Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся
в состоянии беременности (п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
Эта норма усиливает защиту женщины в состоянии беременности. Преступление отягчается тем, что жизни лишается и плод человека. Закон выдвигает в качестве обязательного условия для применения этой статьи УК заведомую осведомленность виновного о беременности потерпевшей (наличие внешних признаков беременности или доказательств, свидетельствующих о том, что виновный достоверно знал о беременности потерпевшей). Убийство женщины, когда виновный ошибочно считает, что потерпевшая беременна, с нашей точки зрения, также должно квалифицироваться по п. «г» ч. 2 ст. 105, так как умысел виновного направлен на лишение жизни потерпевшей при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в законе.
Убийство, совершенное с особой жестокостью (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
Каждое убийство является жестоким преступлением, поэтому для применения п. «д» ч. 2 ст. 105 необходимо установить его особую жестокость. Она характеризуется не только способом действия виновного, но и иными обстоятельствами убийства. Поэтому убийство может быть признано совершенным с особой жестокостью: а) по способу действия виновного (истязание, причинение мучений, препятствие оказанию помощи потерпевшему после смертельного ранения, нанесение большого количества ранений); б) по иным обстоятельствам убийства (например, убийство родителей в присутствии детей, глумление над трупом, когда виновный еще не осознал, что потерпевший уже лишен жизни).
Решая вопрос об особой жестокости убийства, необходимо учитывать, что понятие «особая жестокость» не медицинское, а юридическое. Для применения п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ не требуется, чтобы виновный, совершая умышленное убийство, действовал специально с целью проявления особой жестокости; достаточно установить, что он осознавал особую жестокость своих действий.
Убийство, совершенное общеопасным способом (п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
Для установления способа убийства, как правило, имеют значение орудия и средства, при помощи которых оно совершено. Способ является безусловно общеопасным при применении взрывчатых или ядовитых веществ, огнестрельного оружия, при поджоге. Убийство должно признаваться совершенным общеопасным способом и в тех случаях, когда виновный, преследуя цели убийства конкретного человека, действует с косвенным умыслом на убийство. К таким убийствам относят, например, убийства, совершенные в результате беспорядочной стрельбы. При этом важно, чтобы виновный сознавал, что он заведомо действует общеопасным способом. Об общеопасности способа (средства) может свидетельствовать использование транспортных средств и иных источников повышенной опасности. В таких случаях необходимо выяснить, был ли в данном конкретном случае способ убийства действительно общеопасным. По-разному должны оцениваться, например, убийства с использованием автомашины. При наезде на толпу людей с целью убийства человека (при безразличном отношении к судьбе других) налицо общеопасный способ убийства. Иначе должно быть оценено убийство при умышленном наезде на одного человека в безлюдном месте.
Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
В ранее действовавшем УК РСФСР требовался предварительный сговор группы лиц на убийство. Предпочтительность новой формулировки очевидна. Она не исключает, в отличие от прежней редакции, квалификацию такого убийства и с косвенным умыслом: предварительный сговор возможен только при прямом умысле на убийство. Устранена, таким образом, половинчатость данного отягчающего обстоятельства убийства, которая ограничивала применение положений Общей части УК о формах вины. Кроме того, не учитывалось, что групповые действия преступников и при отсутствии предварительного сговора во время убийства парализуют возможность потерпевшего защитить свою жизнь, облегчают доведение убийства до конца. Именно данное обстоятельство при многих убийствах приобретает решающее значение.
Убийство из корыстных побуждений, а равно по найму либо сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
Чаще всего при убийстве из корыстных побуждений речь идет о лишении жизни собственника или владельца имущества. Однако понятие корысти при убийстве нельзя ограничивать лишь завладением имуществом: оно охватывает материальную выгоду в самом широком смысле слова. Исходя из этого, корыстными признаются убийства, совершенные с целью: завладения общим, нажитым совместно с потерпевшим имуществом; получения наследства или страховой суммы; уклонения от содержания больного или престарелого; уклонения от уплаты алиментов или возвращения заемного имущества; занятия должности убитого с более высоким заработком; завладения жилплощадью и т. п.
Для признания убийства корыстным необходимо установить, что умысел на завладение имуществом или иными ценностями возник у виновного до совершения убийства; при этом не имеет значения, получил виновный те блага, завладеть которыми стремился в результате убийства, или нет.
Что касается убийства, сопряженного с бандитизмом, то оно может быть совершено и без корыстного мотива. В этом случае ссылка на бандитизм является по существу дополнительным отягчающим убийство обстоятельством, которое дублирует п. «к» ч. 2 ст. 105 об убийстве с целью сокрытия или облегчения совершения другого преступления.
