Влияние критических материалов СМИ на обществен­ное мнение

Появление критических материалов в средствах массо­вой информации способно оказать значительное воздей­ствие на общественное мнение. Распространяться оно мо­жет по следующим основным каналам.

1. Текст.

В заметках, статьях, видео- и аудиоматериалах могут содержаться сведения, которые в значительной степени будут негативно влиять на общественное мнение, ухуд­шая при этом отношение населения к организации путем подтверждения сложившихся ранее негативных установок и представлений.

2. Визуальные материалы.

Эта позиция оказывает мощное воздействие на подсо­знание человека. Фото- и видеоматериалы, рисунки, ка­рикатуры и т.д. в совокупности влияют на все общество в целом, а не на отдельные его группы. Это отчасти обу­словлено тем, что значительная часть населения даже не читает статей в газетах, а просматривает визуальные ма­териалы, содержащиеся в них, которые изначально вы­ступают как фон, но, несмотря на это, надолго остаются в памяти читателя.



Следует отметить, что критические материалы ока­зывают серьезное негативное влияние на общественное мнение при условии отсутствия профилактической ра­боты и быстрых ответных реакций со стороны органи­зации, ставшей их объектом. В основном эта форма «чер­ного PR» оказывает воздействие только на определенные группы населения. Достаточно сложно добиться того, чтобы критические материалы с одинаковой степенью эффек­тивности воздействовали на все население, разделенное по половозрастному принципу, социальному статусу и уровню доходов. Наличие этого факта необходимо использовать для создания эффективной системы противодействия критическим материалам и минимизации их влияния на общественное мнение.

Отметим, что при оценке критических материалов в средствах массовой информации необходимо четко опре­делить их целевые аудитории и, уже основываясь на этих данных, применять инструменты связей с общественно­стью, способствующие противодействию распространения влияния негативной информации на общество в целом и егоотдельных представителей.

6. Влияние критических материалов СМИ на характер внутренних коммуникаций в организациях-объектах кри­тики

Появление критических материалов в СМИ способно оказывать существенное воздействие на характер внут­ренних коммуникаций подразделений организации. Это вли­яние может носить как позитивный, так и негативный ха­рактер. Рассмотрим положения, при которых появление критических материалов в СМИ может оказывать поло­жительное воздействие на характер внутренних комму­никаций в коллективе.

1. Внутренняя консолидация сотрудников (при нали­чии определенных условий).

В случае появления критических материалов в СМИ, it которых содержатся сведения и данные, направленные на дискредитацию отдельных сотрудников и организации в целом, при проведении определенной серии мероприятий

можно добиться повышения ответственности, эффектив­ности и качества работы руководства и личного состава. Реализовать это направление можно за счет информиро­вания личного состава о появлении в СМИ критических материалов, ставящих целью дискредитировать образ орга­низации, в которой они работают, в глазах общественно­сти. Особое внимание следует уделить тому, что подоб­ные ситуации наносят значительный урон не только имид­жу, но и эффективности работы подразделений, а также развитию организации (этот вред может выражаться в сни­жении прибыли либо государственного финансирования и т.п.). Информирование можно осуществлять за счет внут­ренней рассылки и ресурсов внутренней коммуникации между сотрудниками.

2. Появление новых механизмов коммуникации.

При осуществлении анализа причин появления крити­ческих материалов в СМИ можно создать и эффективно задействовать в дальнейшем новые технологии, позволя­ющие защитить организацию от нежелательной утечки информации, а также выявить новые, до этого момента не используемые каналы внутренней коммуникации. Про­ведение данной работы в дальнейшем позволит снизить возможности появления негативной информации в СМИ, улучшить имидж и эффективность функционирования структуры.

Ниже рассмотрены обстоятельства, при которых появ­ление критических материалов в СМИ оказывает нега­тивное воздействие на характер внутренних коммуника­ций в организации.

1. Усиление атмосферы недоверия и подозрительности.

Появление критических материалов способно в значи­тельной степени усилить недоверие сотрудников друг к другу, способствовать снижению авторитета руководства, и, соответственно, отрицательно воздействовать на эф­фективность работы коллектива.

2. Разрушение устойчивых связей и коммуникаций.
Появление критических материалов в СМИ может за­труднить внутренние и внешние коммуникации тех сотрудников



трудников или подразделений, негативные сведения о ко­торых были распространены.

3. Снижение скорости и достоверности передаваемой
информации.

Негативный информационный фон, создаваемый благо­даря критическим материалам, в значительной степени оказывает влияние на психоэмоциональное состояние со­трудников. Это может выражаться в разрушении устойчи­вых связей между ними, ослаблении действия принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.

