Политические идеологии прошлого и современности 3 страница
Известный исследователь Эрик Хобсбаум (род. 1917) показывает специфику этой идеологии на примере выдуманной им «Руритании»: национализм предполагает, что «политический долг руританцев по отношению к государству, которое включает в свой состав руританскую нацию и служит ее представителем, выше всех прочих общественных обязанностей, а в экстремальных случаях (таких, например, как война) он должен подчинять себе любого рода обязанности. Этот признак отличает современный национализм от иных, менее требовательных форм национальной и групповой идентификации». В свою очередь Джеймс Келлас представляет национализм в двух видах — как идеологию, воспитывающую в людях «национальное самосознание», и как модель политического поведения — и выделяет три его типа: этнический, социальный и официальный. Однако в отличие от Геллнера он считает, что любой из трех типов национализма возникает внутри этнической, социальной или официальной нации.
Большинство же исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Он устанавливает искусственный барьер между человеческими общностями, разделяя их на «мы» и «они», при этом «мы» часто воспринимается как нечто гораздо более высокое и ценное, нежели «другие» народы. Тем самым национализм превращается в одну из наиболее опасных современных идеологий.
Когда-то национализм способствовал личной свободе и счастью, теперь он подрывает их и подчиняет целям своего собственного существования, которое уже не представляется оправданным. Когда-то великая жизненная сила, ускорившая развитие человечества, теперь он может стать серьезной помехой на пути гуманности. Г. Кон, «Идея национализма» |
Вместе с тем национализм как таковой оказал влияние на все значимые современные идеологии и нередко доминирует над иными идеологическими целями.
2.5. Фашизм
К крайне правому флангу идеологического спектра относится фашизм*. Суждения его идеологов и вождей не оформлены в законченные теории — они фиксируют лишь общие цели фашизма и оправдывают его, опираясь на предельно эклектичный набор идей.
Итальянский фашизм — результат объединения части левых, разочаровавшихся в марксизме, «новых националистов» и представителей «национального синдикализма». Это идеологическое движение было первым, перенесшим принцип классовой борьбы на международную сцену. Следуя за идеями немецкого экономиста Фридриха Листа (1789-1846), фашисты верили в то, что высокоразвитые промышленные государства создали препятствия на пути торговли и обмена для более слабых стран, мешая им преодолеть недоразвитость. В их борьбе только идея нации может стать опорой стабильности, а сильное, тотальное государство способно обеспечить рост в экономике. Фашисты утверждали, что «пролетарская» Италия после тысячелетий униженности и подчинения должна с помощью быстрой индустриализации стать равной современным «плутократиям» (т.е. странам, где господствуют самые богатые), жертвой эксплуатации которых она и является.
Центральность понятия нации в фашистской доктрине очевидна. Еще до прихода к власти в Италии идеолог Бенито Муссолини писал, что фашизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо еще». В этой идеологии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как органическое единство, выражающее свое мнение и волю в вожде, а суверенитет — в государстве. В то же время для фашистов нация являлась «мифом», «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием тысячелетней традиции «вечного Рима». Она была главным мотивом, воодушевлявшим граждан на жертвенность, трактовалась как память о героическом прошлом и одновременно мечта об альтернативном будущем. Реальная же нация, связанная территорией, языком, экономикой и общей историей, была лишь «сырьем», которому истинную форму и целостность, моральное, политическое и экономическое единство придает фашистское государство. В официальной «Доктрине фашизма» Муссолини об этом говорится еще четче: «Не нация создает государство... Скорее нация создается государством, оно дает народу, осознающему свое моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным».
