Глава vi. обряды инициации 3 страница
2 Хариссон пишет «Точный порядок различных обрядов инициации, конечно, малозначителен!» (Harrison E, Prolegomena to the Study, c. 155).
3 Harrison E. Prolegomena to the Study, c. 151.
4 Для описания элевсинских мистерий я использовал цитированную выше книгу Харрисон, а также: Foucart P. Recherches sur l'origine et la nature des mystères d'Eleusis. T. I. Le culte de Dionysos en Attique. P, 1895; t II. Les grands mystères
кандидатов; жрец путем наложения запрета (табу) отстраняет тех из них, чьи руки нечисты и речь невнятна1 (такой отбор встречается и в Африке во время посвящения в тайные общества, он вменяется в обязанность жрецу-колдуну); 2) неофитов вводят в Элев-синское святилище, и, попадая за ограду, они окропляют себя священной водой из сосуда, помещенного возле двери (ср. наши кропильницы); 3) Alade mysthai! — неофитов ведут (бегом?) к берегу моря; этот бег называется elasis, т.е. «отстранение» или «изгнание»; подобное же по смыслу объяснение вновь можно встретить в оценке торжественного шествия (pompe)2; этот обряд до сих пор интерпретировался как «устранение дурных влияний, демонов или зла»; я же вижу в нем отделение непосвященного от его прежней жизни, предварительный обряд, подкрепленный последующими действиями; 4) купание в море; это обряд очищения: неофита отмывают от его профанности и нечистоты; каждый неофит приводил свинью, которую мыл одновременно с тем, как купался сам; этот обряд напоминает многие меланезийские обряды3; 5) возвращение в Элев-синское святилище и принесение жертвы — церемония, завершающая первый акт. Мисты, принимавшие участие в церемониях 15 и 16 месяца боэдромиона, обученные малым мистериям, после бега к морю и принесения жертвы не появлялись более на людях, а в уединенном месте ждали отправления в Элевсин, соблюдая пищевые и другие табу; 6) 19—20 боэдромиона отправлялась процессия от Афин до Элевсина (20 км) с перенесением Иакха (Iacchos) и святынь, многократно останавливаясь в пути: у священной смоковницы, у дворца Крокона, на священном гумне, у колодцев Каллихо-ра, у камня Деметры и т.д. Все эти священные места связаны с зем-
________________________________________________________
d'Eleusis. P, 1900; d'Alviella G. De quelques problèmes relatifs aux mystères d'Eleusis. — RHR. T.XLVI (1902), c. 173-203, 339-362; t XLVII (1903), с. 1-33, 141-173; я оставляю в стороне как не имеющие отношения к инициации в собственном смысле слова церемонии, происходившие 13 (отправление эфебов в Элевсин) и 14 (принесение святынь — hiera— в Афины) боэдромиона. Известно, что знание обрядов, руководство церемониями, охрана святынь и тому подобное были закреплены за определенными семьями (Eumolpides и т.д.); так же в Австралии и у пуэбло и др. определенные кланы (тотемические или нетотемические) «владеют мистериями». О распорядителях (mystagogues) ср.: Foucart P. Recherches sur l'origine..., t II, с. 93-95.
1 Ср. Foucart Р. Там же, t. I, с. 31-33; t. II, с. 110-111; d'Alviella G. De quelques problèmes, c. 354-355.
2 Harrison E. Prolegomena to the Study, c. 152; Reinach S. Cultes, mythes, t II, с. 347-362.
3 Ср. названные выше работы В.Эллиса, Кодрингтона и др. Относительно Деметры-свиноматки см. работу Г. д'Альвиеллы (с. 189—190).
ледельческими культами1; 7) вход за ограду, высокие стены которой, как и в Афинах например, должны были скрывать от взоров непосвященных все, что происходило в сакральном мире; запрет входить распространялся на все святилище, его нарушение каралось смертью, во всяком случае в дни мистерий. У нас нет достаточных сведений о дальнейших церемониях. Известно лишь, что инициация состояла из2: а) шествия через зал, разделенный на темные отделения, каждое из которых олицетворяло один из участков ада; подъема по лестнице; прибытия в ярко освещенное помещение, вступления в мегарон, где выставляются святыни3; б) разыгрывания похищения Коры; оно включало детали, неизвестные непосвященным и не содержащиеся в легенде, имевшей хождение в народе. Эта часть церемонии точно соответствует представлениям о деяниях предков эпохи альчеринга во время австралийских мистерий. Первая часть тоже почти универсальна: новички умирают для мирского, проходят через Гадес, а затем возрождаются, но в сакральном мире4; 8) следующие обряды состояли из всякого рода песнопений, танцев, шествий, о которых нет достаточных сведений5.
