Образование СССР: декларации и реальность
Образование СССР в декабре 1922 года стало завершением процесса политического объединения большевиками советских республик в союзное Советское государство. Оно было названо социалистическим из политических соображений, определяя как бы перспективы социалистического развития. Однако, чтобы стать действительно социалистическим это союзное государство должно было провести во всех областях политической, экономической, духовной жизни необходимые преобразования.
В августе 1922 года для подготовки проекта федерирования суверенных советских республик была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) в составе В.В.Куйбышева, Г.К.Орджоникидзе, Раковского, Сталина и представителей республик. В распоряжение комиссии был представлен единственный проект от имени Наркомнаца Сталиным. Суть проекта состояла в том, что все суверенные республики должны войти в состав РСФСР на правах ее автономных образований. Российская Федерация должна была расширяться, вбирая в себя, наряду со своими автономными республиками (Башкирией, Татарией и др.) и суверенные: Азербайджанскую, Армянскую, Белорусскую, Грузинскую Советские социалистические республики, Бухарскую и Хорезмскую Советские народные республики. Этот проект получил название плана "автономизации" суверенных республик (по сути - снижение статуса суверенных республик до автономных). Альтернативных проектов не было, комиссия его одобрила, а Сталин как руководитель Наркомнаца и генеральный секретарь ЦК РКП(б) (с апреля 1922 года) начал, как это для него характерно, настойчиво, без особой огласки и обсуждения реализовывать свой проект. Правда, его проект даже не был вынесен на всенародное обсуждение. Его обсуждали в республиках на уровне ЦК партии, но он не нашел полного одобрения. ЦК КП Грузии, например, счел, что реализация плана Сталина преждевременна и вынес постановление сохранить за республикой все атрибуты независимости. ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение договорных отношений, фиксирующих суверенитет республик. Опасение в том плане, что проект Сталина подорвет суверенитет республик, высказал представитель Украины Раковский. В целом, основной проблемой при создании союзного государства стал вопрос суверенитета.
Перед обсуждением вопроса на заседании Политбюро Ленин потребовал представить ему все соответствующие материалы, беседовал со Сталиным, другими членами комиссии, представителями республик. Он пришел к выводу, что проект неприемлем в принципе. В то же время, с учетом международной и внутренней обстановки, процесс образования новой федерации нельзя было задерживать.
Ленин обращается к некоторым членам Политбюро, указывая, что "Вся эта затея "автономизации" в корне не верна и несвоевременна". Он отверг план автономизации суверенных республик. Один из самых важных моментов создания федераций суверенных республик, - считал Ленин - это добровольное вхождение в федерацию и сохранение за каждой республикой права свободного выхода из нее. По мнению Ленина, автономные республики и территориально-государственные образования должны войти в состав РСФСР, а РСФСР и другие суверенные республики на равноправных началах создадут новый союз. Так столкнулись две концепции по вопросу государственного строительства: Ленина - демократический централизм в рамках Советской федерации, и Сталина - административный централизм, фактически более жесткий, чем это имело место в унитарной Российской империи до 1917 года.
В настоящее время, особенно после распада СССР в декабре 1991 года, как и в период его создания в начале 20-х годов, возникают острые дискуссии по вопросу образования СССР.
Главный вопрос: почему так случилось, что провозглашенный Первым съездом Советов СССР Договор об образовании СССР и Декларация об образовании СССР, отражавшие демократические принципы вплоть до сохранения за каждой республикой права свободного выхода из Союза, не были реализованы на практике? СССР стал жестким унитарным государством, хотя были декларированы многие принципы свободы и народовластия.
Обратимся к теоретическим истокам национальной программы большевиков, взглядам тех, кто претворял их в жизнь после образования СССР. Надо подчеркнуть, что большевики, создав союзное государство, объединившее в своем составе почти все территории Российской империи (кроме Польши, Финляндии и стран Прибалтики) заслужили похвалу в свой адрес даже у своих противников.
Сталинские теоретические установки решения национального вопроса, состоящие в признании территориального самоуправления наций и народностей России лишь в рамках единой государственности, были обречены на успех не потому, что это были, как пытаются утверждать сегодня многие национал-патриоты, доведенные до логического конца первоначальные программные установки большевизма. Они были победоносны, ибо опирались на две господствующие в общественном сознании идеи: первая - идея великой, единой и неделимой России и вторая - подчинение национального вопроса вопросу о власти. Для реализации той и другой неизбежно требовался унитаризм, а его наиболее последовательным защитником в рядах большевистской партии оказался Сталин, прикрывший его терминологически звонкими, но в сущности пустыми призывами к необходимости интернационального единства на классовой пролетарской основе.
В письме к Ленину от 12 июня 1920 года, не вошедшем, естественно, в тщательно препарированные собственноручно Сталиным собрания его сочинений и не известном до начала 90-х годов, он откровенно писал: "Для наций, входивших в состав старой России, наш (советский) тип федерации можно и нужно считать целесообразным как путь к интернациональному единству. Мотивы известны: эти национальности либо не имели в прошлом своей государственности, либо потеряли ее давно, ввиду чего советский (централизованный) тип федерации прививается к ним без особых трений".
