СМИ с точки зрения их политических возможностей и охвата целевых аудиторий

Телевидение

По данным Национальной ассоциации телевещателей, в начале 2000-х годов в России насчитывалось около 100 государственных и около 150 негосударственных телекомпаний; 9 телевизион­ных каналов, принимаемых более чем половиной населения страны; в 200 городах России действовали по 10-12 от­крытых телеканалов.

По охвату аудитории телевидение подразделяется на: общероссийские, региональные и местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

У телевидения самый большой охват целевых аудиторий. Телевидение информативно, зрелищно, популярно, а главное – уникально. Движущиеся образы плюс звуковая информация, зрение плюс слух – воздействие на зрителя осуществляется сразу по двум важнейшим каналам восприятия. Таким образом, ТВ создает эффект присутствия – несравнимо больший, чем радио или газета. Зритель знает, что передачу вместе с ним смотрят миллионы (в крайнем случае, десятки тысяч) людей, и все равно воспринимает выступление с экрана как непосредственное обращение к собственной персоне. Людская психология: больше склонны верить увиденному, чем прочитанному или услышанному.

У телевидения большие политические возможности. Если речь идёт, например, о федеральной президентской компании, то доминирующую и определяющую роль в ней играют охватывающие до 99% телезрителей каналы «Первый» и «Россия»

Радио

Радио в целом используется в PR-целях в меньшей степени, чем теле­видение, хотя потенциал для такого использования довольно высок. Это­му способствует полифоничность радиоэфира.

В России существуют каналы уверенного приёма: «Радио России», «Радио Маяк». Однако такие каналы не являются самыми популярными, основными слушателями этих радиостанций являются пенсионеры и домохозяйки. Лидирующие места в рейтинге радиочастот занимали радио­станции FM-диапазона: «Русское радио», «Радио Шансон», «Европа плюс», « «Радио-7 (На семи холмах)» и др. Вещание данных радиостанций сводится к следующему содержанию: популярная музыка разных стилей и направлений, городские справки и прогноз погоды, новостные программы, радиореклама.

Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, кото­рые позволяют делать его вездесущим и общедоступным. Люди могут одновременно заниматься другими делами и слушать радиопередачи, по­лучая исчерпывающую информацию о происходящих событиях и за ру­бежом, и в стране, и в родном городе, и даже на предприятии (если имеется заводское, фабричное или корпоративное радиовещание). Радио в Рос­сии осталось по содержанию программ дискуссионным и интерактив­ным, сохраняет прямой эфир и возможность непосредственного общения с целевыми аудиториями радиослушателей.

Печатная пресса

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуни­кациям, на начало 2005 года в России было зарегистрировано более 45 тысяч периодических изданий, в том числе около 26 тысяч газет и более 16 тысяч журналов.

По времени выхода газетно-журнальных изданий и их периодичности печатные СМИ делятся на: ежедневные газеты, еженедельные газеты и журналы и ежемесячные журналы.

С точки зрения PR – воздействия ежедневные газеты эффективны для представления целевым аудиториям оперативных информационных сообщений, еженедельные газеты и журналы – для аналитических и публицистических материалов. Ежемесячные журналы требуют еще большей основательности и глу­бины анализа, лучшего иллюстративного материала.

Другое основание для классификации изданий – территория выхода и распространения. Здесь выделяются следующие типы изданий: центральные, общенациональные (федеральные), республиканские, областные, краевые, городские, районные, ведомственные.

Выбор издания для PR-кампании по данной классификации опреде­ляется масштабами кампании. Так, PR - кампании, связанные с выбора­ми президента РФ, требуют привлечения в основном центральных изда­ний; PR кампании по выборам в законодательные собрания регионов, по выборам мэров городов – региональных СМИ.

При составлении различного рода медиакарт имеет смысл классифицировать СМИ и по другим показателям – целевым группам и интересам читателей, на­пример: женские, семейные, медицинские, спортивные и др. Издания, ориентированные главным образом на указанные града­ции, называются специализированными. Работающие в них журна­листы зачастую объединяются в профессиональные ассоциации и клубы

Среди функций СМИ выделяют следующие:

1) информационную (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях);

2) комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

3) познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

4) функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью);

5) гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата).

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Между журналистом – коммуникатором и аудиторией – реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законодательно наказуемо во всех странах мира. Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой – воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их – залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами.

СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д.

Основные направления деятельности СМИ:

1) удовлетворение информационных интересов общества;

2) обеспечение гласности;

3) изучение и формирование общественного мнения;

4) организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5) поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6) воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

5. Взаимодействие органов местной власти и хозяйствующих субъек­тов со СМИ. Виды материалов для СМИ

Деятельность структур по связям с общественностью и пресс-служб в сис­теме местного самоуправления

Местные органы управления обычно ближе к организации, чем цен­тральные органы государственного управления. Совещания местных органов государственного управления обычно ме­нее доступны средствам массовой информации. На местном уровне госструктуры также ведут работу с общественностью – это и выступления в местных средствах массовой информации, форумы и встречи с людьми.

Организация и реализация взаимодействия государственных органов со средствами массовой коммуникации и, естественно, с институтами гражданского общества являются важнейшими задачами служб, осуществляющих информационный обмен.

Организационно пресс-службы либо включены в структуру ведомственных PR-подразделений, либо находятся в составе ин­формационно-аналитических управлений, либо являются отно­сительно самостоятельной структурной единицей ведомства. Обеспечение связей с гражданами и их объединениями является основной целевой функцией в деятельности пресс-служб и служб по связям с общественностью в органах власти. Этот принцип отражён в нормативных документах, регламентирующих деятельность информационных подразделений в администрациях краёв и областей.

Функциональные принципы работы пресс-служб органов власти:

1) информирование граждан о решениях, принимаемых органом власти, о его текущей деятельности перспективах;

2) обеспечение гласности, открытости деятельности органов власти;

3) содействие реализации законодательства;

4) анализ и экспертиза общественно-политических процессов, мониторинг СМИ;

5) содействие становлению институтов гражданского общества.

Наши рекомендации