Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси и русских землях в IX–XV вв.

История государственных организаций и учреждение в России

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ ДО НАЧАЛА ХХ в.

1.1 Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси и русских землях в IX–XV вв.

1.2 Образование русского централизованного государства. Сословно-представительная монархия XV–XVII вв.

1.3 Государственное управление Российской империей в XVIII в.

1.4 Преобразования в системе государственного управления России и ее организациях в XIX – начале XX вв.

Тема 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ

2.1 Советские государственные учреждения в 1917–1922 гг.

2.2 Образование СССР. Высшие органы власти и федеративное устройство СССР

2.3 Система государственного управления СССР в 1936–1991 гг.

2.4 Эволюция местных органов управления в 1923–1991 гг.

2.5 Административно-политические органы власти СССР в 1923–1991 гг.

2.6 Управление системой правосудия в СССР в 1923–1991 гг.

2.7 Управление социально-культурной сферой СССР в 1923–1991 гг. 101

Тема 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-е ГОДЫ XX – НАЧАЛЕ XXI вв.

3.1 Становление государственных учреждений Российской Федерации в 90-е годы XX в.

3.2 Высшие органы власти Российской Федерации

3.3 Федеральная исполнительная и судебная власть России

3.4 Федеративное устройство и местное самоуправление Российской Федерации

Хронология

Схемы властных структур Руси, России, СССР, Российской Федерации

Тема 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси и русских землях в IX–XV вв.

В истории государственного управления дореволюционной России можно выделить четыре этапа:

1) политический строй феодального русского княжества в IX – XIV вв.;

2) государственный строй Московского государства в XV – XVII вв.;

3) управление Российской империей в XVIII в.;

4) управление Российской империей в XIX начале –начале XX вв.

В рамках этих этапов происходило изменение принципов государственного управления, осуществлялись реформы госаппарата, менялась структура государственных учреждений, порядок назначения на службу чиновников, взаимоотношения высших, центральных и местных органов власти.

В древнейший период российской государственности органы власти были относительно слабыми и находились в постоянном соперничестве с народной властью и институтами первобытной демократии. В это время власть утверждалась силой оружия и схема власти была проста. Главой власти был князь. Все русские князья происходили из одного рода – потомков Рюрика. Старший из них – Великий князь - занимал Киевский престол, остальные занимали престолы по старшинству: Переяславльский, Черниговский, Смоленский, Ростовский и т.д.

При первых князьях (Олеге, Игоре, Ольге, Владимире, Ярославе) государство было унитарным. При Ярославичах оно уже стало союзом (федерацией) княжеств, поскольку Ярославичи уже были не наместниками отца, а наследниками, владетелями земель.

По мере увеличения семейства Рюриковичей и усиления роли боярства и дружины порядок замещения «столов» по старшинству происхождения сменился на наследственное владение «столами» – удельной системой. Это привело к распаду единого русского государства на отдельные княжества, число которых достигло 250. Князь в управлении своей вотчиной опирался первоначально только на дружину, которая жила при дворе, в гридницах и была на содержании князя. В задачи дружины входила охрана населения, территории и сбор дани.

По мере роста населения, территории, усложнения социально-экономических связей усложнялась и система управления. Дружина распалась на старшую (бояр) и младшую (гридей, отроков, детей боярских). Бояре уже не жили при дворе князя, а получали в награду за службу вотчины, становились вотчинниками. Они стали составлять совет при князе – Боярскую думу, имевшую совещательные функции. Младшая дружина собирала дань, участвовала в походах, жила у князя и бояр, впоследствии она стала основой для формирования служилого сословия – дворянства.

Дворяне формировались также из других слуг князя, выполнявших административно-хозяйственные функции. Двор возглавлял тиун, дань собирали даньщики, плату за суд – вирники, плату за проезд и право торговли – мытники. Слуги (дворяне) управляли крепостными – челядью и холопами. Аналогичные дворы имели бояре, выполнявшие функции наместников князя, должности тысяцких, посадников. Княжеская власть в древнерусском государстве ограничивалась вече (собранием свободных граждан), которое могло избирать князя или отказать в избрании в определенных случаях, объявить войну или заключить мир. Вече избирало или утверждало руководителя ополчения – тысяцкого, главу городской власти – посадника. Обычно город делился на концы и улицы, где также решения принимались на общем собрании.

