Рекомендации по подготовке научных статей, тезисов для участия в научно-практических студенческих конференциях

Наиболее распространенным видом студенческих публикаций являются тезисы докладов и выступлений, отражающие в краткой и информативной форме оригинальные научные идеи по определенной тематике.

Научная статья – это законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме, входящей в круг проблем, связанных с исследуемой темой.

Научная статья должна отвечать следующим принципам:

- название статьи отражает основную идею ее содержания;

- в статье поднимается и по возможности решается актуальная научная проблема;

- обозначается степень разработанности данной проблемы;

- приводится фактический материал, собранный автором статьи;

- аргументировано, с соблюдением законов логики излагается позиция автора;

- завершается статья четко сформулированными выводами.

1.10. Самостоятельная подготовка к публичным выступлениям и проведению дискуссии

Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, определенную последовательность частей. Тема должна быть сформулирована так, чтобы содержала в явном и скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, проблему. После формулировки темы, надо разделить объем понятия, то есть выделить составляющие того понятия или явления, о которых идет речь. Эти составляющие станут элементами плана выступления, основой всего выступления.

Выступление может иметь разные части: 9 частей (как в классической риторике) или три части (что более традиционно). Трехчастная композиция (вступление, основная часть, заключение) облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Во вступлении обычно ставится проблема и сообщается главная мысль. В основной части приводятся аргументы в защиту основной идеи. В заключении подводятся итоги, повторяется основная мысль. Эта структура должна легко обнаруживаться слушателями, быть понятной для них. Чтобы добиться этого. Надо обозначать структурные части выступления особыми средствами (начну с…, теперь о …, и наконец…, в заключение отмечу, что…, во-первых, во-вторых и под.).

Наиболее важная информация подается с учетом «закона края» (лучше запоминается информация в начале и в конце выступления). С учетом этого эффективно применение рамочных конструкций выступления (Цель нашего выступления – показать, что…и так, мы установили, что…).

Особое внимание должно быть уделено подбору аргументов. Наиболее сильными в большинстве случаев оказываются следующие аргументы:

- научные аксиомы;

- положения законов и официальных документов;

-заключения экспертов;

- ссылки на авторитеты;

-показания очевидцев;

-статистические данные.

Необходимо помнить, что основное в аргументации – не количество аргументов, а их сила (недаром латинская пословица утверждает: Доказательства следует не считать, а взвешивать). Оптимальным числом аргументов при доказательстве какого-то факта психологи считают три.

При подготовке к публичному выступлению и дискуссии целесообразно ориентироваться на основные рекомендации, выработанные риторикой – наукой об убеждающей речи. Различные жанры публичных выступлений (лекция, доклад, участие в дискуссии) требуют разных приемов подготовки, но есть в риторике и общие правила подготовки любого публичного выступления:

- решительное начало выступления;

- сдержанная эмоциональность;

- краткость (но не в ущерб содержанию);

- диалогичность;

- разговорность;

-установление и поддержание контакта с аудиторией;

-прозрачность (понятность) главной мысли;

-решительный конец.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена, произнесена уверенно и выразительно; она должна быть четкой и понятной для слушателей.

Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, что вам самому небезразлично то, о чем вы говорите, выступление ни в коем случае не должно быть монотонным, но эмоциональность должна быть сдержанной.

Необходимо уложить в отведенный регламент. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

Выступление должно во многих своих фрагментах напоминать диалог со слушателем, иметь черты беседы, когда оратор задает вопросы (обычные или риторические), выслушивает ответы, реагирует на поведение аудитории.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорный, выступление должно носить характер непринужденной беседы.

Очень важен контакт с аудиторией. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции слушателей, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог.

Главную мысль желательно передать разными способами не менее двух-трех раз в ходе выступления

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным. Заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать; ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать. Чтобы произнести без запинки, четко и понятно.

Публичное выступление – это устная речь, поэтому необходимо таким образом поработать над текстом выступления, чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. В выступлении должны преобладать не малоупотребительные книжные, научные и официально-деловые слова, а более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные. Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции, целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов, поскольку все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении: 1. цифр должно быть немного, тогда они выглядят убедительными для слушателей; 2. цифры лучше округлять; 3. статистические данные нужно давать в сравнении или в пропорции; 4. нужно точно указывать источник приводимых статистических данных.

Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Следует голосом, интонацией подчеркивать главное в речи. Убедительности речи способствуют риторические фигуры. Сильной риторической фигурой считается риторический вопрос, поскольку он ненавязчиво внушает необходимую идею. Следует помнить и о том, что слишком большое количество фигур в устной речи либо их однообразное применение способны дать обратный эффект. Поэтому применять в устной речи риторические фигуры следует с осторожностью. Все перечисленные умения и качества хорошей речи оратору необходимо тренировать.

II. Решение задач и практических ситуаций. Подготовка к тестам, деловым (ролевым) играм.

Наши рекомендации