Мы видим, что в основных чертах последовательность обрядов инициации в элевсинских мистериях соответствует церемониям того же рода, которые мы уже рассматривали. В такой же последовательности разворачивается представление в лицах, изображающее «смерть» новообращенного и его воскресение в церемониях посвящения орфиков, во фракийских религиозных обществах, в обществах Диониса, Митры6 (посвящение по этапам), Аттиса, Адониса, Исиды и др. Посвящение в «братство Исиды» достаточно известно, и «переход через стихии», о которых говорит Апулей, выражает идею «смерти» неофита еще в большей мере, чем шествие через
1 О первых двух остановках см. у Рейнака: Reinach S. Cultes, mythes, t. Ill, с. 102-104.
2 Ср. Foucart P. Recherches sur l'origine, t I, с. 43-74; t. II, с. 137-139.
3 О том, что это за святыни, см: Harrison E. Prolegomena to the Study, c. 158— 161.
4 Вот почему Плутарх говорил; «Познать — значит умереть»; зато инициации в мистериях орфиков были «сакральным браком» или «сакральным рождением».
5 Само собой разумеется, что теория Фукара о египетском происхождении элевсинских мистерий не представляется мне приемлемой ни в целом, ни в частностях. Сходство, в котором Фукар видит заимствования, обусловлено действиями, выражавшими идею перехода из одного состояния в другое. Как же иначе можно объяснить точное подобие обрядов греческих, египетских или азиатских с обрядами австралийцев, негров банту или Гвинеи и индейцев Северной Америки?
6 О семи этапах посвящения и переходе души неофита последовательно через семь планетных сфер см.: Cumont F. Les religions orientales, с. 299—300 и 310.
Гадес1, ибо предполагалось, по-видимому, что неофит распадается на составные элементы, которые затем соединялись вновь, и возникала новая личность.
Те же представления отражают обряды инициации в культе Аттиса. Напоминаю, что Аттис, как и Адонис, вообще божества растительности, они умирают осенью и возрождаются весной. Церемонии их культа включают: 1) театрализованное представление их смерти с похоронными запретами (трауром и др.), оплакивание; 2) промежуточный период, когда прерывается обычное течение жизни; 3) воскрешение или, скорее, возрождение. Это до мельчайших подробностей описано Мангардтом, Фрэзером2 и их учениками, но они не заметили, что комплекс этих церемоний является совокупностью обрядов перехода одновременно космического, религиозного, хозяйственного и лишь как составная часть входит в значительно более обширную группу, определение которой и составляет предмет настоящего исследования. Так, смерть, промежуточный период и воскрешение тоже элементы церемоний, совершаемых при беременности, родах, посвящении в сообщества, не имеющих отношения к земледелию, при помолвках, свадьбах, похоронах3. Из того что Аттис умирает, а затем возрождается, становится ясно, что обряды инициации также заставляют умереть и возродиться будущего приверженца: 1) он постится, т.е. удаляет из своего тела профанную нечистоту; 2) он принимает пищу и питье из сакральных предметов (барабана и кимвала); 3) его опускают в яму и обливают кровью зарезанного над ним жертвенного быка4; затем он выбирается из ямы с ног до головы в алой крови; 4) в течение нескольких дней ему дают пить только молоко, подобно новорожденному. Мне кажется, что в основе кровавого обряда, в котором обыкновенно видят крещение в христианском смысле слова,
1 Об этих путешествиях в страну мертвых ср: Félice L, de. L'Autre monde, mythes et légendes, le purgatoire de Saint Patrice. P, 1906. Автор, однако, не увидел, что эти мифы и легенды могут в некоторых случаях быть лишь отзвуком обрядов инициации; ибо не следует забывать, что в церемониях инициации главным образом старики, наставники, руководители церемоний возглашают то, что другие члены «общества» исполняют. Ср. по этому поводу: Gennep A,, van. Mythes, Leg, Austr, гл. IX (Mythe et Rite). По поводу обшей теории см. гл. VIII настоящей книги.