МУССОЛИНИ(Mussolini; он же дуче — вождь),Бенито (1883, Предапиио— казнен в 1945)— основоположник итальянского фашизма, учредивший фашистскую партию, и диктатор Италии с 1925 по 1943 г. Этот «выходец из простого народа», как утверждал он сам, не получил систематическою образования (хотя читал Гегеля, Маркса, Каутского и т.д.), но сдал экзамены на диплом учителя. В 1902 г. Муссолини перебрался в Швейцарию, где занялся политикой как журналист, боровшийся за интересы профсоюзов, призывавший к насильственным действиям для их осуществления, за чью много раз подвергался арестам. Быстро приобрел репутацию революционера и хорошего оратора. Вернувшись в Италию в 1904 г., Муссолини возобновил радикальную политическую деятельность, в т.ч. основав свою газету «Классовая борьба». Проблемы с властями и популярность в среде радикалов сделали его редактором социалистической газеты «Аванти» и укрепили образ социалиста-ультрареволюционера. Исключен из соцпартии в 1914 г. за поддержку Первой мировой войны, что привело его к разочарованию в социализме. В марте 1919 г. Муссолини основал фашистский «Союз борьбы», ряды которого благодаря его организаторским и ораторским способностям быстро увеличивались. В результате государственного переворота он был назначен премьер-министром в конце 1922 г., а через пару лет установил фашистскую диктатуру. В 1930-е гг. Италия проводила экспансионистскую внешнюю политику (например, захват Эфиопии в 1936 г.) и заключила военно-политический союз с нацистской Германией (1933). В 1940 г. Италия вступила во Вторую мировую войну на ее стороне. Поражения итальянских войск в 1943 г. привели к смещению дуче, которое поддержала даже фашистская верхушка государства, и его аресту. После операции немецких коммандос он был освобожден и стал на 1,5 года номинальным главой Северной Италии (так называемой Итальянской социальной республики). При бегстве в Австрию с отступающими немецкими войсками в начале 1945 г. Муссолини был пойман и расстрелян по приговору трибунала Комитета национального освобождения Северной Италии. Политические взгляды. В случае с Муссолини нельзя говорить о политической мысли как таковой: его мнение формировалось в ходе борьбы за власть и за утверждение сильного государства в Италии. Дуче более или менее систематически изложил свои политические взгляды в статье «Доктрина фашизма» в XIV томе Итальянской энциклопедии (1932). Они представляли собой пестрое смешение различных, в т.ч. заимствованных, идей, концепций, лозунгов и т.п. Столь позднее появление официальной фашистской доктрины Муссолини объяснил тем, что она вырабатывалась в ходе политической борьбы, а не была продуктом предшествующих ей интеллектуальных поисков (как марксизм). Но если захват власти в государстве не требовал, по Муссолини, четкой доктрины фашизма в его итальянском варианте, то для перестройки государства она была нужна. «Доктрина фашизма» — не просто символ диктатуры, а манифест тоталитаризма и войны, которую Муссолини считал признаком жизненной силы нации и смыслом истории. |
Фашисты были не только крайними националистами, они прежде всего радикальные государственники. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.
Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицс!воряст совесть и универсальную волю человека как исторической сущности... Либерализм отрицал Государство во имя индивидуализма; фашизм подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида... Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство синтез и объединение, включающие в себя все ценности, — объясняет, развивает и придаст силу всей жизни народа. Б. Муссолини, «Доктрина фашизма» |
Понимание государства отличает итальянский фашизмом от национал-социализмав Германии, идеологи которого считали государство «производным продуктом» от расы, т.е. их подход можно назвать биологическим. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма: она — источник и нации, и государства.
