Новая» сравнительная политология
«Новая» сравнительная политология с ее акцентом на проблемы развития появилась в атмосфере общего оптимизма послевоенного периода. Предпосылки и перспективы развития представлялись благом, злом же считались коммунизм и холодная война. На Западе любой шаг «влево» рассматривался как уступка Советскому Союзу, а любой шаг в сторону демократии — как благо для США и их союзников. В результате такого манихейского стиля мышления, независимо от тонкости мотивировки, все сдвиги «влево» в определенной степени морально обесценивались распространением сдвигов «вправо». Теории развития приобретали определенную двусмысленность, чем не преминули воспользоваться страны так называемого третьего мира. Такая двусмысленность затронула не столько процессы формирования политических институтов в Европе (в послевоенный период восстановления, включая план Маршалла), сколько процессы «деколонизации» бывших колониальных владений13. Еще большая двусмысленность характеризовала применение США теорий раз-
11 За исключением тех случаев, когда колониальные территории преобразовались в доминионы по Вестминстерскому статуту 1931 г. в составе Британского Содружества (Канада, Новая Зеландия, Австралия, Южная Африка и, поразительное исключение, — Индия), большинство усилий по установлению демократических институтов в тепличных условиях не увенчалось успехом.
12 Первые серьезные усилия по достижению демократии посредством «институциональной социальной инженерии» предпринимались в странах, возникших на обломках Австро-Венгерской, Российской и Оттоманской империй. За некоторыми исключениями (Финляндия и Чехословакия), эти усилия потерпели неудачу (Headlam-Morley, 1929). Последующие попытки, включая процесс деколонизации после второй мировой войны, также едва ли были успешными. Сегодня усилия по утверждению демократии в Восточной Европе и России остаются скорее надеждами, нежели реальностью.
13 Те, кто метил в диктаторы, с пользой для себя заявляли, что демократические конституции, ознаменовавшие переход к независимости во многих бывших колониальных странах, — наследие неоколониализма.
вития в Латинской Америке, реализовавшееся в деятельности «Союза ради прогресса», который многие воспринимали просто как «неоимпериализм» с провозглашенным, но двусмысленным «нейтралитетом» между «первым» и «вторым» миром, т.е. между Западом и СССР и другими социалистическими странами. Результатом стал отказ в этом регионе от демократии в пользу однопартийных систем и режимов личной власти с более или менее явным преклонением перед социализмом, представление о котором было весьма туманным. Действительно, политика развития в моральном отношении оказалась столь сомнительной, что основные страны метрополии попадали в положении не только манипулирующих, но и манипулируемых.
В итоге политическая проблема состояла в сочетании деколонизации с демократической передачей власти и переориентации национализма в контексте «новых национальных государств». Колониализм при этом становился бы скорее «опекающим», чем руководящим. Предполагалось, что демократические институты стали бы подходящими инструментами «становящегося», позитивного, развивающегося государства. К тому же это позволило бы избежать «перескакивания через этапы», как это было в случае коммунистического варианта однопартийного государства, «минующего» «буржуазный этап развития» и следующего прямо к социализму. На карту были поставлены два различных понимания «сути реальности». Первый подход делал ставку на рынок плюс демократию (двойной рынок — в экономике и политике), что должно было создать динамичное равновесие существующих возможностей и помощи извне. Второй подход представлял эту стадию как неоимпериалистическую, гегемонистскую, заменяющую экономический контроль на политический. В этом смысле передача власти для одних заменяла революцию, в то время как для других революция была альтернативой регресса (примерами последнего стали Алжир для Франции, Вьетнам для США).
Соперничество между левыми и правыми имело последствия и для западных стран. В Европе аналогией передачи власти была линия на создание государства всеобщего благосостояния и социал-демократическая политика, в том числе и там, где существовали большие, легально действующие и хорошо организованные и финансируемые коммунистические партии (как во Франции и Италии). Появилось громадное количество литературы об участии рабочих в управлении («югославская модель») и по демократии участия (Pateman, 1970). Социализм в малых дозах стал подходящим «модификатором» либерального капитализма. Большая доля сравнительных исследований была посвящена эволюции и проблемам социального государства всеобщего благосостояния (Offe, 1984).
В сравнительных исследованиях доминировали два альтернативных варианта теорий развития: теория модернизации и теория зависимости. Теоретики модернизации представляли собой разобщенную группу специалистов по сравнительной политологии, в том числе Г. Алмонд, С. Хантингтон, Д. И. Аптер, Л. Пай, М. Винер, Л. Байндер, Э. Шилз и Т. Парсонс, и многие другие, некоторые из них сочетали исследование отдельного случая с аналитическими работами широкого плана по сравнительному изучению процессов развития. Если говорить о духовном предшественнике такого рода исследования, так это, конечно же, М. Вебер, который шел вслед за К. Марксом. К сторонникам теории зависимости следует отнести из экономистов П. Барана и А. Г. Франка, из историков П. Андерсона и Э. Хобсбаума, из политологов Г. Китчинга, К. Лиза и Б. Андерсона.
Для большинства авторов из первой группы формула «деколонизация плюс рост плюс демократизация» была легитимной стратегией независимости, особенно под патронажем «опекающего» колониализма (Shils, 1962). Представители второй группы избирали стратегию гегемонии и господства. Все это означало борьбу как в теории, так и на практике. В результате ученые, использовавшие в значительной мере один и тот же материал по одним и тем же странам, могли прийти к совершенно противоположным выводам, Кения служит тому хорошим примером (ср.: Leys, 1974; Pitching 1980; Bienen, 1974).