Действия виновного, совершившего убийство при разбое, вымогательстве или бандитизме, необходимо квалифицировать по совокупности п. «з» ч. 2 ст. 105 и соответственно ст. 163 или 209 УК РФ.
Убийство из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
Мотивы действий виновного при таком убийстве характеризуются признаками хулиганства (ст. 213УК РФ). Поскольку любое убийство само по себе грубо нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу, для признания убийства совершенным из хулиганских побуждений имеет значение не сам факт причинения смерти потерпевшему, а мотив, которым руководствовался виновный, совершая преступление.
Практика показывает, что вывод о совершении убийства из хулиганских побуждений, как правило, может быть сделан только на основании анализа характера действий виновного в момент убийства, его поведения как до убийства, так и после его совершения. Убийство из хулиганских побуждений характеризуется отсутствием поводов к убийству и тем, что виновный не преследует какой-либо цели. К убийствам по этому мотиву следует также относить и те из них, которые совершаются по незначительному поводу, в ответ на справедливое и сделанное в общепринятой форме замечание виновному. Для признания убийства совершенным из хулиганских побуждений необходимо исключить наличие других мотивов убийства, определяющих поведение виновного при совершении этого преступления.
В некоторых случаях убийство квалифицируется как совершенное из хулиганских побуждений только на том основании, что не был установлен мотив и преступление признано «безмотивным». Между тем убийство, как и любое умышленное деяние вменяемого человека, вообще не может быть совершено безмотивно. «Отсутствие» мотива убийства в таких случаях является результатом поверхностного предварительного расследования и судебного разбирательства. Если все же мотив не был установлен, то, как уже отмечалось, действия виновного необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Ошибочным является и признание убийств, совершенных в драке, ссоре, а также из мести, ревности и по некоторым другим мотивам, совершенными из хулиганских побуждений.
Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
УК РФ по сравнению с УК РСФСР дополнен ссылкой на насильственные действия сексуального характера, исходя из ст. 132 УК РФ, которая эти действия по общественной опасности приравняла к изнасилованию.
Убийство признается совершенным при отягчающих обстоятельствах, когда речь идет об убийстве с целью сокрытия или облегчения совершения любого преступления независимо от его тяжести. При квалификации данного вида убийства необходимо учитывать, что оно может быть совершено только с прямым умыслом, поскольку в законе указана специальная цель совершения данного преступления.
В тех случаях, когда после убийства с целью облегчения совершения другого преступления виновный почему-либо не совершает его, он несет ответственность за убийство по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и за приготовление к другому преступлению.
Убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, является частным случаем убийства с целью сокрытия другого преступления. Оно может быть совершено как после, так и в процессе изнасилования. Убийство, которое совершено в процессе насилия, как правило, характеризуется косвенным умыслом. Виновный, стремясь преодолеть сопротивление потерпевшего, душит жертву или наносит ей удары по голове и телу, не желая, но сознательно допуская наступление смерти. Но убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, может быть совершено и с прямым умыслом, например, из мести за оказанное сопротивление или за обещание сообщить о насилии в органы уголовной юстиции.
Пункт «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ подлежит применению и в том случае, когда убийство совершило одно из лиц, участвовавших в изнасиловании или в совершении насильственных сексуальных действий. При наличии сговора на убийство ответственность за его совершение наступает по правилам соучастия (ст. 32-35). Если же имеет место эксцесс исполнителя (ст. 36), действия участников насилия квалифицируются с учетом данного обстоятельства.
Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
Для применения этой нормы необходимо установление конкретного мотива, например национальной ненависти. Названные мотивы могут сочетаться с мотивом мести (не только кровной), корыстными или хулиганскими побуждениями. Однако национальная, расовая, религиозная вражда или ненависть должна быть соответственно установлена как самостоятельный доминирующий мотив.
Кровная месть как обычай распространена в некоторых местностях Российской Федерации (например, в Дагестане, Ингушетии, Чечне) и возникает, как правило, в связи с убийством родственника. Однако это не значит, что данного обстоятельства достаточно для применения п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, должно быть установлено, что виновный относится к группе населения, признающей обычай кровной мести, и что совершено оно именно по этому мотиву. Применение п. «л» ч. 2 ст. 105 не исключается и тогда, когда убийство совершено по мотиву кровной мести за пределами местности, где постоянно проживают коренные жители, признающие этот обычай.
Как правило, убийство, подпадающее под п. «л» ч. 2 ст. 105, совершается с прямым умыслом, поскольку мотив в данном случае характеризует и цель совершения преступления. Возможны такие убийства и с косвенным умыслом, но данный мотив должен быть установлен по отношению к другому преступлению или лицу. Например, поджог дома лица другой национальности или другого вероисповедания либо поджог на почве кровной мести, когда в доме находятся люди и виновный к их судьбе относится безразлично.