Рабовладельческое общество
Воспитание в первобытном обществе.
Общество бесклассовое, поэтому все члены общества получают равное образование.
Целью воспитания и обучения является подготовка детей к жизни, к выживанию в сложных условиях.
Содержанием обучения является обучение детей способам охоты на животных, добыче и поддержанию огня, приготовление пищи, уход за детьми и больными членами племени.
Организация обучения и воспитания: детей воспитывают и обучают в ходе их непосредственного участия в делах взрослых. Взрослые включают детей в доступную для них деятельность (приготовление пищи, уход за больными, участие в охоте и т.д.) Воспитанием занимается каждый член племени, т.к. дети являются общим достоянием всего племени. Позже появляется первый «тип образовательных учреждений» - Дома молодежи, в которых раздельно обучают мальчиков и девочек. Дети приобретают под руководством опытных старейших членов племени навыки, соответствующие их половому различию и будущей функции в племени. В конце прохождения обучения молодежь подвергается испытаниям (инициации), выдержавшие эти испытания посвящаются в полноправных членов племени и считаются уже взрослыми.
Основные методы обучения и воспитания: устная передача информации (через рассказы старейшин, былины, предания и т.д.); показ, упражнения детей в разнообразных навыках.
Система наказаний отсутствует.
Рабовладельческое общество.
В обществе появилось деление на антагонистические классы (класс рабовладельцев и класс рабов) воспитание и образование с этого этапа начинают носить классовый характер.
Рассмотрим это на примере древней Греции.
Два древнегреческих государства Лакония (столица Спарта) и Аттика (Столица Афины) имели много общих черт в организации воспитания и обучения подрастающего поколения:
оба государства были рабовладельческими, поэтому система частного и общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы рассматривались как «говорящие орудия» и воспитывались как и в первобытном обществе самими родителями, в процессе включения детей в посильный труд своих родителей. Никаких учебно-образовательных учреждений для них не существовало.
В воспитании детей рабовладельцев наблюдалось много общих черт, хотя сами системы воспитания и обучения детей отличались по целям, содержанию и организации, что объяснялось различными историческими условиями жизни этих двух государств. В школах обучались только мальчики, начиная с 7-летнего возраста. Девочки воспитывались дома на женской половине дома (геникее).
Спартанская система образования | Афинская система образования | |||
Исторические условия жизни страны: Лакония (Спарта) имела неудобное географическое расположение, не было выхода к морю, местность была преимущественно каменистая. Поэтому государство жило за счет набегов на соседние страны и эксплуатации земледельческого труда рабов. Цель воспитания и образования – воспитание у молодежи умения побеждать, выносливости, бесприкословного подчинения. (т.е. воспитание воина) Организация образования: С 7 до 18 лет юноши посещали учебные заведения АГЕЛЛЫ, где содержанием воспитания являлось закаливание, военно-физические упражнения, обучение музыке и пению, очень ограниченно обучались письму и чтению. С 18 лет до 20 – ЭФЕБИЯ Здесь осуществлялось военно- политическое воспитание: обучение строительству военных укреплений, управлению военными машинами, осуществлялась военная служба и участие юношей в общественных празднествах и театральных представлениях. | Исторические условия жизни страны: Аттика имела выгодное географическое расположение на побережье Средиземного моря. Поэтому жило мореходством, бурными торговыми связями с разными странами мира, бурно развивало свою культуру. Цель воспитания - воспитание человека прекрасного в физическом, умственном и нравственном отношении. Организация образования: С 7 лет мальчики посещали государственные школы ГРАММАТИСТА, где обучались чтению, письму, счету и школы КИФАРИСТА, где учились музыке, пению и декламации. Затем обучение продолжалось в ПАЛЕСТРЕ: упражнялись в беге, прыжках, метании, плавании, борьбе. Наиболее обеспеченные и способные к умственному труду юноши могли продолжить обучение в ГИМНАСИИ, где они готовились к управлению государством и изучали философию, политику, литературу, арифметику и геометрию, астрономию и теорию музыки, и занимались гимнастикой. С 18 лет до 20 лет все юноши проходили службу в ЭФЕБИИ, где кроме того, что изучали спартанцы овладевали еще и морским делом. | |||
Основными методами воспитания в обоих государствах являлись разнообразные упражнения, беседы с учителем и политическими деятелями, философами. |
Феодальное общество
Общество разделено на антагонистические классы: господствующие классы (духовенство и феодалы) и угнетаемые классы (крестьяне и ремесленники).
Образование во всех типах учебных заведений пронизано религией, обучение ведется на латинском языке, в школах обучаются только мальчики, срок обучения не ограничен.
Существует целая система церковных школ:
§ Монастырские школы (при монастырях готовят юношей к пострижению в монахи) и соборные (кафедральные) школы, для более богатых учащихся, готовящие будущих священнослужителей.
Монастырские и соборные школы делятся на внутренние и внешние. Во внутренних, закрытых школах дети духовенства и феодалов изучают «7 свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Во внешних монастырских и соборных школах (обучающих мирян), изучают чтение, письмо, счет и церковное пение.
§ Приходские школы (при каждом церковном приходе. Здесь могут обучаться не только дети, но и взрослые.) содержание обучение в этих школах составляло чтение молитв на латинском языке, церковное пение и реже обучение письму и счету.
В городах открываются на средства ремесленников ЦЕХОВЫЕ школы , а на средства купцов ГИЛЬДЕЙСКИЕ школы для детей ремесленников и купцов. Содержанием обучения в данных школах являлось чтение, письмо, счет и религия.
Образование простого народа:
Основная масса народа не получала образования в школах. Родители воспитывали детей в повседневном труде или отдавали детей «в люди» для обучения какому-либо ремеслу.