Земская реформа 1864 года. Реформа городского самоуправления 1870
В губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления – губернские и уездные земские собрания (в волостях земские учреждения не образовывались). Гласные земств (депутаты) избирались на 3 года. Земские учреждения вводились в 34 губерниях России. Земская реформа - попытка создать систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве.
В соответствии с новым «Городовым положением» 1870) создавались всесословные органы общественного самоуправления - Городские Думы. Гласные городской думы выбирали городскую управу и городского голову. Городские думы находились в ведении Сената. Городская реформа стала несомненным шагом вперед в сравнении с дореформенной организацией городского управления, она соответствовалапотребностям времени, способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли.
3. Военные преобразования 1860 – 1870-х гг.
Военная реформа была проведена под руководством Д.А. Милютина (в 1861 г. - военный министр). В 1862-1864 гг. было образовано 15 военных округов. Все войска и военные учебные заведения, находившиеся на территории военного округа, подчинялись главнокомандующим (они же генерал-губернаторы). В 1867 г. проведена военно-судебная реформа: создание постоянных военно-судебных органов. В основу реформы были положены важнейшие положения Судебных уставов 1864 г. Вводились три судебные инстанции – полковые, военно-окружные и главный военный суд. Они признавались независимыми от административных органов, учреждались должности следователей и военного прокурора. Для подготовки военных юристов в 1867 г. была создана Военно-юридическая академия.
Центральным звеном военной реформы стало введение с января 1874 г. всеобщей воинской повинности, которое распространялось на всё мужское население, достигшее 20 летнего возраста. Срок службы – 6 лет (сухопусные войска) и 7 лет (флот). Для имевших образование и в зависимости от его уровня срок службы сокращался с 4 лет до 6 месяцев. Действовала гибкая система льгот, острочек и освобождения от воинской службы. Эта категория мужского населения (свыше 50% призывников) зачислялась в ополчение, созываемое только в годы войны. От службы в армии освобождалось коренное население Севера, Средней Азии, отдельные народы Кавказа и Сибири, а также служители культа.
Судебная реформа 1864 г.
В её основе лежали сдедующие принципы: бессословность суда, равенство всех подданых перед законом, независимость суда от администрации, создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенность (адвокатов). В ходе реформы сложилась новая судебная система. Мировой суд, учреждаемый в уездах, рассматривал уголовные преступления, за совершение которых предусматривалось минимальное наказание. Решение мирового судьи могло быть обжаловано на съезде мировых судей данного округа. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями.
Более значительные дела принимал к рассмотрению коронный суд, имевший 2 инстанции – окружной суд и судебную палату. В судебные округа (во главе с судебной палатой) входило несколько губерний. Окружной суд рассматривал большую часть уголовных дел, но полит. дела изымались из его компетенции.
В окружном суде решения по уголовным делам выносили присяжные заседатели. Они избирались по специальным спискам из лиц разных сословий. Если присяжные признавали обвиняемого виновным, то меру наказания устанавливал коронный судья, назначаемый императором по представлению министра юстиции. На приговор окружного суда можно было приносить жалобы в судебную палату.
Высшие кассационные функции передавались Сенату. С этой целью в его составе образовывались два кассационных департамента – уголовный и гражданский. Предварительное следствие по делу проводила не полиция, а специальные судебные следователи, входившие в состав окружного суда. Они так же, как и судьи, назначались правительством и были несменяемы.