Глава 1 теория конституционного права как науки 4 страница
2. Структура субъективного права
1. Право-поведение | Право совершать определенные поступки |
2. Право-требование | Право требовать от обязанного лица определенного поведения. Каждый обладатель прав человека вправе требовать от государства признания и выполнения международных стандартов прав человека |
3. Право-притязание | Право в случае необходимости обратиться в государственные органы для принудительного осуществления своих требований. Человек вправе обратиться за защитой своего права не только в государственные органы, но и в международные организации, например, в Комиссию по правам человека ООН, в Европейский суд по правам человека |
4. Право-пользование | Право управомоченного лица пользоваться социальным благом. Права человека направлены к обладанию наиболее пенных благ личности, без которых она не может существовать (жизнь, достоинство, личная неприкосновенность, свободный труд и т.д.) |
3. Классификация прав человека
1. С точки зрения генерационного[34] основания | а)первое поколение[35] прав человека | Первым поколением прав человека традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, которые отражают так называемую негативную свободу – обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Речь идет о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры |
б) второе поколение | Это социально-экономические права человека (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и др.). Они сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые «позитивные» права) | |
в) третье поколение | В период после Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность этих прав, по мнению профессора Е.А. Лукашевой, состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией). Подобная точка зрения высказана и К. Васаком, который к третьему поколению прав относит только коллективные права, основанные на солидарности: право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию | |
г) четвертое поколение | Существуют две точки зрения по поводу того, какие права входят в четвертое поколение. Первая точка зрения исходит из того, что права человека четвертого поколения связаны с клонированием и другими открытиями в области биологии (Ф.М. Рудинский). Вторая исходит из того, что это поколение состоит из права на информацию и информационные технологии (Ю.А. Дмитриев) | |
2. В зависимости от содержания | а) личные или гражданские права | это свобода человека принимать решения независимо от государства (например, право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.) |
б) политические права | это свобода действий граждан по участию в формировании органов государственной власти и самоуправления, а также участие в их деятельности (например, право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.) | |
в) экономические права | связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг (например, право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.) | |
г) социальные права | призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек- может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей (например, свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по нетрудоспособности, право на пенсию, право на охрану семьи, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.) | |
д) культурные права | обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом (например, право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.) | |
3. В зависимости от соподчиненности | а) основные права | Наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу национального правового статуса личности. Они признаются и защищаются государством как необходимое условие его существования. Основные права зафиксированы в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных (дополнительных) прав. Например, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право частной собственности, участие в управлении обществом и государством и др. права, закрепленные в Конституции РФ; право каждого на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, право свободно выражать свое мнение и др. права, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. |
б) производные или дополнительные права | все права и свободы в той или иной сфере производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в конституции государства. Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепленных иными отраслями права. Например, право на заключение, изменение и расторжение трудового договора, закрепленное в Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ и др. | |
4. В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству | а) права российских граждан б) права иностранных граждан в) права лиц с двойным гражданством (бипатридов) г) права лиц без гражданства (апатридов) | |
5. В зависимости от степени распространения | а) общие права | присущи всем гражданам |
б) специальные права | зависящие от социального и служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр. | |
6. В зависимости от характера субъектов | а) индивидуальные права | например, право на жизнь, труд и т.п. |
б) коллективные права | Это права народа, нации, общности, ассоциации. Например, право на забастовку, митинги и др. Они не могут противоречить индивидуальным правам. Права нации, коллектива, общества часто абстрактны, отвлеченны, неясны. Кроме того, их выражают люди, а они могут заблуждаться, ошибаться, злоупотреблять. Поэтому чаще всего права человека – это индивидуальные права | |
7. В зависимости от роли государства в их осуществлении | а) негативные права | (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) |
б) позитивные права | (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав) | |
