Кризисы Временного правительства. Конец двоевластия.
К весне стало нарастать разочарование широких масс в результатах Февральской революции и недоверие к Временному правительству. Связано это было прежде всего с ухудшением экономического положения. В Петрограде ощущалась острая нехватка жилья, продуктов питания, одежды, топлива и сырья. В целом дефицит был обусловлен снижением объема производства, развалом транспортной системы, а также трудностями, возникшими в сфере распределения. Железнодорожные и внутренние водные пути России не в состоянии были обеспечить одновременно и хозяйственные перевозки, и снабжение фронта. В связи с отсутствием на рынке промышленных товаров крестьяне отказывались принимать за зерно быстро обесценивавшиеся бумажные деньги. С обострением товарного дефицита увеличивался разрыв между заработной платой и возраставшей стоимостью жизни. Несмотря на значительное повышение в годы войны номинальной заработной платы — до 260%, к началу 1917 г. — реальная заработная плата снизилась по сравнению с довоенным уровнем почти на 1/3 вследствие огромного роста цен на предметы первой необходимости.
Попытки правительства установить эффективный контроль над ценами на продовольственные товары и ввести нормирование не смогли ослабить напряжение, вызванное дефицитом. Весной 1917 г. рабочие ряда отраслей получили значительную прибавку к зарплате, однако стремительно поднимавшиеся цены быстро свели ее на нет, так что к началу лета экономическое положение рабочих Петрограда было не лучше, чем в феврале. Такая ситуация сохранялась и в последующие месяцы. Так, заработная плата рабочих с августа 1914 г. по август 1917 г. поднялась на 505%. Но за этот же период продукты питания подорожали на 556 %, а промышленные товары первой необходимости — на 1109%.
Временное правительство в условиях продолжающейся войны, развала хозяйственного механизма, отсутствия твердой валюты не могло быстро решить данные проблемы. Этого не смогло бы сделать ни одно правительство, кто бы в него ни входил. Но разочарованные рабочие и солдаты списывали экономические трудности на действующее правительство, на «министровкапиталистов ».
Проблемы были практически во всех сферах — экономической, финансовой, административной, социальной, национальной. Но на первом плане с самого начала революции стоял вопрос о войне и мире. Здесь и Совет, и правительство попали в крайне сложное положение. Нужно было попытаться какимлибо образом найти компромисс между двумя решающими факторами: вопервых, нежеланием солдат продолжать войну и сопутствующим этому развалом армии; вовторых, невозможностью заключить сепаратный мир, что сразу привело бы Россию к международной изоляции. Совет пытался найти выход в духе циммервальдских решений, обратившись 14 марта с воззванием к народам всего мира. В воззвании народам всех воюющих стран предлагалось «начать решительную борьбу с захватным стремлением правительств и взять в свои руки решение вопросов о войне и мире».
В таком же духе была составлена и декларация правительства, опубликованная 28 марта. В ней заявлялось, что «цель свободной России — не господство над другими народами, не отнятие у них национального достояния, не насильственный захват чужих территорий, но утверждение прочного мира на основе самоопределения народов». Далее подчеркивалось, что «русский народ не допустит, чтобы его родина вышла из великой борьбы униженной, надорванной в своих жизненных силах», и правительство будет «ограждать права нашей родины, при полном соблюдении обязательств, принятых в отношении наших союзников». Декларация была обращением к русским гражданам, а не к союзным державам.
Однако 18 апреля правительство подготовило еще один внешнеполитический документ — ноту союзникам о целях России в войне. Нота носила уже иной, не циммервальдский характер. Здесь необходимо подчеркнуть, что циммервальдская идея братания народов являлась более чем утопичной, а самое главное, она была опровергнута практикой Первой мировой войны. Отказ всех воюющих народов от военных действий, всеобщий равноправный мир без аннексий и контрибуций — это, конечно, идеальное решение. Но что могла Россия сделать реально, когда все остальные страны продолжали воевать? Реальны были только два пути. Или ценой разрыва с союзниками выйти из войны с помощью сепаратного мира (что сделали в дальнейшем большевики), или, в силу возможностей, воевать вместе с союзниками до конца. Но при втором варианте необходимо было сдерживать недовольство масс внутри страны с помощью пропагандистской работы, постоянного лавирования, уступок или, введя жесткую диктатуру, фактически покончить с революцией. Понятно, что эти варианты крайне тяжелы, неприятны, но такова была послефевральская реальность. Лидеры социалистических партий в дальнейшем, придя к власти, вынуждены были отказаться от циммервальдских воззваний, взяв на вооружение тезис о революционной войне.
