Глава 12: кузьма минин
Посадские люди стали утрачивать доверие к земскому правительству, после того как самый популярный лидер ополчения Ляпунов был убит, а сменивший его Заруцкий предложил посадить на трон сына самозванца. Первыми зашевелились казанцы. В августе 1611 г. они снеслись с нижегородцами и выработали соглашение. Приговор двух крупных городов послужил грозным предостережением для подмосковных властей. Посадские люди предупредили, что не потерпят смещения воевод, посланных ими для освобождения Москвы, и не признают назначений, произведенных Заруцким и казаками по своему произволу. Посады выразили сомнение по поводу способности ополчения довести до конца дело царского избрания и заявили, что отвергнут любого государя, посаженного на трон казаками без согласия на то земли. Недоверие к земскому руководству оказалось столь сильным, что посадские миры постановили не пускать к себе казачьи отряды из таборов.
Соглашение между двумя городами послужило прологом к организации второго ополчения. Казанцы, пошумев, отступили в тень. Нижегородцы же вскоре перешли от слов к делу. Им предстояло осуществить трудный почин.
Нижний Новгород не имел своего епископа и находился в непосредственном ведении патриаршего дома. По этой причине нижегородцы решили обратиться за духовным советом к своему патрону Гермогену. Они снарядили в Кремль посланца Мосеева с «советной челобитной». Посол не раз глядел смерти в глаза, прежде чем проник в осажденный Кремль к опальному Гермогену. В скудости и печали доживал свои дни престарелый патриарх. Слуги Гонсевского совлекли с него святительские ризы и заточили в Чудов монастырь.
Кузьма Минин
Гермоген внимательно выслушал Мосеева и заявил о поддержке нижегородского почина. Обращение низложенного владыки к Нижнему Новгороду стало его политическим завещанием. Гермоген не забыл о судьбе Андрея Голицына, и венец великомученика нисколько не прельщал его. В грамоте к нижегородцам он ни словом не обмолвился ни о предателях боярах, ни о наемниках и их бесчинствах, зато он не скупился на обличения казачьих таборов. Патриарх предлагал организовать выступление епископов, с тем чтобы оказать давление на подмосковное земское правительство. Он просил нижегородцев связаться с казанским митрополитом, рязанским владыкой и иерархами других городов. Когда князья церкви сочинят «учительные грамоты» к земским боярам, тогда их надо собрать воедино. Гермоген заклинал бесстрашного человека Мосеева доставить грамоты под Москву и огласить их, даже если казаки будут угрожать ему смертью. Таким путем глава церкви пытался повлиять на избирательную кампанию и помешать Заруцкому и казакам посадить на трон одного из самозванцев. Проклятый сын паньи Маринки, писал в сердцах Гермоген, «на царство не надобен: проклят от святого собору и от нас».
Мосеев спрятал патриаршую грамоту и благополучно доставил ее по адресу. Но земское освободительное движение пошло не по тому направлению, которое пытался придать ему Гермоген. Не князья церкви, а посадские люди, нижегородцы, стали его руководителями.
Нижний Новгород оставался в начале XVII века одним из крупных центров городской жизни в России. Путешественники, останавливавшиеся в городе, насчитывали в нем никак не меньше восьми тысяч человек. Жизнь в городе била ключом.
Нижний Новгород располагался возле места впадения Оки в Волгу на перекрестке больших торговых путей. Из Нижнего в Москву вел Большой Владимирский тракт - знаменитая Владимирка. Город связывал центр государства с Нижним Поволжьем, Пермским краем и Сибирью. По торговым оборотам Нижний уступал лишь пяти самым большим городам страны.
Бедствия Смутного времени причинили огромный ущерб городским центрам России. Нижнего Новгорода разорение коснулось в меньшей мере, чем других городов. В обстановке гражданской войны замерла торговля и промыслы, сократилось население Нижнего. Однако военные грабежи и погромы миновали город.
Нижний Новгород обладал превосходной системой обороны. Город располагался на всхолмленной местности между Окой и Волгой. На севере его защищали волжские обрывы. На западе территорию города прорезал овраг, образованный речкой Почайной. Лишь несколько русских городов имели каменные крепости, по мощности равные Нижегородскому кремлю. Его толстые стены, крытые тесом, то поднимались уступами в гору, то опускались к воде. В уязвимых пунктах оборонительной линии возвышались башни, числом более десятка. Главная магистраль кремля - Большая Мостовая улица - начиналась возле ворот четырехугольной Ивановской башни и, круто изгибаясь, уходила в гору на главную площадь. Посреди площади высился белокаменный Спасо-Преображенский собор. Его окружал хоровод деревянных церквушек. С запада к кремлю примыкали обширные посады. Их защищал острог с бревенчатыми башнями и рвом. Посады были заполнены множеством рубленых изб. На богатых дворах стояли терема с шатровым верхом.