8. В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности | а) права в сфере личной безопасности и частной жизни б) права в области государственной и общественно-политической жизни в) права в области экономической, социальной и культурной деятельности |
4. Классификация конституционных обязанностей
Общие | Распространяются на все без исключения группы населения. Их выполнение обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности – средствами административного и уголовного права | соблюдение Конституции РФ и федеральных законов (ч. 3 ст. 15), уважение прав и свобод других лиц, а также несение иных установленных законом обязанностей |
получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43) | ||
забота о сохранении исторического и культурного наследия, сохранение памятников истории, культуры, природы (ч. 3 ст. 44) | ||
сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам страны (ст. 58) | ||
Конкретные | Этот круг обязанностей адресован конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным | забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38) |
плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57) | ||
воинская обязанность (ст. 59) |
5. Подходы к правам человека
Позитивный | Естественно-правовой |
При позитивистском подходе Конституция РФ закрепляет учрежденные государством права и свободы в основном в социально-экономической и культурной сферах, а также «содержит позитивное закрепление широкого перечня прав и свобод, определяет систему гарантий и механизмов их защиты» | Естественное право как основа норм и принципов общепризнанных прав человека включает в себя идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти. Применяя естественно-правовой подход, Конституция России «признает автономию личности, ее право на невмешательство в сферу очерченной правом свободы личности, ставит заслон всевластию государства и его посягательствам на развитие свободы и индивидуальности личности» |
Подобное сочетание двух противоборствующих доктрин положительно сказалось на концепции Конституции РФ. Время доказало, что каждая из этих концепций в отдельности неспособна привести к созданию таких моделей общественного развития, которые удовлетворяли бы глобальным целям человеческой жизни, таким как свобода личности и социальная справедливость, духовное и материальное благосостояние для всех индивидуальных и коллективных субъектов. Подтверждением такого сочетания двух доктрин служит ст. 17 Конституции РФ, ч. 2 которой с очевидностью отражает естественно-правовую концепцию прав человека: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождении». Однако уже в ч. 3 этой статьи содержится следующая оговорка: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» |
6. Международные документы по правам человека
Виды | Понятие и характеристика | Примеры |
1. Договор | это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении, или на международной конференции путем голосования. Согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором государства условились. Присоединяясь к договору, государство принимает на себя обязательство выполнять оговоренные в нем обязанности и добросовестно обеспечивать соответствие своих национальных законов положениям договора. При присоединении к международному договору по правам человека государство вправе: - делать оговорки, т.е. односторонние заявления о том, в какой степени то или иное положение договора будет применяться в данном государстве; - интерпретировать отдельные положения договора в случае, если считает их двусмысленными или недостаточно ясными. - делать заявления (декларации), подтверждающие готовность государства выполнять то или иное ее положение[36] | Например, Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (пакт Рериха) (Вашингтон, 15 апреля 1935 г.), Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 г.), и др. |
2. Конвенция | это соглашение, в соответствии с которым государства обязуются взять на себя и обеспечить исполнение на своей территории зафиксированных в конвенции положений. Государство подписывает конвенцию, а затем национальный парламент ратифицирует ее, причем временной интервал между подписанием и ратификацией может быть значительным (до нескольких лет). Большая часть конвенций по правам человека вступает в силу только после того, как к ним присоединяется минимально необходимое количество государств. Конвенции и другие договоры по правам человека могут содержать положения о возможности ограничения прав и свобод, признаваемых этими договорами | Например, Конвенция о техническом и профессиональном образовании (Париж, 10 ноября 1989 г.), Конвенция № 169 о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Женева, 27 июня 1989 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (18 декабря 1979 г.), Конвенция № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 23 июня 1981 г.) и др. |
3. Пакт | одно из наименований международного договора (идентичное ему) | Например, ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе»[37] |
4. Протокол | 1. Документ, составленный по определенной форме и содержащий запись выступления участников собрания (совещания) и принятые решения | Например, протоколы к Конвенции о защите прав человека и основных свобод |
2. Акт, составленный должностным лицом и содержащий описание произведенных им действий и установленных фактов | ||
3. В международном праве – официальный документ, чаще всего прилагаемый к основному договору | ||
4. Совокупность правил и обычаев, регулирующих порядок совершения дипломатических актов, переговоров и пр. | ||
5. Рекомендация | совокупность определенных идей и способов их осуществления (как правило, по определенной проблематике), в целом одобренная несколькими государствами и рекомендуемая к использованию для всех государств v | Например, Международные рекомендации по статистике труда 1994 г. Международной Организации Труда |
