Авиация в период Коренного перелома в Великой Отечественной войне. Часть XV
Планы сторон в Курской битве. Советские ВВС.
Советская сторона своевременно раскрыла план операции «Цитадель» и приступило к разработке плана противодействия. В мае 1943-го он был готов и утвержден Г.Жуковым. Важное место в нем отводилось воздушным операциям.
Представитель Ставки Верховного Главнокомандования маршал Г. К. Жуков прибыл для координации боевых действий на Курской дуге
Общую координацию действий авиации должны были осуществлять командующий Военно-воздушными силами Советской Армии маршал авиации А. А. Новиков, заместитель командующего ВВС Советской Армии генерал-полковник авиации Г. А. Ворожейкин и начальник штаба ВВС генерал-полковник авиации С. А. Худяков.
Заместитель командующего ВВС Советской Армии генерал-полковник авиации Г. А. Ворожейкин
Группировка советской авиации базировалась на Курском выступе и на прилегающих к нему районах. Аэродромная сеть была глубоко эшелонированной и располагалась главным образом на флангах наиболее вероятных ударов противника. Аэродромы истребителей находились в 35–40 км от линии фронта, штурмовиков — в 60–70 км и бомбардировщиков — в 120–130 км от линии фронта. Таким образом, район базирования советской авиации, в отличии от немецкой, находился на солидном удалении от линии фронта. Это защищало летные части от внезапного удара прорвавшихся подвижных групп противника. Аэродромы хорошо прикрывались истребителями и огнем зенитной артиллерии. Для маскировки базирования военно-воздушных сил была создана широкая сеть ложных аэродромов. Был спланирован аэродромный маневр как на случай вклинения противника в оборону, так и при переходе наших войск в контрнаступление.
Планы сторон на лето 1943 года
Перед нашей авиацией ставилась цель удержать господство в воздухе и содействовать танковым и пехотным соединениям в наземных операциях.
На каждом из этапов грядущей битвы, авиация должна была решать конкретные задачи.
Задачи подготовительного периода: срывать перегруппировку войск противника; во взаимодействии с артиллерией провести контрподготовку с целью ослабления немецко-фашистских войск, занявших исходное положение для наступления. На этой стадии экипажам надлежало атаковать скопления вражеских войск и техники и фронтовые аэродромы. Но для этого выделялись небольшие силы.
Гвардии капитан А. Алехнович. В ночь с 5 на 6 июля 1943 года успешно бомбил войска противника на орловско-курском направлении.
На оборонительной стадии битвы летные части должны прикрывать сухопутные войска, уничтожать на поле боя вражескую живую силу и боевую технику, нарушать связь противника и управление его войсками, осуществлять воздушную разведку.
Прикрытие войск рекомендовалось проводить патрулирующими группами по 12-30 истребителей. В то время, как бомбардировщики и штурмовики должны были обрушиться на наступающего врага.
Фашистский самолет, сбитый летчиками 5-го истребительного авиационного корпуса 6 июля 1943 года
Большое внимание уделялось совместным действиям 16-й, 2-й и 17-й воздушных армий, которые должны были поддерживать друг друга в случае возникновения кризиса на одном из участков сражения. Особенно тесно должны были взаимодействовать подчиненные генералов С. А. Красовского и В. А. Судца. В зависимости от обстановки предполагалось усиление одного из объединений силами 180 самолетов из состава соседнего, которые должны были совершить свыше 900 самолетовылетов в интересах соседей.
Командующий 17-й воздушной армией Юго-Западного фронта генерал-лейтенант авиации В. А. Судеец
И наконец, в период контрнаступления Советской Армии фронтовая авиация в тесном взаимодействии с авиацией дальнего действия должна была всеми средствами содействовать наступательному порыву сухопутных войск. На этом этапе надлежало прибегнуть к новой форме использования авиации – авиационному наступлению, т.е. непрерывному воздействию больших сил штурмовой и бомбардировочной авиации на вражеские группировки и объекты.
Дальние бомбардировщики готовятся к очередному вылету на врага в районе Орловского выступа.
Итак, план советского командования более верно, по сравнению с германским планом, отражал реальную расстановку сил и положение на советско-германском фронте. Он отличался детальной проработкой тактических вопросов применения авиации и содержал принципиально новые положения: детальная проработка тесного взаимодействия авиации и сухопутных войск; необходимость совместных действий воздушных армий; координация действий фронтовой авиации и авиации дальнего действия на главных направлениях; разработка новой тактики - массированного авиационного наступления.