Полисы и союзы городов Балканской Греции
Большинство древних полисов Эллады в период эллинизма в целом находились в экономическом и политическом упадке, ставшем особенно заметным после неудачной войны союза греческих городов (куда вошли Афины и Спарта) с македонским царем Антигоном Гонатом в первой половине III в. до н.э. К началу II в. до н.э. относится описание Афин, сделанное писателем Гераклидом (по прозвищу Критик): по его словам, большинство домов в Афинах бедны и некрасивы, по городу бегают в поисках заработка доносчики... Полибий, крупнейший греческий историк эллинистического времени, писал о беотийцах, что они уже с давнего времени находились в состоянии упадка.
Характерной чертой жизни некогда передовых полисов Греции было уменьшение населения вследствие переселения на Восток, распространения наемничества, значительного сокращения рождаемости. Полибий указывал, что греки воспитывали, как правило, не больше двоих детей.
Распространено было подкидывание детей.
В особом положении находились в Греции крупные храмы с собственной казной, такие, как храмы Аполлона в Дельфах и на Делосе. Делъфы к тому времени стали крупным международным центром, в Дельфийском храме хранились денежные вклады из самых разных районов Средиземноморья. Храмы занимались ростовщическими операциями.
Храм Аполлона на Делосе обладал значительными земельными владениями, которые сдавались в аренду, по преимуществу крупную. Среди арендаторов были должностные лица (архонты, булевты, жрецы), их родственники, банкиры. Обрабатывалась земля с помощью рабов. В случае неуплаты в срок арендной платы продавались урожай, скот и рабы. В III в. до н.э. земли Делосского храма увеличивались за счет частных участков, которые переходили храму в случае просроченного долга. Надписи об аренде земли в Делосе позволяют сопоставить экономическое положение в полисах Эллады и в полисах эллинистических государств. Условия аренды общественной земли в последних были более мягкими, а круг арендаторов более широким. Труд рабов применялся там в меньшей степени, чем в Греции. Эти отличия объясняются более благоприятными условиями восточных полисов, которые имели возможность получать подати с негражданского населения сельских территорий, использовать свое положение на торговых путях, увеличивать владения за счет царских пожалований.
Приток рабов в греческие полисы шея отчасти за счет внешней торговли (в источниках, в частности, упоминается вывоз рабов из Северного Причерноморья), а также за счет междоусобных войн: так поступили ахейцы, продав в рабство жителей захваченного ими г. Мантинеи в Пелопоннесе в 223 г. до н.э., этолийцы семнадцатью годами раньше продали в рабство много граждан пелопоннесских городов.
Большое число рабов доставляло пиратство. Развитие пиратства в Восточном Средиземноморье в III — I вв. до н.э. (вплоть до уничтожения его римлянами) объяснялось сложной международной обстановкой, при которой борющиеся государства часто использовали пиратов в борьбе друг против друга, и особой ролью пиратства в торговле: пираты из более отсталых областей захватывали то, чего не могли выменять, и сбывали свою добычу в различных районах эллинистического мира, тем самым втягиваясь в международный обмен и все более расширяя свои действия. Особенно важную роль играли пираты в работорговле: известно, например, что во II в. до н.э. Делос охотно допускал на рынок пиратов-работорговцев.
Однако, хотя рабы продолжали играть существенную роль в производстве, в Греции того времени пе было возможности создать крупные рабовладельческие хозяйства, Распространен был отпуск рабов на волю путем их посвящения или фиктивной продажи божеству. Такой раб не становился иеродулом. а получал свободу на определенных условиях, зафиксированных в документе, за выкуп или за обязательство выполнять ту или иную работу в пользу господина. Иногда вольноотпущенник (если он был достаточно молод) обязывался обучиться ремеслу, а потом уже работать на своего господина (до смерти или на определенный срок). Много надписей об отпуске рабов дошло до нас из Дельф. Среди людей, отпускавших рабов на волю, там, как и среди арендаторов земель Делосского храма, преобладали должностные яйца; жрецы, архонты, члены сонета и члены их семей. Очевидно, что в греческих полисах III —II вв. до н.э. должностные лица были в основном богатыми людьми, происходившими из определенных семей. Должностные лица получали преимущества в использовании общественных фондов, в частности арендуя общественную или храмовую землю. Таким образом, в эллинистический период произошли изменения не только в экономическом, но и в политическом положении греческих полисов, где фактическая класть оказалась в руках сравнительно узкого круга наиболее зажиточных семей.