В своей крови мы несем священное наследство своих отцов и предков. Мы не знаем их, бесконечной линией уходящих во тьму прошлого. Но все они живут в нас и благодаря нашей крови расходятся сегодня по всему свету. Именно поэтому наша кровь священна... Отрицать свою кровь — значит отрицать самого себя. .. .Быть расой — значит уметь мыслить определенным образом. Тот, кто обладает мужеством, верой и честью во всем, что характерно для истинного немца, принадлежит к расе, которая должна господствовать в Германии... Любой, кто смешивается с чуждыми низшими расами, унижает кровь и душу, которые были даны ему для передачи детям. Его дети становятся нечистыми, и он совершает самое тяжкое преступление с точки зрения национал-социализма. .. .Народ не ограничивается страной. Все единокровные сыновья связаны с одной матерью. Немецкая нация — это единая национальность, состоящая из ста миллионов. Любой немец, где бы он ни жил, принадлежит к ней... Нация бессмертна, пока ее корни черпают свою силу из земли. Проходят зима и лето, а она вновь цветет, и жизнь ее неистребима и заканчивается потоком силы, поднимающейся от ее корней к божественной воле. Что такое смерть отдельного человека? Это ветер, срывающий листья с дерева. Каждая весна обновляет их, и это длится бесконечно. Нация приобретает свою форму в государстве. Для каждой нации имеется только одна естественная форма, только одно государство. ... Ты должен быть предан своей отчизне, Германии. Ты зачат ее землей и ее кровью и поэтому принадлежишь ей... Свободный человек служит интересам государства, он горд и честен и является опорой нации и государства. Истинно свободный человек возвысился над собой. Он служит тогда, когда другие празднуют. Но эта служба не унижает, а возвышает его и делает свободным. «Хрестоматия немецкой молодежи» (1938) |
Идеологии фашизма в целом присущи несколько особенностей. Во-первых, это четкое различение идеологий верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась в том числе и биологическими аргументами. Идеология масс строилась преимущественно на принципах народности, социальной справедливости, защиты интересов трудящихся, т.е. содержала в себе многие элементы популизма*.
Именно из демагогических соображений фашизм сделал упор на популярные в первой трети XX в. идеи социализма. (Некоторые исследователи даже называют фашизм «марксистской ересью».) Однако понимание социализма было у фашистов весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения, Адольф Гитлер(1889-1945) — полную приверженность целям нации. Поначалу фашизм провозглашал ликвидацию классовых различий, национализацию крупных монополий и т.д. Позднее он полностью утратил антикапиталистическую направленность.
Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию (за исключением идеологии для верхов), предельное упрощение лозунгов и идеологических клише, неприязнь к образованности. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе — на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии) есть воплощение расового, национального и народного духа. Он обладает неограниченной властью по отношению ко всем подчиненным, включая более мелких вождей. Четвертая характеристика этой идеологии — культ грубой силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание всякого гуманизма. В сочетании с расизмом и антисемитизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества, крайней жесткости по отношению к народам оккупированных стран, уничтожения «недочеловеков» (цыган и славян), Холокос-та — массового геноцида евреев.
Несмотря на сокрушительный разгром Германии в 1945 г., полную дискредитацию и запреты этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий в более чем 60 странах мира. Экономические трудности, межнациональные противоречия и тому подобные кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления, опасность которых не следует недооценивать.
Анархизм
Идеологическое течение анархизма* занимает противоположные фашизму позиции в отношении государства.
Особенно были сильны тенденции анархии в России — стране его классиков Михаила Александровича Бакунина и Петра Алексеевича Кропоткина; здесь же анархизм периодически проявлял себя влиятельным идейным течением в открытых и скрытых формах. Великий русский писатель Лев Толстой тоже отвергал государство, хотя и не считал себя анархистом. Выражение анархии — знаменитый русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», как реакция на наглость и несправедливость власти, подавление человеческой личности правителями. С этим во многом связаны характерные для России революционаризм, радикальность решений, максимализм во всем, равно как и русская вольница — стремление к воле вместо свободы. Воля всегда была направлена на выживание в лихую годину, на самопомощь, в чем, как считали идеологи анархизма, обнаруживаются витальность и жизненная сила россиян.
Долой же все, что не составляет вполне Моего. Вы полагаете, что моим делом должно быть по крайней мере «добро»? Что гам говорить о добром, о злом? Я сам — свое дело, а я не добрый и не злой. И то, и другое не имеет для меня смысла. Божественное дело Бога, человеческое — дело человечества. Мое же дело не божественное и не человеческое, не дело истины и добра, справедливости, свободы и т.д., это исключительно мое, и это дело — не общее, а единственное, так же, как и я — единственный. М. Штирнер, «Единственный и его собственность» |
Среди русских анархистов наибольшее воздействие на российскую интеллектуальную традицию и на западный анархизм оказал Бакунин. Он отмечал две основные способности в человеке — бунтовать и мыслить. Эти способности проявляют себя прежде всего с «бунта воли» — нежелания признать и примириться с банальным, общеизвестным, книжным. Подлинный революционер, отрицающий роль государства в революции, — взбунтовавшийся крестьянин и разбойник с большой дороги. Поэтому Бакунин, будучи высокообразованным человеком, отрицал ученость и культурность.