Каким бы ни было воздействие такой политизации на сравнительную политологию, эта научная субдисциплина стала менее европоцентричной и сосредоточилась на вопросах демократизации в странах, вставших на путь перехода от недемократическорго режима к демократическому. Политологи стали меньше верить в «созидательную» способность конституций и правительства и больше полагаться на необходимость одновременного и совместного создания политических институтов «снизу» и «сверху». Государство в развивающихся странах должно брать на себя ответственность за поддержание и стимулирование развития и, следовательно, за контроль над его последствиями (Apter, 1965). В широких рамках теории развития была явная посылка, что рано или поздно развивающийся мир с необходимостью воспроизведет те же основные социальные и культурные ценности и институты, что и промышленно развитые страны — особенно науку; считалось, что по мере экономического роста появится разделение труда, начнется развитие среднего класса, частных и государственных предприятий и т.д. Успешное развитие покончит с «традиционными» пережитками и «первобытностью» (Geertz 1963) и создаст предпосылки дальнейшего развития. Следовательно, по мере того как государство сможет лучше извлекать пользу, опосредовать и контролировать последствия экономического роста, оно будет создавать новые возможности в обществе в направлении стабильных преобразований.
Такие теоретические установки требовали лучшего понимания малоизвестных культур и опыта. Если первоначально институционалисты имели дело с политэкономией в связи с проблемами безработицы, финансовой политики, контроля над циклами деловой активности и т.д., то в новых условиях их внимание обратилось к западному опыту «великого перехода» от доиндустри-ального к индустриальному обществу и его использованию «третьим миром» (Polanyi, 1944)14. Исследовательский интерес переместился при этом с государства на социальные структуры, на то, как лучше вводить в оборот ценности и культурные принципы демократии, как влиять в научном направлении на процесс социализации и мотивации поведения людей, как способствовать усвоению этих принципов. В таком ключе исследовали проникновение демократических норм и политических ценностей в национализм, в эту движущую силу борьбы за независимость и автономию.
Таким образом, теории развития способствовали сравнению обществ с резко отличающимися друг от друга социальными и политическими институтами и культурным опытом. Центральные гипотезы строились на основе «современных» западных образцов политических институтов, которые образовались при переходе от теократического государства к светскому, от статусных отношений к договорным, от докапиталистического уклада к капиталистическому, от статичного понимания изменений в обществе к эволюционному, от орга-
14 Невозможно переоценить влияние этой работы на целое поколение компаративистов.
нической солидарности к механической, от традиционной власти к рациональной (легальной) власти, от Gemeinschaft к Gesellschaft, а для носителей более радикальных убеждений — при переходе от докапиталистического общества к буржуазной демократии и в перспективе к социализму. Крупномасштабные различия, выявленные в ходе конкретных исследований, создали основу для сравнений, в центре которых находились социальные изменения, способные как укрепить, так и ослабить потенциал демократии. Ослабление контроля над социальной напряженностью и контроль над ней ведут к признанию главенствующей роли государства. При этом задача политики состоит в поддержании политического равновесия, стабильности и жизнеспособности. Там, где социальная напряженность не может быть смягчена и правительствам не удается институционализироваться, возрастает предрасположенность к росту авторитарных режимов и «преторианских переворотов» (Huntington, 1968).
Было бы неправильно сказать, что чем больше «новая сравнительная политология» уделяла внимание процессам социальных изменений, тем меньше она обращалась к конкретным политическим институтам. Но в своих попытках использовать в виде гипотез результаты изучения перехода от доиндустриального общества к индустриальному на Западе она придавала столь же большое значение обществу, как и государству, где власть появляется из различных источников, далеко не все из которых обычно имеют политический характер15. Подход, в основе которого лежит дихотомия «традиционное-современное», стремился выделить наиболее выпуклые ценности и нормы, которые, будучи укорененными и усвоенными, могли бы способствовать успешному переходу и к «современности», и к демократии. Не менее важно определить ценности, которые плохо усваивается и которым «сопротивляются». Здесь у компаративистов есть целый пантеон классиков в области социальной истории, исторической социологии и антропологии — М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, Г. Зиммель, В. Парето, Г. Острогорский, Р. Михельс, Р. Редфилд, Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун, Э. Эванс-Причард, К. Леви-Стросс и др., — ставивших вопросы о связи между убеждениями И социальной практикой.16
Акцент на институционализацию, интернализацию и социализацию норм в значительной степени основан на теории научения, почерпнутой из социальной психологии, и теории ценностей, взятой из политической антропологии. Несомненное влияние оказали концепция идентичности Э. Н. Эриксона, работы Д. Макклелланда о «мотивации достижения» и теория фрустрации— агрессии Дж. Долларда (Erikson, 1968; McClelland, 1911; Bollard, 1939). Эти концептуальные подходы помогали в поиске ответа на вопрос о том, как различные культуры и этнические группы реагируют на нововведения. Эти проблемы были рассмотрены на обширном конкретном материале: от сравнения «традиционализма» и «современности» (Eisenstadt, 1973; Rudolph, Rudolph,
15 Делая упор скорее на качественных, нежели на количественных методах и функциональных рамках, теоретики социального изменения ориентировались на проблему «уравновешивания» норм, подходящих для демократии и развития,их закрепления в виде соответствующего поведения, усвоения адекватных ролей и ролевых связей, что в свою очередь, усиливало бы и институционализировало нормы. Недостаток «соответствия» между ними ведет к возникновению «напряженности», снятие которой — уже «политическая» проблема.
16 Можно сказать, что политический интерес к культуре начал проявляться с исследований национального характера (Inkeles, 1972).
1967) до теорий политического насилия (Gurr, 1971), условий политической интеграции (Geertz, 1963) и этнических конфликтов (Horowitz 1985)17.
Исследования по модернизации находились под сильным влиянием социологов, персонально Т. Парсонса. Систематическое сравнение обществ и систем государственной власти, особенно результатов политики, можно найти в работах С. М. Липсета, Ф. Селзника, Д. Белла, А. Корнхаузера, Ф. Конверса, Р. Дарендорфа, М. Яновица, Э. Шилза и А. Турена. Среди рассматриваемых ими вопросов были проблемы этноса, первобытного состояния и необходимости понимания «основных ценностей» общества, различных реакций политических культур на перемены в обществе (Apter, 1971)18.