2 Frazer J.-C. Adonis, Attis, Osiris. 2-nd ed., с. 229-230.
3 См. ниже, гл. IX.
4 Отсутствие места не позволяет мне развернуть дискуссию о сути обряда омо вения кровью жертвенного быка, но мне кажется, что ни одна из предложенных до сих пор интерпретаций не может быть принята, если учесть некоторые параллели, относящиеся к полуцивилизованным народам, а также принять во внимание все, что сказано здесь об обрядах перехода.
т.е. обряд отпущения грехов, лежит прямой и материальный смысл: неофит выходит из ямы окровавленный, как младенец из материнского лона. В этом я полагаюсь на сообщения Климента Александрийского, Фирмика Матерна и др., писавших по свежим следам.
Под влиянием как греческих и египетских, так и азиатских культов христианская община, вначале единая, мало-помалу разделилась на категории, соотносившиеся со ступенями мистерии1; обряды принятия в общину постепенно усложнялись и были обобщены в orde baptismi (начало XI в.) и в требнике папы Геласия. Благодаря быстрому распространению христианства наступил момент, когда крестить нужно было только детей, но ритуал надолго сохранил черты, которые подходят лишь для крещения взрослых. Именно его я рассматриваю. Первая ступень была ступенью для оглашенных. Восхождение на эту ступень включало: 1) выдох, сопровождаемый формулой изгнания бесов; 2) начертание знака креста на лбу; 3) манипулирование заговоренной солью. Как видим, эти обряды не являются больше прямыми, как у некоторых полуцивилизованных народов, но они анимистические, как у некоторых негритянских племен или американских индейцев2. Первая часть — это обряд отделения; вторая отделяла и приобщала одновременно (тождественна обряду запечатления —σφραγη' в мистериях греков и первых христиан3); третья часть — это обряд приобщения, судя в первую очередь по сопровождающей ее молитве4. Затем следует промежуточный период: оглашенный, подобно посвященному в малые мистерии, может присутствовать на религиозных собраниях, на особом месте в церкви, но должен удалиться до начала настоящих мистерий (мессы). Периодически его подвергали процедуре изгнания бесов, чтобы все больше и больше отделять его от нехристианского мира; его постепенно наставляли, «отверзали слух». После последнего изгнания бесов Следовала effeta священник, смочив палец слюной, прикасался к верхней губе и ушам каждого оглашенного. Кандидаты раздевались, над ними совершали обряд помазания, нанося
1 См. уже названные работы Г. д'Альвиеллы, С.Рейнака и Ф.Кюмона, а также см.· Hatch E. The Influence of Greek Ideas and Usages upon the Christian Church (Hibbert Lectures, 1888). L, 1904; Duchesne L Les origines du culte chrétien. 3-е éd. 1902.
2 О происхождении этих анимистических обрядов см.: Hatch E. The Influence of Greek Ideas, c. 20, примеч. 1; Reinach S. Cultes, mythes, t II, с. 359—361 (l'abrenuntiatio).
3 См.: Hatch E. The Influence of Greek Ideas, с. 295 и примеч.
4 Duchesne L Les origines du culte chrétien, c, 296—297.
елей на спину и на грудь1, они отрекались от сатаны, клялись связать себя с Христом и читали молитву «Верую» (Credo). Этим кончается промежуточный период, включающий одновременно обряды отделения и подготовки к приобщению; продолжительность этого периода не ограничивалась; можно было находиться на этой стадии до кануна смерти. Затем шли обряды приобщения в собственном смысле слова. Освящали воду2, окропляли ею оглашенного, который оказывался таким образом возрожденным (regeneratus)3, вновь зачатым в соответствии с самим смыслом молитвы, произносимой во время следующего обряда4. Окрещенные с помощью крестных отца и матери снимали свои одежды, облачаясь в белые. Они представали перед епископом, который «запечатлевал» их знаком креста — явный обряд приобщения к божеству5 и включения в общину верующих. Только тогда неофитов допускали к причастию. После чего им' давали выпить освященный несколькими минутами раньше напиток из меда, воды и молока. Узенер (по мнению Дюшена, ошибочно) связал это с мистериями Диониса. Считаю нужным добавить: это был напиток, который давали новорожденным, вероятно, до появления молока у матери. «Возрождение» отмечалось, наконец, шествием окрещенных с зажженными свечами. Великий свет напоминал свет в греческих мистериях и означал, что «мертвые» возродились при свете «истинного дня».
