Изменения в социально-экономическом и политическом устройстве
Социально-экономический уклад в этот период характеризовался сохранением феодально-крепостнических и появлением новых капиталистических отношений в недрах старого строя. Сельское хозяйство и ремесленное производство, после некоторого подъема в конце XVI в., на протяжении всего XVII века и до 20-х годов XVIII века находились в состоянии упадка и разорения. В этот период в Речи Посполитой, в том числе на территории Беларуси свирепствовали эпидемии оспы, чумы и других болезней, опустошившие многие города и деревни. Тяжелый урон экономике был нанесен также почти не прекращавшимися войнами со Швецией, Россией и Турцией. Так, в середине XVII в. вся территория Беларуси была опустошена тринадцатилетней войной России с Речью Посполитой (1654–1667 гг.), в результате которой погибла половина белорусского населения, разорены многие города и села.
С 20-х годов XVIII века началось медленное восстановление сел и городов. Восстановление имений феодалов велось за счет усиления эксплуатации крестьян. Отработочные повинности и денежный оброк (чинш) во второй половине XVIII в. по сравнению с XVII в. взросли в 1,5 раза. В тех случаях, когда мелкий или средний феодал не мог восстановить все имение силами "своих" крестьян, он вынужден был часть земельных угодий передавать более зажиточным крестьянам, за что взыскивалось с них дополнительная плата. Иногда он сдавал имение в аренду либо продавал его. Крупные феодалы-магнаты, владевшие имениями в разных поветах и воеводствах и получавшие значительные доходы, имели возможность быстрее восстановить свое хозяйство и скупать земли обедневших феодалов, что вело к концентрации земельной собственности в руках нескольких фамилий. В хозяйствах феодалов во второй половине XVIII в. стал больше применяться полупринудительный наемный труд. Значительно возросло количество наемных работников, занятых в поместьях феодалов на различных промышленных предприятиях и лесных промыслах. Феодалы стали больше сбывать продукции своих имений на рынке. Тем самым шел процесс обуржуазивания самих феодалов. В товарно-денежные отношения втягивались и зависимые крестьяне, вынужденные для уплаты денежного оброка сбывать часть своей продукции на рынке или идти на заработки в город, к более богатым соседям либо в панское имение.
Определенные изменения во второй половине XVIII в. произошли также в жизни городского населения. Восстановление сельского хозяйства вызвало усиление спроса на городские товары. что повлекло расширение ремесленно-промысловой и торговой деятельности горожан. Ремесленники стали больше производить товаров не на заказ, а для рынка. Усилилась зависимость простого ремесленника от скупщика-ростовщика, который не только скупал готовую продукцию ремесленника, но обеспечивал его денежным кредитом и снабжал сырьем. Рост товарности ремесленного производства, развитие торговли и ростовщичества вызвали ослабление и разложение цеховых организаций ремесленников, их имущественное расслоение. Одни из них превратились в скупщиков-предпринимателей, а другие в наемных мастеров и подмастерьев. В городах и имениях феодалов открывались новые предприятия по переработке местного сырья (льна, пеньки, кож и др.), на которых применялся труд зависимых людей и наемных рабочих.
Значительно увеличилось число людей, занимавшихся торговлей. Во всех городах устанавливались дни базаров и ярмарок, на которые съезжались купцы из многих городов и даже из-за границы. На ярмарки приезжали шляхтичи, мещане и крестьяне из окрестных местечек и сел. Правительством принимались меры по поддержанию торговли, упорядочению единых мер веса, объема, регулирования цен. Строились и ремонтировались дороги, мосты. В 1784 г. было завершено строительство канала Огинского, соединившего реки Неман с Припятью, в 1781 г. начато строительство Днепро-Бугского канала, постройка которого была завершена в начале XIX в. Однако развитие капиталистических элементов сдерживалось крепостническим строем, шляхетско-сословным характером органов государственной власти и управления, реакционной феодально-церковной идеологией, подавлявшей проявление свободной мысли и признававшей труд позорным занятием для шляхты.