Нота министра иностранных дел П.Н. Милюкова, опубликованная 20 апреля, отличалась от декларации 28 марта. Акцент с необходимости заключения мира переносится на продолжение войны. «... Всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось благодаря созданию общей ответственности всех и каждого... Временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников... Проникнутые одинаковыми стремлениями, передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предотвращения новых правовых столкновений в будущем».
Отсутствие ярко выраженного призыва ко всеобщему миру, курс на продолжение войны, идея гарантий и санкций не соответствовали требованиям революционного народа. При этом правительство даже не попыталось объяснить выдвижение таких требований, причины смены приоритетов по сравнению с декларацией 28 марта. В условиях, когда развитие событий в стране определялось на улицах вооруженными массами, это был грубейший просчет. Он не мог не вызвать серьезного кризиса.
20 апреля началась многотысячная вооруженная демонстрация солдат Петроградского гарнизона и рабочих с требованиями «Долой Милюкова», «Долой политику аннексий» и даже «Долой Временное правительство». Местом демонстрации стала площадь перед Мариинским дворцом — резиденцией Временного правительства. 21 апреля демонстрации продолжились, в ряде мест произошли столкновения с контрманифестациями сторонников П.Н. Милюкова и Временного правительства. К вечеру на улицах началась стрельба, были жертвы. В этих условиях командующий Петроградским военным округом генерал Л.Г. Корнилов принял решение о защите Временного правительства и направил кавалерийские и артиллерийские части к Мариинскому дворцу. Кризис достиг высшей точки.
Найти выход из создавшейся ситуации мог только орган, обладавший влиянием на массы, — Петроградский совет, который и продемонстрировал свою реальную власть. Генералу Л.Г. Корнилову было сделано «внушительное представление», после которого он немедленно вернул войска в казармы и подал в отставку. 21 апреля Совет выпустил воззвание «Ко всем гражданам», в котором обратился к населению с призывом сохранять спокойствие, порядок и дисциплину. Рабочих он убеждал не брать с собой оружие на собрания и демонстрации, а солдат — без зова Исполнительного комитета Совета не выходить на улицу с оружием в руках. Далее следовала фраза, на которую необходимо обратить внимание: «... только Исполнительному комитету принадлежит право располагать вами». Совет открыто продемонстрировал свою власть, и никто не пытался оспаривать этого.
После того как волнения в городе прекратились, появилась возможность начать поиск выхода из кризиса, вызванного нотой П.Н. Милюкова. 21 апреля состоялось совместное заседание Временного правительства и Исполкома Петросовета, на котором правительство дало разъяснение ноты в духе требований масс и выступило с предложением создать коалиционное правительство. Совет признал разъяснения удовлетворительными и 1 мая принял решение о том, что социалисты войдут в правительство. Двое министров, связанных с непопулярной внешней и военной политикой Временного правительства, — П.Н. Милюков и А.И. Гучков, — подали в отставку.
5 мая был объявлен состав первого коалиционного Временного правительства, в котором умеренные социалистические партии получили 6 министерских постов. В него вошли: кн. Г.Е. Львов — министрпредседатель и министр внутренних дел; М.И. Терещенко — министр иностранных дел; А.И. Шингарев — министр финансов; Н.В. Некрасов — министр путей сообщения; А.И. Коновалов — министр торговли и промышленности; Д.И. Шаховской — министр государственного призрения; В.Н. Львов — оберпрокурор Синода; А.А. Мануйлов — министр народного просвещения; И.В. Годнев — государственный контролер; А.Ф. Керенский — военный и морской министр; И.Г. Церетели — министр почт и телеграфа; М.И. Скобелев — министр труда; В.М. Чернов — министр земледелия; П.Н. Переверзев — министр юстиции; А.В. Пешехонов — министр продовольствия.
В декларации 5 мая, определившей основные направления деятельности нового правительства, приоритеты выглядели следующим образом:
• по вопросу о мире — «... отвергая в согласии со всем народом всякую мысль о сепаратном мире, Временное правительство открыто ставит своей целью достижение всеобщего мира — без аннексий и контрибуций, на основе самоопределения народов... Временное правительство верит, что революционная армия России не допустит, чтобы германские войска разгромили наших союзников на западе и обрушились всей
силой оружия на нас»;
• по экономическим вопросам — «Временное правительство будет неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны дальнейшим планомерным проведением государственного общественного контроля над производством, транспортом, обменом и распределением продуктов»;
• по вопросу о земле — «Представляя Учредительному собранию решать вопрос о переходе земли в руки трудящихся и выполняя для этого подготовительные работы, Временное правительство примет все необходимые меры, чтобы обеспечить наибольшее производство хлеба нуждающейся в нем страны».