Вообще, в ряде выступлений 20-х годов Сталин касался этого вопроса неоднократно, всегда подчеркивая "централизованный" тип советской федерации, восприемницы "единой и неделимой", сводя его однозначно к автономии разных областей, "единственно сочетающих в себе особенности быта, своеобразие национального состава и некоторую минимальную ценность экономической территории". К этим автономиям он относил Польшу, Украину, Финляндию, Крым, Туркестан, Киргизию, татаро-башкирскую территорию, Сибирь, Закавказье. При этом он твердо стоял на том, что "автономия - не предоставляет независимости", не означает отделения, что "в руках центральной власти" должны быть оставлены "все важные для всей страны функции, а требование отделения окраин от России, как форма отношений между центром и окраинами, должно быть исключено".
По мнению Сталина, "федерализм в России", сменивший "принудительный царистский унитаризм", призван "сыграть переходную роль к будущему социалистическому унитаризму". И автономия была, по Сталинским представлениям, самой реальной, самой конкретной формой объединения окраин с центральной Россией.
Субъектами федерации Сталин считал автономии, лишенные независимости и права на отделение, а саму федерацию с сильной центральной властью рассматривал, как уже отмечалось выше, как переходную ступень к "социалистическому унитаризму". Если бы подобные взгляды отражали лишь личную точку зрения Сталина, то вряд ли они могли сыграть столь заметную роль в утверждении новой, "идеографической" (А.Авторханов) империи. В том и дело, что они, с одной стороны, выражали весьма распространенные на уровне обыденного сознания идеи великодержавия, когда политико-стратегические мотивы интенсивной и весьма успешной российской экспансии с начала XVI века (на востоке, на юге, на западе и на севере) объяснялись особыми мессианскими задачами России, и насильственное присоединение нерусских народов считалось объективно необходимым и прогрессивным актом; с другой стороны, сталинские идеи "социалистического унитаризма" ложились на благодатную почву веры в возможность сильной центральной власти реализовать весьма привлекательные задачи "уравнительного социализма" (Герцен) под привычным полицейским надзором.
По своему характеру объединительное движение с окончанием гражданской войны и иностранной интервенции и переходом к мирному строительству должно было вобрать в себя все консолидирующие тенденции, вырастающие из ликвидации норм военного времени, стоявших выше законности и конституционных прав. Однако этого не произошло, ибо для их реализации, кроме теоретического озарения, нужны были вполне определенные практические действия со стороны единственной правящей партии – большевистской. Между тем, именно их и не последовало.
Заменившее консолидацию стремление сохранить в руках правящей партии всю полноту власти, какими бы благими намерениями оно не диктовалось, вело к конфронтации и открытой борьбе с иными политическими силами и инакомыслящими. Кроме того, было сделано все для разгрома последних легальных организаций других политических партий. В течение 1922 г. были подготовлены и утверждены уголовный и гражданский кодексы, проведена судебная реформа, конституционно закреплена цензура, ВЧК преобразована в ГПУ. В период оформления государственного строя СССР окончательно утвердилась однопартийная политическая система: многие меньшевистские и эсеровские организации объявили о "самороспуске". В августе 1922 г. в Москве прошел открытый судебный процесс над лидерами эсеров, обвинявшихся в контрреволюционной и террористической деятельности (А.Р.Гоц, Е.И.Тимофеев, Е.М.Ратнер, Д.Д.Донской). Грузинских меньшевиков, успевших уже провести около двух лет в тифлисских тюрьмах, с декабря 1922 г. начали группами вывозить в Ярославский политизолятор, на поселения в Вологодскую и Северо-Двинскую губернии. В декабре 1922 г. в Пертоминске в сорока километрах от Архангельска на берегу Северного моря был учрежден спецлагерь для политических заключенных. В 1923 г. открыт лагерь особого назначения на Соловках. В это же время были высланы из России, Украины, Белоруссии, Грузии и других республик многие видные мыслители: философы, экономисты, социологи, литераторы, религиозные деятели, критически настроенные относительно деятельности большевиков.
Даже "грузинский инцидент", очень возмутивший Ленина (он резко обвинил в великодержавном шовинизме Сталина, Орджоникидзе, Дзержинского - и изъявил желание помочь грузинским товарищам), не изменил политику Сталина. Тем не менее, Ленин подготовил к ХП съезду меморандум по национальному вопросу. В этом меморандуме Ленин признавал, что право наций на самоопределение вплоть до выхода из состава Советского государства стало на деле не более чем "клочком бумаги". После этого Сталину удалось сфабриковать "дело Султан-Галиева", по которому около 80 партийных и государственных деятелей из башкир и татар были обвинены в национализме. До 1938 г. все они были репрессированы, большинство - расстреляно. Лишь в 1989 г. решением особой комиссии ЦК КПСС они были реабилитированы. И последующие десятилетия после образования СССР подтвердили торжество великодержавных принципов, правда, под ширмой интернационализма, в деятельности руководства страны.