Реформы Диоклетиана, Константина
Диоклетиан стал рим императором в 284 г. н.э.
2 гл реформы. 1кас гос. устройства. Она свед к след: 1) верх вл раздел между 4 соправителями. 2е из них, (“августы"), занимали гл полож, каждый упр половиной империи - Зап и Вост. Августы избирали себе соправителей, (“цезарь”); так возникло правление 4 императоров; 2) армия, увелич на треть, подел на 2 части: 1 - на границах империи, 2 мобильная, обеспеч внутр безопасность; 3) адм реформа: укрупнены провинции 4) провинции в свою очередь были объед в диоцезы, кот было 12; 5) ТО Италия в числе др земель империи была теперь уже оконч лишена своего особенного значения Эк пол Диоклетиана -1й пример акт адм вмешательства Диоклетиан ввел ед прямой налог - поземельно-подушный, взыскиваемый в натуре: зерном, мясом, шерстью и пр. Размер увел. Император ввел зол монету наряду с серебряной и медной. Диоклетиан в 301 г. издал эдикт, уст макс цены на пшеницу, рожь, мак. + уст макс размеры зар пл - батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др. Реформы Константина Миланским эдиктом 313 г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии . При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Согласно импер конст 332 г., колон был лишен пр переходить из одного имения в др. Не подчинившегося заковывали в кандалы и возвращ собств. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину штраф. Та же линия провод и в отнош ремесленников. (эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного дела, корабельщикам навсегда ост в своем состоянии). При Конст столица Р империи перенес в с Визангий, назв затем Константинополем Раздел импер на Зап с Римом и Вост со стол в Констант, произошло в 395 г.
26. Источники Римского права.По виду и значению источники права определялись по официальному рангу органа, его издавшего: народ (комиции), сенат, магистраты. А период принципата и домината главным источником являлись воля, единовластие императора выраженные в его предписаниях, конституциях. В период расцвета республики была формула - “Благо народа есть высший закон”. В древности считали, что закон - это бог, т.к. Бог карает людей за преступления. Долгое время обычай признавали источником римского права. Обычай имел в глазах римлян обязательную силу. Самый древний писаный источник римского права - “Законы 12 таблиц”. Затем идут законы, принятые комициями (Lex) - они носили имена авторов. Источником права считались постановления сената и преторские эдикты. Римское право создавалось столетиями, но оно также и изменялось, приспосабливаясь к новым условиям и конкретным ситуациям. Комиции, сенат, магистраты и императоры периодически дополняли и изменяли правовые нормы “Закон как и природа - стремится к совершенству” - говорили юристы. В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти. Их было 4 вида - эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан). В период республики магистраты, преторы, эдилы, квесторы , вступая в должность издавали эдикты (программы своей деятельности). С уходом автора эдикта в отставку юридическая сила эдикта терялась. Преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право . Сначала между преторским и цивильным правом была конкуренция, но потом различия между ними стерлись
27. Система Римского права.В классический период РП начинает делиться на публичное и частное. Это деление вызвано между частными и общественными интересами. Римские юристы логически подходили к делению права. Логика исходила из метода правового регулирования. Римские юристы говорили что публичное право выражает общие интересы, частное право интересы отдельных лиц. Они говорили что публичное право стоит над частным. По своду Юстиниана публичное право относятся к положению римского права, частное к интересам частных лиц. Публичное право носило императивный характер (т оесть общеобязательное). В частном праве отношения складываются между равными, хотя имущественое неравенство сказывалось. В классический переуд РП в частности частное получило высокую юридическую технику. Частное право было реципировано в переуд средневековья. В переуд империи публичное право потерпело изменения. Отмечается отступления от республиканских и демократических принципов. Что и дало развитию императорского права . Появляется преторское право, перегрины религиозного права. Претор перегрима издавал эдикт в котором определял нормы судебной деятельности при этом вырабатывал свои нормы на основе междун. оборота.