Политическая экономия, которую институционалисты сводили к финансовым институтам, роли казначейства и центральных банков и, конечно же, проблемам производственного цикла, значению безработицы для развития демократии (Schumpeter, 1947, р. 47), повернулась в сторону «развития». Из экономистов либерального толка в сравнительной политологии особенно известны У. У. Ростоу, У. А. Льюис и А. Хиршман. Первый занимался тем, что можно назвать «веком Америки», второй — Африкой и карибскими государствами, последний — Латинской Америкой.
Компаративисты, работающие в области «модернизации», разошлись с теоретиками «зависимости» на почве «альтернативной» политэкономии. Последние предложили критическое осмысление капитализма и империализма и выдвинули альтернативные рецепты построения социализма «сверху» через создание однопартийного государства, минуя этап буржуазной демократии. Такого рода вопросы лучше всего представлены в работе П. Барана 1962 г. «Политическая экономия роста», оказавшей влияние на несколько поколений приверженцев теории зависимости в Латинской Америке и внесшей существенный вклад в то, что стало отражением радикальных сравнений процессов развития, включая исследования по отдельным и нескольким странам, Ф. Кардо-зо, Ж. Сюре-Каналя и С. Амина, хотя эти авторы обращались также к работам Л. Альтюссера, Э. П. Томпсона, Н. Пуланзаса и многих других.
Поскольку теория развития, будь то в форме исследований модернизации или теории зависимости, распространялась в период «холодной войны», то свойственная этому периоду конфликтность отразилась на методологическим уровне сравнительного анализа в виде противостояния функционального и диалектического подходов19. Первый исходил из идей равновесия в контексте
17 Следует отметить значимость «психологического» аспекта применительно к анализу политического насилия (Т. Гарр) и более психоаналитического подхода А. К. Фейерабенда и Розалин Л. Фейерабенд.
18 Проблема «политического институционального перехода», например, рассматривалась относительно того, как и в какой степени можно «институционализировать» западные парламентские структуры в условиях Африки (Apter, 1971).
19 Теория модернизации делала упор на проблемах создания политических институтов в контексте экономического роста. Теория зависимости сосредоточивала внимание на противоречиях роста при капитализме с его неоколониальным прошлым и указывала на «неизбежные» неоимпериалистические политические последствия. Каждая из них являлась «критикой» другой. Каждая поддерживала широкую программу сравнительных исследований по конкретным странам. Обе применялись к изучению принципов развития политической экономии как в промышленно развитых странах (в метрополиях), так и в странах «третьего мира» (на периферии). Если взглянуть на вещи более пристально, то можно заметить, что в исследованиях модернизации недооценивалась роль государства в качестве самостоятельного политического актора, в то время как в теории зависимости оно рассматривалось исключительно в качестве органа правящих классов.
либерального капитализма как основы демократии. Второй — из идеи конфликтов, лежащих на пути к социализму.
В зависимости от теоретической ориентации определялся и смысл национализма. Одни авторы трактовали его роль в абсолютистском ключе (Andersen, 1986). Другие понимали его как средство интеграции (Apter, 1971; Coleman, 1958). Третьи — как череду преторианских переворотов (Huntington, 1968). Высказывались мнения о мобилизующих свойствах национализма, о его роли в создании национального дискурса (Anderson, 1991). Он рассматривался также как трансформирующая сила, использующая партии и партийное правление как инструменты (Gellner, 1983; Hobsbaum, 1990), и как дезинтегрирующая сила (Migdal, 1988), или во всех перечисленных смыслах в соответствии с контекстами (Almond, Flanagan, Mundt, 1973).
Указанные проблемы включались в сравнительные исследования широкого плана, а также в моноисследования, детально изучавшие отдельные темы и случаи социального изменения, развития, гегемонии, власти20. Сочетание разных типов исследования привело к появлению так называемой политической этнографии, в рамках которой проводится сравнение внутри и между странами «третьего мира», между странами с однопартийной системой, между авторитарными режимами изучаются проблемы стабильного демократического правления, связанные с усилением социального расслоения. Фактически были изучены все стороны социальной жизни с точки зрения их значения для политики, включая образование, элиты, гражданскую культуру и социализацию в разных гражданских сообществах (Almond, Coleman, 1960; Coleman, 1965; Almond, Verba, 1963) 21. Внимание ко всем сторонам жизни общества характерно для идеологии, в особенности националистической, которая вырабатывала эти подходы в противовес радикализму или в соединении с ним. Национализм стал основой для изучения легитимности, мобилизации через политические партии, массовых движений, популизма и лидерства, особенно их связи с авторитаризмом и отказом от демократии (Jonesku, Gellner, 1969; Linz, Stepan, 1978; 0'Donnell, 1973).
Одно из наиболее общих критических замечаний в адрес теории модернизации и теории зависимости (а значит, теории развития в целом) сводилось к тому, что политика в обеих теориях трактуется как отражение экономики или социетальных процессов. Если теоретики развития критиковали институционалистов за их неспособность теоретически осмыслить противоречия между предваряющими инициативами государства и сложностью социальной жизни, что сводило на нет прекрасно написанные конституции, то их собственные построения содержали огрехи противоположного свойства (Tilly, 1984).
20 Сравнения монотематические обычно бывают диахроническими, т.е. показывающими нарастание внутренних изменений с течением времени. Сравнения общего плана синхронические
21 См. работы Дж Лапаломбары, М Винера, Л Пая, Дж. Коулмана и Л. Байндера по проблемам бюрократии, проникновению западного типа политических институтов на незападную почву и по ряду близких вопросов, выполненные при поддержке комитета по сравнительной политологии при «Social Science Research Council».
Неоинституционализм
То, что мы называем неоинституционализмом, сочетает в себе прежний институционализм с теориями развития. Вновь придавая первостепенное значение политической системе, он соединяет интерес к «развивающимся странам» с устоявшимся интересом к Европе. Можно сказать, что он сформировался при изучении плюралистической демократии (Dahl, 1982; Dogan, 1988). Он анализирует политическое поведение, в том числе электоральное, динамику успехов и неудач политических партий, их значение для государства (Lipset, Rokkan, 1967; Rokkan, 1970) и проблемы элит и демократизации (Lint, Stepan, 1978). Обращая особое внимание на государство всеобщего благосостояния и социал-демократию как альтернативы авторитаризму, неоинституционализм отошел от старой институционалистской «зацикленности» на уроках Великой депрессии и опыте государств всеобщего благосостояния (социал-демократии в Скандинавии и Голландии, а также — лейбористов в Великобритании) 22. По всей Европе тоже было заметно политическое движение за активизацию усилий государства в повышении уровня жизни обездоленных граждан.