Таким образом, создание коалиционного кабинета ликвидировало первый кризис Временного правительства, но отнюдь не его причины, заключавшиеся в неразрешенности важнейших жизненных проблем, неудовлетворенности масс ходом развития революции.
Вошедшие в состав коалиционного правительства умеренные социалисты отождествлялись в народном сознании с непопулярным курсом Временного правительства. Из всех основных политических групп в России только большевики остались «незапятнанными» сотрудничеством с ним. Это обстоятельство облегчало им создание оппозиции Временному правительству. На заседаниях Петроградского совета, на бесконечных митингах и демонстрациях, на страницах партийной печати (у РСДРП(б) было более 50 газет и журналов, тиражом свыше 500 тыс. экземпляров) большевики пропагандировали свою радикальную программу, которая находила поддержку в стране. Их социальная база расширялась в силу объективных причин, усугублявшихся непоследовательной деятельностью правительства и Петросовета.
Нацеленные на мировую революцию, большевики делали то, чего не могли себе позволить другие партии, стремившиеся сохранить российское государство. Большевики обещали массам удовлетворение всех их требований, хотя прекрасно понимали, что эти требования пагубны для страны. Цель была одна — получить власть, а далее надежды возлагались на международный пролетариат.
Особое внимание РСДРП(б) обращала на усиление влияния в Советах, рабочих организациях и армии. В апреле при ЦК РСДРП(б) была организована специальная Военная комиссия («военка»), которая начала создавать большевистские партийные ячейки в армии. По инициативе и под руководством большевиков многие фабзавкомы и профсоюзы, используя опыт боевых дружин и отрядов 1905 г., стали формировать вооруженные группы для поддержания порядка в рабочих кварталах и охраны жизни и имущества граждан. Эти группы вскоре повсеместно приняли название Красной Гвардии, которая стала вооруженной опорой рабочих организаций.
Результаты работы большевиков были налицо. В феврале в Петрограде было около 2 тыс. большевиков, в начале апреля — 16 тыс., а к концу июля численность партии достигла 32 тыс. человек. Росло и число сторонников леворадикального направления вне партии.
Ситуация резко обострилась в начале июня, когда Военная организация большевиков выступила с предложением провести во время заседания I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов массовую антивоенную и антиправительственную демонстрацию.
Съезд Советов проходил в Петрограде с 3 по 24 июня. Большинство делегатов представляло умеренные социалистические партии. Из 822 делегатов с правом решающего голоса 285 принадлежали к эсерам, 248 — меньшевикам, 105 — большевикам.
Съезд в специальной резолюции выразил поддержку Временному правительству, одобрив создание коалиции: «Передача всей власти только буржуазным элементам нанесла бы удар делу революции, а переход всей власти к Советам значительно ослабил бы ее силы, преждевременно оттолкнув от нее элементы, способные еще служить ей...»
Обращает на себя внимание и реалистичность оценки положения в стране многими выступавшими. Так, министр продовольствия А.В. Пешехонов говорил: «...трудность заключается не в преодолении сопротивления буржуазии, которая во всем уступает, а в преодолении психологии трудящихся масс, которых надо призвать к самому напряженному труду, ... к необходимым жертвам... Если нам удастся преодолеть эти психологические затруднения масс, повести их за собой, то мы разрешим наши проблемы».
В резолюции о войне отмечалось, что «до тех пор, пока усилия международной демократии не положат конец войне, русская революционная демократия обязана всемерно содействовать боевой мощи нашей армии и ее способности к оборонительным и наступательным действиям».
В экономической области заслуживают внимания приуроченные к съезду решения Временного правительства о введении налога на крупные доходы и о создании Экономического совета и его исполнительного органа — Главного экономического комитета.
Сложным был комплекс национальных проблем. Съезд подтвердил право наций на самоопределение вплоть до национального отделения. Но решение этого вопроса было отложено до Учредительного собрания. Вместе с тем указывалось, что немедленной задачей является децентрализация управления. Съезд признал за финским Сеймом всю полноту власти во внутренних делах и согласился с созданием временного украинского национального центра — Центральной Рады.