Таков сценарий римско-католического ритуала; те же идеи и та же последовательность существуют в галликанском ритуале. Однако
1 Ср. обряды пуэбло, приведенные выше, и последовательность при соборова нии умирающего, которое является обрядом перехода из мира живых христиан в царство мертвых
2 См. Duchèsne L Les origines du culte chrétien, c. 311, 321; Dieterich A. Mutter Erde, с. 114—115. Непосредственная сексуальная интерпретация, предложенная этими авторами, должна быть дополнена: посвящаемые, подобно ребенку брахмана, мертвы и должны быть вновь зачаты. Отметим, что в самых древних христианских церквах кропильница находилась вне церкви, так что до средних веков посвящае мые, кающиеся, новорожденные и недавно окрещенные должны были находиться в предваряющем пространстве. Впрочем, не случайно храмы всех народов имеют двор, преддверие, тамбур, которые препятствуют резкому переходу от профанного к сакральному.
3 Глагол regenerare должен пониматься в буквальном смысле слова.
4 В вопросах, задаваемых крестным отцу и матери, и в их ответах отражается главное назначение всего этого ритуала; сравним с этой точки зрения ортодоксаль ный ритуал и религиозную практику современных славян. Я не имею возможности осветить здесь «родство», особо создаваемое кумовством в обрядах посвящения как у полуцивилизованных, так и у христианских народов.
5 О переходе от состояния человека к божественному состоянию см.: Farnell A. Evolution of Religion. L., 1905, с. 49; Reinach S. Cultes, mythes, t. 1, c. 127.
не следует забывать, что систематизация ритуала крещения относительно недавняя и что в первые века обряды были не столь многочисленны и менее сложны. Мощное влияние оказал гностицизм с его последовательными ступенями и обрядами инициации, входящими в нашу схему обрядов перехода. Первоначальное христианское крещение включало: 1) пост; 2) погружение в купель или обливание освященной водой. Впрочем, в зависимости от места и эпохи к основным обрядам прибавились всякого рода частные обряды (очищение, изгнание бесов и т.д.) под влиянием местных верований и религиозной практики.
Нетрудно заметить, что ритуал мессы складывается из чередования обрядов отделения, промежуточного периода и включения. Единственное отличие между инициацией и мессой заключается в том, что последняя периодически обновляется, так же как жертвоприношение сомы в ведической Индии и любые жертвоприношения, цель которых обеспечить нормальный ход вещей — космических и земных одновременно.
Как известно, для принятия ислама надо пройти обряд обрезания и прочесть первую суру Корана Однако детальное изучение как повествований о нерушимом обращении в веру, так и вариантов обряда обрезания у различных мусульманских народов покажет, вероятно, что там, где существует тенденция к развитию ритуала, например в Малой Азии, на Кавказе, в Центральной Азии, Индии, равным образом просматривается выявленная нами схема из трех частей.
Ту же последовательность обрядов можно встретить при переходе из одной религии в другую. В этом случае обряд отделения заключается в отречении2. При возвращении в первоначальную религию, например в христианском ритуале покаяния, кающийся рассматривается как христианин, который по той или иной причине утратил свое посвящение и пытается его возвратить. Религиозное обучение и экзамены заменяются «аскезой»: не вступать в брак, расторгнуть уже заключенный брак, освободиться от обязанностей, ограничивать себя в пище и тратах. Таким образом, кающийся более «отделен» от светского мира, чем оглашенный. Покаяние заканчивалось благословением епископа, публичной исповедью кающегося, который затем должен был надеть траур и удалиться в монастырь. Церемония повторного включения в сообщество правовер-
1 Ср. d'Ahiella G. De quelques problèmes, с 145-146.