4. Снижение престижа организации в качестве потен­циального места работы или службы.

Распространение в обществе негативной информации о состоянии дел в конкретной организации может привести к сокращению числа соискателей, желающих стать ее со­трудниками, а следовательно — к ограничению возможно­стей по подбору необходимых кадров, что может негатив­но сказаться на перспективном развитии структуры.

Из этого можно сделать вывод, что хотя грамотная ра­бота пресс-службы и (или) подразделения по связям с об­щественностью может обратить последствия любого собы­тия в конструктивное русло, с появлением критических материалов в СМИ необходимо бороться.

Глава 5

Влияние критических материалов СМИ на обществен­ное мнение - student2.ru ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ ЖУРНАЛИСТОВ В РФ

Влияние критических материалов СМИ на обществен­ное мнение - student2.ru Аккредитация (от лат. accredere — оказывать доверие) — это процедура получения журналистом разрешения на присутствие и работу на мероприятии у структуры, от­ветственной за его проведение, либо — на работу при организации (группе организаций) с целью освещения ее деятельности в течение фиксированного периода времени.

Несмотря на то, что аккредитация журналистов на пер­вый взгляд является чисто технической функцией пресс-службы, от ее качественного выполнения зависит очень важный блок взаимоотношений учреждения и средств мас­совой информации. Как следствие, это влияет на тональ­ность и характер отзывов, материалов и статей, предна­значенных для широкого потребителя. Выше уже говори­лось о том, что аккредитацией занимаются сотрудники пресс-службы, специально закрепленные за данным на­правлением (отдел аккредитации) или специалисты, вы­полняющие данные функции эпизодически. Прежде всего, наличие такого разделения зависит от размера и статуса организации, которую представляет пресс-служба, от ко­личества публичных и презентационных мероприятий, ко­торые проходят на ее территории, а также от заинтере­сованности журналистского сообщества в информации о ее работе. Естественно, чем больше журналистов стре­мится попасть на мероприятия, проходящие на террито­рии организации, тем выше актуальность закрепления отдельных сотрудников пресс-службы конкретно за дан­ным направлением работы.

Если мы говорим о сотрудниках крупных учреждений и пресс-служб, занимающихся исключительно вопросами

аккредитации, то в их практике выработан четкий алго­ритм действий, что упрощает и ускоряет процесс выдачи журналистам разрешения на работу.

Процесс аккредитации можно представить следующим образом:

1. Редакция СМИ или лично журналист обращаются в пресс-службу с просьбой о разрешении присутствовать на
мероприятии (или постоянно работать при организации на Протяжении определенного периода времени) с целью последующего его освещения в СМИ.

2. Пресс-служба связывает журналиста с сотрудника­ми группы аккредитации (под группой аккредитации в зависимости от размеров учреждения можно понимать и иногосотрудника).

3) Группа аккредитации иногда совместно с главой пресс-службы решает вопрос о целесообразности участия данного журналиста в мероприятии и в случае одобрения заяв­ки напрашивает у него основные необходимые данные. Пе­речень запрашиваемой информации в каждом конкретном случае индивидуален. В нем обычно содержатся такие све­дения, как персональные данные журналиста, копии его импорта и удостоверения журналиста, контактная и общая информация СМИ, которое он представляет, причи­ны интереса к данному мероприятию, профессиональная фотография и другое.

4. После проверки информации, переданной журналистом, и согласования со службами безопасности, обеспечивающими охрану объекта, группа аккредитации принимает положительное или отрицательное решение.

Г). В случае одобрения журналисту до начала меро­приятия выдается аккредитация, которая, как правило, представляет собой специальную пластиковую карту (или бейдж), заверенную пресс-службой, с ФИО журналиста, и указанием СМИ, которое он представляет, указанием статуса( например, надпись «ПРЕССА»), перечнем мероприятий, помещений и того времени, в которое он может их посещать.

Следует понимать, что процесс аккредитации в зави­симости от организации имеет свою специфику и регули­руется не только федеральными нормативными актами (основным среди которых является Закон РФ «О средствах массовой информации»), но и внутренними положениями учреждений. Каждая пресс-служба должна иметь собствен­ную инструкцию об аккредитации, чтобы не возникало двусмысленных ситуаций и лишних проблем.

