Проект Конституции Российской Федерации, подготовленный Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации
Обобщение поступающих поправок и предложений к проекту Конституции было возложено не только на Комиссию, но и на Комитет Верховного Совета по конституционному законодательству. А в целях «повышения эффективности работы над созданием согласованного проекта Конституции» Конституционной комиссии было поручено подготовить предложения о включении в ее состав дополнительно народных депутатов РФ, полномочных представителей субъектов Федерации, специалистов в области конституционного права, представителей общественных объединений. Верховный Совет РФ обратился к представительным органам власти регионов с предложением рекомендовать по одному полномочному представителю для работы в Конституционной комиссии Съезда.
Стороны вновь имели паритет: у каждой был свой вариант «согласованного проекта Конституции Российской Федерации»[28].
В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. Российская Федерация осуществила кардинальную смену экономической системы. От командно-административной экономики Россия перешла к построению рыночной экономики. Несмотря на то, что приверженность авторов Конституции РФ к идее рыночной экономики не нашла прямого отражения в Конституции РФ, в отличие, например, от проекта Конституции РФ, подготовленного Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ,[29] в ее тексте закреплены основные принципы, определяющие реализацию именно этого типа экономической системы и невозможность возврата к ранее существовавшему типу командно-административной экономики.
Среди основных факторов, отличающих рыночный тип экономики от командно-административного, является многообразие форм собственности. Примечательно, что Конституция России провозгласила не только признание существования различных форм собственности, но и гарантировала их равную защиту.
Вместе с тем, очевидно, что различные формы собственности не могут быть равны между собой. В частности, существуют отдельные виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Различны также способы приобретения и прекращения права собственности для различных субъектов. Исходя из этого, Конституция РФ говорит не о равенстве, а о «признании и защите равным образом» всех форм собственности.
Примечательно, что понятие «Федеральное Собрание» впервые появилось в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, созданной I Съездом народных депутатов (известен как проект О.Г. Румянцева), где под Федеральным Собранием понималась одна из палат обновленного парламента. Согласно ст. 87 проекта обновленный Верховный Совет должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального Собрания. В качестве названия парламента в целом понятие «Федеральное Собрание» появилось в президентском проекте новой Конституции РФ, подготовленном С.С. Алексеевым, С.М. Шахраем и представленном на первое заседание Конституционного совещания в мае 1993 г. Однако юридическая основа для реального, практического создания Федерального Собрания как высшего законодательного и представительного учреждения была создана Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указанный нормативный правовой акт имел решающее значение в практической имплементации предложений о Федеральном Собрании.
К тому же, в официальном проекте Конституции Российской Федерации, подготовленном Конституционной комиссией Съезда народных депутатов в 1990 - 1993 гг. и незаконным образом отвергнутом Б.Н. Ельциным, содержалась более простая версия института отрешения Президента РФ от должности. По мнению Конституционной комиссии (ст. 96 проекта Конституции), Президент Российской Федерации мог быть отрешен от должности в случае умышленного грубого нарушения им Конституции Российской Федерации или умышленного совершения тяжкого преступления. Как полагает О.Г. Румянцев, импичмент за умышленное грубое нарушение Конституции РФ - это в чистом виде мера политической ответственности Президента РФ.