В последние дни работы съезда был избран ЦИК в составе 200 человек, исполнительным органом которого было бюро (50 человек). Председателем Президиума ЦИК стал Н.С. Чхеидзе. Решено было с крестьянским Советом совместные органы не создавать, но проводить консультации.
В дни работы съезда возник кризис. ЦК партии большевиков, поддержав свою Военную организацию, назначил на 10 июня мирную манифестацию с требованием передачи власти Советам и выражения недоверия Временному правительству.
Поскольку съезд Советов только что принял резолюцию в поддержку правительства, в предложении большевиков он увидел подрыв своей политики и угрозу коалиции либералов и умеренных социалистов. Ситуация осложнялась еще и тем, что за несколько дней до описываемых событий, 4 июня, В.И. Ленин заявил на заседании съезда, что партия большевиков готова взять всю власть. 9 июня съезд принимает решение в течение трех дней не проводить никаких демонстраций. В казармы и рабочие кварталы для разъяснения решения были направлены делегаты. В этих условиях ЦК партии большевиков в последнюю минуту также высказался за перенесение демонстрации. Съезд назначил общесоветскую мирную манифестацию, призванную показать единство демократических сил, на 18 июня. В этот день на улицы Петрограда вышло около 400 тыс. человек. Однако лозунги «Долой министровкапиталистов!», «Вся власть Советам!», «Пора кончать войну!» явно указывали на разрыв между настроениями масс Петрограда и политикой Временного правительства и руководства Советов.
Еще больше накалило обстановку в городе наступление русской армии на фронте 18 июня. Начавшись успехами на Галицийском фронте, оно быстро захлебнулось. Героизм отдельных частей, особенно 8й армии ЮгоЗападного фронта под командованием генерала Корнилова, не мог компенсировать несогласованность действий, развал армии.
Неудачи на фронте совпали по времени с очередным правительственным кризисом. Поводом для него стало соглашение, заключенное А.Ф. Керенским, И.Г. Церетели и М.И. Терещенко от имени Временного правительства с Украинской Центральной Радой, фактически предоставлявшее Украине автономию еще до решения Учредительного собрания.
В знак протеста министрыкадеты А.А. Мануйлов, А.И. Шингарев, Д.И. Шаховской заявили о выходе из состава правительства. Еще ранее вышел из него А.И. Коновалов. ЦИК Совета решил не пополнять состав правительства, оставив 11 человек в качестве политического кабинета, а вместо кадетов назначил для технической работы «управляющих министерствами».
Но министерский кризис отступил на второй план перед острой ситуацией. 3 июля началось одно из самых драматических событий революции. По призыву 1го пулеметного полка под руководством Г.И. Петровского на улицы Петрограда вышли тысячи вооруженных солдат и рабочих, требующих перехода власти к Советам. Поступали многочисленные сообщения о стрельбе в отдельных районах города. Восставшие завладели Петропавловской крепостью, митинговали перед Мариинским и Таврическим дворцами.
Правительство и Совет призывали солдат не выходить на улицу. Когда стало ясно, что призыв не нашел отклика, командующий Петроградским военным округом генерал Половцев запретил проведение любых демонстраций и приказал войскам гарнизона восстановить порядок на улицах. Однако войска проигнорировали его приказ.
4 июля в Петроград прибыли кронштадтские моряки, которые направились ко дворцу Кшесинской, штабу партии большевиков, где перед ними выступил только что вернувшийся в Петроград В.И. Ленин. Положение В.И. Ленина, как и всего руководства партии большевиков, было очень сложным. ЦК не был инициатором выступления, хотя, вероятно, Военная организация приложила к нему руку. Теперь руководство партии оказалось перед выбором: или воспользоваться выступлением масс для захвата власти, или, учитывая неподготовленность выступления и возможность поражения, попытаться перевести манифестации в мирное русло. Отсюда и противоречивость поведения ЦК и В.И. Ленина.
Главная причина колебаний заключалась в неясности положения. Силы кронштадтцев были значительны, и они рвались в бой. Моряки вступили в беспорядочную перестрелку со снайперами. Решительно были настроены и рабочие Путиловского завода. Однако части гарнизона, участвовавшие в демонстрациях накануне, заняли выжидательную позицию. Сложно было оценить и отношение рядовых членов и сторонников партии большевиков к открытому выступлению без согласия Советов.
