Биографический метод в журналистике
Среди методов сбора информации в журналистике, некоторые исследователи, в частности М.Н. Ким[46], выделяют биографический метод. Этот метод заимствован журналистикой из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии, психологии. Впервые данный метод стал применяться американскими учеными в 1920-е годы.
В центре биографического исследования — изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее «встроенности» в социум, субъективного управления и приобретенного опыта».
С самого начала отношение журналистов к биографическому методу было двойственным, ведь исследователь мог полагаться только на субъективное мнение очевидца событий, поэтому таким сведениям можно было доверять или не доверять. И тем не менее «история жизни» одного человека может представить для исследователя большую ценность, если учесть то, что благодаря этим историям можно «реконструировать» внутреннюю динамику развития тех или иных процессов.
При использовании биографического метода следуют различным правилам, способствующим сбору более обширной и панорамной информации. Во-первых, «история жизни» одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет. Во-вторых, обращаясь к биографии конкретной личности, журналисты пытаются охватить ее в целом. В-третьих, пытаются осмыслить поведение человека в тех или иных ситуациях, вскрывая мотивацию его поведения и анализируя его мировоззренческие позиции и т. д.
В журналистике биографический метод применяется в адаптированном к профессиональным потребностям виде. С его помощью собираются различные жизненно-исторические свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы. В силу того, что многие социальные процессы порой недоступны для непосредственного изучения, журналисты обращаются к свидетельствам и рассказам членов различных социальных групп. При этом свидетель выступает инкогнито. Благодаря этим свидетельствам журналист воссоздает процессы, которые трудно поддаются наблюдению. Обращаясь к биографическому исследованию, журналист может рассказать об истории становления отдельной личности, показать определяющие моменты профессионального роста человека и т. д. Журналисты, обращающиеся к биографическому методу, чаще всего используют биографическое интервью. В доверительной беседе с человеком можно выявить поворотные эпизоды его жизни, впечатления, воспоминания, эмоциональные переживания и т. д. Теоретики выделяют следующие виды биографического интервью:
Лейтмотивное интервью. Респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и поддерживают к ней интерес на протяжении всего разговора.
Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий.
Открытое интервью. Интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который — по типу повседневного разговора — задает наводящие вопросы[47].
Итак, по мере решения журналистом эмпирических и теоретических познавательных задач у него складывается все более отчетливое представление об изучаемой ситуации, которое к моменту завершения работы над исследуемым материалом обретает концептуальный характер.
Продуктом познавательной деятельности журналиста оказывается не просто набор фактов, а концепция изученной ситуации, представляющая собой единство знания о происходящем и эмоционального отношения к нему журналиста. Концепция включает в себя эмпирический и теоретический уровень знания – факты и их оценку, причины, взаимосвязи.
Вопросы и задания
1. Что общего между познанием в специальностях информационно-коммуникативной сферы деятельности и в журналистике? Что отличает познание в этих областях деятельности? Какие черты познавательного процесса характерны только для журналистики?
2. Подготовьте вырезки из газет, подтверждающие, что материал написан на основе ознакомления, исследования и расследования. Аргументируйте свою точку зрения.
3. Какие формы работы с журналистами различных организаций вам известны?
4. Какими характеристиками должен обладать источник информации для получения качественного журналистского материала?
5. Какое «домашнее задание» выполняет журналист в ходе подготовки к интервью?
6. Что такое стратегия и тактика беседы? Сформулируйте стратегию и тактику разговора с известным человеком (по Вашему выбору).
7. Какие вам известны психологические и лингвистические приемы разговора с собеседником в «трудной» ситуации?
8. В чем состоит универсальность метода наблюдения?
9. В каких ситуациях наиболее эффективен журналистский эксперимент? Как его организовать? Приведите примеры журналистских экспериментов.
10. Охарактеризуйте направления биографических исследований в журналистике.
11. Как из собранных фактов формируется концепция изученной ситуации?
12. Какие документы могут быть источником информации для журналиста? Каковы основные требования, предъявляемые к этим документам?
13. Городская администрация утвердила новые тарифы на проезд в муниципальном транспорте. В ходе подготовки материала Вам необходимо проследить «историю вопроса».
14. В каких случаях при изучении документа журналисту необходима консультация эксперта?
15. Какие вы знаете методы проверки документов на подлинность, надежность и достоверность?
16. Как правильно делать извлечения из документа?