Религий с господствующими религиозными течениями
Под господствующими религиозными течениями в различных регионах мира понимаются религиозные комплексы, сохранившиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса и общности людей. Они возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических или государственных границ и являются важнейшим механизмом воспроизводства моральных норм, религиозного опыта, знаний. Традиционные религии глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления, культуре, психологии.
Этот термин означает, что на определенной территории большинство населения на протяжении длительного периода времени исповедует ту или иную религию или религии.
Наряду с процессом религиозного возрождения, возврата к духовности можно упомянуть о таком процессе, как секуляризация. Она характеризуется как процесс падения авторитета и институционального влияния традиционных религий, связана с ростом религиозного плюрализма, утратой религией монополии на истину, внеинституционализированной религиозностью, квазирелигиозностью,религиозным синкретизмом.
Процессы демократизации общества, изменение отношения государства к
религии и религиозным объединениям, правовое решение религиозного вопроса, закрепленное в законодательстве, привели к возникновению принципиально новой религиозной ситуации в мире. Религия занимает все более важное место и приобретает значение для развития многих общественных процессов: духовных, культурных, правовых, экономических, политических.
Эволюция религии в современную эпоху проявляется также в ослаблении влияния и авторитета традиционных форм. Середина 20-го столетия была отмечена появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в литературе чаще всего называют нетрадиционными религиями. В 50-80-х гг. XX в. в ряде стран Азии, США, странах Западной Европы появилось и получило достаточно широкое распространение множество новых нетрадиционных для той или иной страны или народа культов, которые стали называться «религиями нового времени», «молодежными религиями», «деструктивными (тоталитарными) культами».
Под понятием «нетрадиционные религии» подразумеваются религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.
Феномен нетрадиционной религиозности – одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными традиционными религиями. Обозначаются эти направления по-разному: внеисповедная религиозность, светский гуманизм, эзотерическая культура, внеконфесиональная религиозность, духовные искания и т.п.
В широком смысле под нетрадиционными религиями понимают различные формы альтернативной религиозности, возникающие в разные исторические эпохи в жизни различных народов и слагающиеся благодаря их
преемственности на общей основе в ходе исторического развития в специфическую традицию. В историческом прошлом наиболее известны примеры таких нетрадиционных религий, как раннее христианство и сектантские движения эпохи крестьянской войны в Германии. В узком смысле под нетрадиционными религиями понимают религиозные комплексы, получившие широкое распространение в 1950-1980-х гг. в ряде стран Азии (Япония, Индия, Республика Корея), в США, странах Западной Европы (Франция, Германия, Англия и другие), а с 1990-х гг. и в России.
С момента возникновения в западных странах религиозно-мистической волны одной из главных задач культурологов, социологов и религиоведов стало выявление специфики новых религий. Однако достаточно четкого и полного ответа на этот счет не получено и до сего дня. В ходе же бурных конфессиональных споров и острых идеологических дискуссий о новых религиях эта важнейшая для их понимания проблема не только не проясняется, но еще более затемняется религиозными предрассудками и политическими наветами. По этой причине вместо строго научного анализа новых религий их порой по-прежнему трактуют крайне предвзято и пренебрежительно, даже если при этом не прибегают к церковному анафематствованию «ереси», «ловцов человеческих душ», «лжепророков и лжехристов». В таком случае, исходя из социологического или религиоведческого контекста, подбирают иные слова и стремятся убедить, что это «не подлинные религии» и даже «вовсе не религии», а некие «искусственно сфабрикованные культы», т.е. чистый обман и надувательство. Так старый просветительский миф о «трех обманщиках» вновь оживает применительно теперь уже к бесчисленным «фальшивым гуру». Парадоксально, что эти слова с одинаковым негодованием произносят сегодня не только церковники, но и кришнаиты, а вслед за ними многие светские журналисты и даже некоторые ученые. Естественно, что специфику новых религий при таком ракурсе их рассмотрения обнаружить не удается.
На сегодняшний день особенно актуальной стала задача разобраться в
особенностях новых религий, выявить характер их воздействия на личность и общество в целом. На Международной конференции по изучению тоталитарных сект (Москва, 1994), созванной по инициативе Русской православной церкви, в ряде научных сообщений в Российской Академии Наук были высказаны мнения об однотипности новых сект и культов. В первом случае все они были зачислены в категорию тоталитарных. Во втором случае появившимся у нас сектам и культам приписываются характерные черты «совковости». В них якобы ощущается отзвук утраченного авторитарного строя «Советской империи», жесткой партийно-идеологической системы, административно-волюнтаристских методов руководства. В них видят «родимые пятна» коммунистического строя и его идеологии, влияние которых не может в одночасье изгладиться в менталитете наших сограждан и вновь заявляет о себе в виде своеобразных «религиозных пережитков» авторитарности и тоталитаризма.
