Правосознание, правовая культура и правовое воспитание
4. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды.
5. Правовая культура: понятие, структура, функции.
6. Правовое воспитание: понятие, система.
1. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды
Правосознание– это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.
Черты правосознания:
1. Правосознание – это одна из форм общественного сознания.
2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.
3. Его содержание составляют идеи, взгляды, теории, чувства, эмоции, настроения, оценки, установки.
4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества.
Структура правосознания:
- Правовая психология (это совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям).
Правовая психология выражается в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.
- Правовая идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям).
Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих.
Функции правосознания:
1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни).
2. Оценочная (она выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых).
3. Регулятивная (она реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок).
Виды правосознания:
1. По субъекту (носителю):
- индивидуальное (его носителями являются отдельные люди);
- групповое (его носителями являются социальные группы);
- массовое / общественное (его носителем является общество в целом).
2. По содержанию (уровню):
- обыденное (его носителями являются лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология);
- профессиональное (его носителями являются юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология);
- научное (его носителями являются ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).
2. Правовая культура: понятие, структура, функции
С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениям, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).
Структура правовой культуры:
- правовая культура личности;
- правовая культура общества.
Элементы правовой культуры личности:
1.) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права);
2.) ценностно-ориентационный (это правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения);
3.) деятельностный (это устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм).
Элементы правовой культуры общества:
1.) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества;
2.) уровень развития права;
3.) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной).
Функции правовой культуры:
1.) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта);
2.) регулятивная (она осуществляется посредством реализации правовых норм);
3.) нормативно-ценностная (она состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права);
4.) трансляционная (она состоит в передаче правового опыта);
5.) коммуникативная (она реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);
6.) прогностическая (она выражается в прогнозировании развития общества, государства, права).
3. Правовое воспитание: понятие, система
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества.
Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом.
Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования права, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание представляет собой один из инструментов правовой социализации личности.
Элементы системы правового воспитания:
1.) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.);
2.) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество);
3.) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к правовым ценностям, информации, опыту);
4.) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
5.) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).
Тема 20.