БАКУНИН, Михаил Александрович (1814, с Прямухино, Тверская губ. — 1876, Берн) русский мыслитель, революционер, теорегик анархизма. Автор сочинений: «О философии» (1840); «Реакция в Германии» (1842); «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871); «Государственность и анархия» (1873); «Федерализм, социализм и антитеологизм» и «Бог и государство» (не закончены). К первым трем трудам существуют приложения, среди которых такие малоизученные работы, как «Философские рассуждения о божественном призраке, о реальном мире и человеке» (в научный оборот введена в 1982 ГШ. Моисеевым), а также работа «Коррупция — О Макиавелли — Развитие государственности» (впервые напечатана в «Вопросах философии», 1990). Вклад в развитие политической мысли. Центральная идея бакунинского анархо-коллективизма — концепция полного разрушения государственности (буржуазной и социалистической) и установления безгосударственного общественного самоуправления путем формирования «человеческой всеобщности» на базе рабочих ассоциаций (земледельческих и ремесленно-фабричных). Они призваны без какой-либо политической силы пробуждать коллективистские инстинкты народа с целью создания коллективной собственности, свободного товарообмена, организации общества на принципах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Социальное содержание такого безгосударственного устройства Бакунин определил как мир социализма, равенства и справедливости, свободного труда без эксплуатации. Необходимость анархо-революционного переустройства общества ради освобождения индивида от всех проявлений принудительной власти (и религии тоже) философ обосновывал неспособностью любой власти соответствовать социальным инстинктам человека. По Бакунину, власть обладает свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Правительства и парламенты, сформированные из рабочих, со временем трансформируются в угнетателей (для характеристики пролетариата использован термин «социалистическая развращенность рабочего»). Любое легитимное политическое поведение лишь укрепляет аморальную государственную власть. Уничтожить власть может только стихийный бунт, а разум преодолеет религию, которая мыслью о вечном спасении избранных заронила в души людей семена эгоизма, тем самым разрушая человеческую солидарность в качестве главного закона человеческого общежития. |
Бакунин разработал радикальную революционную утопию анархизма, которая в сущности представляла собой рационализированный вариант христианского учения о тысячелетнем царстве и конце истории. Религия, по Бакунину, — основная структура, легитимизирующая политическое господство. Мировоззрение анархизма в этом смысле противостоит религии и стремится утвердить совершенное общество в пределах земного существования людей. Государство вне зависимости от его формы — это всегда механизм подавления людей и насилия над их свободой. Оно управляет обществом сверху вниз, используя для обеспечения своего господства механизм права.
Деспотизм заключается не столько в форме государства, сколько в самом принципе государства и политической власти, ...следовательно, республиканское государство должно быть по своей сущности так же деспотично, как государство, управляемое императором или королем... Гражданская война, столь пагубная для могущества государства, наоборот, именно вследствие этого разрушительного действия на государство всегда благоприятна для народной инициативы... Эта столь благодетельная для народа свобода находит опору и черпает воодушевление в самой гражданской войне. М.А. Бакунин, «Кнуто-германская империя и социальная революция» |
Поэтому перед угнетенными людьми стоит задача ликвидации этой подавляющей силы — государства, чего может добиться только стихийная революция угнетенных классов. Возглавить ее призвана партия, но не являющаяся формальной организацией, а созданная по принципу секты.