28. Кодификация римского права. Кодекс Юстиниана. Системат римского права была провед в 528-534 гг., т.е. уже после падения Зап Рим империи, по указ визант императора Юстиниана. Руководство кодифик работами осущ юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшегося включениям норм более позднего греч и вост права. На более позднем этапе истории права эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). кодиф работы, , начались с сост КЮ. Подгот Кодекса была поруч создан в феврале 528 года комиссии, сост из 10 высших долж лиц и юристов. Комиссия была уполномоч, использ ранее изданные частные и офиц сборники: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино импер констит, устранить имеющя в них противор, исключ устар закон полож. КЮ, первая ред которого не сохран, был составлен с быстро и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него закон акты отныне подлежали отмене. Поспешн в сост Кодекса была причиной многих его недостатков (противореч, устарелых положений), которые стали особенно очевидными в связи с сост других частей кодиф Юстиниана. Целый ряд нововведений, содержавш в законод Ю, особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражд правом и правом народов, между квиритской и бонитарной собственностью и т.д.), делали необход разработку новой редакции КЮ. Эта работа была поручена в нач 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Перераб вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опублик 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона. По примеру Законов XII таблиц КЮ был раздел на 12 книг. В книге I рассмат вопросы церкправа и христ теологии, книги 2 - 8 посвящены различ вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затраг разл стороны публичо права (админ управ, прест и нак и т.д.). Каждая книга распад на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов импер конс располож в хронол порядке; древнейшая из использв Кодексе - Конституция Адриана 117 года (6.23.1), самая поздняя - Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конст, включ све-дения об издавшем их импер, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Важн часть код и Юстиниана, сост дигесты, или пандекты. ("содержащий в себе все") В процессе работы над диг комиссия просм и использ 2 тыс. сочинений. В случае возникн спорных вопросов она обращалась за разъяс к Юстиниану, который издавал соотв конституции, составившие "50 решений". Дигесты, учитывая масштабность использ в них материала, были подготовлены исключ за короткий срок, Более других в Дигестах цитя Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин. Структурно Диг делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов.. В них рассмат нек общие вопросы правосуд и права, обоснов деление права на публ и частное, дается очерк возник и развития римского права, излаг поним закона и т.д. Предст и вопросы, относ к сфере межд права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностр и т.д. Наиболее полно в Дигестах предст частное право. Особ много вним в них уделено наслед (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Придав Диг силу закона, Юстиниан запретил их комментир, а также ссылки на старые законы и сочин юристов. Своеобр частью кодиф Юа являются Институции - элем учебник права, обращ императором к "юношеству, любящему законы". Для сост Институций по указанию Ю в 530 году была составлена спец комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. В основу ИЮ были полож сочин Гая. Как и Инст Гая, Инст Ю состоят из 4 -книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из фрагментов. В 1 книге даются общие сведения о правосуд и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущ, о браке, об отцовской власти, об опеке и попече. 2 книга посвящ вещному праву. В третью книгу включены титулы, относящ к наслед без завещ, степени когнатского родства и т.п.
29.Правовое положение Населения в Риме.
Раб – это вещь, не имевшая имущества и семьи. После смерти он становился свободным. Ограничения, которые появились в постклассический период: Необоснованное убийство раба наказывалось (стоимость раба уплачивалось в казну). Господин мог отдать раба в гладиатора только с разрешения магистрата. Раб, беспомощный в силу возраста или больной, мог покинуть своего хозяина. Если жестокость господина для раба становилась невыносимой, он мог искать защиты перед храмом, перед скульптурой императора или перед магистратом. Магистрат мог обязать хозяина продать этого раба. Раба необходимо продавать вместе с (семьей). Хозяин мог наделить раба имуществом – peculium (пекулием). За счет этих денег раб мог себя выкупить и стать человеком.
