Типы социальных институтов
Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Экономические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта подрастающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институты — наука, образование, культура. Духовным потребностям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании отвечает институт религии.
Неосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный
регулировать отношения владения, пользования, распределения. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди государственных институтов назовем, например, институт президентства, институт монархии.
Одной из черт социального института является его историчность. Институты возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере такой хорошо вам известной организации, как школа. Из курса истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. Потребность общества в социализации подрастающих поколений удовлетворяла преимущественно семья. Организационно школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях.
Со вступлением общества в индустриальную стадию развития обнаружилась недостаточность прежних форм социализации. Ее и призвана была компенсировать превращающаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполнению им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а затем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.
Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько видов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать между собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогические организации. В решении задачи социализации подрастающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа.
Бывает, что взаимодействие институтов приобретает конфликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влияние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институциональном уровне являются разные темпы изменений, эволюции отдельных институтов. Особенно это становится очевидным в переходные эпохи. Попытайтесь самостоятельно проиллюстрировать это явление известными вам фактами из прошлого и современности.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение определенной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах; закрепляются в системах социальных статусов. Так, цели образования в нашей стране нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функции называют явными. Изучая обществоведческий курс, вы уже познакомились с функциями многих социальных институтов. Вспомните, к примеру, основные функции семьи.
Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, производство предметов потребления. Его явная функция очевидна — удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социолога Т. Веб лена, заключается в том, что производство этих вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих. Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промышленные предприятия. Их основное экономическое назначение состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более дешевыми. При этом работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на первых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее значимой, чем основная. Скрытые функции многие исследователи отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообщают сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемого поведения.
Если скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, одним из проявлений дисфункции какого-либо государственного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Представим себе министерство, которое не столько решает конкретные насущные задачи в своей области, сколько плодит
различные резолюции, постановления, создает всевозможные комиссии. В этом случае, как сказал один социолог, «на социальную реальность накладывается бумажная решетка и бюрократ оказывается неспособен воспринять первую из-под второй». Внешне учреждение работает, служащие сидят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым обществом результатам такая организация не приводит.
Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, размытости целей, а также в потере такого качества, как деперсонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный президент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лидера стала трагедией для всего народа. Понимая, что следующий избранник вряд ли будет столь же хорош, политическая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть исключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Под инфраструктурой (от лат. infra — под, ниже и struc-tura — строение) принято понимать составные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом.
Первоначально этот термин использовался в военном деле и означал вспомогательные сооружения, которые обеспечивали взаимодействие различных родов войск. Примерно в середине XX века данное понятие стали использовать при изучении различных сфер жизни общества.
В широком смысле к социальной инфраструктуре относят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т. п.), которые обеспечивают трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
Есть и иное, более узкое, значение этого понятия. Некоторые исследователи различают экономическую и собственно социальную инфраструктуру. К первой относят комплекс
объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих производство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др. В социальную же инфраструктуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, — учреждения культуры, образования, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспе-чение, предприятия торговли и общественного питания, средства связи, спортивные и оздоровительные сооружения.
Обратим внимание: инфраструктура общества охватывает лишь те материальные условия жизнедеятельности людей, которые создаются ими самими; природные факторы, хотя они также определяют эти условия, сюда не входят. Важно и то, что элементы социальной инфраструктуры, определяемые потребностями людей, не взаимозаменяемы. К примеру, появление еще одного театра не снимет потребности в поликлинике.
Степень развития социальной инфраструктуры — важнейший показатель уровня развития региона, страны. Хорошие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, красивые и функциональные школьные здания, разветвленная сеть лечебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей современным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.
Понятно, что ее решение во многом зависит от уровня экономического развития общества, обеспечивающего те средства, которые направляются в социальную сферу. Но и сама социальная инфраструктура оказывает воздействие на экономику. Из истории известно, что ее отсутствие (или слабое развитие) может затруднить производственное освоение региона. В этих случаях власти приходилось приводить в действие другие рычаги, например, использовать энтузиазм молодых, их тягу к романтике нового, неизведанного. Так, к примеру, начиналось освоение целины. Но и обжитые территории могут прийти в упадок при разрушении сложившейся инфраструктуры. Например, закрытие единственной в селе школы может привести к тому, что его покинет трудоспособное население.
В последние годы наше государство уделяет значительное внимание развитию социальной инфраструктуры, немалые средства бюджета отчисляются на социальные нужды. Свой вклад должен внести и крупный бизнес, призываемый обществом к большей социальной ответственности. В создании достойных материальных условий повседневной жизни людей должна быть лепта и каждого из нас. Ведь дело не толь-
ко в том, чтобы построить и оснастить новые здания школы, больницы, театра, но и в том, чтобы сохранять их, поддерживать в надлежащем виде. Будем помнить, что всякое небрежение, а порой и вандализм по отношению к используемым, но не «своим» вещам (сиденьям в поезде, лифтам в подъезде и т. п.) выражает отношение человека не к этим вещам, а к окружающим его людям.
■Ш Основные понятия:социальный институт, институциали-зация, социальная инфраструктура.
■■Термины:дисфункция, деперсонализация.
Проверьте себя
1) Назовите основные признаки понятия «социальный институт». 2) Что такое институциализация? Проследите ее основные этапы на примере любого социального института.
3) Что лежит в основе типологии социальных институтов?
4) Приведите примеры главных и неглавных социальных
институтов. 5) Чем характеризуется взаимодействие соци
альных институтов? 6) Как связаны потребности общества и
функции социальных институтов? 7) Покажите на конкрет
ных примерах различие между явными и скрытыми функ
циями социальных институтов. 8) Что такое социальная ин
фраструктура в широком и узком значениях этого термина?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Приведем два достаточно различающихся определения
понятия «социальный институт», данных отечественными
социологами.
«Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов». «Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».
На каких чертах института акцентирует свое внимание каждый из авторов? Какую черту выделяют оба? На основе этих определений сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.
2. К какому главному институту общества могут быть от
несены следующие характеристики?
Жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
3. Соотнесите названные ниже социальные институты и
их функции. Укажите функции, которые выполняют не
сколько институтов.
Институты: образование, государство, производство, семья.
Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества.
4. Социологи утверждают, что социальные институты об
ладают моральным авторитетом. Раскройте это положение
на примере такого социального института, как семья.
5. Заполните таблицу.
Семья | |||
Государство | |||
Образование | |||
Религия |
6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние.
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход».
...Язык является фундаментальным институтом общества... это первый из институтов, с которым индивид сталкивается биографически, потому что все другие институты, каковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттернах (образчиках) языка. Государство, экономика, образовательная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, императивов для действий индивидов, т. е. они зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
Итак, язык — это первый институт, с которым сталкивается индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ребенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о семье. Он опять же до известной степени прав. Для огромного большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, является одним из случаев более обширного института родства в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-
ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родственники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположительно это понимание придет, когда ребенок начнет сравнивать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспектах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с помощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.
Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94.
опросы и задания к источнику. 1) Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основные функции языка как социального института?