Институт аккретидитации существует отнюдь не во всех успешных организациях. Например, в международной инвестиционно-девелоперской корпорации MIRAX GROUP институт постоянной аккредитации отсутствует, на меро­приятия приглашаются люди, которым интересна конкрет­ная тема, отбор персоналий каждый раз проводится зано­во. Однако постоянный круг журналистов, активно сотруд­ничающих с компанией, все равно есть (около 50-60 че­ловек). В каждом крупном СМИ есть порядка 3-4 человек, которые отвечают за отдельное направление, и конкрет­ного журналиста на мероприятие, как правило, выделяет редакция (иногда закрепляет за компанией конкретного специалиста).

В качестве примера построения процесса аккредитации приведем правила, согласно которым представители СМИ получают право работать в Государственной Думе Феде­рального Собрания Российской Федерации. В нижней пала­те российского парламента ежегодно аккредитуется одна из наиболее значительных групп журналистов, поэтому Управлением по связям с общественностью и взаимодей­ствию со СМИ, в рамках которого функционирует отдел пресс-службы, накоплен значительный опыт аккредита­ции, служащий хорошим примером организации рассмат­риваемого процесса. Отметим также, что данный доку­мент является хорошо проработанным материалом, на ко­торый могут ориентироваться пресс-службы малых и сред­них организаций при проведении аналогичной работы.

ПРАВИЛА

 

Аккредитации журналистов средств массовой информации при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации1

I. Аккредитация журналистов средств массовой информации (далее — СМИ) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) проводится Управлением по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Аппарата Государственной Думы (далее — Управление) в целях:

широкого, оперативного и свободного распространения объективной информации о деятельности Государственной Думы как одной из палат представительного и законодательного органа Российской Федерации;

организации работы аккредитованных журналистов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 2)Аккредитация осуществляется в соответствии с Зако­ном Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государствен­ных средствах массовой информации», Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, настоящими Правилами и другими норматив­ными правовыми актами Государственной Думы, касающихся деятельности журналистов в Государственной Думе.

I. ВИДЫ АККРЕДИТАЦИИ

1. Парламентский корреспондент

3) Аккредитация в качестве парламентского корреспондента при Государственной Думе осуществляется для журналистов

СМИ, постоянно освещающих работу парламента в период срока созыва палаты.

4) Редакции СМИ могут аккредитовать парламентскими корреспондентами

Влияние критических материалов СМИ на обществен­ное мнение - student2.ru ' Настоящие правила утверждены распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

от 2 июля 2004 г.

информационные агентства — до четырех человек;

телекомпании — до пяти человек;

радиокомпании — до двух человек;

печатные издания: ежедневные —• до трехчеловек; еженедельные и ежемесячные — до двух человек.

Аккредитованный журналист получает удостоверение «Парламентский корреспондент».

В удостоверение «Парламентский корреспондент» вкле­ивается цветное фото журналиста размером 3x4, вписы­вается его фамилия, имя, отчество, наименование СМИ, срок действия удостоверения и его номер. Удостоверение подписывается начальником Управления и заверяется пе­чатью отдела режима Управления делами Государствен­ной Думы.

5. Редакция СМИ или журналист обязаны в течение семи дней в письменной форме известить начальника Уп­равления или его заместителя об утере, краже, порче и т.д. удостоверения «Парламентский корреспондент». Дан­ный журналист до конца текущего года лишается права на получение удостоверения «Парламентский корреспон­дент», но может по ходатайству редакции получить удо­стоверение «Спецкорреспондент».

Спецкорреспондент

6. Редакция СМИ может аккредитоваться при Государ­ственной Думе, получив аккредитационное удостоверение
«Спецкорреспондент». Данное удостоверение редакция СМИ
предоставляет своим сотрудникам для выполнения конк­ретных поручений редакции по освещению работы Государственной Думы.

В аккредитационное удостоверение «Спецкорреспондент» вписываются фамилии, имена и отчества журналистов, наименование СМИ, срок действия удостоверения и его номер. Удостоверение подписывается начальником Управ­ления и заверяется печатью отдела режима Управления делами Государственной Думы. Право на единовременный вход в комплекс зданий Государственной Думы имеет только один из журналистов, указанных в аккредитационном удо­стоверении «Спецкорреспондент».

7. Аккредитационное удостоверение «Спецкорреспондент» выдается Управлением на срок до одного года на основе письменной заявки редакции СМИ.

8)Редакции СМИ, имеющей в Государственной Думе парламентских корреспондентов, могут быть дополнительно предоставлены аккредитационные удостоверения

Электронное СМИ получает для технического персонала аккредитационное удостоверение «Спецкорреспондент», которое дает право вноса и выноса звукозаписывающей, съемочной и осветительной аппаратуры в здания Государственной Думы с ее досмотром с использованием технических средств.