Человечество, по Бакунину, проходит в своем развитии три этапа. Первый — человеческая животность, когда человек есть неразумная бессознательная составляющая всеобщего потока причинности; он слит с самой природой в одно сущее. На втором этапе человек отделяет себя от природы и у него возникают идеи тотальности и абсолюта (т.е. вечной, бесконечной духовной первоосновы Вселенной). Именно на этом этапе происходит институционализация государства и его легитимизация посредством религии. Два первых этапа развития человечества — эпохи несвободы, его «неподлинное бытие», когда сначала царило рабство природное, а затем государственное при поддержке религии. Третий этап — это бунт, который путем отрицания и разрушения прошлого сделал бы возможным реализацию идеала свободы от господства.
Обратите внимание Мир совершенного будущего (вневременной анархистский идеал) Анархистский идеал свободы, как видно на схеме, был вынесен за рамки развития человеческого общества, будучи противопоставлен его социально-политическому бытию как таковому. |
Бакунин предложил весьма оригинальную схему политической истории России, резко противопоставив общину чуждому ей деспотическому государству, сложившемуся в результате внешних влияний — татарского нашествия и петровской европеизации. Хотя философ однозначно негативно оценивал государственный деспотизм, самодержавие для него было воплощено в царе, который в ситуации народного недовольства способен осуществить «революцию сверху». Главное же, чтобы интеллигенция и власть отказались от чуждых России западных политических теорий, — только в таком случае они смогут помочь народу претворить в жизнь анархистский политический идеал.
По мнению Бакунина, между крестьянским миром и государством в России всегда был раскол. Власть государства — глубоко чуждая сила, навязанная извне, поскольку славянские племена своего государства никогда не создавали. Российская империя, соответственно, была антирусским феноменом («немецким»). Народ противостоит империи, будучи носителем своей «внутренней Правды» — социального идеала, путь к которому лежит через революцию.
Первая и главная черта — это всенародное убеждение, что... вся земля принадлежит народу... Вторая столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, третья черта... — это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству. М.А. Бакунин, «Государственность и анархия» |
Для Бакунина общество — естественный, органический способ бытия людей, не формализованного никаким социальным контрактом. Он в принципе отвергал и ценность права как гаранта свободы, ибо оно — атрибут государства, инструмент прямого державного насилия и должно исчезнуть вместе с ликвидацией политической власти.
В соответствии с бакунинским социальным идеалом организация общественной жизни не должна исходить сверху вниз или от центра к периферии, а, наоборот, снизу вверх и от периферии к центру — по принципу свободной ассоциации и федерации. Детальная программа анархистского переустройства мира включала в себя следующие пункты:
1. Политическая организация: упразднение государственной церкви, свобода совести; уничтожение государства как института; свобода печати, слова, собраний, союзов; абсолютная автономия общин с правом самоуправления и издания собственных законов; провинция как совокупность общин, а нация — как совокупность провинций.
2. Социальная организация: ликвидация права наследования; создание фонда общественного воспитания, занимающегося детьми вплоть до их совершеннолетия; каждый должен работать, чтобы жить; поверхностью и недрами земли распоряжаются те, кто их обрабатывает; половое равенство, упразднение легальной семьи и института брака и т.д.
Многие идеи Бакунина впоследствии были восприняты народничеством (например, своим идеалом народническая организация «Земля и воля» провозгласила анархию и коллективизм, которых нужно достичь с помощью революционного переворота).
Обратите внимание Ф.М. Достоевский описал в своем знаменитом романе «Бесы» деятельность и идейные воззрения реального народовольца СП Нечаева и созданной им в 1869 г. тайной революционной организации «Народная расправа». |
Князь Кропоткин — еще один крупнейший идеолог анархизма, представивший его историю как сменяющие друг друга «вспышки» под влиянием крупных общественных событий. Во времена Французской революции появился Уильям Годвин (1756-1836), неудавшейся революции 1848 г. — Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), неудач французской Коммуны — Бакунин. Кропоткин тоже писал о том, что власть — всегда зло, даже если ее избрали свободно.