6. Правила | это свод условий, которые должны соблюдать страны, подписавшие их | Например, Гаагские правила международных перевозок грузов, принятые на конференции в Гааге в 1924 г. |
7. Декларация | 1. Документ, содержащий определенную информацию | Например, Декларация о праве народов на мир (принята резолюцией 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1984 г.); Декларация о праве на развитие (принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г.); Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления власти (принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г.) |
2. Официальное заявление от имени государства, правительства, партии, организации или частного лица; торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены | ||
8. Принципы | формируемые в однородные группы нормы, регулирующие отношения в определенной сфере | Например, Основные принципы обращения с заключенными, принятые резолюцией 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. |
9. Хартия | 1. Документ публично-правового и политического характера | Например, Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., Горная хартия государств-участников Содружества Независимых государств от 27 марта 1997 г. и др. |
2. В международном праве – обычно синоним декларации – формулирующий общие принципы и цели международный акт, обычно не имеющий обязательной силы | ||
10. Доклад | письменное сообщение, которое делается на международных встречах участников международных организаций, содержащее в себе, как правило, детальный анализ определенной проблемы и пути ее решения. | Например, Международный доклад о религиозной свободе, подготовленный Государственным департаментом США в 2003 г. |
11. Коммюнике | Официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, достигнутых между государствами, о важных событиях во внутренней жизни страны (например, конференциях, совещаниях и т.д.), о ходе военных действий и т.п. | Например, совместное коммюнике министров иностранных дел Российской Федерации и Китайской Народной Республики по иракскому вопросу от 27 февраля 2003 г. |
7. Международные организации по защите прав человека
Совет Европы | это старейшая политическая организация на территории континентальной Европы, основанная в 1949 г., объединяющая 46 стран, в том числе 21 страну Центральной и Восточной Европы (штаб-квартира в г. Страсбурге, Франция) защита и укрепление прав человека, парламентской демократии и принципа верховенства закона достижение общеевропейских договоренностей по гармонизации социальной и юридической практики государств-членов СЕ содействие осознанию и развитию европейской самобытности, основанной на общности ценностей и многообразии культур | |
Основные направления деятельности | выполнение роли политического ориентира, защита демократии странах посткоммунистической Европы оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституционных реформ параллельно с экономическими преобразованиями предоставление ноу-хау в таких областях, как права человека, местная демократия, образование, культура и защита окружающей среды | |
Структура | Комитет Министров – руководящий и директивный орган, в который входят министры иностранных дел 46 государств или их уполномоченные (постоянные представители) в ранге послов, работающие в Страсбурге на постоянной основе Парламентская Ассамблея, включающая 630 членов (315 представителей и 315 их заместителей), назначаемых национальными парламентами 46 стран, а также делегацию государства-кандидата на вступление в Совет Европы Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, состоящий из двух палат: Палаты местных властей и Палаты регионов Секретариат, насчитывающий 1800 сотрудников, с сентября 2004 года возглавляет Генеральный секретарь Терри Дэвис (Великобритания), бывший заместитель председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы и председатель Группы социалистов в ПАСЕ | |
Европейский Суд по правам человека | призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством – членом Совета Европы со стороны другого государства-члена. Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более 1000 дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными | |
Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) | Контролирует соблюдение требований в отношении прав лиц, изолированных от общества. В соответствии с Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ЕКПП посредством посещений изучает обращение с лицами, лишенными свободы, с целью защиты от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания | |
Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРИ) | Членами ЕКРИ правительства назначают лиц, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в вопросах расизма и нетерпимости | |
Статус наблюдателей в ЕКРИ имеют | Парламентская Ассамблея Конгресс местных и региональных органов власти Комиссия Европейских сообществ Ватикан | |
ЕКРИ готовит ряд общих рекомендаций для правительств всех государств – членов. В этих рекомендациях затрагиваются основные области борьбы с расизмом и нетерпимостью и определяются направления общенациональной политики | Первой из них является широкая рекомендация, охватывающая правовые и неправовые аспекты борьбы с расизмом и нетерпимостью. Вторая общая рекомендация ЕКРИ касается роли специализированных национальных органов в борьбе с расизмом и нетерпимостью (омбудсмены, комиссии и т.д.) Новаторским из методов ЕКРИ является ее подход к каждой стране в отдельности. Поскольку проблемы расизма и нетерпимости в разных странах являются различными, комиссия посчитала, что эффективные решения могут быть найдены только в результате глубокого анализа положения в каждой из стран-членов в отдельности. В связи с этим комиссия готовит предложения по конкретной ситуации с учетом специфики национальных проблем. В ходе своей работы ЕКРИ изучает представленную правительствами и неправительственными организациями информацию о характере и широте проблем и об уже принятых мерах с целью исправления положения, а также рассматривает вопрос о том, какие из оставшихся моментов необходимо улучшить. | |
