Классификация правовых форм государственного управления |
Классификация Ю. М. Козлова4. |
По степени юридического выражения |
Основные | Заключаются в издании правовых актов уполномоченными на то государственными органами. |
Базирующиеся на основных | Влекут определенные юридические последствия или имеют определенную юридическую направленность (регистрационную, разрешительную, надзорную и т.п.). |
По достигаемым результатам |
Позитивного регулирования | Заключаются в регулировании общественно – экономических отношений, происходящих в государстве (законы, регулирующие определенные сферы общественно–экономических отношений). |
Реакции на негативные явления | Целью является прекращение или приостановление негативных общественно-правовых явлений (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.). |
По направленности |
Воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления | Основное направление действия — внешняя направленность. Регулирование отношений, возникающих вне сферы государственного управления. |
Воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата | Основное направление действия — внутренняя направленность. Регулирование отношений, складывающихся внутри сферы государственного управления. |
По объему |
Общеобязательные | Обязательны для выполнения управляемыми субъектами по всей сфере государственного управления. |
Адресованные конкретным объектам | Регулируют сферу действия конкретных объектов сферы государственного управления. |
По адресату |
Вся система исполнительной власти | Охватывают отношения, складывающиеся по всей системе исполнительной власти. |
Конкретные работы исполнительного органа | Направлены на регулирование определенной деятельности исполнительного органа власти. |
По характеру |
Процедурные | Определены полномочиями конкретного органа государственной власти. |
Процессуальные | Определены особым обязательным порядком решения определенных ситуаций. |
По субъектному выражению |
Односторонние | Регулируют отношения конкретного субъекта. |
Многосторонние | Сложный субъектный состав, в котором субъекты имеют многосторонний характер. |
По инициативности |
По собственной инициативе | Субъект отношений собственной инициативой регулирует образование отношений. |
По инициативе других участников | Действия субъекта отношений определяют волевые действия других субъектов отношений. |
По условиям применения |
Нормальная общественная жизнь | Регулирование общественных отношений в стандартных ситуации. |
Чрезвычайная ситуация | Продиктовано сложившийся ситуацией, необходимо введение в действие специальных форм правового регулирования. |
По объекту управляемого воздействия |
Законодательные органы | Продиктовано особенностями нормативного регулирования законодательных органов. |
Судебные органы | Основой выступают процессуальные формы государственного регулирования. |
По юридическому содержанию |
Предписывающие | Определяют порядок деятельности управляемого субъекта. |
Запрещающие | Определяют действия, выполнение которых недозволительно. |
Дозволительные | Предоставляют управляемому субъекту возможность действовать по своему усмотрению. |
Классификация А. П. Коренева5 |
По содержанию |
Правотворческие | Регулируют процесс принятия правовых актов. |
Правоприменительные | Осуществляют контроль за применением правовых актов. |
По направленности |
Внутренние | Регулируют внутренние отношения, возникающие в сфере административных отношений. |
Внешние | Взаимодействуют со схожими отраслями права, регулируя правоотношения, возникающие при взаимодействии. |
По способу выражения |
Словесные | Имеют устное выражение. |
Конклюдентные | Выражены в определенных действиях уполномоченных на то государственных лиц (жест государственного инспектора по безопасности дорожного движения). |
Классификация Д. Н. Бахрах6 |
По юридическим действиям |
Принятие правовых актов | Полномочия принятия актов, регулирующих общественные отношения. |
Заключение договоров | Регулирование общественных отношений в порядке свободного волеизъявления. |
3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки |
Понятие |
Правовой акт управления — это управленческий документ, содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивидуального предписания, осуществленное в рамках его компетенции и для целей решения задач управленческой деятельности, принятие которого влечет определенные юридические последствия. |
Признаки правового акта управления7 |
- имеет юридическую форму управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления;
- издается полномочным субъектом государственного управления в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;
- носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;
- имеет одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления;
- императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно обязательное для адресата;
- служит юридическим фактом либо предпосылкой для возникновения юридических фактов, провоцирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления;
- подзаконен, т.е. издается исключительно в соответствии и во исполнение Конституции РФ и действующих законов;
- занимает определенное место в иерархической системе актов управления, что подразумевает его соответствие актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;
- представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц);
- характеризуется определенной процедурой принятия (подготовки проекта, обсуждения, визирования, правовой экспертизы, согласования, утверждения и т.д.);
- может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд, опротестован (прокурором);
- обеспечен силой государственного принуждения, несоблюдение установленных актом государственного управления предписаний влечет возникновение негативных правовых последствий для нарушителя.
|
Юридическое содержание |
- является служебным документом; акт государственного управления отличается от всех прочих документов такого рода своим юридическим содержанием;
- акт государственного управления отличен от юридически значимых документов, выдаваемых органами государственного управления и другими субъектами административного права и служащих подтверждением определенного юридического факта (например, диплом о присвоении квалификации, протокол о правонарушении);
- Факты государственного управления (как и смешанные) в настоящее время могут приниматься ограниченным кругом субъектов управления. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, а также уполномоченные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов Федерации;
- правовой акт управления может осуществляться и в виде жеста регулировщика8;
- совершается в разнообразнейших формах, в том числе в форме принятия, издания акта государственного управления, т.е. надлежащим образом оформленного документа, содержащего властное предписание;
- управленческое решение в акте государственного управления может быть выражено как в форме правила поведения (и тогда мы имеем дело с нормативным актом), так и в форме распоряжения, предписания, запрета и т.п. управленческого решения, относящегося к конкретному практическому случаю, определенной управленческой ситуации;
- издается в рамках компетенции издающего его субъекта государственного управления и призван повлечь за собой вполне определенные юридические последствия.
|