Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами. 1. Какова природа политического лидерства?

1. Какова природа политического лидерства?

2. Какие функции выполняет политический лидер в обществе?

3. Какие вам известны типы политического лидерства и чем обусловлено возникновение культа личности в политике?

4. Определите составляющие имиджа политического лидера и проанализируйте основные методы его формирования.

5. В альтернативном социологическом словаре Е. Головаха отмечает, что лидер – это член общества, первым бегущий к яме и последний в ней оказывающийся. (Социология: теории, методы, маркетинг. – 1999, № 2, с.205). Ваше мнение. Аргументируйте его.

6. Охарактеризуйте политических лидеров современной Украины. Какого типа лидеры нужны сегодня Украине? Каковы причины слабой популярности нынешних политиков?

7. Каково место политической элиты в социальной структуре общества?

8. Неизбежна ли элитарность общества и насколько она совместима с демократическими идеалами?

9. Обоснуйте необходимость и сущность политической элиты общества. Является ли элита социально-политическим или духовным феноменом общества?

10. Необходима ли бюрократия в механизме политической власти?

11. Возможны ли реальные способы контроля над деятельностью бюрократии?

12.В чем заключаются негативные для общества последствия существования номенклатурной системы?

Тестовые задания

1. Какое из приведенных положений соответствует политологическому определению понятия «правящая элита»:

а) социальная группа, состоящая из лучших представителей общества;

б) совокупность высших, привилегированных групп, слоев, осуществляющих властные функции;

в) совокупность лиц, обладающих наивысшим IQ (коэффициентом интеллекта);

г) руководство политической партии?

2. Укажите, кто из политологов сформулировал «железный закон олигархии»:

а) Дж. Бернхейм;

б) В. Парето;

в) Г. Моска;

г) Р. Михельс.

3. Политический лидер – это:

а) Индивид, посвящающий достаточно много времени политической работе:

б) Индивид, живо интересующийся политическими проблемами;

в) Индивид, представляющий высший тип политической личности;

г) Индивид, всецело связанный по работе с политической деятельностью;

д) Индивид как конкретный представитель человеческого рода.

4. Кто является автором «классической типологии лидерства по способу легитимации власти, где лидеры различаются на традиционных, рационально-правовых и харизматических:

а) В. Парето;

б) Г. Моска;

в) Р. Михельс;

г) М. Вебер;

д) Н. Макиавелли.

5. Демократический стиль лидерства характеризуют:

а) Упор на исходные базовые потребности людей, т.е. физиологиче-

ские нужды и нужды безопасности

б) Децентрализация полномочий

в) Распределение ответственности

г) Апелляция к высшим потребностям людей, таким, как стремле-

ние к творчеству, самовыражении и т.д.

д) Высокая степень единоличной власти руководителя

е) Полная свобода “ведомых” в принятии решений

Литература

1. Кір’якулова О.С. Проблема жіночого політичного лідерства в Україні / О.С. Кір’якулова // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. - Спецвипуск. – С. 249-253.

2. Лендьел М.О. Джерела формування та особливості оновлення місцевих політичних еліт країн Центрально–Східної Європи у постсоціалістичний період / М.О. Лендьел // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. - Вип. 18 - 2009. – С.330-346.

3. Дідух Г.Я. Ретроспективний аналіз концепцій іміджу жінки-політичного лідера / Г.Я. Дідух // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. – Вип. 24. – С.381-389.

4. Андрущенко Т.В. Народ і політична еліта як суб’єкти подолання ціннісного розколу українського суспільства / Т.В. Андрущенко// Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. – Вип. 25. – С.310-320.

5. Науменко О.С. Проблема політичного лідерства в демократичному суспільстві /О.С. Науменко // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. – Вип. 27. – С.322-328.

6. Савченко І.Г. Політичне лідерство: чинник розбудови демократичної держави /І.Г. Савченко // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. – Вип. 27. – С. 337-342.

7. Копитова Л.С. Політичне лідерство у політико-культурному вимірі /Л.С. Копитова // Гілея (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2009. – Вип. 28. – С. 382-389.

8. Хорішко Л.С. Політична еліта як суб’єкт модернізації політичної системи / Л.С. Хорішко // Гілея(науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2010. – Вип. 31. – С. 347-353.

9. Скорченко Ю.О., Мезеря О.А. Українська еліта: деякі проблеми розвитку / Ю.О. Скороченко // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2010. Вип. 33. – С. 288-293.

10. Балацька О.Б. Специфічні риси політичної еліти сучасної України /О.Б. Балацька // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць.- К., 2010. Випуск 34. – С.