Комиссар Совета Европы по правам человека | Цели деятельности | содействие воспитанию в духе соблюдения прав человека и популяризации этих прав в государствах-членах обнаружение возможных пробелов в законодательстве и практике государств-членов на предмет их соответствия общепризнанным стандартам в области прав человека. Оказание содействия по эффективному контролю за полным выполнением прав человека, как они зафиксированы в различных правовых документах Совета Европы |
Институт Комиссара не является правовым инструментом и поэтому не занимается рассмотрением жалоб отдельных лиц в случае нарушения их прав. Поэтому он не может удовлетворить просьбы о передаче жалоб, поступающих от отдельных граждан, на рассмотрение национальных или международных судов, ни на рассмотрение национальных судебных органов других государств-членов Совета Европы. Тем не менее он может делать заключения и проявлять инициативу в этой области, если жалобы содержат информацию общего характера о нарушениях прав отдельных лиц. Комиссар должен выполнять свои функции с учетом полной независимости и беспристрастности Одновременно он должен уважать компетенцию различных высших органов, учрежденных под эгидой Европейской конвенции о правах человека или под эгидой других правозащитных инструментов Совета Европы | ||
Деятельность Комиссара по правам человека | Может заниматься рассмотрением ex officio любого вопроса. Хотя Комиссар не может отвечать на индивидуальные жалобы в сфере соблюдения прав человека, в его компетенцию входит рассмотрение любой информации, касающейся обшей ситуации в области прав человека в государствах-членах Совета Европы в соответствии с правовыми документами самой организации. Эта информация и запросы могут быть адресованы Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбудсменами или другими аналогичными институтами, а также отдельными лицами и организациями. Дает рекомендации и предоставляет Комитету Министров информацию в области зашиты прав человека и предупреждения их нарушения поддерживает деятельность всех национальных структур, действующих в сфере «прав человека», национальных омбудсменов или аналогичных институтов, а также активно сотрудничает с ними. Взаимодействует с международными организациями в целях содействия защите прав человека для избежания ненужного дублирования их деятельности вступает в прямые контакты с правительствами государств-членов Совета Европы, которые должны всячески помогать Комиссару при исполнении его функций как независимого и эффективного института. Представляет на рассмотрение Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы ежегодный отчет о своей деятельности и учитывает точку зрения этих органов Совета в отношении своей деятельности. Комиссар может также публиковать рекомендации и доклады по любым вопросам, входящим в его компетенцию. Дает ответы в той форме, в какой он сочтет нужным, на запросы Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи в рамках его задач по обеспечению стандартов в области прав человека в странах-членах Совета Европы | |
Организация Объединенных Наций (ООН) | ООН является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций. ООН ведет работу по содействию соблюдения прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты. Учреждения ООН разрабатывают нормы и правила безопасного и эффективного воздушного сообщения и способствуют совершенствованию телекоммуникаций и защите интересов потребителей. ООН является инициатором международных кампаний по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом. Действуя во всех регионах мира, ООН и ее учреждения оказывают помощь беженцам, осуществляют программы разминирования, помогают увеличить объем производства продовольствия и играют ведущую роль в борьбе со СПИДом | |
Структура ООН | Генеральная Ассамблея Комитет по информации Экономический и Социальный Совет Международный Суд Совет Безопасности Совет по Опеке Секретариат вспомогательные органы и комитеты | |
Верховный комиссар ООН по правам человека | Это заместитель Генерального секретаря ООН, отвечающий за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми гражданских, экономических, социальных, политических и культурных прав | |
Обязанности Верховного комиссара | Укрепление и оптимизация существующих механизмов обеспечения прав человека Участие в диалоге со всеми правительствами в целях обеспечения прав человека Координация деятельности в области поощрения и защиты прав человека в рамках всей системы ООН Общее руководство деятельностью Центра ООН по правам человека | |
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) | Задачи | Содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры. Обеспечение всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии |
Направления деятельности | Способствует сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации и рекомендует с этой целью заключать международные соглашения, которые она сочтет полезными для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем. Поощряет развитие народного образования и распространение культуры, сотрудничая с государствами – членами ЮНЕСКО по их просьбе в деле расширения просветительной деятельности, добиваясь сотрудничества между народами в целях постепенного осуществления идеала доступности образования для всех, независимо от расы, пола или каких-либо социально-экономических различий, предлагая методы образования, наиболее подходящие для воспитания в детях всего мира чувства ответственности свободного человека. | |
