Защита трудовых прав работников
Согласно трудовому законодательству, основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются: 1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; 2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами; 3) самозащита работниками трудовых прав.
Самозащита работниками своих трудовых правосновывается на части 2 статьи 45 Конституции РФ, которая предусматривает, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Статья 379 ТК РФ относит к формам самозащиты работниками своих трудовых прав отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также такой работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные Трудовым кодексом, другими законами и нормативно-правовыми актами. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что отказ работника от выполнения работ на законном основании (в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, тяжелых и вредных работ, не предусмотренных трудовым договором) не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 220 ТК).
Отказ от работы предусмотрен также и статьей 142 ТК РФ при задержке выплаты зарплаты более чем на 15 дней. В таких случаях работник должен известить работодателя в письменной форме, после чего он вправе приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановка работы: 1) в периоды военного, чрезвычайного положения; 2) в органах и организациях Вооруженных сил РФ, в других формированиях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, аварийно-спасательных, противопожарных работ, в правоохранительных органах; 3) государственными служащими; 4) в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования; 5) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
Статья 380 ТК РФ запрещает работодателю, его представителям препятствовать работникам в осуществлении самозащиты трудовых прав и преследовать их за использование правомерных способов самозащиты. За нарушение этого запрета работодатель, его должностные лица несут ответственность, установленную Трудовым кодексом и другими федеральными законами как за нарушение трудового законодательства.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательстваприобрел особое значение в современной России в связи с переходом общества к рыночным отношениям, характеризующимся определенными противоречиями между трудом и капиталом, работником и работодателем. В этих условиях именно государство способно сдержать хозяйский произвол и заставить работодателей соблюдать трудовые права работников. Необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции РФ в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
Согласно Трудовому кодексу, органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства являются: 1) органы федеральной инспекции труда; 2) органы специализированного федерального надзора (федеральные надзоры); 3) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ; 4) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (см. ст. 353 ТК РФ).
Органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации. В составе Федеральной инспекции труда действуют государственные инспекторы труда, наделенные соответствующими полномочиями. Государственный надзор в области охраны труда по отдельным направлениям деятельности, отдельным отраслям и производственным объектам возложен на специальные государственные органы – федеральные надзоры.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в подведомственных им организациях. Что же касается генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, то они, в соответствии с федеральным законом, осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Все перечисленные государственные органы надзора и контроля взаимодействуют при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами, инспекторами труда профсоюзов, объединениями работодателей и другими организациями. Координация деятельности государственных органов надзора и контроля и профсоюзов осуществляется федеральной инспекцией труда (ст. 356 ТК РФ), на которую законом возложены основные полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.
Большое значение в современных российских условиях приобретает защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
Создание профсоюзов как организации работников для коллективной защиты их прав предполагает, что эта общественная организация должна действовать во взаимоотношениях с работодателями в интересах работника. В свою очередь государство, которое признает за профсоюзами роль представителей и защитников трудовых прав работников, закрепляет круг полномочий, позволяющий им охранять и защищать эти права. Новый Трудовой кодекс РФ четко определил роль профсоюзов в защите трудовых прав работников. В соответствии с законом, профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Таким образом, в числе основных вопросов, решаемых с участием профсоюзов, действующих в интересах работников можно выделить следующие: 1) регулирование трудовых отношений (правотворчество и правоприменение); 2) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых отношений. Статья 371 ТК определяет, что работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, регламентируется в статье 372 ТК. Согласно данной статье, работодатель в предусмотренных ТК РФ случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права вместе с обоснованием к нему в выборный профсоюзный орган работников данной организации. Профсоюзный орган, в свою очередь, не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
Если выборный профсоюзный орган возражает против представленного работодателем проекта локального нормативного акта, либо вносит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо он обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Если согласие не достигнуто, возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован профсоюзом в соответствующей государственной инспекции труда или в суде. В этом случае выборный профсоюзный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ. Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение 1 месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Полномочия профсоюзов по контролю за соблюдением трудового законодательства распространяются на все нормы, регулирующие трудовые отношения: вопросы трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, а также на другие социально-трудовые вопросы в организациях, в которых работают члены данного профсоюза. В случае выявления профсоюзами соответствующих нарушений, они вправе требовать их устранения. Работодатели же обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (см. ст. 370 ТК РФ). Трудовое законодательство предусматривает для общероссийских профсоюзов и их объединений, а также для межрегиональных и территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов возможность создавать правовые и технические инспекции труда. Профсоюзные инспектора труда наделены правом беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены данного профсоюза, независимо от их организационно-правовых форм форм собственности. Профсоюзные инспектора труда, в соответствии со ст. 370 ТК РФ, имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и интересы членам профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателю требования о приостановке работ случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для исполнения;
- осуществлять проверку состояния и условий охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушениями законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Статья 370 ТК РФ также предусматривает, что профсоюзы и их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.