В заключении можно высказать и свое мнение о том, каких законов должно быть больше: устрашающих или помогающих людям.
(автор эссе Ярославцева Д.К.)
«Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надвинуться пока солнце не зашло»
В 21 веке – эпохе информационных технологий и глобализации важную роль играют средства массовой информации: телевидение, интернет, радио, журналистика и т.д. Для информации и ее перемещения в пространстве и во времени на сегодняшний день нет практически нет границ, но утвердительно об этом можно сказать только в отношении демократических стран мира.
На мой взгляд, автор данного высказывания затрагивает две важнейшие проблемы: в самом общем виде (в широком смысле) – проблему построения правового государства и демократии; в узком смысле – речь идет о проблеме обеспечения свободы прессы, как одного из демократических институтов.
Важно отметить, что политический режим – это совокупность методов (способов) осуществления государственной власти. Политические режимы можно подразделить на:
1. демократический (США, европейские страны, в том числе и Россия в Конституции провозглашает данный режим);
2. антидемократические (деспотия, тирания, фашизм, тоталитаризм, авторитаризм и др.).
Как мне кажется, разница между этими политическими режимами заключается в том, насколько гарантированы со стороны государства важнейшие права и свободы личности. В антидемократических государствах права и свободы провозглашаются, но не гарантируются. Конституции же демократических стран мира закрепляют и гарантируют такие постулаты, связанные со свободой прессы, как:
1. каждый имеет право на свободу мысли и слова (категория личных прав);
2. каждому гарантирована свобода печати и информации (категория политических прав);
3. запрет цензуры (категория политических прав);
4. свобода СМИ (категория политических прав);
5. право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды (категория экологических прав).
Деспотизм как тип антидемократического режима, базирующийся на политических репрессиях и терроре, культе личности, подавлении инициативности граждан, отсутствии свободы слова и собраний, жесткой цензуре попросту не способен гарантировать свободу прессы, обрекая сам себя на поражение.
Например, если бы в эпоху сталинизма (1930-е-1950-е гг.) советские граждане смогли в газетах прочитать о том, сколько людей погибло от голода в к. 1920-х – н. 1930-х гг., каковы были реальные цифры жертв политических репрессий, каковы были реальные потери советского народа в годы Великой отечественной войны – думаю, что культ личности Сталина был бы развенчан не после XX сьезда КПСС, а еще при жизни вождя.
Таким, образом, в заключении хотелось бы согласиться с утверждением автора о том, что деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы и наоборот, пока в стране господствует антидемократический режим, ни о какой свободе прессы не может быть и речи.
(автор эссе Ярославцева Д.К.)
Примерные темы творческих работ (эссе) учащихся по учебной дисциплине «Обществознание» (раздел «Право»)
1. «Жестокость законов препятствует их соблюдению» (Ш. Монтескье)
2. «Бесполезные законы ослабляют законы необходимые» (Ш. де Монтескье).
3. «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции» (Н. Мальбранш).
4. «Закон никогда не делал людей справедливыми, а, напротив, вследствие уважения к закону хорошие люди делаются исполнителями несправедливости» (Г. Торо).
5. «Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся» (В. Швебель).
6. «Один человек плюс закон – уже большинство» (К. Кулидж).
7. «Одни преступления открывают путь другим» (Сенека).
8. «Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина» (Вольтер)
9. «Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот, закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости» (П. Прудон).
10. «У того, кто решит изучать законы, не останется времени их нарушать» (И.В. Гете).
11. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев).
12. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).
13. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники - народы» (Ф. Глинка).
14. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов» (П. Буаст).
15. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).
16. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
17. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии» (С. Лец).
18. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк).
19. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (Принцип римского права).
20. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).
21. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (Латинское изречение).
22. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть преступление» (Сенека).
23. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш. Монтескье).
24. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
25. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием» (Теренций)
26. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве - власть, которую оно утверждает» (А. Кененов).
27. «Самый заклятый враг права - привилегия» (М. Эбнер-Эшенбах).
28. «Судья - говорящий закон, а закон - это немой судья» (Цицерон).
29. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античный афоризм).
30. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).
Требования, предъявляемые к эссе:
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
[1] Этот абзац является введением
[2] Этот абзац выражает мою позицию, отношение к проблеме.
[3] В этот куске текста идет опора на теоретический материал по проблеме.
[4] В этот куске текста идут примеры
[5] Это вывод
[6] Это пример
[7] Этот абзац является введением
[8] Этот абзац выражает мою позицию, отношение к проблеме.