11. Сергатюк Д.А. Вітчизняний політичний елітогенез ( 1994 – 2004 ): оцінка ретроспективи // Гілея: (науковий вісник)": Збірник наукових праць. - К., - 2010. - Вип. 38. – С.452-460.

12. Пакульская Я., Василевски Я Циркуляция политических элит: от лис к львам / Я. Пакульская, Я. Василевски // Политические исследования. – 2008. - №6. – С. 23-36.

13. Хигли Дж., Пакульский Я. Смена элиты и лидеров в демократиях /Дж. Хигли, Я. Пакульский // Социология, теория, методы, маркетинг. – 2008. - №2. – С. 67-

14. Шульга Н. Этапы становления политической элиты в Украине в годы независимости / Н. Шульга // Социология теория, методология маркетинг. – 2006. - №4. – С. 24-34.

15. Зоткин А. Роль региональных элит и столичного истеблишмента в формировании властных элит Украины / А. Зоткин // Социология теория, методы маркетинг. – 2004. - №3. – С. 95-108.

16. Скотт Д. Кто будет лидером ХХI в. / Д. Скотт // Вестник Москов. Ун-та. Сер.12. – 2009. –№6. - С. 3-36.

17. Антонов В.И. Ли Куан Ю / В.И. Антонов // Вестник Москов. Ун-та. Сер.12. – 2009. - №2. – С. 62-76.

18. К де Ландшир, Ю. Мидяхор Роль личности в политике на примере Евросоюза /Ландшир К де, Ю. Мидяхор // Политические исследования. – 2011. - №2. – С. 25-35.

19. Уинтер Д.Г. Король философ или противоречивый политик? Личностный профиль Барака Обамы / Уинтер Д.Г. // Политические исследования. – 2011. - №2. – С. 36-46.

20. Политическое лидерство и проблемы личности // Политические исследования. – 2011. - №2. – С. 53-69.

ТЕМА 11

ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

План

11.1. Личность как объект и субъект политики.

11.2.Политическая социализация личности.

11.3.Политическое участие, его формы и факторы.

Основные термины: личность, политическое воспитание, политическая социализация, политическое отчуждение, абсентеизм

11.1.Личность как объект и субъект политики.

Человека изучают многие науки, но в разных аспектах. Политология выясняет его место в системе политических отношений.

Этой темой начинается основополагающий раздел политологии «Субъекты и объекты политики». Субъекты – это участники политического процесса. Таковыми являются: личности, политические лидеры, политическая элита, социальные общности, национальные общности, общественные объединения, политические партии, государство. Объект - это лицо или группа общества, на которых воздействуют субъекты политики. Субъекты одновременно являются и объектами потому, что они не могут действовать как совершенно независимая сила. Принимая политические решения, выходя на политическую практику, они испытывают воздействие других политических сил, становясь объектами политики.

Что такое личность? Это понятие многозначно. С одной стороны, она представляет конкретного индивида как субъекта деятельности, с другой, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт. Именно этот аспект важен в политологии, т.к. ее не интересует человек сам по себе, а как член определенного общества, социальной группы, характеризующийся некоторыми социально-значимыми чертами.

Личностное в человеке – это постоянная озабоченность проблемами близких, коллектива, страны, человечества. Человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию.

Личность, как субъект политики, должна ориентироваться в правилах и механизмах политической жизни, (потребностях различных социальных групп, противоречиях между ними и методы их удовлетворения), знать, какое место она хочет в ней занять. Только тогда личность становится полноценным субъектом политики.

Личность может какое-то время жить вне политики, но такая изоляция искусственна. Когда результаты реальной политики угрожают интересам не только социальной группы, но личным интересам, личность всегда включается в политическую деятельность.

11.2.Политическая социализация личности

Для того чтобы личность включилась в политику, она должна иметь определенные знания. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности.

Этапы политической социализации:

1. Детский, отроческий и ранний юношеский период. Происходит формирование первоначальных политических взглядов и образцов политического поведения. Политические ориентиры позитивны, критического восприятия нет.

2. Период интенсивного обучения в различных учебных заведениях. На этом этапе формируется информационная сторона мировоззрения личности. Политическое «я» неустойчивое. Эмоциональное восприятие дополняется знанием должностных лиц, политических институтов. Существующая система социальных норм и ценностей трансформируется во внутренний мир, закладываются основы политической культуры.

3. Активная социальная деятельность. Работа в государственных институтах, общественно-политических организациях. Результатом этого этапа является превращение человека в гражданина, т.е. человека, сознающего себя членом данного государства, пользующегося всеми правами, обеспеченными законами этого государства, исполняющего установленные законами обязанности. Человек начинает действовать как полноценный субъект политических отношений.