Город был окружен сельской территорией – волостью, с которой собиралась дань и которую город должен был защищать. Волость состояла из сельских общин, вервей и деревень, а те – из семей и задруг. В селах жили свободные общинники, людины, смерды, которые платили дань князю и участвовали в ополчении.

В разных землях власть веча и князя находилась в разных сочетаниях. Даже в Киеве власть князя не была абсолютной. Из 50 киевских князей 14 были избраны на вече (в том числе Владимир Мономах) или изгнаны им. Вече не раз отказывало князю в ополчении при междоусобных конфликтах.

В период политической раздробленности можно выделить три типа государственного устройства в русских землях:

1. Галицко-Волынское княжество, в котором власть веча была минимальной, а князь боролся за власть не с народным собранием, а с боярской аристократией. Князья Роман, Ярослав, Осмомысл, Даниил держали княжество единым, однако после смерти Даниила оно распалось и было захвачено Литовским государством (Волынь) и Польским (Галичина). С этого времени до конца XVIII в. эти земли отошли от России. Галицкое княжество было наиболее близко по типу своего устройства к западноевропейским государствам, где богатство земли, ее плодородие формировало землевладельческую, независимую аристократию.

2. Новгородско-Псковский тип – это сильная, феодальная республика. Главную роль здесь играло вече. Новгородская земля, слабо зависевшая от Киева в 1126 г., избрала посадника из своих бояр, а с 1136 г. установила республиканский строй, при котором все высшие должности города (посадника, тысяцкого, владыку) избирало вече. Князья приглашались вече и играли роль военачальников. Жизнью города фактически руководил Совет господ во главе с посадником и архиепископом. Подчиненные Новгороду города назывались пригородами – Псков, Изборск, Старая Руса, Ладога, Вятка. Псков и Вятка затем отделились и стали самостоятельными.

3. Владимиро-Суздальская земля. Здесь на завоеванных у финских народов землях главной силой был князь. Он приглашал население на завоеванные земли, где сам был хозяином. Власть князя в Северо-Восточной Руси была наиболее крепкой. Здесь не было влиятельного боярства, слабой была вечевая власть. Князь имел обширные владения, которыми управляла казна (казенный двор во главе с дьяком). Ближайшим сподвижником князя был окольничий (главный министр, казначей, главный дипломат и сборщик налогов).

Служилые люди назывались путными. Среди них: сокольник (ответственный за соколиную охоту), ловчий (отвечавший за псовую охоту), конюшый (следивший за содержанием княжеских лошадей), стольник, чашник и т.п. На эти должности назначались бояре из знатных родов. На местах делами управляли наместники, в сельских округах – волостели. Волости затем стали образовать уезды. Наместники и волостели находились на кормлении.

Таким образом, в Киевской Руси и русских княжествах периода политической раздробленности получили развитие разнообразные типы государственного устройства и в зачаточном виде существовали многие принципы государственного управления. Наибольшее воплощение принципы демократизма, публичности власти, правовой упорядоченности и федерализм проявили себя в устройстве Новгородской республики. Однако наиболее жизнеспособным (объективно соответствующим уровню развития, характеру и целям общества) типом государства стала Владимиро-Суздальская земля. Этот тип – авторитарное и централизованное государство. Политический строй русских княжеств, сложившийся в XI–XIII вв. до монгольского завоевания, не претерпел к XIV–XV вв. каких-либо существенных изменений.

В XIII в. народам Руси пришлось вести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками: татаро-монгольскими завоевателями на востоке и крестоносцами – на западе. Установление ордынского ига надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения страны, особенно городов.

Ордынскими ханами была создана целая система ограбления завоеванной страны путем установления 14 видов регулярной дани. Значительно ухудшилось международное положение Руси, были разорваны древние торговые и культурные связи. Русь была отрезана от Черного моря, прекратилась торговля с Византией и Закавказьем. Под власть Литвы попали западнорусские земли, и Руси пришлось потом вести длительную борьбу за их возвращение. Монголо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды. В отличие от завоеванных стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья, ставших территорией монгольских государств, Русь сохранила свою систему управления.