Объектом сравнительных исследований стали политические партии, их функционирование, создание блоков, изменение взглядов людей, роль элит, бюрократии и политиков в различных политических режимах. Если сторонники теории развития подчеркивали необходимость экономического роста как условия демократии, то неоинституционализм изучал те проблемы, которые возникают перед правительством в связи с негативными последствиями роста, включая экологические проблемы, адаптацию иммигрантов и пр. Он также объяснил, почему в реальной политике произошел отход от модели государства всеобщего благосостояния социал-демократии и возврат к либеральным моделям, находившимся в центре внимания старых институционалистов. Не в меньшей степени современные институционалисты интересуются проблемами управляемости, когда в силу политических причин невозможно проведение эффективной политики и любые доступные меры недейственны (Leca, Papini, 1985). Наконец, неоинституциональный анализ оказался востребованным в связи с распадом Советского Союза. Если по окончании «холодной войны» началась третья волна демократизации, то в не меньшей степени активизировались такие политические явления, как сепаратизм и религиозное сектантство и фундаментализм, ни одно из которых не было спрогнозировано и не могло быть объяснено теориями «социального изменения»23.
Единственной темой, которая сближает теории развития и неоинституционализм, является «переход» к демократии. Неоинституционалисты используют при ее изучении несколько иную стратегию анализа. Наибольшее распространение получило широкое сравнение конкретных исторических форм классовой структуры и государственного устройства в рамках того, что можно
22 Политика лейбористов базировалась на чувстве долга благодарного правительства перед ветеранами и гражданами после второй мировой войны.
23 Восточная Европа в определенной степени заменила «третий мир» в качестве объекта исследования, который находится в процессе «создания политических институтов» и перехода от социалистической системы к капиталистической. Кроме того, нарастал интерес к упадку демократических режимов (Linz, Stepan, 1978).
назвать «поствеберовской» схемой. В этом направлении работали Р. Бендикс и Б. Мур, Теда Скокпол, Г. 0'Доннелл, Ф. Шмиттер и Л. Уайтхед (Bendix, 1977; Moore, 1966; Skocpol, 1979; O'Donnell et al.., 1986). Из них первые трое проводили сравнения Англии и Франции, Индии и Японии, России и Китая относительно их классового состава, бюрократии и государственного управления, последние — государств Латинской Америки. Все анализировали строение государственности этих стран с точки зрения демократического и тоталитарного варианта.
Другие аналитики подчеркивали связь между промышленно развитым капитализмом и парламентарной демократией, решающую роль труда в истории (Rueschemeyer, et al.., 1992), значение социального протеста и активного противостояния государству в целом (Tilly, 1978; Tarrow, 1994)24. В этой связи важно отметить, что если капитализм и является необходимым условием демократии, то он определенно не является ее достаточным условием (Lipset, 1994).
Компаративистика вновь обратилась к статистическим исследованиям при сравнении таких факторов, как образование, темпы роста и урбанизация. Началом подобного рода исследований послужила работа А. Инкелеса и Д. Г. Смита, в которой проведено сравнение в 6 странах по множеству показателей, измеряющих иерархию, стратификацию, стабильность и т.д. Есть примеры и моноисследования, к числу которых относится сравнительная политическая экономия, которая обращается к анализу отдельных стран. В центре таких исследований проблематика концентрации и распыления власти при парламентарных режимах, и особенно избирательная система и электоральное поведение. Вариации на подобные темы включают анализ возможностей консоциативизма, направленный на поиск способов поддержания жизнеспособных демократических политических институтов в условиях углубившихся социальных различий. Первоначально эта тема была затронута в исследовании социального расслоения в Уганде (Apter, 1961), потом появились работы по Нидерландам. Позднее, в работах А. Лейпхарта, эта тематика рассматривалась уже в более широком контексте в самых разных странах, начиная от Австрии и кончая Южной Африкой (Lijphart, 1977; 1984). В распоряжении политологов были теории «большой коалиции» и механизмы «взаимного вето», применяемые либо для поддержания, либо для противодействия демократии. По-прежнему внимание исследователей привлекают проблемы взаимодействия политических подсистем и создания условий для «соглашений, достигнутых путем переговоров» (Di Palma, 1990).
Значительное содержание неоинституционализма составляет использование демократии в сравнительных исследованиях теории рационального выбора в виде представлений, получивших название «двойного рынка» (имеется в виду пересечение экономического и политического рынков). Первооткрывателями такого подхода были Э. Даунс и М. Олсон (Downs, 1957; Olson, 1965; 1982), дальнейшее применение и развитие он нашел в работах М. Гехтера, Р. Бейтса, Д. Лейтина, Ф. Розенблата и др. А. Пшеворский решающим элементом выживаемости демократии считает ее способность поддерживать проигравшие политические группы, показывая им, что, участвуя в соревнователь-
24 К этому же направлению можно отнести сравнительные исследования общественных движений в Польше, Чили, Франции и в других странах А. Турена, Ч. Тилли и С. Тарроу.
ной политике в рамках демократического режима, они все-таки могут добиться большего, нежели свергая его (Przeworski, 1991). В отличие от прежнего институционализма или теорий модернизации (например С. Хантингтона), в данном случае предполагается, что не обязательно быть сторонником демократического режима, чтобы его поддерживать. Для Пшеворского более важно, насколько удовлетворяются экономические потребности и каковы масштабы безработицы и нищеты, вызванные проведением реформ, и ведут ли они к снижению неравенства. Такая смена акцентов привела к тому, что государственные институты вновь попали в центр внимания, а вместе с этим вернулся интерес к опыту западных государств всеобщего благосостояния и социал-демократических государств, изучая который можно определить цену компенсационных программ и социальной поддержки неимущих. Тем самым на повестку дня были поставлены вопросы о роли и масштабах деятельности правительства и о пределах государственного вмешательства.