2 О ритуале отречения от ислама см. статьи Монте в RHR (t LIII, 1906, с. 145— 163) и Эберсольда (t LIV, с. 230-231).
ных содержит наставление, моление о «примирении», о возвращении в лоно церкви. В Испании присовокуплялась еще церемония индульгенции1.
Перехожу к обрядам посвящения в религиозные братства. Оставив в стороне обряды вступления в буддийские братства, данные по которым легкодоступны2, приведу последовательность церемонии вступления в секту сикхов3: освящают молитвой сладкую воду, помешивая ее маленьким кинжалом; ею опрыскивают голову и глаза неофита, который выпивает остаток; затем вместе с теми, кто совершал освящение, он съедает особый сорт пирога; «это возрождает неофита», который независимо от национальности, отвечая на поставленные вопросы, должен был говорить, что родился в Патна, живет в Аливалиа (Aliwalia, место рождения и пребывания гуру Говинд сингха) и что он сам — сын Говинд сингха, последнего из Десяти гуру сикхов. В церемониях посвящения в секту чамар из Синарайани существует пятидневный испытательный срок; после него неофит моет большой палец на ноге гуру и выпивает эту воду; затем он раздает пироги членам братства; кроме того, жгут камфару4.
Посвящение в мусульманские братства в Марокко называется уирд. Оно предполагает спуск к источнику, утоление жажды. И действительно, акт испития или жадного поглощения жидкости или же процедура, когда неофиту вливают жидкость в рот, является главным обрядом включения. Так, при посвящении в орден йа-савийа неофит широко раскрывает рот, и руководитель церемонии трижды плюет ему в глотку; к этому главному обряду добавляются другие5.
В Каире обряд инициации ахд, согласно Лейну, почти одинаков для различных братств: посвящаемый садится напротив шейха и
1 Duchésne L Les origines du culte chrétien, c. 434—445.
2 Cp. Oldenberg H. Le Bouddah, sa vie, sa doctrine, sa communauté. P, 2-е éd., 190Z Об обрядах посвящения в китайскую буддийскую секту Lung-hwa см.: De Croat. Sectarianism and religious persecution in China. T. I. Amsterdam, 1903, c. 204—205.
3 Oman J.-C. Cults, Customs, Superstitions of India. L, 1908, c. 95.
4 Census of India 1901. Ethnographical Appendices. Calcutta, 1903, c. 173-174. Гуру — это как бы священник, духовник, направляющий сознание, мораль. Напом ню, что в Индии нет организованного и иерархического духовенства.
5 Ср. Montet, Les confréries religieuses de l'Islam marocain. — RHR. T. XLV (1902), c. 11; cp. Doutté E. Merràkech, c. 103, примеч. 3. О плевке как обряде включе ния см. Hartland E.-S. Legend of Perseus. T. II, с. 258—276; но плевание на кого-то является иногда также обрядом отделения (см. Nassau H. Fetishism in West Africa L., 1904, c. 213) и изгнания из общины, например у цыган (Journal of the Gypsylore Society. N. S. T. II. 1908, c.185).
протягивает ему правую руку, поднимая большой палец; то же самое делает шейх. Они прижимают друг к другу большие пальцы, их руки прикрыты рукавами одежды шейха. Неофит повторяет вслед за шейхом определенное число раз некоторые священные формулы. Затем новообращенный целует шейху руку. Эти обряды идентичны обрядам заключения брачного контракта, за исключением тою, что руки жениха и представителя невесты покрывают платком, произносимые формулы имеют юридический смысл, жених целует руки присутствующим лишь в тех случаях, когда он происходит из низшего социального сословия1.
В церемониях вступления в католический религиозный орден часть обрядов остается фиксированной раз и навсегда в соответствии либо с римскими ритуалами, либо с галликанскими и проч. Другая часть варьирует в разных религиозных орденах. Например, вступление в орден кармелитов включает обряды похорон, за которыми следуют обряды воскрешения.
