Государственно-правовая доктрина евразийства Н. Н. Алексеева
Никола́й Никола́евич Алексе́ев 1879 - 1964— русский философ, правовед, один из идеологов евразийства.
Основные работы: Духовные предпосылки евразийской культуры, Обязанности и право, Русский народ и государство
Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой России. В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией.
Русский мыслитель считается признанным главой евразийского государственно-правового направления. Алексеев исходит из убеждения, что на огромной территории России — Евразии — справедливый порядок, стабильность и устойчивость могут быть обеспечены только в государстве, сочетающем в себе преимущества аристократического и демократического правления. Эта идея органично присуща народным массам. Страной должно управлять высокообразованное сознательное меньшинство в интересах широких народных масс. Такое меньшинство должно представлять собой что-то вроде духовного ордена, способного на моральное руководство народом. Оно вырабатывает государственный идеал и формулирует высшую религиозно-философскую истину. Право в таком обществе — это прежде всего возможность осуществления тех или иных действий (в отличие от правовых систем, подменяющих понятие «права» понятием « долга», «обязанности»). Идеалом государственного устройства становится древнерусское «государство-правда», подчиненной началу «вечности». В него органически включаются и субъективное право, и нормы справедливости. Право и нравственность неотделимы друг от друга, осуществляется единство прав и обязанностей граждан.
В эти годы Алексеев много внимания уделяет и разработке социально-экономической системы евразийства, стержнем которой была идея «государственно-частной системы хозяйствования», способной ликвидировать расслоение общества на чрезмерно богатых и бедных. Социализм, по мнению Алексеева, не в состоянии решить этой проблемы, так как лишь устраняет большое число субъектов собственности, не меняя при этом её структуру. Резкой критике подверг ученый и политику межнациональных отношений в Советском Союзе за выдвижение в качестве основы связи народов идеи интернациональной солидарности пролетариата. Он полагал, что необходим федеративный принцип устройства России-Евразии, очищенный от коммунистической идеологии и основанный на осознании общей судьбы народов евразийского мира.
«Марксизм выполнил свою историческую и социальную роль в России. Он сделал то, что ему сулила историческая судьба. Он организовал русский революционный процесс, и придал ему особое социально- экономическое содержание… Когда он уйдет, останется то, что, в сущности говоря, и не составляет существа марксизма: останется старая русская народническая идея построения народного, трудового, некапиталистического государства. Останется проблема, которую ставили все титаны народно-революционной борьбы, начиная со Смутного времени и кончая взбунтовавшимися славянофилами. И было бы преступлением, если бы после всех страданий, всей крови и слез, проблема эта не была бы решена» — писал Н. Н. Алексеев. Конечно, в те годы ученый, философ и правовед, высказывавший подобные взгляды, не мог найти своего читателя и исследователя в советской России.
Исходной предпосылкой правового учения стало евразийской убеждение: Россия – особый мир, синтезирующий европейский и азиатский социокультурные типы. Уникальность такого синтеза предопределяет специфику российского государства и права, требует нетривиальных подходов в государственно-правовой сфере.
Правопонимается сторонниками евразийской доктрины в качестве ветви культуры, которая в целом представляет собой органическое единство. Общие принципы, определяющие евразийское понимание культуры, нашли свое отражение при разработке правовой проблематики Н.Н. Алексеевым.
Если государство оформляет единство культуры, то право, в концепции ученого только ее элемент, один из возможных способов социального регулирования, сущность, не исчерпывающая государство. Вместе с тем, для евразийцев право также имеет бесспорную ценность и собственное предназначение, хотя и не объемлет все стороны социальной жизни и не способно к решению всех проблем общества.
Включая право в единство культуры, Н.Н. Алексеев выделяет и специфические особенности права как явления культуры, заслуживающие специального внимания.
Важной задачей правоведения евразийский ученый считает изучение влияния специфических особенностей данной культуры на процессы сознательного государственного правотворчества.
По мысли, ученого, проблема познания сущности права для своего разрешения требует также изучения взаимоотношений между официальным юридическим правом и правом неофициальным (народным, обычным), реально сосуществующими в обществе. Народное право и представляет для правоведа наибольший интерес, поскольку именно в нем «проявляется внутренний дух, свойственный данной культуре или данному культурному слою и проявляющийся вопреки волевым напряжениям государственного правотворчества»[3].
В свете изложенного особой проблемой называет теоретик евразийского права построение специфической для евразийской культуры системы правовых понятий или теории права. Правовед не призывает к созданию каких-либо специфических для евразийского мира правовых категорий. Однако фактическая формулировка универсальных понятий должна быть адекватной и точной в правосознании различных культур. Простое заимствование переводных понятий, недостаточно разработанных и самой породившей их чужеродной культурой, по мнению Н.Н. Алексеева, должно быть изжито. Новая собственная правовая терминология должна более совершенно выражать правовую мысль, соответственно правосознанию и культурным особенностям евразийских народов.
Евразийский ученый рассматривает положительное (позитивное) право в качестве некоторого «соборного» понятия, включающего явления различной природы, ставя под сомнение саму нормативную теорию права. В качестве основного аргумента, опровергающего нормативную теорию права, правовед указывает на существование в позитивном праве таких положений, которые, не предписывая никакого долженствования, не могут считаться «нормами» в общепринятом смысле.
Многие из идей, высказанные Н. Н. Алексеевым почти сто лет назад, сегодня находят свое отображение в работах современных философов права.
В частности, концепция евразийства претерпела значительные изменения и сегодня понимается в русле теории правовых систем и правового мышления. Под влиянием концепции евразийтва сформирована теория о существовании двух основополагающих типов правовых систем: отдифференциированного и неотдифференциированного. В число отдифференциированных систем включают «классические» правовые системы континентального (романо-германского) и англо-американского права. К неотдифференцииорванным правовым системам относят те правовые системы, развитие права в которых происходит под знаком значительного влияния другой сферы жизни человека и общества. Это — дальневосточная правовая семья (право подвержено влиянию со стороны морали), правовая семья обычного права (право развивается под влиянием обычаев), традиционная правая семья (традиции выступают определяющим фактором формирования права) и евразийская правовая семья (на право оказывает значительное влияние политика)
В теории правового мышления идеи евразийства выражены в особом стиле и способе осознания правовой реальности, когда не происходит четкого отделения понимания права, справедливости и добра. Эти три категории сливаются воедино, образуя целостную картину восприятия права как ценностно-нормативного регулятора правовых отношений.