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) | помогает сохранению, увеличению и распространению знаний, заботясь о сохранении и охране мирового наследия человечества – книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным странам заключение соответствующих международных конвенций, поощряя сотрудничество народов во всех областях умственной деятельности, международный обмен лицами, работающими в области образования, науки и культуры, а также обмен изданиями, произведениями искусства, лабораторным оборудованием и всякой полезной документацией, обеспечивая различными видами международного сотрудничества всем народам возможность ознакомления со всем, что публикуется в отдельных странах. ОБСЕ была основана в 1975 г. в Хельсинки как Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, но с тех пор была существенно увеличена и теперь включает 55 стран-членов в Европе, Северной Америке и СНГ. Подобно большинству других международных организаций ОБСЕ подверглась серьезным изменениям со времен падения Берлинской стены, что повлекло за собой появление в начале 1990-х гг. новых проектов для реализации в пределах сферы влияния ОБСЕ. Вместе с ООН ьс и НАТО ОБСЕ была вовлечена в процессы изменений на Балканах, в Восточной Европе и СНГ | |
Три аспекта деятельности | военно-политический социальный экономико-экологический | |
Международная организация труда (МОТ) | это международная организация, целью которой является способствование улучшению условий труда и жизни трудящихся. МОТ была создана в 1919 г. В 1946 г. между ООН и МОТ было заключено соглашение о сотрудничестве и признании МОТ специализированным учреждением ООН, после чего в Устав МОТ были внесены соответствующие изменения. МОТ разрабатывает и принимает международные трудовые нормы, подготавливает международные программы по улучшению условий труда и жизни трудящихся; оказывает консультационные услуги; проводит исследования и анализ социально-экономических проблем в сфере труда; организует совещания и техническое сотрудничество; распространяет информацию. Исполнительные органы МОТ находятся в Женеве | |
Цели | улучшение условий труда путем регулирования рабочего времени, включая установление максимальных пределов рабочего дня и недели | |
регулирование рынка труда | ||
предотвращение безработицы | ||
обеспечение соответствующего условиям жизни уровня заработной платы | ||
защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве | ||
охрана труда детей, подростков и женщин | ||
обеспечение пожилых трудящихся и инвалидов | ||
защита рабочих-мигрантов | ||
признание принципа равной заработной платы за равный труд | ||
признание свободы ассоциаций, организации и профессионального и технического обучения и других мер | ||
Международный комитет Красного Креста (МККК) | Международный комитет Красного Креста (МККК) был основан 150 лет назад. Его миссия состоит в том, чтобы предоставлять защиту и оказывать помощь пострадавшим в вооруженных конфликтах и внутренних беспорядках. Принцип, которым руководствуется МККК, заключается в том, что даже у войны есть пределы, ограничивающие методы и средства ведения военных действий и поведение воюющих. Свод основанных на этом принципе правил составляет международное гуманитарное право, в основе которого лежат Женевские конвенции – к ним присоединилось 191 государство. | |
Международная амнистия (Amnesty International) | Amnesty была создана для защиты узников, против смертной казни, против преследований по политическим мотивам. Сейчас членами Amnesty являются более миллиона человек из 160 стран. За 40 лет своего существования организации провела кампании в защиту 47 000 узников совести, среди которых были и советские политзаключенные | |
Human Rights Watch (Хью-ман Райте Вотч) | Это независимая неправительственная организация, существующая на пожертвования частных лиц и фондов всего мира. «Мы не принимаем финансовой помощи ни от каких правительств ни в прямой, ни в косвенной форме» Стремится к прекращению широкого ряда нарушений прав человека, включая суммарные казни, пытки, произвольные задержания, ограничения свободы слова, общения, собраний и религий, нарушения процессуальных норм и дискриминацию по расовым признакам, вопросам пола, этническим и религиозным мотивам | |
Цель: | Защита прав человека во всем мире | |
Направления деятельности | Помощь жертвам и активистам предотвращать дискриминацию, отстаивать политическую свободу, защищать людей от жестокостей войны и привлекать к ответственности виновных в нарушениях. Расследование и предание гласности нарушения прав человека и призываем к ответу виновных в более чем 70 странах мира. Требование от правительств и властей прекращения нарушений и уважения международных норм по правам человека. Мобилизация общественности и международного сообщества в поддержку борьбы за права человека для всех. | |
Ассоциация международного права (International Law Association) | Это учрежденная в 1873 г. (Брюссель) неправительственная международная организация научно-прикладного характера. Имеет консультативный статус при организациях системы ООН – ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ИМО, ЮНКТАД и призвана способствовать прогрессивному развитию международного права, добросовестному его применению, унификации права и устранению коллизий законов. | |
Цели | Изучение закономерностей развития международных отношений. Содействие прогрессивному развитию международного публичного права и международного частного правоизучение закономерностей развития международных отношении. Подготовка для заинтересованных правительств предложений по разрешению международно-правовых проблем и достижению взаимопонимания между народами. |