Развитие ростков капиталистических отношений вынудили правящие круги принять в 1775 году законы, по которым мещанам ВКЛ разрешалось приобретать наследственные имения с феодально-зависимыми людьми, а шляхтичам разрешалось заниматься ремеслом, торговлей и предпринимательской деятельностью без утраты шляхетского достоинства. Эти законы способствовали взаимному сближению сословий шляхты и мещан и зарождению класса буржуазии. Одновременно начал зарождаться пролетариат, в ряды которого включались обезземеленные крестьяне, разорившиеся ремесленники, бывшие подмастерья, наемные рабочие мануфактур и иных предприятий, а также вольные слуги и наемные работники феодалов, купцов, ремесленников, духовенства и иных богатых людей. Указанные изменения в социально-экономической жизни хотя и оказывали влияние на изменение классовой структуры общества, но еще не в силах были внести в него коренные изменения.
Речь Посполитая в этот период представляла собой своеобразную конфедерацию двух государств – Польши и ВКЛ, имевшую единого главу государства и общий сойм. В этой конфедерации не было исполнительно-распорядительных органов общих для всей Речи Посполитой. Власть короля Речи Посполитой была настолько ограниченной, что он не обладал ни законодательной, ни судебной, ни исполнительной властью. С той целью, чтобы король не мог самостоятельно что-либо предпринять, при нем должны были посменно находиться сенаторы-резиденты (не менее 4-х человек), которые осуществляли повседневный контроль за его деятельностью. Сойм Речи Посполитой состоял из трех так называемых соймовых «станов»: короля, сената, в состав которого входили по должности все католические епископы и наиболее важные сановники центрального и местного аппарата обоих государств, и палаты депутатов, состоящей из избираемых представителей повятовой шляхты. В середине XVIII в. составе сойма было: 150 сенаторов и 236 депутатов. Всеми делами на сойме заправляли католические епископы и несколько родовитых сенаторов, которые через своих ставленников контролировали и выборы депутатов на поветовых соймиках. Соймы собирались, как правило, один раз в два года не более чем на шесть недель.
Для принятия решений на сойме требовалось единогласное их одобрение. Каждый депутат обладал правом налагать на любое решение и всю работу сойма запрет - "свободное вето", что вело к бессилию сойма. Кроме того, все депутаты от поветов обязаны были точно придерживаться инструкций, полученных на поветовых соймиках, что в свою очередь создавало трудности в работе сойма. Из 55 соймов, которые созывались в 1652-1744 гг., 42 были сорваны наложением "вето". Таким образом, в Речи Посполитой король был без власти, сойм без силы, а других постоянных органов власти и управления для всего государства не было. Несмотря на Люблинскую унию, ВКЛ сохраняла свой суверенитет, в то числе свои органы власти и управления, суды, финансы, законодательство, что было закреплено Статутом 1588 г. На границе с Польшей до 1775 г. взимались таможенные пошлины. Законом от 19 мая 1655 г. подтверждалось запрещение польским войскам переходить границу ВКЛ, а если бы какая-либо воинская часть самовольно перешла границу, то таковых предписывалось уничтожать.
Во второй половине XVIII в. были предприняты попытки создать единые исполнительно-распорядительные органы Речи Посполитой, но и они не были доведены до конца. Судебные органы, как и весь государственный аппарат, находились в застое и упадке. За двести лет в их системе произошли лишь незначительные изменения, вызванные ослаблением органов государственного власти и усилением произвола феодалов. Так, ослабление власти государя сказалось на падении значения великокняжеского суда, в связи с чем, возросла роль соймового суда, расширились полномочия высших должностных лиц; подскарбия, гетмана наивысшего, маршалка и др. Стали более распространенными злоупотребления и угодничество перед магнатами судей всех рангов. Еще более трудным и сложным делом стало исполнение судебных решений, особенно если оно было вынесено против крупного феодала.
Разделы Речи Посполитой.
Кризис феодальной социально-экономической системы, политическая близорукость и классовый эгоизм правящей верхушки феодалов привели к тому, что Речь Посполитая, а вместе с ней и входившие в нее оба государства, уже к началу XVIII в. стали почти бессильными политическими организмами. Ф.Энгельс писал о Речи Посполитой, что она с начала XVIII в. держалась беспорядком, а "иностранные войска непрерывно оккупировали всю страну или проходили через нее; она служила им постоялым двором и трактиром"(К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т. 22. С.18).Феодалы, стремясь сохранить свое господство, и не имея поддержки внутри государства, стали искать помощи у соседних государств, которые в XVIII в. постоянно вмешивались во внутренние дела Речи Посполитой. В 1767 и 1768 годах шляхтой было образовано несколько конфедераций (Торуньская, Слуцкая, Радомльская и Барская), участники которых просили иностранные государства помочь им. Этим не преминули воспользоваться Австрия, Пруссия и Россия, которые в 1772 году подписали совместную конвенцию о разделе Речи Посполитой. По первому разделу к Австрии отошли южные земли Польши и Юго-западная часть Украины; к Пруссии - северная часть Польши; к России - часть Латвии и часть Восточной Беларуси. Присоединенная к России территория Беларуси была включена в состав вновь образованных губерний: Могилевской и Псковской. Затем в 1776 году белорусские уезды Псковской губернии были выделены в самостоятельную Полоцкую губернию. Губернии Полоцкая и Могилевская составили Белорусское генерал-губернаторство.
