значительно смягчена. Нравственность отражает глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности. Мораль, таким образом, активно противостоит реально практикуемым нормам, она понимается как совершенство, как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. При анализе вопроса о развитии морали, ее происхождении необходимо иметь в виду, что нормы и правила морали формируются историческим путем. Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом. При родовом строе порядок поддерживался системой табу (жестких запретов, например на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и т. д.). На основе табу постепенно складывались обычаи и традиции. Обычаи и традиции опирались на авторитет общественного мнения, они распространялись только на членов данной общины или некоторой группы, четко регламентировали, когда, что и как надо делать человеку в конкретных условиях, не предоставляя ему выбора, поскольку обычаи и традиции общины были единственными нормами поведения. Через подражание и следование образцам поведения индивид включался в жизнь своего племени, исполнял наиболее существенные для человека ритуалы, тесно связанные с обычаем,— ритуалы рождения, заключения брака, обработки земли, охоты и т. д.
Таким образом, обычаи и традиции — это совокупность образцов поведения, которым человек следует потому, что так делали его предки. В традиционном обществе за нарушение традиции обычно сурово карали. И в наше время некоторые традиции и обычаи оказывают сильное регулирующее воздействие на людей. С разложением первобытно-общинного строя, освобождением индивида от монолитной опеки общины появляется потребность в новых, индивидуальных средствах ориентации в жизни. Личный выбор, самоопределение личности приобретают все большее значение. Вместе с тем постепенно формируются универсальные моральные правила, выходящие за пределы одной общины. В отличие от обычаев, мораль тяготеет к всеобщим правилам, опирается на сформированные к этому времени идеи добра и зла, а не только на общественное мнение, ориентирует человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение. Появление морали свидетельствует о довольно высоком состоянии человеческого общества и прорыве в области духа и человеческих отношений. Мораль— это, в принципе, проявление коллективной воли людей и попытка согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм, правил, оценок.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него. Это прежде всего нормы поведения(«не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и т. д.), различные моральные качества(доброжелательность, мужество, справедливость, мудрость и т. д.); нравственные принципы(коллективизм — индивидуализм, эгоизм — альтруизм и т. д.), выбирая которые, мы определяем моральную ориентацию в целом, осуществляем принципиальный выбор в определенной системе моральных норм, правил и качеств; морально-психологические механизмы самоконтроляличности (долг, совесть); высшиеморальные ценности,составляющие основу нравственной ориентации человека (смысл жизни, свобода, счастье). Важнейшее место в структуре этики занимают идеалы, которыми проверяется намеченная линия поведения и принципы поведения человека.
Моральный идеал— это идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально-обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего». Идеал, идеальный образ, высшая невоплощенная нравственная цель определяют способ мышления и деятельности человека или общественной группы. Человек является единственным существом, действующим по «внутренней цели». Его стремление к идеалу бесконечно и безгранично. Все время приближаясь к нему, человек понимает, как далек от совершенства. Несмотря на то что осуществление идеала в реальной жизни вряд ли возможно (ибо это означало бы полное и абсолютное преодоление всех противоречий между индивидом и обществом), все же моральный идеал указывает нам направление на высшую цель, дает возможность обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию, к саморазвитию.
Собственное, личностное понимание высших идеалов — это предпосылка к нравственному самосовершенствованию. В человеческой культуре ориентация на идеалы способствует поиску все новых идеалов общественной жизни, нравственных поступков, которые могут превратиться в эталоны поведения людей в будущем.
Чем динамичнее развивается общество, тем активнее в культуре вырабатываются соответствующие идеалы и образцы, обеспечивающие изменение и развитие устоявшихся стереотипов и шаблонов социальной деятельности, способов осмысления окружающего мира.
Рассогласование складывающихся в обществе моральных норм поведения и идеалов, потребность в их смене, потерю идеалов человек переживает очень болезненно, это становится для него тяжким бременем и испытанием, ибо свидетельствует о кризисном состоянии общества, о временной утрате нравственной перспективы. Критерии моральности поведения начинают расплываться и угасать, многие ценности в такие моменты рушатся и переосмысливаются.
Тем не менее, как показывает история человеческой культуры, преодоление кризиса морали неизбежно, поскольку большинство людей, несмотря ни на что, продолжают ориентироваться на простые общечеловеческие нормы нравственности.
Созидание высокогуманной общечеловеческой морали становится важнейшей задачей в XXI веке.