Военная прокуратура организована и действует на основе единых принципов, определенных ст. 4 Закона о прокуратуре

Военная прокуратура в своей деятельности руководствуется единым для всех органов прокуратуры законодательством. В то же время ее работники должны хорошо знать военное законодательство, разбираться в военных вопросах в такой степени, чтобы правильно ориентироваться в задачах, решаемых войсками, своевременно принимать меры профилактики правонарушений.

Статус военнослужащих, их права, обязанности, гарантии их реализации находятся в центре внимания органов военной прокуратуры. Надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих и других граждан органами военного управления образуют одну из важнейших функций военной прокуратуры. Ее эффективное выполнение обеспечивается глубоким знанием воинских уставов и других нормативных актов, регламентирующих жизнь и деятельность войск, каждого военнослужащего.

Надзор за исполнением законов органами военного управления и военными должностными лицами, осуществляемый органами военной прокуратуры, - действенное средство обеспечения воинского правопорядка, поддержания режима законности в войсках. Это, в конечном счете, содействует обеспечению их боеготовности и боеспособности.

Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов военными органами дознания. В Вооруженных Силах к их числу относятся командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений. Надзор военных прокуроров призван обеспечить соблюдение законодательства, устанавливающего порядок возбуждения, расследования и разрешения уголовных дел органами дознания, соблюдение процессуальных гарантий лиц, участвующих в деле. Военные прокуроры и следователи военной прокуратуры оказывают методическую помощь военным органам дознания и дознавателям, способствуют повышению уровня их юридической подготовки.

Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами предварительного следствия, компетентными производить расследование преступлений в войсках: следователями военной прокуратуры и следователями Федеральной службы безопасности в случае, когда последние расследуют преступления, дела о которых подсудны военному суду.

Органы военной прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов командованием дисциплинарных воинских частей, в которых отбывают наказание осужденные к этой мере наказания военнослужащие, а также за законностью содержания военнослужащих, арестованных в связи с уголовным делом или в дисциплинарном порядке.

Военная прокуратура осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, подсудных военным судам, в соответствии с полномочиями, предоставленными УПК. Военные прокуроры поддерживают обвинение в судах, приносят протесты на противоречащие закону приговоры, решения, определения и постановления судов.

Военная прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов, функционирующих в войсках. Она взаимодействует с военным командованием в решении задач по укреплению законности, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов военнослужащих и других граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Военная прокуратура осуществляет все функции, определенные ст. 1 Закона о прокуратуре, в полном объеме.

Закон о прокуратуре устанавливает принципиально важные правила о том, что военные прокуроры обладают всеми полномочиями, установленными этим Законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления (ст.47). Военные прокуроры вправе:

- присутствовать на заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

- назначать вневедомственные ревизии и проверки;

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к документам и материалам;

- проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих в местах содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

- требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся в местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами внутренних войск по конвоированию, органами и учреждениям внутренних дел.

В войсках действует принцип единоначалия. Но военные прокуроры осуществляют свои полномочия, не подчиняясь военным властям. Вмешательство в деятельность военных прокуроров запрещено законом.

Военная прокуратура входит в единую систему прокуратуры Российской Федерации. В соответствии со ст.11 Закона о прокуратуре она относится к числу специализированных прокуратур. При этом военные прокуратуры могут быть двух уровней: военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры, действующие на правах прокуратур городов и районов.

Высшим звеном всей прокуратуры, в том числе военной, является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Все военные прокуроры подчинены Генеральному прокурору РФ.

В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которого соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Среднее звено военной прокуратуры составляют прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации (ст. 46 Закона о прокуратуре).

Основным, первым звеном военной прокуратуры являются военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. Они имеют наиболее тесные, непосредственные связи с войсками, личным составом. В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки (ч. 2 ст. 46 Закона о прокуратуре).

В целом система военных прокуратур приспособлена к устройству Вооруженных Сил и других войск. Это позволяет ей выполнять свои функции, действуя в военных округах, военных гарнизонах и прочих военных образованиях.

Структура органов военной прокуратуры, ее внутренняя организация основываются на единых началах с органами прокуратуры в целом. Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ.

Главная военная прокуратура имеет в своем составе управления и отделы. Управления различаются по предмету прокурорского надзора (надзор за исполнением законов органами военного управления и должностным и лицами; за исполнением законов органами предварительного следствия, дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; за исполнением законов органами Федеральной службы безопасности и расследованием государственных преступлений; надзор за законностью судебных постановлений по уголовным и гражданским делам; надзор за реабилитацией российских и иностранных граждан).

В составе Главной военной прокуратуры функционируют отделы: организационного обеспечения и контроля; кадров; по расследованию особо опасных государственных преступлений; информационного обеспечения. Во всех звеньях военной прокуратуры имеется следственный аппарат. В Главной военной прокуратуре несут службу старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и их помощники. В военных прокуратурах военных округов - следователи по особо важным делам, старшие следователи и их помощники. В прокуратурах гарнизонов - старшие следователи, следователи и их помощники.

В Главной военной прокуратуре образована коллегия в составе Главного военного прокурора, его первого заместителя, заместителей и других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. В военных прокуратурах военных округов и им равных образованы коллегии в составе прокурора, возглавляющего военную прокуратуру, его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых военным прокурором военного округа.

Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям ст. 40 Закона о прокуратуре.

Главный военный прокурор, как и другие заместители Генерального прокурора РФ, назначается на должность и освобождается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора. Срок его полномочий - пять лет. Он подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ.

Военные прокуроры и их заместители назначаются Генеральным прокурором РФ. Иные прокуроры и следователи Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором. Прокуроры военных округов назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров и следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.

Военные прокуроры и следователи обязаны соблюдать требования воинской дисциплины. Они поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с дисциплинарным уставом Вооруженных Сил. Но военное командование не вправе их наказывать или поощрять. Правом поощрения и наложения дисциплинарных взысканий на военных прокуроров и следователей пользуются только вышестоящие прокуроры.

Министерство обороны РФ, командование других войск и военных формирований осуществляют финансирование органов военной прокуратуры, их материально-техническое обеспечение, выплату денежного довольствия военным прокурорам и следователям, присвоение им воинских званий в пределах своей компетенции, охрану служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляют воинские части. В то же время все вопросы, связанные с реализацией полномочий военных прокуроров и следователей, решаются в соответствии с принципом единства и централизации органов прокуратуры, их независимости, подчинения только закону.

Заключение

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Все органы прокуратуры предназначены для осуществления надзора за исполнением законов на территории Российской Федерации.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, военные, транспортные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Сообщение о Назначении Генерального прокурора РФ на должность и освобождении его от должности публикуется в печати. Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет.

Актами прокурорского реагирования на установленные факты нарушений закона в зависимости от их характера, степени опасности и других обстоятельств могут быть:

- внесение представления об устранении нарушений;

- принесение протеста на противоречащий законам правовой акт;

- обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;

- вынесение постановления об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;

- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

- письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности;

Наши рекомендации