Спор о терминах: «конституционное право» или «государственное

право»

Вопрос о наименовании рассматриваемой отрасли права относится к числу проблемных в науке конституционного права. Так, в дореволюционной России она имела название «государственное право», заимствованное из Германии, хотя уже тогда некоторые исследователи использовали в своих трудах другое наименование — «конституционное право»[1]. Правда, термин «конституционное право» употреблялся для наименования соответствующей отрасли права зарубежных стран, государственный строй которых отличался началами разделения властей и народного представительства.

В период становления советского права данная отрасль приобретает устойчивое наименование «государственное право». Так, например, после принятия Конституции СССР 1936 г. И.П. Трайнин внес компромиссное предложение именовать государственное право «конституционным (государственным) правом».

Особую остроту дискуссия по вопросу о наименовании отрасли приобрела в 60-е гг. прошлого столетия. Все советские учебники по государственному праву по содержанию соответствовали Конституции СССР. В каждом из них были главы, посвященные общественному устройству, государственному устройству, организации и принципам деятельности органов государства, основным правам и обязанностям граждан, избирательной системе. Поэтому в советской специальной литературе государственное право нередко именуется и конституционным правом.

К примеру, И.Е. Фарбер, полагал, что по предмету регулирования, по своим основным принципам, по характеру источников государственное право, несомненно, является конституционным правом. «Конечно, вопрос о наименовании отрасли права (и науки) есть вопрос в значительной мере терминологический. Старое или новое название вообще ничего не решает, а для специалистов такая смена наименования вряд ли что изменит в понимании специфики предмета регулирования или объема науки. Но, кроме специалистов-юристов, есть широкие слои населения, для которых название отрасли права и науки есть первый шаг к пониманию их сути. А знать эту суть должны, конечно, далеко не одни юристы.

Исходя из этого, нам представляется, что наименование «конституционное право» лучше отражает и предмет, и принципы, и источники государственного права, отмежевывая в массовом правосознании данную отрасль от административного, гражданского, уголовного, колхозного и других отраслей права... Думается, что распространение и пропаганда нового наименования отрасли права - конституционное право - должны выполнить доброе дело: поднять еще выше в массовом сознании авторитет советского конституционного законодательства, вызвать стремление к его глубокому изучению»[2].

Предложение о замене государственного права конституционным вызвало возражения многих ученых-государствоведов[3]. Противники этой идеи полагали, что дискуссия носит не терминологический характер, а связана с концепцией, касающейся понятия, содержания и объема предмета государственного права и дающей неправильное представление о сущности предмета правового регулирования данной отрасли права, исторически сложившейся именно как государственное право и имеющей свои традиции в обществе.

Возражая сторонникам переименования государственного права в конституционное, считавшим, что любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась, устанавливается государством, и в этом смысле каждое нормативное предписание государственных органов может быть отнесено к государственному праву, А.И. Лепешкин утверждал, что группировка правовых норм в отрасли права осуществляется не по субъектам, их издающим, а главным образом по предмету правового регулирования и правовые нормы, независимо от того, кем и в какой форме они изданы, группируются по отдельным отраслям права, по особенностям характера той области общественных отношений, которую они призваны регулировать. Поэтому, по его мнению, отрасль социалистического права есть особая совокупность норм, регулирующих определенные, реально существующие в обществе специфические отношения, независимо от того, кем и в какой правовой форме они изданы, и советское государственное право как отрасль социалистического права называется так не потому, что его нормы изданы государством или его органами от имени государства, а потому что они регулируют специфический круг общественных отношений, возникающих в сфере осуществления государственной власти в определенных правовых формах ее деятельности, а также в сфере государственного устройства, установления и закрепления основ правового статуса советских граждан.

В процессе дискуссии о переименовании отрасли государственного права в конституционное ни одной из сторон не удалось доказать свою правоту, хотя многие из приведенных ими аргументов безусловно представляют научный интерес[4].

Конечно, для Российской Федерации в современный период названии отрасли «конституционное право» является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью конституционной реформы, а именно: сложностью воплощения объявленных на высшем правовом уровне - в Конституции РФ 1993 года демократических начал в государственную практику. Вместе с тем, поддерживая многих ученых, также рассчитывая на перспективу демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин «конституционное право» вполне обоснован, по нашему мнению, его допустимо и целесообразно использовать в наименовании соответствующей отрасли, науки и учебных курсов.

Наши рекомендации