Ты представляем себе общество в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами, наследием исторического гнета и прошлого варварства, не какими бы то ни было властителями, избранными или же получившими власть по наследию, а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками, и обычаями, так же свободно признанными. Эти обычаи, однако, не должны застывать в своих формах и превращаться в нечто незыблемое под влиянием законов или суеверий. Они должны постоянно развиваться, применяясь к новым требованиям жизни, к прогрессу науки и изобретений и к развитию общественного идеала, все более разумного, все более возвышенного. П.А. Кропоткин, «Современная наука и анархия» |
Кропоткин следовал Бакунину в неприятии частной собственности. Вместе с тем он внес некоторые новшества в идеологию анархизма, основы которой разработал его предшественник, определив свою теорию как анархо-коммунизм и настаивая на том, что анархистская концепция общества должна соответствовать уровню развития научного знания, представленному тогда позитивизмом.
КРОПОТКИН, Петр Алексеевич (1842, Москва— 1921, Дмитров)— русский философ, географ, зоолог, социолог, стремившийся, как и многие выдающиеся ученые конца XIX — начала XX в., к достижению гармоничного синтеза науки и этики, социологии и биологии. Радикальный левый теоретик (предложил концепцию анархо-коммунизма) и идеолог анархизма; он считается одним из основателей и русского и британского течений данной идеологии; революционер. Автор ряда сочинений, среди которых: «Речи бунтовщика» (1885); «Хлеб и Воля» (1892); «Современная наука и анархия» (1892); «Поля, фабрики и мастерские» (1898); «Анархизм. Его философия и его идеал» (пер. с франц. 1900); «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1902); «Государство, его роль в истории» (1904); «Анархия и ее философия» (1905); «Великая Французская революция. 1789-1793 гг.» (1909, рус. публ. 1979); «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (пер. с англ. 1922); «Этика» (не закончена, опубл. 1922) и др. Вклад в развитие политической мысли. Кропоткин в «Хлебе и Воле» предложил новое видение политической экономии как науки, изучающей потребности людей и наилучшие способы их удовлетворения при минимальных затратах человеческой энергии, а в работе 1898 г. — развитые уже современными теоретиками положения о том, что чрезмерная концентрация экономической деятельности может привести к росту хозяйственной неэффективности. По словам самого Кропоткина, главная цель его активности как революционера и как ученого — придать оригинальному принципу анархо-коммунизма научное обоснование и выработать соответствующее мировоззрение, которое позволило бы осуществить коммунизм и анархизм на практике. Он разделял представление о государстве как об «абсолютном зле», порабощающем человека уже с детства, и главном источнике социальных бед, подлежащем уничтожению. Но именно попытка философа создать позитивную программу анархизма в виде идеального устройства общества в противовес монополии стихийного антиэтатизма отличает его идеологический вариант от концепций предшественников. Кропоткин считал реалистичным целенаправленное движение к анархо-коммунистической модели общественного устройства, основанного на федерации свободных производственных коммун, что открывало бы личности возможности безграничного развития, ранее отобранные у нее репрессивным бюрократическим государством. Кропоткин даже в начале своей революционной деятельности не был ярым сторонником (как, впрочем, и практиком) неограниченного насилия для достижения равенства и справедливости, усматривая главный смысл революции в создании альтернативных существующим социальных институтов и форм поведения, в общем изменении социальной среды. Его идеи о местном самоуправлении и пользе местных инициатив, требования ограничить централистс-кие притязания государства и призывы к децентрализации, помимо значительного влияния в конце XIX — начале XX в. и даже частичной реализации анархическим движением в Испании, актуальны и по сей день. |
В 1903 г. Кропоткин и его единомышленники стали издавать первый орган русских анархистов-коммунистов «Хлеб и воля». Тогда же появилась первая анархистская организация в г. Белостоке. В начале XX в. русский анархизм представлял собой пеструю совокупность разнообразных течений — от «безначальцев», проповедовавших крайний анархизм разрушительного типа, и «чернознаменцев», стоящих на позициях революционного террора против эксплуататорских классов, вплоть до «христианского анархизма» Льва Толстого, ратовавшего за христианские общины как антипод государства.