Для неоинституционализма не чужда и тематика политической культуры. На примере Италии Р. Патнэм достаточно убедительно показал, что главной переменной анализа является наличие или отсутствие гражданских традиций и гражданского общества (Putnam, 1993). В его подходе содержатся некоторые идеи теоретиков модернизации, в которых внимание заостряется на специфических институциональных образованиях, а в инструментарии присутствуют как аналитические, так и количественные методы традиционного институционализма.
Изменения, происшедшие в Европе за последние десятилетия, нашли отражение и в политэкономической традиции сравнительных исследований политических институтов. Среди сегодняшних проблем этого направления особое место занимает оценка издержек государства всеобщего благосостояния и социал-демократического государства, а также влияние упадка левых движений на политическую систему в целом. Добавим к этому и такие частные проблемы, как преобразование лейбористской партии, принятие ею принципов рыночной экономики и выступления против национализации, политику денационализации Миттерана и фракционность в социалистической партии Франции и т.д. Ведется также спор о том, в какой мере демократия является функцией процедурных и результативных компонентов политики, а в какой мере она зависит от предшествующих культурных традиций или культурных новаций (Inglehart, 1990; Abramson, Inglehart, 1995).
Эти конкретные вопросы являются частью общих сравнений, например, скандинавских и других социал-демократических государств Европы (Нидерланды и Франция) со странами «жесткого» государственного управления экономикой и высокого уровня расходов на социальные программы. Среди недавних значительных работ по этим вопросам можно отметить труды П. Холла, Дж. Зисмана и П. Каценстайна (Hall, 1986; Zysman, 1983; Katzenstein, 1978)25.
Неоинституционализм не столь ограничен, как прежний институционализм, он восприимчив к экономическому анализу, ибо имеет дело с финансовой и валютной политикой, банками, рынками и глобализацией. Помимо этого он также изучает изменения законодательного процесса, сдвиги в долгосрочной политике партий (такие, как влияние курса Миттерана, Маргарет
25 Sen, 1984; Uplon, 1980; Undbhm, 1977.
Тэтчер или Рейгана на принципы и практическую деятельность правительства), не говоря уже о новых общественных образованиях, коалициях и т.п., противостоящих государству. Подобно институционализму, неоинституционализм рассматривает государство как инструментальную величину, обладающую собственной самодостаточностью, тенденциями развития и потребностями, и основное внимание сосредоточивает на взаимоотношениях государства и гражданского общества. В общем можно сказать, что неоинституционализм, по сравнению с институционализмом, в большей степени связан с социальной и политической теорией, чем с политической философией, а также сотрудничает с политической экономией.
Компаративистика вновь обращается к правовым структурам, анализирует значимость их наличия или отсутствия, скажем, в России или Китае, не говоря об особых средствах обретения легитимности представительными органами с согласия тех, кем управляют. Неоинституционализм возвращает нас к вечному вопросу о значении пропорциональности в политических системах. Изначально присутствовавший уже у Платона и Руссо, сейчас он подразумевает, что правительство должно быть системой, которая обеспечивает равновесие между обладанием властью и благами, между управляющими и управляемыми26.
Заключение
Краткий обзор новых направлений сравнительного политического анализа не может, конечно, включить все имеющееся многообразие. Следует принять во внимание, что каждый новый ракурс сравнения оживляет определенную традицию, с каждым поворотом в общей методологии происходят изменения в методах и операциональной стратегии сравнительного анализа (количественные и статистические, стохастические, пат-анализ, анализ взаимосвязей, функциональный, структурный, коалиционный и векторный анализ, социальная экология и т.д.) (Golembiewski, Welsh, Crotty, 1968/1969). По всем этим вопросам имеются добротные работы Г. Экстайна и Д. Аптера, М. Гравица и Ж. Лека, Б. Бади, М. Догана и Д. Пеласси, Г. Виарды, К. Андриана и др. (Eckstein, Apter, 1963; Grawitz, Leca, 1985; Badie, 1980; Dogan, Pelassy, 1984; Wiarda, 1985; Andrian, 1994). Как уже отмечалось, несмотря на различие в стилях, для современных сравнительных исследований характерен общий устойчивый интерес к поиску наиболее подходящих методов, единиц сравнения для сбора и обработки данных теоретических принципов, для составления рабочих гипотез, а также интерес к разработке новых техник, обеспечивающих сопоставимость результатов. Иначе говоря, сегодняшние политологи-компаративисты специально заботятся об обеспечении успешного объяснения новых политических явлений. Дискуссии велись о том, что лучше: «малое число примеров», подробное описание отдельного случая, каковы достоинства и недостатки «больших» теорий (Skinner, 1985) — и того, что Ч. Тилли назвал «большими структурами, крупными процессами и грандиозными сравнениями» (Tilly, 1984). Какими бы ни были акценты в каждом случае, в современном сравнительном политическом анализе обычно используется множество эмпирических мето-
26 Дискуссию о пропорциональности см.: Masters, 1968, р. 340—350,
дов — функциональные, аналитические, количественные, статистические — на фоне описательных сравнений (стран, политических институтов).
