Литературные направления 2 половины ХХ века.
Во 2 половине ХХ века на развитие литературы продолжает оказывать существенное влияние развитие гуманитарных наук, таких как психология, лингвистика, литературоведение. Философские направления также играют существенную роль в развитии литературы.
Продолжает развиваться такое направление в литературе, как экзистенциализм. Но, в отличие от 1 половины ХХ века это направление не так четко выражено. Можно говорить об экзистенциальных мотивах в творчестве многих авторов разных стран (А. Мёрдок, Дж. Фаулз, К. Кизи), но не об едином литературном движении. Творчество Жан-Поля Сартра после второй мировой войны приобретает ярко выраженный ангажированный характер. Так обозначается литература, которая отстаивает те или иные политические позиции, выступает как рупор политических идей той или иной партии. В противоположность такой литературе появляется дезангажированная литература, отрицающая любую связь с политикой, проповедующая уход от политической жизни в любых ее формах.
В литературе возникает новое направление – постмодернизм. Постмодернизм – это буквально то, что «после модернизма», но суть этого направления не передается только обозначением времени существования этой литературы. Постмодернизм возникает как результат взаимодействия лингвистики, литературоведения и художественной литературы. В его основе лежит существенное изменение отношения к художественному произведению. Понятие «произведение» заменяется в постмодернизме понятием «текст», который обладает принципиально другими свойствами. Меняется также в постмодернизме и отношения текст/реальность. Теперь текст объявляется первичным, а реальность по отношению к нему вторична. Но и сам текст создается на основе уже существовавших до него текстов, он тоже вторичен. Одним из ключевых понятий постмодернизма становится понятие интертекстуальности (термин введен в обиход Юлией Кристевой), которое рассматривается во-первых, как существование всех текстов в рамках единого интертекста или гипертекста, причем каждый вновь возникающий текст меняет соотношение уже существовавших компонентов внутри гипертекста. Во-вторых, интертекстуальность рассматривается как создание нового произведения на основе уже существовавших ранее, использование внутри каждого отдельного текста компонентов других текстов. Понять произведение постмодернизма без знания предшествующей литературной традиции становится невозможно. Часто применяется термин «интертекстуальный код» по отношению к произведению, компоненты которого использовались при создании нового постмодернистского текста.
Параллельно с постмодернизмом продолжает существовать и литературная традиция реализма, представителями которой во французской литературе является Эрве Базен, в немецкой – Генрих Бёлль и другие авторы. Традиция реализма в ХХ веке включает в себя углубление психологизма, начавшееся в 1 половине столетия, а также усиленное внимание к семейно-психологической проблематике. Реализм использует классические формы создания художественных произведений, устоявшуюся жанровую систему. В то же время возникает «алитература» или «контркультура», которая отрицает все существующие традиционные формы.
Во 2 половине ХХ века произошло окончательное разделение литературной традиции на элитарную и массовую литературу. Элитарная, высокая литература ориентируется на образованного читателя, способного воспринимать не только фабулу произведения, но и чувствовать особенности его формы, понимать эксперимент автора. Массовая же литература ориентируется на потребление литературы как коммерческого продукта, художественное произведение оценивается в ней как товар, соответственно оно должно обладать качествами продаваемого товара – отсюда использование штампов и клише, апелляция к примитивным чувствам, низкий уровень проработки характеров, погоня за сенсацией. В современном литературоведении особенно актуальной является сейчас проблема формульной литературы, в разряд которой попадает и ряд «массовых» произведений. Формульное произведение строится по определенной схеме, существующей в рамках жанра. Следует отметить, что некоторые из этих схем или формул возникли еще во времена античности (в частности это формула любовного романа).