Сакральные девственницы и сакральные проститутки, чтобы утвердиться в своем новом положении, также должны совершить церемонии, построенные по схеме обрядов перехода. Вот последовательность при посвящении католических девственниц по установлениям римского понтификата2: 1) приводят девственниц в одежде послушниц — «без вуали и капюшона»; 2) они разбиваются на пары, зажигают свечи и преклоняют колена; 3) епископ трижды произносит «Подойдите», и девушки подходят к нему в три этапа; 4) затем они становятся в круг, каждая подходит к епископу и обещает ему посвятить свою девственность Иисусу Христу; 5) он испрашивает согласия девушек «на благословение, посвящение и соединение союзом как жен нашего Господа Иисуса Христа»; они отвечают: «Мы этого хотим»; 6) епископ поет Veni Creator Spiritus и освящает одежды, которые предстоит надеть девственницам; 7) девушки снимают светские одежды и надевают новые; 8) епископ освящает вуаль каждой девушки3, затем кольца и венцы; 9) девственницы поют: «Я презрела светское царство и все мирские украшения... Я не в силах более сдерживать сердечный порыв, пове-
1 Lane E.W. Manners and customs of the modern Egyptians. Ed. de 1895, с. 252— 253 и 174-175.
2 Migne. Encyclopédie théologique, t. XVII; Boissonnet. Dictionnaire des cérémonies et des rites sacrés (t. III, col. 539-563).
3 Мы не располагаем старинным описанием этих обрядов; во всяком случае, эта вуаль не имеет ничего общего с покрывалом (заменяющим баранью шкуру в рим ском обряде), которое натягивали над супругами во время первоначального обряда христианской свадьбы.
лителю теперь я посвящена. Ему, которого узрела»; 10) епископ творит молитву и читает vere dignum...; он надевает митру и говорит «Подойдите, дорогая душа, вы будете моим престолом: повелитель возжелал союза с вами»; 11) девушки приближаются парами, преклоняют колена, и «епископ надевает вуаль на голову каждой, спускает ее на плечи, грудь и надвигает до глаз, говоря: «Получите священную вуаль в знак того, что Вы презрели мир и... стали законной супругой Иисуса Христа»; 12) когда все девушки покрыты вуалями, епископ напутствует их: «Идите праздновать вашу свадьбу и т.д.», надевает им кольца на безымянный палец правой руки, говоря: «Я вас соединяю» и т.д.; 13) та же церемония повторяется с венцом; 14) далее следуют литургические песнопения, молитвы, аллилуйя, причастие, благословение; в тех монастырях, где монахини имеют право читать Часослов и совершать богослужение в церкви, ритуал продолжается по требнику; 15) в завершение церемонии посвященных девственниц передают аббатисе. Идеи, заложенные в описанной церемонии следующие: отделение от светского мира, символом чего служит перемена одеяния и покрывание вуалью; приобщение к божественному миру благодаря браку с Иисусом Христом (кольцо и венец также являются ритуальными предметами светского брака). Отметим, что обряды отделения завершают промежуточный период (послушничество), который сопровождается неполной изоляцией. Полная изоляция наступала после окончания церемонии посвящения. Однако и в период послушничества, и во время самого посвящения девственницы были отделены от профан-ного мира материальными преградами — монастырскими стенами, решетками и т.п.
Мы мало осведомлены о ритуале посвящения сакральных проституток в древнем мире1. Поэтому я приведу описания индийских обрядов. В касте музыкантов каиколан в г. Коимбатур по крайней мере одна дочь в каждой семье должна была быть отдана служению в храме как танцовщица, музыкантша и проститутка Первая серия церемоний свидетельствует о помолвке, вторая — о свадьбе: брахман обвязывает вокруг шеи девушки повязку тали — эквивалент нашего кольца во время помолвки и бракосочетания. Дядя с материнской стороны повязывает ей золотую ленту на лоб и кладет посвящаемую на подмостки перед людьми. Перед первым соитием между соединяющимися на несколько минут кладут саблю
1 Я не касаюсь здесь временного сакрального гетеризма (Милитта, Гелиополь, Анаит); ср. Hartland E.-S. At the temple of Mylitta. — Anthropological Essays presented to E.-B.Tybr. Oxf, 1907, c. 189-202.