Оставив в руках князей власть в их княжествах с выдачей ярлыков на княжение, ханы ограничились контролем за их вассальной верностью и сбором дани через баскаков, своих специальных представителей. По их доносам «провинившихся» в чем-то князей вызывали в Орду или посылали карательную рать на русские земли. Ханы Золотой Орды всячески способствовали феодальному дроблению русских земель и разжиганию усобиц между князьями, стремясь не допустить усиления кого-либо из них. Они намеренно нарушали сложившийся порядок наследования «столов» и вмешивались в княжеские усобицы.

В конце XIII в. ханы под давлением антиордынских выступлений сбор дани передали русским князьям. Затем из русских городов были отозваны баскаки, что в дальнейшем уменьшило возможность Орды непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь русских княжеств.

Кроме того, монголо-татары старались открыто не посягать на духовный образ жизни людей, на их православную веру, хотя и разрушали церкви в ходе военных сражений. Они были веротерпимы. В свою очередь русская православная церковь боролась против католичества, а папа был врагом Золотой Орды. Ханы Орды освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Духовенство освобождалось от всякой трудовой повинности, ограждалось от оскорблений и посягательств. Как правило, в споре между князьями и епископами ордынцы были на стороне последних, ибо церковные деятели убеждали народ не противиться игу и платить любую дань и пошлины.

В XIV–XV вв. на Руси усилилось политическое дробление, некоторые из княжеских владений были совсем малыми, но обладали всеми правами суверенности. Особенно много их было в Верхнем Поволжье, в Муромо-Рязанской, Смоленской, Черниговской землях.

Верховная власть над всеми землями в Северо-Восточной Руси формально принадлежала великому князю Владимирскому, что закреплялось ярлыками на «великое княжение», выдаваемыми золотоордынскими ханами. С усилением других княжеств значение Владимирского княжества падало. После смерти Александра Невского великокняжеский титул становится объектом соперничества между князьями, чему способствовали политики Золотой орды. С конца XIII в. князья, получившие ярлыки на великое княжение Владимирское, оставались жить в столицах своих княжеств.

В XIV в. в отдельных землях Северо-Восточной Руси складываются свои «великие княжения», правители которых, оставаясь формально вассалами великого князя Владимирского, были в свою очередь верховными правителями для крупных и мелких феодалов – удельных князей, бояр, дворян - обязанных ему военной службой и другими вассальными обязательствами. Межкняжеские договоры постепенно вытесняли распространенную ранее практику созыва общерусских съездов князей. В договорных грамотах князей определялись условия и объем вассальной службы, границы земельных владений, порядок разрешения споров и т.п. Значительное место в договорных грамотах отводилось вопросам, связанным с крестьянскими переходами из одного княжества в другое, с беглыми холопами и пр.

Вершину феодальной иерархии составляли великие князья. Вторую ступень составляли их вассалы – удельные князья, обладавшие правами суверенных государей в пределах своих княжеств. Третью ступень занимали бояре и служилые князья, потерявшие права удельных. Термин «боярин», прилагавшийся ко всякому знатному богатому землевладельцу, постепенно стал приобретать значение высшего придворного чина, участника Боярской думы (бояре великие и введенные).

Низший слой феодальной иерархии составляли слуги, мелкие служилые феодалы, владевшие вотчинами и поместьями. Они составляли основной контингент княжеской и боярской администрации, несли военную службу. В XI–XV вв. для обозначения таких слуг вошли в обиход такие термины, как «дворяне» и «дети боярские».

Удельным князьям как верховным собственникам всей земли в княжествах принадлежала высшая судебная и административная власть (сбор налогов, полицейский надзор и пр.) над городским и сельским населением (феодальный иммунитет).

Многоступенчатая феодальная иерархия представляла собой в период феодальной раздробленности такую форму организации, которая обеспечивала феодалам защиту их интересов и удержание в подчинении масс крестьянства и горожан.

Наши рекомендации