Римские граждане. Латины. Перегрины. Отличались по своему правовому положению: должны были нести налоговые повинности. Римский гражданин обладал следующими правами 1.право участвовать в народных собраниях. 2.право занимать выбранные должности в магистрате. 3.право состоять в римском браке. 4. право делать свой маленький гешефт. Латины: 1.Древние латины (latini veretes) – жители Апеннинского полуострова, которые входили в Латинский союз. Они в полном объеме обладали jus commercii и jus con-nubii, частично обладали jus suffragii и jus honorum. 2.Жители всех остальных латинских общин (latini coloniarli). Они обладали лишь jus commercii и jus connubii. Рим давал дополнительно земли латинам, чтоб они тем самым развивали экономику. Перегрины: 1.Граждане иностранных государств, оказавшихся на территории Рима. 2.Римские подданные, которым не было предоставлено ни римское гражданство, ни латинское. Вольноотпущенники (libertinus). Это лица, которые были рабами (вещью), однако им была дарована свобода, и они стали свободными людьми. Статус зависел от того, кто был их хозяином: если хозя-ин был римским гражданином, то и раб становился римским гражданином, если хо-зяином раба был латин, то и вольноотпущенник будет латином, если хозяином был перегрин, то и раб становился перегрином
30. Брачно-семейное право в Др.Риме. Семья была строго патриархальной, (под неогранич вл домовладыки, деда или отца). родство назыв агнатическим, а все “подвластные” были друг другу агнатами. Когнатическое родство возник с переходом агната в др семью.( дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под вл мужа и становилась когнаткой в отношении своей кровнор семьи). В Др Риме сущ 3 формы заключения браков: 2 древнейших и 1 новая. Древнейшие совершались в торж обстановке и отдавали жену под вл мужа. В 1 случае брак совершался в религ форме, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торж клятвой жены следовать повсюду за мужем. 2ая форма брака соверш в форме покупки невесты. Но уже З XII знают бесформал форму брака - “сине ману”, “без власти мужа”. В этой форме брака женщина нашла значит свободу, включая свободу развода С разводом женщина забирала свое имущество, внесенное в дом в качестве приданого, и благоприобрет после вступления в брак. (наибол распростр) особенность: брак следовало возобновлять ежегодно. Заботы о содерж семьи лежали на муже, Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только - сине ману. После смерти домовладыки имущество переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало придерживаться его текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества.
31. Уголовное право в Древнем РимеСкладывалось из множества законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената, а также законов, изданных по инициативе диктаторов и императоров. К видам преступлений в римском праве можно отнести среди прочего: 1.преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского государства, - присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.; 2.религиозные преступления, число которых значительно возросло после официального признания христианства; 3.воинские преступления - измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.; 4.преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, - кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т. д.; 5.преступления против личности;. 6.преступления против собственности. Наказание первоначально строилось на принципе возмездия, в период домината оно преследует цели устрашения. В императорском Риме происходит усиление карательной направленности наказания, резкое увеличение числа его видов: 1)восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление; 2)каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы; 3)различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка; 4)по некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания; широко практиковалась конфискация имущества осужденных.
32. Уголовный процесс в Древнем Риме.В древности судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания. Со временем в сфере судебного устройства и судопроизводства произошли следующие перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам империи. Суд и администрация представлены общими органами. Римский суд во времена империи превратился в сословный. Лица, принадлежащие к высшим привилегированным сословиям империи, судились самим императором. Чиновник получил привилегию судиться в суде его собственного начальника. Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины была пытка. В период республики существовало открытое, публичное рассмотрение судебных дел, во время же империи установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием произвола. Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.
33. Гражданский процесс в Древнем Риме. Эволюция гражданского процесса. Легисакционный (5-2 в.д.н.э.) 2 стадии: возведение к праву, возведение к правосудию. На первой истец приводит ответчика в суд, представитво запрещено, стороны обозначали претензии. На второй судья рассматривает дело по существу. Претор следит за правильностью формул, определяет законность иска, если вопрос урегулир. ГП, то происх. латискотестация (засвидетельствование спора). Судья: обычный Рим гражданин без юр. образования. Решение Судьи не обязательно, имеет характер мнения частного лица. Нет возможности обжалования. нет суд. расходов. Формулярный (2 в д.н.э.) Возв. к праву и правосудию. На перв. ст. истец приводил ответчика, но уже мог привлекать гос. органы. На 2-й ст. судья рассм. дело по сущетсву. Претор придавал словам сторон соотв. форму и сост. спец. формулу судье (в сост. формулы входили: интенция – треб. истца, эксцепция – треб. отвт, кондемнация – указание судье, как решать спор). Судья – Рим. гр-н, но не чиновник. Решение его как мнение, но его сопровождает индикатум – письменное решение. Апелляция только в чрезв. случаях. Экстраординарный (по конст. 294 г.) начало дела – решение судьи о принятии дела к производству. Вызов приставом, возм. представительство, Формальная теория док-в. Претор не учавствует. Судья – чиновник. Решение – обязательно. Допуск. апелляция. Есть суд. пошлины.