Можно согласиться, что новые секты порождены общими им всем причинами, однако это вовсе не свидетельствует об однородности их особенностей, об однотипности их строения и организации. Факты свидетельствуют о противоположном: разнообразие новых религий, сект и культов столь велико, что для них трудно подыскать общее название. Новые религиозные объединения принципиально отличаются от прежних сектантских движений внутри господствующих церковных организаций и порождены так называемой нетрадиционной религиозностью. Она представлена сегодня евангельскими учениями (неохристианством), «восточными религиями», оккультизмом и врачевательными культами.
Для обозначения новых религий весьма широким распространением пользуется термин «Нью Эйдж» – «Религии Нового Века». В отличие от рассмотренных выше, сугубо обличительных наименований, эта конфессиональная характеристика имеет двойственное значение: в устах самих богоискателей – позитивное, поскольку для них знаменует альтернативу
существующей социальной и духовной реальности, а в устах их противников из лагеря традиционных религий – негативное, поскольку расценивается ими как сектантское (в своей основе языческое) упование на установление царства божьего на земле. Таким образом, за этим термином стоит скорее символическое содержание, а не строго понятийное, передающее специфику новых религий. К тому же мифологема «нового века» не свойственна многим новым религиям и поэтому не может служить показателем их общей специфики.
Недавно введенный в употребление церковными кругами термин «тоталитарные секты» служит миссионерскому обличению иноверных, поскольку недвусмысленно отождествляет религиозные объединения, весьма различными по своему характеру и средствам воздействия на личность и общество, с дискредитировавшими себя тоталитарными политическими режимами. Такая подмена религиозной специфики политической не только не способствует более глубокому пониманию новых религий и свойственных им объединений верующих, но окончательно стирает их отличие от традиционных религиозных объединений (например, церковного и монастырско-монашеского типа). Термин «тоталитарные секты» имеет в основном оценочное значение, используется в качестве однозначно негативной метки для обозначения конфессиональных противников господствующих религиозных организаций, православных и протестантских. Поскольку «тоталитарными» по существу являются все разновидности религиозных институтов и все доктринальные, догматические вероучения, постольку выборочное, негативно-оценочное использование обозначения «тоталитарные секты» оказывается явно противоречивым и несостоятельным. В условиях сегодняшней всеобщей конфессиональной конфронтации все религиозные объединения стали упрекать друг друга в «тоталитаризме»: православные – православных, протестанты – протестантов, те и другие – взаимно друг друга, а все вместе они ополчились против приверженцев нетрадиционных религий.
Серьезно мыслящие религиоведы, свободные от идеологической или конфессиональной нетерпимости, предпочитают сегодня пользоваться понятием «новые религиозные движения», которое давно в ходу у плюралистически настроенных ученых и теологов западных стран. Его достоинство заключается в мировоззренческой нейтральности, в отказе от жестких негативных оценок, имплицитно заложенных в понятиях «тоталитарные» и «деструктивные» культы и ощущающихся также в терминах «псевдорелигии», «неоязычество», «неошаманизм», которые подчас лишь своей завуалированной формой отличаются от суровых обличений типа: «ложные религии», «религиозное мошенничество», «пагубный сатанизм».
Понятие «новые религиозные движения» не свободно от недостатков. Оно обусловлено неполнотой охвата всего разнообразия новых религиозных феноменов и недостаточной точностью их интерпретации. Ведь понятие «религиозные движения», строго говоря, относится только к неинституциональным религиозным выступлениям, т.е. еще недостаточно оформленным в организационном отношении и не имеющим сложившихся религиозных институтов. Поэтому понятие «новые религиозные движения» в сущности исключает представление о разнообразных институтах, характерных для новых религиозных феноменов. А это разного рода культы, секты, ордена, братства, ашрамы, монастыри. Все эти морфологические различия охватываются понятием «новые религии», которое с этой точки зрения более полно и адекватно.
Однако и в данном случае прилагательное «новые» неопределенно и двусмысленно по своей семантике, поскольку специфика рассматриваемых религиозных феноменов заключается прежде всего в их типологических особенностях, а не в их временном характере. Сам по себе данный термин не указывает, в каком смысле следует понимать «новизну» этих религий; то ли с точки зрения времени их появления: то ли с точки зрения их особенностей. Между тем специфика «новых» религий связана в первую очередь с
третьим значением этого термина, а именно с их отношением к «старым», традиционным религиям, которые обычно более или менее резко отвергаются новорожденными религиями (или «пришельцами» из иной социокультурной среды).