Всегда есть проблема включения теоретических вопросов и гипотез в материалы конкретного анализа с тем, чтобы они не просто иллюстрировали уже известное (эффект «усиления») или добавляли детали без существенного прироста общих знаний (проблема тривиальности). Преимущество моноисследования — его глубина, внимание к внутренним характеристикам социальной и политической жизни одной страны и к какой-то одной проблеме. Проблема состоит в нахождении правильного соотношения, баланса. Было не так много моноисследований, содержащих детальные описания отдельных политических процессов, которые оказали бы большое влияние на сравнительную политологию, выходя за рамки простой иллюстративности. Те, кто включен в эмпирические исследования, зачастую ограничены проблематикой изучаемой страны и, в силу того что детализация обычно препятствует общим выводам, атеоретичны. Это не всегда так: в полевых исследованиях таких авторов, как К. Гирц, Дж. Коулман, Д. Аптер, Д. Ашфорд, Л. Ладюри, Ф. Фюре, К. Левин, С. Такер, Р. Скалапино, проведенных на примерах Индонезии, Марокко, Африки, Японии, Китая, Франции, России, если перечислять более или менее произвольно, общая теория применялась к конкретным ситуациям. Сравнительные исследования Коулмана, Д. Аптера, Г. Китчинга по Нигерии, Гане, Уганде и Кении, А. Степана о демократизации, Р. Фейгена по Кубе, Ф. Шмиттера по Бразилии, Э. Фридмана с коллегами по китайской деревне и многие другие отнюдь не представляют собой только лишь упражнения в детализации знаний или в применении уже известных теорий к конкретным странам (Coleman, 1958; Apter, 1971; 1997; Pitching, 1980; Stepan 1977; Fagen, 1969; Schmitter, 1971; Friedman et al., 1991). Перечисленные авторы внесли свой вклад в теорию в виде умножения богатства сравнительной политологии, а иногда в виде феноменологического понимания политики или, по словам К. Гирца, в виде «прочтения» политики как социального текста (Geertz, 1973). Более того, многие исследования стимулировали специалистов-политологов к осознанию своей профессиональной принадлежности к сравнительной политологии, поскольку нередко сопровождались серьезными спорами компаративистов со страноведами27.
Однако ничто не обнажает недостатки сверхобобщенных сравнительных теорий так, как добротное моноисследование, так называемое case study: оно рассматривает взаимосвязи подсистем, выявляет новые связи и переменные политических процессов, которые могут остаться незамеченными при проведении исследований национального правительства или местных властей. Оно может служить противоядием также и от теорий рационального выбора, переносящих рациональность как таковую на уровень политической системы в целом, тогда как разные виды рациональности могут встречаться в разных политических подсистемах и подвидах политической реальности, что наносит ущерб центру, но имеет смысл для тех, кто вовлечен в конкретные политические процессы.
27 Достаточно вспомнить противоречивую реакцию на работу Теды Скокпол«Государства и социальные революции» (Skocpol, 1991).
Необходимость углубленного анализа отдельных примеров связана с поставленными вопросами. Многое зависит от необходимости глубоких конкретных знаний там, где они полезны, как в случае Китая или Японии, где трудно работать без знания языка, истории, культуры, искусства и т.д. Недостаток такого рода знаний может сказаться и применительно к странам Африки, где мало письменных материалов о доколониальном периоде, за исключением, возможно, источников на арабском языке, и где для восстановления хода истории могут потребоваться устные рассказы. Одним из лучших стимулов для проведения моноисследований является то, что они дают новую пищу для сравнительных теорий, которые быстро устаревают и становятся банальными. Более того, сравнительные теории бывают зачастую «озадачены» событиями, которых они не только не могли предсказать, но и возможность которых исключали. Наиболее показательный тому пример — распад Советского Союза.
Если применить жесткий критерий прогностической способности к сравнительной политологии, то она окажется не лучше и не хуже любой другой области политической науки или социальных наук в целом. Просто она имеет дело с множеством переменных, и определить наиболее существенные из них трудно. Насколько демократия зависит от культурных «предпосылок», образования или гражданских элит? В какой мере она будет зависеть от предшествующего негативного опыта авторитарного правления? Ни на один из этих вопросов нельзя дать окончательный ответ. Подводя итог обзору сравнительного анализа демократии, С. Липсет отмечал, что можно, конечно, делать выводы о процессах демократизации на основе корреляций между демократией и экономическим ростом или изменениями социальной структуры, но существует множество других, столь же убедительных взаимосвязей. В более общем плане можно согласиться с его мыслью о том, что «при многовариантности любой причинно-следственной связи любые политические переменные неизбежно будут давать противоречивые результаты» (Lipset, 1994).
Если так, то что же можно сказать в пользу сравнительного политического анализа? В одном случае он повышает чувствительность наблюдателей к различиям между их собственными обществами и другими и к последствиям таких различий. Это делает политологию более восприимчивой к сложности и многообразию норм, ценностей, институтов и социальных структур и к взаимосвязи различных форм политического поведения, которые, даже если они кажутся похожими на наши, могут означать совсем иное для тех, на кого они распространяются.
Для крупных проблем — изменение как развитие, изменение представлений о равенстве и справедливости, пропорции и баланс между равенством и различным статусным положением, свобода выбора и порядок — можно строить предположения, предвидеть, быть уверенным в последствиях (Apter, 1971a). Можно представить, что одно и то же поведение приведет к совершенно иным результатам в разных условиях. Например, риск, присущий предпринимательской инициативе, может сопровождать также и насилие (Apter, 1996). Можно предположить, какие значимые проблемы (односторонняя политика, крайние формы национализма, местничество, сектантство, возрождение этнического, религиозного, расового и другого размежевания) ведут общество скорее к меньшей, чем к большей терпимости, несут опасность скорее нега-
тивного, чем позитивного плюрализма. В этом смысле упадок левых сил привел к восстановлению исконного представления о демократии как конечной цели, а не начала. Другой серьезный вопрос касается того, как демократические политические системы смогут увязать инновации и рост, с одной стороны, и различные проявления маргинальности (экономические, социальные, этнические, религиозные) — с другой. Наконец, можно спросить, может ли наступить «избыток» демократии, превышающий ее возможности и задевающий нравственные чувства. Так, во имя демократии чьи-то интересы могут быть возведены до уровня прав, что сведет на нет перспективы совместных решений договаривающихся сторон и приведет к возрастанию враждебности и взаимного антагонизма, к меньшей терпимости и меньшему числу политических альтернатив.