В течение II в. до н.э. вмешательство римлян в дела Восточного Средиземноморья, войны, развернувшиеся на территории Греции, приводят к ухудшению положения даже храмовых центров: так, Делосский храм вынужден был продать частным лицам отдельные свои владения.
Если древние экономические и культурные центры Греции в III—II вв. потеряли свое ведущее положение, то ряд прежде отсталых областей, втянутых в более широкие отношения с эллинистическим миром, испытывал известный подъем. Прежде всего он отмечался в Этолии и Ахайе.
Этолия — область в Северной Греции, где еще преобладал племенной строй; городов в Этолип не было, население занималось в основном скотоводством и земледелием. Отдельные сельские поселения Этолии еще в IV в. до н.э. объедапились в союз, центром которого было святилище в Ферме. В III в. до н.э., в период борьбы с Македонией, союз укрепился и расширился. Главным органом, его было народное собрание, в котором принимали участие все свободные Мужчины-этолийцы. Собрание выбирало стратега и других должностных лиц. Этолийский союз благодаря своей часто успешной борьбе с Македонией привлекал к себе и другие греческие полисы Средней Греции, Мессении и др. Граждане этих городов могли участвовать в союзных собраниях; но управление столь обширным союзом при помощи одного лишь собрания (где фактически далеко не всем членам союза легко было присутствовать) становилось затруднительным, и в Этолийском союзе появляется коллегия апоклетов. которая правила вместе со стратегом и на дело решала все важнейшие дела. В Этолийском союзе не было города-гегемона, все поселения и города, входившие в союз, были равноправны и сохраняли внутреннее самоуправление.
В течение III в. до н.э. в Этолии быстрыми темпами идет процесс выделения и обогащения знати главным образом за счет военных набегов и пиратства. Полибий пишет, что у этолийцев было в обычае грабить но только те народы, с которыми онп сами воевали, но и те народы, которые вели войну между собой. Племенное пиратство, связанное с неразвитостью экономики и невозможностью регулярного обмена, становится в эллинистический период одним из основных способов обогащения знати, поскольку добыча продавалась в более развитых районах. Органы управления Этолийского союза взяли пиратство под свой контроль. Некоторые полисы получали «безопасность и неприкосновенность от этолийцев или живущих в Этолии». В то же время союз, когда это было выгодно, брал пиратов под защиту: так, по словам Полибня, когда мессепцы потребовали от этолийского полководца наказать грабивших их пиратов, полководец заявил, что этим требованием мессенцы оскорбили не только его, но и Этолийский союз.
Обогащение знати вело к имущественной дифференциации внутри Этолии; к концу III в. до н.э. число бедняков, имевших неоплатные долги, настолько возросло, что под давлением народных масс этолийский полководец Скопас предпринял попытку отменить долги. По богатые оказали сопротивление этой реформе, так что Скопас был вынужден покинуть Этолию. Другим союзом, игравшим не менее важную роль в греческих делах, был возникший на северо-западе Пелопоннеса союз городов Ахайи, которая в классический период была отсталой сельскохозяйственной областью.
Союз ахейских поселений существовал задолго до эллинистического периода, он прекратил свое существование во время борьбы за власть полководцев Александра, но в III в. до н.э. возродился вновь как союз городов. Главным городом Ахейского союза был Эгион, где собиралось общесоюзное собрание — синод. В синод входили представители союзных городов; каждый город в синоде имел один голос; доступ в синод был ограничен имущественным цензом. Некоторые дела решались синклитом — экстраординарной сходкой всех граждан (не моложе 30 лет) союзных городов. Во главе Ахейского союза стоял стратег, обладавший значительной властью. Хотя города, входившие в Ахейский союз, пользовались внутренней автономией, общесоюзные органы управления повсюду поддерживали власть зажиточных слоев. Своего расцвета Ахейский союз достиг при стратеге Арате. Арат был стратегом в течение 30 лет (начиная с 245 г. до н. э.). ему удалось присоединить к союзу такие крупные города, как Сикион и Коринф. Ахейский союз находился во враждебных отношениях с этолинцами, с которыми он боролся за влияние в Греции, и особенно в Пелопоннесе. Таким образом, наблюдается, с одной стороны, стремление греческих городов и поселений к объединению, а с другой — непрекращающаяся междоусобная борьба, которая еще больше ослабляла Грецию.