(очень распространенный в Индии свадебный обряд). Таким образом, церемонии посвящения божеству лишь в деталях отличаются от обычных свадебных обрядов; то же самое наблюдается в касте ткачей1. В церемониях посвящения в базави (сакральные проститутки) в округе Беллари (Bellary), меч, представляющий отсутствующего жениха, кладут рядом с посвящаемой. Она держит его правой рукой; после различных ритуальных действий девушка встает, направляется к алтарю, чтобы положить меч на божественный алтарь. Если речь идет о сакральной танцовщице, то отсутствующего жениха символизирует барабан. Вместо того чтобы склониться перед женихом, она склоняется перед барабаном. На шее базави повязана тали, она татуирована при помощи диска с выемкой в центре (шакра) и раковины (turbinella rapa)2.
Классы, касты, профессии. Хотя принадлежность к той или иной касте, или общественному классу, является наследственной, как и принадлежность к той или иной тотемической либо магически-религиозной группе, редко бывает, чтобы ребенок с момента рождения рассматривался как полноправный член этой группы.
В возрасте, варьирующем у разных народов, человек должен быть включен в такую группу, пройдя через церемонии, отличающиеся от приведенных выше тем, что в них меньше магически-религиозного, а больше политически-юридического и социального элементов. У лекугнен Британской Колумбии3 существует четыре класса: вожди (наследственные), знать (наследственная), простолюдины и рабы; приняты внутриклассовая эндогамия и строгий этикет в повседневной жизни (место за столом и т.д.). Принадлежность к тому или иному классу находит отражение в имени, поэтому церемония наречения всегда следует после церемоний половой зрелости. Отец организует большое пиршество; когда все приглашенные собрались, он заводит сына, сопровождаемого крестными отцами, на крышу дома (углубленного в землю). Затем поют и танцуют семейные песни и танцы. После этого происходит распределение подарков от имени предков. Отец просит сорок человек из высшей знати быть свидетелями. Два старейших вождя выходят вперед, молодой человек становится между ними, самый старый громко провозглашает имя и титулы того из предков, наследником которого отец желает сделать своего сына; обычно это имя и титул деда.
1 Thurston E. Ethnographic notes in Southern India. Madras, 1906, с. 29-30.
2 Там же, с. 40, ср. еще с. 41.
3 Hill С. Report on the Ethnology of the South-Eastern Tribes of Vancouver- Island, British Columbia. — Journal of the Anthropological Institute T. XXXVII (1907), c. 308-310.
Согласие присутствующих выражается аплодисментами и возгласа-ми. Происходит распределение подарков между присутствующими, и если отец богат, то кое-что достается и простолюдинам, пришедшим полюбопытствовать. Затем следует совместная трапеза. Отныне молодой человек известен под именем и титулом, обретенными таким путем. Это, как мы видим, упрощенная форма церемоний, которые были детально разработаны в другом месте, например в средневековой Европе (интересно сравнить их с ночным бдением у фамильного герба и послушничеством), в Японии и т.д. Внешними знаками здесь являются гербы, коим у тотемических классов соответствуют изображения тотемов, а у возрастных классов и тайных обществ — это насечки на теле, татуировка и т.д. Признание герба, как и тотемического знака, является таким же обрядом включения, как и «мечение» в мистериях; только формы варьируют у разных народов и зависят от характера узкой группы1.
Принадлежность к касте, по определению, наследственная; кроме того, каждая каста профессионально специализирована, и человек занимает определенное место в иерархии2. Таким образом, включение в касту происходит лишь при определенных условиях: 1) включение ребенка; эти церемонии входят в категорию церемоний детства (см. гл. V). Само собой разумеется, что ритуальное использование специальных профессиональных инструментов занимает здесь важное место; это обряд не симпатической магии, как у народов, не имеющих каст, но настоящий обряд включения человека в ограниченное сообщество; 2) нельзя подняться из низшей касты в высшую, а можно только спуститься. Из этого следует, что обряды включения или очень упрощаются, или даже принимают обратный смысл, поскольку именно низшей касте оказывается честь, а не вновь вступающим. С другой стороны, некоторые касты в отдельных областях Индии первоначально были племенами; в этом случае кастовую принадлежность не принимают во внимание, а сохраняют лишь характерные черты церемоний включения чужеземца в клан или племя, совершаемых в других местах, кроме Индии3;