Конечно, даже если признать, что демократия является универсальной формой правления, то все равно остается проблема ее наилучшего приспособления к разнообразным условиям, старым и новым, с которыми она столкнется, и проблемы внетерриториальных объединений, регионализма, глобализма, разнообразных функциональных и политических ассоциаций (частных и общественных), которые могут видоизменять характер суверенитета и подвергать сомнению принцип неприкосновенности границ. Но, несмотря на необходимость достижения некоторого приемлемого варианта, все, что она сама методом проб предлагает, не бесспорно. Рассмотрев на многочисленных примерах различные подходы: институционализм, теории развития, неоинституционализм — со всеми их различиями в акцентах и стратегиях исследований, мы должны сделать вывод о том, что, по-видимому, есть лишь весьма ограниченный комплекс особых институтов, который обеспечивает жизнедеятельность демократии, что бы ни подразумевалось под этим словом. Несмотря на «эксперименты» по созданию чего-то иного, структурные возможности демократического государства ограничены. Сегодня нет никакой иной формулы демократии вместо той, которую социалисты назвали однажды «буржуазной». Точно так же нет никакой новой формулы демократии, которая учитывала бы культурную специфику и уникальные особенности отдельно взятой страны. Демократия может принимать «туземные» формы, но в перспективе они не очень подходят для решения современных политических проблем.
ЛИТЕРАТУРА
Abramson P.R., Inglehart R. Value change in global perspective. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1995.
Almond G., Coleman J.S. The politics of the developing areas. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1960.
Almond G., Verba S. The civic culture. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1963.
Almond G., Flanagan S.C., Mundt R. (eds). Crisis, choice, and change. Boston: Little, Brown, 1973.
Althusser L. For Marx. London: Penguin, 1969. Amin S. Class and nation, historically and in the current crisis. New York: Monthly Review Press, 1980.
Anderson B. Imagined communities. London: Verso, 1991.
Anderson P. Lineages of the absolutist state. London: Verso, 1986.
Andrain C.F. Comparative political system. Armonk (N.Y.): M.E. Sharpe, 1994.
Apter D.E. The political kingdom in Uganda. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1997; originally published 1961.
Apter D.E. Ghana in transition. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1971; originally published 1963.
Apter D.E. The politics of modernization. Chicago: University of Chicago Press, 1965.
Apter D.E. Choice and the politics of allocation. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1971o.
Apter D.E. (ed.). The legitimization of violence. London; Macmillan, 1996.
Apter D.E., Saich T. Revolutionary discourse in Mao's republic. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1994.
Arendt H. On revolution. New York: Viking, 1963.
Badie B. Le developpement politique. Paris: Economica, 1980.
Badie В., Birnbaum P. The sociology of the state. Chicago: University of Chicago Press, 1983.
Barker E. The politics of Aristotle. Oxford: Clarendon Press, 1946.
Bendix R. Nation-building and citizenship. Berkeley: University of California Press, 1977.
Bienen H. Kenya: The politics of participation and control. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1974.
Bimbaum P. La logique de 1'etat. Paris: Fayard, 1982.
Bryce J. Modern democracies. New York: Macmillan, 1921.
Campion G. An introduction to the procedure of the house of commons. London: Macmillan, 1950.
Cardoso F.H., Falleto E. Dependency and development in Latin America. Berkeley: University of California Press, 1979.
Clegg H. Industrial democracy and nationalization. Oxford: Blackwell, 1951.
Coleman J.S. Nigeria: Background to nationalism. Berkeley. University of California Press, 1958.
Coleman J. (ed.). Education and political development. Princeton (N. J.): Princeton University Press, 1965.
Dahl R. Dilemmas of pluralist democracy. New Haven (Conn.): Yalt University Press, 1982.
Di Palma G. Apathy and participation. New York: Free Press, 1970.
Di Palma G. To craft democracies. Berkeley: University of California Press, 1990.
Dogan M., Pelassy D. How to compare nations. Chatham (N.J.): Chatham House, 1984. [Доган M., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. M.: ИСПИ РАН, 1994.]
Dogan M., Kasarda J. D. (ed.). The metropolis era. 2 vols. Newbury Park (Cal.): Sage, 1988.
Dollard J. Frustration and aggression. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1939.
Downs A. An economic theory of democracy. New York: Harper, 1957.
Duverger M. Political parties. New York: Wiley, 1954.
Eckstein H., Apter D.E. (eds). Comparative politics. New York: Free Press, 1963.
Eisensladt S.N. Tradition, change, and modernity. New York: Wiley, 1973.
Erikson E.H. Identity. New York: Norton, 1968.
Fagen R. The transformation of political culture in Cuba. Stanford (Cal.): Stanford University Press, 1969,
Finer H. Theory and practice of modem government. New York: Holt, 1949.
Frank A. G. Capitalism and underdevelopment in Latin America. New York: Monthly Review Press, 1969.
Friedman E., Pickowicz P. G., Selden M. Chinese village, socialist state. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1991.
Friedrich C.J. Constitutional government and democracy. Waltham (Mass.): Blaisdell, 1968.
Friedrich C.J., Bn.eynskiZ.K. Totalitarian dictatorship and autocracy. New York: Praeger. 1962.
Furet F., OzoufM. A critical dictionary of the French revolution. Cambridge (Mass.): Harvard University Press,1989.
Geertz C. (ed.). Old societies and new states. New York: Free Press, 1963.
Geertz, C. The interpretation of cultures. New York: Basic, 1973.
Gellner E. Nations and nationalism. Ithaca (N.Y.): Comell University Press, 1983.
Gierke O.V. Natural law and the theory of society, 1500-1800. Cambridge: Cambridge University Press, 1950.
Girvetz, H.K. Welfare state // International Encyclopedia of the Social Sciences / Ed. by D.L. Sills. New York: Macmillan, 1968. Vol. 16. P. 512-521.
Golembiewski R.T., Welsh W.A; Crotty W.A. A methodological primer for social scientists. Chicago:Rand McNally, 1968/1969.
Gough J. W. The social contract. Oxford: Clarendon Press, 1957.
Grawitz M., Leca J. (eds). Traite de science politique. 4 vols. Paris: Presses Universitaires de France, 1985.
Gurr T.R. Why men rebel. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1970.