9) Распорядителями аккредитационного удостоверения "Спецкорреспондент" являются руководитель редакции СМИ, уполномоченные им заместители, которые несут ответственность за сохранность удостоверения. По запросу Управления они обязаны сообщить, у кого из сотрудников редакции находится аккредитационное удостоверение "Спецкорреспондент" и время его выдачи. Утраченное аккредитационное удостоверение «Спецкорреспондент» аннулируется.

Вопрос о восстановлении аккредитации рассматрива­етя в порядке, установленном настоящими Правилами.

3. Аккредитация зарубежных корреспондентов

10 Зарубежные корреспонденты, в том числе из государств-участников СНГ, аккредитуются при Государственной Думе через пресс-центр Министерства иностранных дел Российской Федерации по утвержденным постановле­нием Правительства Российской Федерации Правилам аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской
федерации. Аккредитованные зарубежные корреспонденты получают удостоверение иностранного корреспондента.

4. Разовая аккредитация

11) Редакции СМИ могут аккредитовать своих сотруд­ников на различные мероприятия, которые проводятся в

Государственной Думе, получив для этого разовую аккре­дитацию. Для получения разовой аккредитации руководи­тель редакции СМИ обязан на официальном бланке редак­ции прислать заявку на имя начальника Управления. В заяв­ке должны быть указаны фамилия, имя, отчество журнали­ста, название мероприятия, время и дата аккредитации.

II. ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ

12. Управление заблаговременно информирует редак­ции СМИ о правилах и сроках проведения аккредитации
или переаккредитации при Государственной Думе.

13. Заявка на аккредитацию подается в Управление на официальном бланке редакции СМИ за подписью руково­дителя редакции СМИ, заверенной печатью, вместе с копией свидетельства о государственной регистрации СМИ,
копией лицензии на вещание; (для электронных СМИ) и последними номерами издания (для печатных СМИ).
В заявке необходимо указать:

полное название СМИ, периодичность, местонахождение редакции СМИ, регион распространения, почтовый адрес (в том числе индекс), номера рабочих телефонов, факса, электронной почты, редакционного сайта;

фамилию, имя, отчество журналиста, занимаемую долж­ность, год рождения, домашний адрес с почтовым индек­сом, домашний, рабочий и мобильный телефоны.

14. Заявка на аккредитацию принимается в подлиннике.
Заявка на аккредитацию, не содержащая указанных све­дений, к рассмотрению не принимается.

15. Удостоверение «Парламентский корреспондент» по­лучает лично каждый аккредитованный журналист. Удостоверение «Спецкорреспондент» вправе получить представитель редакции СМИ. Выдача указанных удостоверений производится под расписку с соответствующей записью в книге учета аккредитационных документов, которая
ведется соответствующим подразделением Управления.

16. Аккредитационные удостоверения «Парламентский
корреспондент», «Спецкорреспондент» и удостоверение иностранного корреспондента обеспечивают проход в здания, в которых размещается Государственная Дума.

17. Решение об аккредитации и количестве аккредитационных удостоверений на основании представленной за­явки принимает начальник Управления или его заместитель в течение десяти дней со дня получения заявки ре­дакции СМИ.

Управление имеет право отказать в постоянной аккредитации редакции СМИ, подавшей заявку не в установленные для аккредитации сроки.

18. Управление имеет право отказать в аккредитации редакциям СМИ, которые по роду своей деятельности являются

сугубо рекламными, специализированными изданиями, а также не занимающимся освещением законотворческойдеятельности Государственной Думы.

19. В соответствии с Законом Российской Федерации в средствах массовой информации» журналист может быть

лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены требования настоящих Правил, либо им распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство Государственной Думы, ее депутатов, что подтверждено вступившим в законную силу

решением суда

20. Управление имеет право аннулировать аккредита­цию журналистов СМИ, которые прекратили или приостановили свою деятельность.

21. В случае увольнения журналиста или отзыва его аккредитации по решению редакции СМИ об этом должно бытьсообщено в Управление, после чего аккредитация этого журналиста в качестве аккредитованного коррес­пондента при Государственной Думе прекращается. Редак­ция СМИ имеет право аккредитовать на освободившееся место другого своего сотрудника после возврата в Управление ранее выданного аккредитационного удостоверения » порядке, установленном настоящими Правилами.

22. Сотрудники Комендатуры по охране комплекса зда­ний Государственной Думы Федеральной службы охраны Российской Федерации имеют право изымать у аккредитованных журналистов аккредитационные удостоверения -Парламентский корреспондент», «Спецкорреспондент»
и удостоверение иностранного корреспондента в случаях



окончания их срока действия, замены или порчи данных удостоверений, лишения аккредитации.

Наши рекомендации