Различают еще вторичную социализацию, когда под влиянием коренных перемен в жизни общества, у человека происходит переоценка ценностей, меняются идеалы и жизненные установки личности.

На процесс политической социализации влияют: семья, школа, подростковая группа, армия, трудовой коллектив, общественное движение, СМИ, процесс самовоспитания.

Включение личности в политику требует определенных условий. К ним можно отнести:

- материальные предпосылки - это в первую очередь элементарное удовлетворение бытовых потребностей. Однако включенность в политику не имеет обязательной связи с наличием бытовых условий.

- социально-культурные предпосылки – это, прежде всего, образование, которое позволяет человеку участвовать в политических дискуссиях, дает возможность осознать свое место в обществе, использовать легитимные, демократические формы политической борьбы. Однако и без образования люди могут участвовать в политике, но обычно спонтанно, экстремальными формами.

- политико-правовые предпосылки. К ним относятся: доминирующая в обществе политическая культура, определенный политический режим, демократические процедуры формирования власти, гарантированность политических прав личности. Эти предпосылки должны найти отражение, прежде всего, в конституции государства, а также подзаконных актах. Если они отсутствуют, политическая деятельность ограничивается, сворачивается или разворачивается во взрывоопасных формах.

Кроме предпосылок большое значение имеют мотивы, побуждающие людей включаться в политическую жизнь. Это могут быть:

- корыстные мотивы, которые имеют наибольшее распространение среди тех, кто через политику, занятие определенного поста, хочет получить материальную выгоду и пр.

- бескорыстное служение делу. Человек отстаивает свои идеалы, несмотря ни на какие угрозы и лишения.

- психологические мотивы, как, например, компенсационная теория. Суть ее заключается в том, что активность человека в политике, его стремление повысить авторитет или иметь власть, есть отражение низкой самооценки. Через власть такие люди пытаются поднять свой престиж (Г. Лассуел).

На включение в политическую жизнь влияют: усвоение системы политических знаний, благодаря которым человек получает представление о власти, о государстве, об основах демократии; текущее информирование (СМИ) – дает ориентировку в событиях, помогает определить позицию, позволяет осуществлять практические шаги; эмоционально-волевые качества - политика воспринимается не только умом, но и чувствами, отказ от пассивного стереотипа, приобретение навыков деловитости, что заключается в умении анализировать ситуацию и определять наиболее целесообразную линию поведения, выработка самостоятельной позиции, устойчивость поведения.

11.3.Политическое участие, его формы и факторы

Политическая деятельность охватывает любую политическую активность, проявляющуюся в сфере политики – осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную.

Термин «политическое участие» в политологии используется для обозначения преимущественно рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и контроле за ее осуществлением.

Формы политического участия – это устойчивые образцы поведения, совокупность которых составляют политическую культуру. Различают: формы активного участия; пассивные или иммобильные формы.

Активные формы:

- участие в действиях, связанных с делегированием полномочий (выборы);

- участие в деятельности политических партий и общественных организаций;

- выполнение политических функций в рамках политических институтов, входящих в политическую систему или направленных против нее;

- участие в прямых политических действиях (референдумы, плебисциты, сборы подписей);

- активная деятельность в не институциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы в целях ее слома или коренных преобразований.

Политическое бездействие может быть осознанным и целенаправленным и приносить определенные результаты.

Иммобильные формы политического участия:

- неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры, отсутствия стереотипов действия;

- политическая выключенность как результат разочарования значительной части членов общества в эффективности функционирования политической системы;

- политическая апатия как форма неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, победы революции и контрреволюции, разгрома или подавления политического движения);

- политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и всем ее институтам.

Различают следующие уровни участия граждан в политической деятельности:

1. Функциональный - участие в определении структуры политической власти, персонального ее состава, определение курса внутренней и внешней политики (участие в выборах, референдумах, когда избиратели отдают предпочтение тому или иному лицу, тем или иным принципам политики).

2. Опосредованного участия – участие через избранные органы, общественно-политические организации, депутатов, путем личных обращений, а также выдачи наказов во время встреч с депутатами.

3. Непосредственного участия – участие в выборах, референдумах, выступления на митингах, собраниях, по телевидению, на радио, со страниц газет. Такое участие стало доступным для всех, но не все используют свое право на участие.

Политизация личности должна носить осмысленный, целеустремленный характер. Уровни участия и использования различных форм зависят от политического режима. В демократических обществах наблюдается участие на всех уровнях с использованием многих форм, в тоталитарном, авторитарном режиме – и уровни и формы выглядят неполно, используются формально, в экстремальном духе.

Наши рекомендации