34. Особенности возникновения Франкского государства. На территории бывшей Римской империи сложились варварские государства. Они возникали в результате завоевания провинций союзами германских племен – государство вандалов, бургундов, готов, вестготов. Варварские государства были непрочными политическими образованиями – легко возникали и исчезали. Исключение составляло государство Франков: оно возникло в конце 5 века н.э. в результате завоевания союзом германских племен Франков, римской провинции – Галлии (Франция). В момент завоевания у Франков господствовал строй военной демократии, но само завоевание территории предопределяло ускоренное разложение родоплеменных отношений и возникновение государства. Вождь франков – Хлодвиг – после завоевания уничтожил почти всех представителей франкской родоплеменной знати и установил единоличную власть. Т. о. Государство франков возникло как монархия, которую историки называют раннефеодальной. Особенность государства Франков в том, что оно стало сразу формироваться, как феодальное, минуя этап рабовладения.
35. Общественный строй франков после завоевания Галлий(VI-IXвв).Формы установления феодальной зависимости крестьян. В V-VI веках у франков сохраняется старая общинная организация, хотя социально-классовые различия проявлялись в правовом положении социальных групп. На низшей ступени социального достатка находился у франков - раб. Раб в отличие от свободного общинника считался вещью. Кража раба считалась кражей животного. Брак раба со свободным влек потерю последним потерю свободы. У франков наличествуют социальные группы, четко отграниченные одна от другой - свободные франки, полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько были связаны с происхождением и правовым статусом лица, той социальной группы, к которой он принадлежал. Знать пользовалась полнотой политической, экономической, личной правоспособности. Лит, представлял собой неравноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего хозяина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах со своим хозяином. Лит мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. Все вышесказанное свидетельствует о неравном правовом положении древних франков, о неравной юридической ответственности социальных групп.
36. Система государственных органов Франкского королевства. В процессе становления и развития государственного аппарата франков можно выделить три этапа: 1)Перерождение племенных органов в государственные; 2)Развитие органов вотчинного управления 3)Постепенное превращение государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров. С формированием сеньориальной монархии во главе государства франков стоял король. Он выступал как охранитель мира, как исполнитель судебных решений общины. Королевские предписания касались незначительного круга, государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. В VI-VII веках законодательные полномочия королей усиливаются, в капитуляриях уже говориться о священном характере королевской власти (Адхемский капитулярий Карла Великого 802 г. "светлейший и христианнейший государь Карл"). Власть франкских королей передавалась по наследству с 8 века. Все нити государственного управления сосредотачивались в королевском дворе, в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделялись - дворцовый граф, рефендарий, камерарий. Дворцовый граф выполнял , главным образом, судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров. Рефендарий ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля. Камерарий следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранность имущества дворца. В VI-VII веках главным управителем королевского дворца, а затем главы королевской администрации являлся палатный мэр или майордом. Позднеримские порядки оказали влияние на формирование местных органов власти. Графы начинают управлять округами, как римские наместники. Они обладали полицейскими, военными и судебными функциями. Во второй половине Х века королевская власть была ограничена созданным Королевским Советом, состоящим из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять решения. VIII в. ознаменовал усиление органов вотчинного управления. Рост власти светских и церковных магнатов привел к широкой выдачи им от короля иммунитетных грамот. Такими грамотами светские и церковные магнаты ограждались от полицейской, судебной и финансовой власти графа и других должностных лиц. (из грамоты короля Догберта 1 Рейсбахскому монатырю 635г.) ...Постановление, чтобы ни какая государственная судебная власть ни настоящая, ни последующая не смела, входить на землю монастыря. Своего наивысшего расцвета франкское государство достигло при Карле Великом (716-811гг.). В 800 г. он был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как приемника власти римских императоров. Власть Карла опиралась на вассалов, бенефециариев. В руках Карла великого осталась лишь часть государственных полномочий. Такими полномочиями были: охрана мира, охрана границ, координация действий центральной и вотчинной власти. Важную роль играли маркграфы - военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ. Связь центра с местами поддерживали государственные посланцы, которые приводили в жизнь государственные распоряжения. Армия на ранних этапах развития феодального государства не отделялась от народа. Это было народное ополчение, строящееся на племенной основе. На военную службу франков оказали влияние римские учреждения. Были введены ганизонная служба, подчинение воинских отрядов местным должностным лицам - назначение королем - сотников, тысячников. Так, вместе с превращением власти монарха, вождя во власть государя - сеньора, на смену раннефеодальной монархии приходит сеньориальная монархия.