Hall P. Governing the economy. New York: Oxford University Press, 1986.
Hancock W.K. Survey of commonwealth affairs. 2 vols. New York: Oxford University Press, 1937-1942.
Headlam-Morley A. The new constitutions of Europe. Oxford: Oxford University Press, 1929.
Hobsbawm E.J. Nations and nationalism since 1780. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
HorowitzD.L. Ethnic groups in conflict. Berkeley: University of California Press, 1985.
Huntington S. Political order in changing societies. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1968.
Huntington S. The third wave: Democratization in the late twentieth century. Norman: University of Oklahoma Press, 1993.
Inglehart R. Culture shift in advanced societies. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1990.
Inkeles A. National character and modem political systems // Psychological anthropology / Ed. by F.L.K. Hsu. Cambridge (Mass.): Schenkman, 1972.
Inkeles A., Smith D.H. Becoming modem. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1974.
Ionescu G., Gellner E. (eds). Populism. London: Weidenfeld and Nicolson, 1969.
Jennings W.I. Cabinet government. Cambridge: Cambridge University Press, 1947.
Katzenstein P. Between power and plenty. Madison: University of Wisconsin Press, 1978.
Kitching G. Class and economic change in Kenya. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1980.
Lakeman E., Lambert J.D. Voting in democracies. London: Faber and Faber, 1959.
Leca J., Papini L. Les democraties sont-elles gouvemables? Paris: Economica, 1985.
Lewis W.A. The theory of economic growth. London: George Alien and Unwin, 1957.
Leys C. Underdevelopment in Kenya. Berkeley: University of California Press, 1974.
Lijphart A. Democracy in plural societies. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1977. [Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. M.: Аспект Пресс,1997.]
Lijphart A. Democracies: Patterns of majoritarian and consensusgovernment in twenty one countries. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1984.
Lindblom C.E. Politics and markets. New York: Basic, 1977.
Lint J., Stepan A. (eds). The breakdown of democratic regimes. Baltimore (Md.): Johns Hopkins University Press, 1978.
Lipset S.M. The social requisites of democracy revisited // American Sociological Review. 1994. Vol. 59. P. 1-22.
Lipset S.M., Rokkan S. (eds). Party systems and voter alignments. New York: Free Press, 1967.
Lipton M. Why poor people stay poor. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1980.
McClelland D. С. The achieving society. Princcton (N.J.): Van Nostrand, 1961.
Mackenzie W.J.M. Free elections. London: Alien and Unwin, 1958.
Masters R. Rousseau. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1968.
Michels R. Political Parties. New York: Free Press, 1958.
Migdal J.S. Strong societies and weak states. Princeton (N.J.): Princeton University Press,
1988.
Moore B. The social origins of dictatorship and democracy. Boston: Beacon Press, 1966.
O 'Donnell G. Modernization and bureaucratic authoritarianism. Berkeley (Cal.): Institute of International Studies, 1973.
O'Donnell G., SchmitterP.C., Whitehead L. Transitions from authoritarian rule: Comparative perspectives. Baltimore (Md.): Johns Hopkins University Press, 1986.
Offe C. Contradictions of the welfare state. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1984.
Olson M. The logic of collective action. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1965.
Olson M. The rise and decline of nations. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1982.
Ostrogorski M. Democracy and the organization of political parties. New York: Doubleday/ Anchor, 1964.
Panitch L. Social democracy and industrial militancy. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.
Pateman C. Participation and democratic theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1970.
Poggi G. The state. Stanford (Cal.): Stanford University Press, 1990.
Polanyi K. The great transformation. Boston: Beacon Press, 1944.
Poulantws N. Political power and social classes. London: New Left Books, 1973.
Pryworski A. Democracy and the market. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
Putnam R. Making democracy work: Civic traditions in modem Italy. Princeton (N.J.); Princeton University Press, 1993.
Putnam R., Leonardi R., Manetti R. Y. Making democracy work: Civic traditions in modem Italy. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1993.
Pye L. The spirit of Chinese politics. Cambridge: MIT Press, 1968.
Pye L., Pye M. Asian power and politics: The cultural dimensions of politics. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1985.
Robson W.A. (ed.). The civil service. London: Hogarth Press, 1956.
Rokkan S. Citizens, elections, parties. Oslo: Universitetsforlaget, 1970.
Rudolph L.I., Rudolph S.H. The modernity of tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1967.
Rueschemeyer D., Stephens E.ff., Stephens J.D. Capitalist development and democracy. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
SchmitterP.C. Interest conflict and political change in Brazil. Stanford (Cal.): Stanford University Press, 1971.
SchumpeterJ. Capitalism, socialism, and democracy. New York: Harper. 1947.[Шумпс-тер И. Капитализм, социализм и демократия. M.: Экономика, 1995.]
Safran W. The French polity. White Plains; (N.Y.): Longman, 1995.
Sen A. Resources, values and development. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1984.
Shils E. Political development in new States. S'Gravenhage: Mouton, 1962.
Skinner Q. (ed.). The return of grand theory in the human sciences. Cambridge: Cambridge UniversityPress, 1985.
Skocpol T. States and social revolutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.
Stepan A. The state and society. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1977.
Strauss L. What is political philosophy? New York: Free Press, 1959.
Suret-Canale J. French colonialism in tropical Africa. London: Hurst, 1971.
Tarrow S. Power in movement. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
Thompson E.P. The making of the English working class. London: Gollancz, 1963/1965.
Tilly C. From mobilization to revolution. New York: Random House, 1978.
Tilly C. Big structures, large processes, huge comparisons. NewYork: Russell SageFoundation, 1984.
Touraine A. Sociologie de 1'action. Paris: Editions du Seuil, 1965.
Wheare K.C. Government by committee. Oxford: Clarendon Press, 1955.
Warda H.J. New directions in comparative politics. Boulder (Colo.): Westview Press, 1985.
Wight M. The development of the legislative council 1606-1945. London: Faber, 1946.
Zysman J. Governments, markets, and growth. Ithaca (N.Y.): Comell University Press, 1983.