Тема 5. Конституционные основы гражданства Российской Федерации

Гражданство государства является элементом правового статуса личности в качестве предпосылки обладания правами и свободами. Правовую основу конституционно-правового института гражданства составляют Конституция РФ, Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 года), Федеральный закон от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 и ряд других документов. Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Подробно следует остановиться на рассмотрении принципов гражданства.

1. Принцип равного гражданства: нормы, регулирующие гражданство, не могут содержать дискриминационных положений. Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

2. Принцип единого гражданства: каждый гражданин обладает на территории России всеми правами и свободами и несет обязанности, предусмотренные конституцией РФ.

3. Принцип запрета на лишение гражданства или права на его изменение: гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

4. Сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами государства: Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.

5. Принцип поощрения приобретения гражданства РФ лицами без гражданства. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства; Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

6. Принцип двойного гражданства (ст. 62 Конституции). Двойное гражданство - наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства; иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства. Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Таким образом проявляется негативное отношение государства к двойному гражданству, отраженное и в Европейской конвенции о гражданстве. Принцип «эффективного гражданства» означает возможность выбора и приобретения гражданином гражданства другого государства, так как запрет такого приобретения противоречил бы правовому статусу личности в демократическом государстве, однако нормы о двойном гражданстве регулируют этот институт таким образом, что обладание иным гражданством не дает лицу каких-либо повышенных благ или гарантий, поэтому более выгодно иметь свое родное гражданство, не обременяя себя дополнительными обязанностями.

7. Защита и покровительство гражданам, находящимся за пределами страны. Гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, предоставляются защита и покровительство РФ.

Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией, ФКЗ, ФЗ общепризнанными принципами и нормами международного права, МД, законами и правилами государств проживания или пребывания, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

8. Принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака.

Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

9. Принцип невозможности выдачи граждан иностранному государству: гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

10. Защита прав детей при выборе или изменении и прекращении их гражданства.

Гражданство является примером конституционно-правового отношения – состояния. Такими же правовыми состояниями являются состояние безгражданства, двойного гражданства, иностранного гражданства, состояние лица, получившего право политического убежища, беженца, вынужденного переселенца.

Отдельное внимание нужно уделить изучению оснований приобретения и прекращения гражданства. Закон содержит их исчерпывающий перечень. Так, основаниями приобретения гражданства являются: приобретение гражданства по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; иные основания. Российский законодатель в основу регулирования оснований приобретения гражданства положил разумное сочетание «принципа крови», в соответствие с которым гражданство приобретается в случае наличия гражданства государства у обоих родителей или одного из них, и «принципа почвы», в силу которого гражданством наделяется лицо, родившееся на территории государства. Студентам необходимо найти подтверждение этому в нормах закона. Что же касается порядка приема в гражданство, нужно изучить нормы общего и упрощенного порядков.

Приступая к изучению вопросов о конституционных основах статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, нужно выяснить легальное понятие и виды иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основа правового регулирования данного вопроса – Федеральный закон от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который устанавливает для иностранцев такой же конституционный статус, какой имеют граждане Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Наиболее полная и объективная классификация дается В.Ф. Цепелевым (Уголовная ответственность иностранных граждан. М., 1992. С. 6.), который всю совокупность находящихся в стране иностранцев классифицирует следующим образом.

1. По характеру правовой связи с государством гражданства (подданства) выделяются иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

2. По степени подчиненности юрисдикции государства пребывания различаются:

а) иностранцы, полностью подчиненные юрисдикции принимающего государства, в частности: иностранные граждане, не обладающие какими-либо иммунитетами и привилегиями; лица без гражданства; политические эмигранты; журналисты. Причем журналисты выделены в силу их особого социально-правового положения с учетом Хельсинских соглашений и других нормативно-правовых документов;

б) иностранные граждане, освобожденные от юрисдикции государства пребывания. Среди них: лица, обладающие полным иммунитетом; лица, обладающие иммунитетом частично в силу многосторонних соглашений; лица, обладающие иммунитетом частично на основе двусторонних соглашений с зарубежными странами.

3. По длительности пребывания иностранцев в стране можно выделить:

а) кратковременно пребывающие в стране: иностранные граждане, следующие транзитом; иностранные туристы; члены зарубежных делегаций, приехавшие в порядке научно-технического, культурно-спортивного обмена; члены делегаций зарубежных общественных организаций; члены экипажей торговых и пассажирских судов, самолетов гражданской авиации; члены бригад международных поездов;

б) длительно пребывающие в стране: иностранные учащиеся, студенты, практиканты и стажеры; иностранные специалисты и рабочие, прибывшие по межправительственным соглашениям; представители иностранных фирм, авиакомпаний и контор (бюро) по туризму; лица, приезжающие по частным делам, иностранные журналисты;

в) постоянно проживающие в стране иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство и прописку, как правило работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях. Сюда могут быть отнесены и эмигранты, получившие убежище в стране.

4. По цели пребывания иностранные граждане делятся на:

а) прибывших по служебным делам с целью осуществления дипломатических или консульских функций, политических, деловых и культурных связей, работы по межправительственным соглашениям, журналистских поручений, на учебу, стажировку, практику и т.д.;

б) прибывших по общественным делам;

в) прибывших по частным (личным) делам в качестве туристов, по приглашениям родственников, знакомых и т.п.;

г) следующих транзитом через территорию бывшего СССР.

Студентам надлежит изучить классификацию, данную в федеральном законе о гражданстве и сравнить ее с вышеприведенной. Закон выделяет три категории в зависимости от времени проживания на территории РФ: временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие. Иностранные граждане, относящиеся к разным категориям, обладают разным объемом прав и обязанностей.

Далее, в рамках этой темы необходимо остановиться на статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших политическое убежище. Их конституционный статус базируется на положении ст. 63 Конституции, согласно которому выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением, Конституцией РФ не допускается.

Статус беженцев и вынужденных переселенцев. Легальные определения данных лиц содержатся в федеральных законах, осуществляющих специальное правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Нужно обратить внимание, что, помимо прочих признаков, эти категории лиц различаются наличием или отсутствием российского гражданства. Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Наши рекомендации