Предмет, нормы и институты конституционного права РФ
Конституционное право как ведущая отрасль в системе Российского права.
Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.
Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью".
Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами Федерации и ее субъектов.
Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.
Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.
Нормы Конституции - основного источника конституционного права - являются исходными для всех отраслей права.
Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.
Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.
Предмет, нормы и институты конституционного права РФ.
1.Понятие. Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества.: основы конституционного строя Р.Ф. , основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему гос. власти и систему местного управления.
Предмет. Предметом конституционного права называют общественные отношения. Особенность предмета конституционного права, по сравнению с другими отраслями состоит в том, что он включает отношения, складывающиеся, по сути дела, во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Однако к предмету данной отрасли относятся только те общественные отношения в этих сферах, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из этих сфер.
Итак, предмет конституционного права регулирует такие общественные отношения как:
1.Общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. Т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества (суверенитет, форма правления, форма гос. устройства, субъекты гос. власти и способы ее реализации). Основополагающие общественные отношения, определяющие устройства гос., общества, и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ обобщаются понятием « Основы конституционного строя».
2.Общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений и гос. Т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и гос., гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.
3.Поскольку Россия Федеративное государство, то объективно существует широкая сфера о ношений между Федерацией и ее субъектами.
4.Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления: виды органов гос. власти, правовой статус главы гос. , органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.
Конституционное право не имеет своего специальногометода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:
1. императивного;
2. диспозитивного.
Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право
2.Нормы.Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловлены их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются самой отраслью права. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) Содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены.
2) Источниками,в которых они выражены.
3) Своеобразием видов:среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в др. отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются.
4) Учредительным характеромсодержащихся в ней предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок:
- определяют формы основных нормативно правовых актов.
- Порядок их принятия и опубликования
- компетенция гос. органов в сфере правотворчества
- наименование применяемых ими правовых актов.
- нормы к.п. определяют и саму систему органов публичной власти.
5) Особым механизмом реализации,которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Р.Ф.)
6) Специфическим характером субъектов,на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать: народ, государство, нации и народности, представительные (законодательные) органы гос. власти.
7) Особенностями структуры:для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция, санкция. В к.п. нормах есть гипотеза и диспозиция и в редких случаях санкция.
Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:
1) Посодержанию,т.е. по кругу регулируемых общественных отношений.
2) По юридической силе. (Высшей юридической силой обладают конституционно-правовые нормы. Ни один закон не должен противоречить конституции)
3)По территории действия.( Нормы действующие в республиках, областях, муниципальных образованиях)
4)По характеру предписания:
- Управомочивающие нормызакрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов.
- Обязывающие нормызакрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.
- Запрещающие нормысодержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.
5) По степени определенности предписаний.По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивные нормы – предусматривают возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
6) По назначению в механизме правового регулирования.По этому основанию принято различать:
Материальные нормы – предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений.
Процедурная норма – определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Эти нормы устанавливают порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов.
Институты.Совокупность родственных правовых норм именуется конституционно-правовым институтом.Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
1. основы конституционного строя;
2. права и свободы человека и гражданина;
3. федеративное устройство;
4. избирательная система (избирательное право);
5. президентская власть;
6. законодательная власть;
7. исполнительная власть;
8. судебная власть;
9. государственная власть в субъектах РФ;
10. местное самоуправление;
11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.