После первого раздела обстановка в Речи Посполитой продолжала оставаться напряженной. Развивающиеся капиталистические отношения находились в остром противоречии с феодальным строем, а господствующий класс феодалов не желал лишаться своих привилегий. Борьба реформаторов с консерваторами постоянно усиливалась. 3 мая 1791 г. реформатором удалось провести через сойм Конституцию, состоящую из преамбулы и 11 статей (разделов). В преамбуле от имени короля Станислава Августа говорилось, что Конституция утверждается с целью достижения внешней независимости и внутренней свободы народа, сохранения общего благосостояния и границ государства. В первой статье святая римская католическая вера со всеми ее правами провозглашалось господствующей религией в государстве. Во второй статье подтверждались все права и привилегии сословия шляхты. Третья статья закрепляла в качестве конституционных норм положения закона «Города наши королевские вольные в государствах Речи Посполитой», которым значительно расширялись права сословия мещан. В четвертой статье крестьяне признавались главным творцом богатств государства и объявлялись «под опекой краевого правительства», что в некоторой степени ограничивало произвол помещиков. Пятая статья закрепляла положение о разделении властей: законодательной, исполнительной и судебной. В шестой статье определялась структура и компетенция общегосударственного сойма, как основного и единственного законодательного органа. Статьей седьмой впервые в Речи Посполитой создавался высший исполнительно-распорядительный орган власти - Совет Министров, именуемый Стражей законов. В состав правительства входили: король как председатель, примас как глава католического духовенства Речи Посполитой и он же председатель комиссии просвещения, и пять министров - полиции, внутренних дел, иностранных дел, военных дел, финансов. Статья восьмая провозглашала принцип осуществления правосудия только судом. Девятая статья определяла порядок установления регентства на случай тяжелой болезни, плена или малолетства короля. Десятая статья определяла необходимость образования и воспитания детей короля. В последней статье по-новому определялся порядок комплектования и назначения армии. В ней было записано, что «народ должен сам себе обеспечивать защиту от нападения, для сохранения целостности своего государства».
Конституция вызвала неоднозначную общественную реакцию. Реакционеры ответили бунтом против неё и созданием в 1792 г. Тарговицкой конфедерации. Не рассчитывая на собственные силы, тарговичане обратились за помощью к соседним государствам, которые не преминули воспользоваться этим в своих интересах. При поддержке иностранных войск тарговичане одержали победу и объявили недействительной Конституцию. Победа тарговичан повлекла второй раздел Речи Посполитой. В 1793 г. Россия и Пруссия подписали акт, по которому к России отошла центральная часть Беларуси и Правобережная Украина, к Пруссии - исконно польские земли с городами Гданьском, Торунем, а также воеводства Познанское, Гнезненское, Калишское и др.
В марте 1794 г. в Речи Посполитой началось восстание, направленное против тарговичан и незаконного вмешательства иностранных государств. Руководителем восстания был назначен Андрей Тадеуш Костюшко, происходивший из среднепоместной белорусской шляхты. Военное образование он получил в Варшавском кадетском корпусе. В течение семи лет он сражался в рядах американской армии в войне за независимость США. Восстание на первых порах имело некоторый успех, т.к. его поддержали городские низы и крестьяне. Однако в последующем, не получив поддержки от революционной Франции, и не имея достаточных сил против регулярных армий России и Пруссии, восстание потерпело поражение, что привело к третьему разделу и полной ликвидации Речи Посполитой. По третьему разделу Австрия и Пруссия поделили между собой Польшу, а к России отошли Западная Беларусь, Волынь, Литва и Курляндия. На территории Беларуси и Литвы, отошедших к России, были образованы Виленская и Слонимская губернии, составившие Литовское генерал-губернаторство. Включение Беларуси в состав Российской империи способствовало ужесточению крепостного права и усилению эксплуатации крестьян.