Тема 6. рим как гражданская община (civitas)
1.Характеристика источников.
2. Основные этапы и результаты борьбы плебеев и патрициев.
3. Экономический базис и социальная структура римской цивитас.
4. Государственный строй Римской республики в III – I вв. до н.э.
5. Система моральных ценностей и идеологии цивитас (по историческим и философским сочинениям, раннеримской художественной литературе, данным эпиграфики):
а) представления об идеальных общественных отношениях (идеал цивитас);
б) нормативная система жизненных ценностей;
в) «римский миф»;
г) идеал гражданина и история в лицах;
д) идеализация древности.
6. Идеология римского «империализма».
7. Цивитас: историческая реальность; утопия эпохи кризиса Римской республики; важнейший элемент современного научного понимания специфики античного общества.
Источники:
Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима: Практикум для студентов-заочников / Сост. И.С. Свенцицкая. – М., 1976. – С. 53 – 73.
Практикум по истории древнего мира. Пособие для студентов-заочников 1 курса ист. фак. пед. ин-тов. В 2 вып. Вып 2. Древняя Греция и Рим / И.С. Свенцицка, Н.Л. Просина, Я.Ю. Межерецкий, Н.А. Богодарова; Под ред. И.С. Свенцицкой; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – С. 91 – 108.
Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина и И.Л. Маяк. – М., 1987. – Разд. I.
Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С.Л. Утченко. – М., 1962. – Разд. I,II.
Хрестоматия по ранней римской литературе / Сост. К.П. Полонская, Л.П. Поняева. – М., 1984.
Литература:
- История Древнего Рима. Учебник для студ. вузов/Под ред. В.И. Кузищина. – М.,2007
- Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. – М., 1986.
- Ковалев С.И. История Рима. – Л., 1986.
- Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцовой. – М., 1985. – Т. 1. – С. 22 – 30; Т. 2. – С. 135 – 166.
- Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. – Воронеж, 1986.
- Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. – М., 1986. – Гл. I.
- Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. – М., 1977. – Гл. I,VII,VIII.
- Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. – М., 1975. – С. 11 – 17, 44 – 57.
- Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987.
Методические рекомендации:
В начале работы над темой необходимо проработать соответствующие разделы учебника. Следует вспомнить характерные черты греческого полиса, обратить внимание на особенности античной формы собственности и общины.
Изучая предлагаемый материал, важно помнить, что помимо усвоения фактического материала, стоит задача глубокого осмысления ряда узловых теоретических проблем и дальнейшего овладения навыками самостоятельного анализа источников. Необходимо постоянно помнить, что античные авторы, описывающие социальные отношения и политическое устройство Римской республики, ее «золотого века», ставили перед собой определенные политические и идеологические цели. Например, Полибий хотел объяснить превосходство Римской державы над переживавшими внутренний кризис и ослабевшими в междоусобной борьбе греческими полисами; Саллюстий противопоставлял «древнюю» гармонию интересов и духовное здоровье современной порче нравов и борьбе «партий».
В последние десятилетия Республики из смутных преданий и идеологических спекуляций выкристаллизовывается «римский миф» - комплекс представлений о славном далеком прошлом, когда граждане, еще не испорченные алчностью и нездоровым честолюбием, жили и действовали во имя славы и благополучия отчизны. Эта социальная утопия, основывавшаяся отчасти на достоверных исторических преданиях, традициях, относилась или к правлению первых царей, или ко времени от окончания борьбы плебеев с патрициями (287 г. до н.э.) до разрушения Карфагена (146 г. до н.э.) и начала гракханского движения (133 г. до н.э.). Второй, указанный здесь период и является, согласно современным научным представлениям, временем расцвета цивитас. Упомянутые полумифические предания наложили отпечаток на рассуждения римских историков и мыслителей. Поэтому, характеризуя различные источники, следует обращать особое внимание на социально-политические взгляды авторов, выяснять их цели, определять тенденциозность применительно к данному вопросу.
Раскрывая второй пункт плана, необходимо обратить внимание на то, что важнейшим итогом борьбы плебеев с патрициями было их объединение в единую гражданскую общину – цивитас. Лишь с этого времени и можно говорить о римском античном обществе.
Не следует безоговорочно доверять картине, предстающей со страниц сочинений некоторых античных писателей. Они в основном достоверны в передаче фактов, однако на их оценочных суждениях явно сказываются политические позиции и пристрастия. Рисуя идиллию гармонии и социального мира в «золотом веке», Цицерон и Саллюстий затушевывают безусловно имевшие место противоречия внутри общины, например между нобилитетом и плебсом, «не замечают» быстро растущего класса рабов. Не надо думать, что в данном случае древние авторы сознательно стремятся ввести в заблуждение читателей: рабы не только находились вне гражданской общины, но и не воспринимались вообще как полноценные люди. Собственно, понятия, тождественному современному «человек» (вообще) как личность, независимо от этнической и гражданской принадлежности, социального положения, «классическая» древность не знала.
Рассматривая государственный строй Римской республики, следует уяснить роль сената, магистратов, народных собраний. Подумайте, в чем сходство и различие между Римской республикой и известными вам греческими полисами; попытайтесь объяснить причины различий, исходя из географических условий, экономического развития и исторической обстановки.
Для уяснения особенностей идеологии цивитас предлагаются три различные группы источников. Безусловно, наиболее точно отражают реальную картину эпиграфические памятники (объясните почему). В то же время исторические и философские сочинения помогают глубже понять сущность складывавшихся представлений о «древней доблести» и «современном упадке нравов». Наряду с задачей углубленного изучения теоретической проблемы ориентация на сравнительный анализ текстов преследует цель обогатить арсенат исследовательских приемов студентов-историков.
В ходе работы над рекомендуемыми источниками и литературой студенту необходимо уяснить характерные черты экономического базиса и социальной природы, а также политического устройства римской цивитас, ее идеологию и систему жизненных ценностей членов гражданского коллектива, понять содержание и роль оформившегося в последние десятилетия республики мифа о «древней» цивитас в идеологической борьбе. Работая с источниками, следует соотносить получаемые выводы и наблюдения с современной научной трактовкой античной гражданской общины.