Все это говорило о целесообразности отступления. В середине дня 3 июля ЦК РСДРП(б) попытался остановить восставших. Но так как демонстрации продолжались, вечером руководство партии пересмотрело решение и открыто поддержало выступление. Военная организация вызвала подкрепление с фронта, выслала броневики для занятия ключевых объектов и мостов. ЦК решил поддержать движение масс и направить его в нужное русло.
Но 4 июля вступили в действие новые факторы. Пока большевики колебались, ЦИК, учитывая рост анархии и кровавые стычки на улицах Петрограда, обратился к фронтовым войскам с призывом восстановить порядок в городе. Кроме того, сыграло роль и распространение заявлений о том, что большевики (и В.И. Ленин в частности) действуют в интересах Германии и на немецкие деньги.
Представители полков были приглашены в генеральный штаб, где их ознакомили с обвинениями против В.И. Ленина. В ночь с 4го на 5 июля полки, ранее сохранявшие нейтралитет, направились защищать Совет и Временное правительство. Надо отметить, что кн. Г.Е. Львов лично обратился во все газеты с просьбой снять материалы с обвинениями против В.И. Ленина, предлагая сначала провести судебное расследование. Более того, министру юстиции П.Н. Переверзеву, обвиненному в предоставлении документов, пришлось подать в отставку. Но остановить распространение информации было уже невозможно.
Обстановка в ночь с 4го на 5 июля изменилась коренным образом, и ЦК партии большевиков принял решение прекратить выступление. 5 июля «Правда» писала: «Цель демонстрации достигнута. Лозунги передового отряда рабочего класса... показаны внушительно и достойно... Мы постановили поэтому закончить демонстрацию». Это объяснение было, безусловно, вызвано изменением ситуации.
Большевики, попытавшись возглавить движение, потерпели поражение. 6 июля (на следующий день после разгрома редакции и типографии газеты «Правда») под угрозой штурма они покинули особняк Кшесинской, а 7 июля Временное правительство приняло решение об аресте и предании суду всех организаторов выступления. Все вооруженные группы расформировывались. На всех фронтах было запрещено распространение большевистских газет и проведение политических митингов. В зоне боевых действий восстанавливалась смертная казнь и вводились военнореволюционные суды.
7 июля А.Ф. Керенский отдал распоряжение: «... приказываю арестовать всех лиц, ведущих агитацию словом и путем печати с призывами к насилию, свержению Временного правительства, дезорганизации армии и анархии в стране, а также лиц, агитирующих против наступления и призывающих к неповиновению приказам начальства. Всех арестованных немедленно предать суду». Временно запрещались собрания на улицах. Гражданским лицам предписывалось немедленно сдать имеющееся на руках оружие. Военный министр и министр внутренних дел получили полномочия закрывать газеты, агитирующие за неповиновение властям или призывающие к насилию. Меры были достаточно жестокими, но необходимыми для борьбы с анархией, захлестнувшей страну. Ведь в ходе июльских событий в Петрограде погибло 56 человек и 650 было ранено.
Расследование организации июльского выступления было возложено на Петроградскую прокуратуру, но часть обвиняемых, в том числе В.И. Ленин, Г.Е. Зиновьев, а также руководители Военной организации В.И. Невский и Н.И. Подвойский скрылись от суда. Л.Б. Каменев, Ф.Ф. Раскольников, а затем и АД. Троцкий были арестованы, но через короткое время вышли на свободу.
Завершением выхода из июльского кризиса стало создание второго коалиционного правительства. Процесс его формирования длился почти месяц и завершился 24 июля. В состав правительства вошли: А.Ф. Керенский — министрпредседатель, военный и морской министр (с 7 июля); Н.В. Некрасов — заместитель министрапредседателя и министр финансов; М.И. Терещенко — министр иностранных дел; М.И. Скобелев — министр труда; А.В. Пешехонов — министр продовольствия; И.Н. Ефремов — министр государственного призрения; С.Н. Прокопович — министр промышленности; Н.Д. Авксентьев — министр внутренних дел; А.С. Зарудный — министр юстиции; А.М. Никитин — министр почт и телеграфа; Ф.Ф. Кокошкин — государственный контролер; А.В. Карташев — оберпрокурор Синода; П.П. Юренев — министр путей сообщения; С.Ф. Ольденбург — министр просвещения; В.М. Чернов — министр земледелия.
В новом правительстве министры уже не являлись представителями соответствующих партий, и министрысоциалисты не несли ответственности перед Советами. Правительство стало самостоятельной политической силой. Период двоевластия завершился.