Материалы для самостоятельной работы. Задание 1.Прочитайте текст
Задание 1.Прочитайте текст. Какие этапы речевой деятельности осуществляет Остап Бендер? В каких формах ведется общение? Определите жанры, в которые герой облекает свою речь. Отметьте особенности, характерные для устной речи.
Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кинооткрыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты. <...>
Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.
– Прекрасный мех! – воскликнул он.
– Шутите! – сказала Эллочка нежно. – Это мексиканский тушкан.
– Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.
Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.
– Вы – парниша что надо, – заметила Эллочка после первых минут знакомства.
– Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?
– Хо-хо!
– Но я к вам по одному деликатному делу.
– Шутите!
– Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.
– Хамите!
– Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.
– Жуть!
Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.
«Новое дело, – подумал он, – стулья расползаются, как тараканы».
– Милая девушка, - неожиданно сказал Остап, – продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.
(И. Ильф, Е. Петров).
Тестовые задания
1. Видом речевой деятельности не является
1) письмо
2) слушание
3) чтение
4) обдумывание
2. К устным жанрам речевой деятельности не относятся…
1) очерк
2) ссора
3) рассказ
4) агитационная речь
3. Для устной речи не характерны…
1) наличие невербальных средств коммуникации
2) четкая структурированность
3) наличие сложных синтаксических конструкций
4) прерывистость
4. Установите соответствие этапам речевой деятельности:
1) этап, подразумевающий анализ сложившейся обстановки и параметров собеседника …
2) этап, на котором осуществляется речевая деятельность…
3) этап, предполагающий ответ на вопрос, достигнута ли поставленная цель…
4) этап, предполагающий формирование коммуникативного намерения, представляющего единство мотива и цели…
а) контроля
б) побудительно-мотивационный
в) ориентировочный
г) исполнительский
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы отличительные черты продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности?
2. Перечислите этапы речевой деятельности в их хронологической последовательности.
3. Для какого вида речи характерны прерывистость, зависимость от ситуации, избыточность, наличие невербальных средств общения?
4. В каких речевых жанрах используется устная речь, а в каких – письменная?
Тема 4. Культура речи.
Понятие о культуре речи.
2. Аспекты культуры речи.
3. Коммуникативные качества речи.
Понятие о культуре речи.
Понятие «культура речи» имеет два значения:
1. Культура речи– это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общения (Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2008).
2.Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Аспекты культуры речи.
В понятие «культура речи» входят три компонента:
1) нормативный;
2) этический;
3) коммуникативный.
Нормативный аспект культуры речи требует безупречного владения нормами русского литературного языка.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет.
Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение эффективно пользоваться функциональными разновидностями русского литературного языка: официально-деловым, научным, публицистическим стилями, а также разговорной речью.