В кремле против главного собора стояла съезжая изба. Там местные власти творили суд и расправу. В разгар Смуты выборные посадские люди пользовались исключительным влиянием на дела. Обычно посадский мир собирал сходку по осени, в первые дни нового года. (Счет лет в то время вели от сотворения мира, и Новый год праздновали первого сентября.) Мир выбирал из своей среды старост и присяжных или целовальников. Чаще других выборные городские посты занимали те, кто располагал большими деньгами. В Нижнем таких было много, и они ворочали тысячными оборотами. Но в лихую годину посадские люди выбирали себе старост не по деньгам. Осенью 1611 г. патриоты выдвинули и провели в городскую управу Кузьму Минина.
Кузьма Минин принадлежал к зажиточным слоям посадского населения. Его отец Мина Анкудинов происходил из Балахны и был солепромышленником. Братья Кузьмы наследовали отцовские соляные варницы. Сам же Кузьма переселился из Балахны в уездный центр Нижний Новгород и занялся торговлей. Он завел лавку в мясном ряду и вел дело вместе с сыном Нефедом. Мелочная торговля позволила семье вести безбедное существование и скопить кое-какие деньги на черный день. Но Минин не принадлежал к числу тех, для кого стяжание составляло цель и смысл жизни. Он не задумываясь пожертвовал материальным благополучием семьи и сбережениями, когда того потребовали высшие интересы.
Феодальное общество не благоволило к своим пасынкам - «черным людям», платившим царские подати. До времени Смуты политика была для них недоступной сферой деятельности. Сословные предрассудки имели силу железного закона. Чтобы вырваться из их плена, человеку нужно было обладать подлинным мужеством. Минин хорошо помнил, какой внутренней борьбы стоило ему решение ввязаться в большую политику. Монахи, записавшие воспоминания Кузьмы, придали им религиозную окраску.
В конце лета, вспоминал Минин, он не раз уходил из топленной избы в сад и проводил ночь в летней постройке - повалуше. Там его трижды посетил один и тот же сон. Виделось Кузьме, будто идет он со многими ратными людьми на очищение Московского государства. Мысль о подвиге давно волновала Минина. Но он не решался признаться в этом даже самому себе. Как человек трезвый, Кузьма привык сообразовывать замыслы с наличными средствами. Поэтому, пробуждаясь ото сна, он каждый раз оказывался во власти безотчетного страха. «За свое ли дело берешься?» - спрашивал себя Минин. Сомнения осаждали его со всех сторон. Владелец мясной лавки отдавал себе отчет в том, что у него нет никакого воинского опыта («не было воинское строение ему в обычай»). А кроме того, Кузьма принадлежал не к власть имущим (старейшим), а к черным тяглым людям. Минин вспоминал, что при пробуждении его било как в лихорадке. Он всем существом своим ощущал непомерную тяжесть и, «болезнуя чревом», едва поднимался с постели. Среди тяжких терзаний рождалась вера в то, что сама судьба призвала его совершить подвиг во имя Родины. В его голове вновь и вновь звучали слова, как бы услышанные им сквозь сон: «Если старейшие (дворяне и воеводы) не возьмутся за дело, то его возьмут на себя юные (молодые тяглые люди), и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение придет!»
Избрание в земские старосты Кузьма воспринял как зов судьбы. С его приходом съезжая изба стала подлинным оплотом патриотических сил. Нижегородские посадские люди с тревогой следили за осенними боями в предместьях Москвы. Монахи Троице-Сергиева монастыря своевременно известили их о том, что ополчение стоит на грани распада из-за тяжелых потерь, голода и нужды. Горожане и сами знали о критическом положении дел в Москве. После каждого нового боя в город привозили раненых ратников.
Московские вести приводили в отчаяние нижегородских воевод и приказных. Они не знали, на что решиться. Не они, а посадский староста Минин выступил с инициативой организации нового ополчения. Вокруг Кузьмы немедленно объединились все, кто не поддался унынию и требовал принесения новых жертв на алтарь Отечества. Обсуждая изо дня в день положение дел в ополчении, патриоты пришли к убеждению, что только организация новых крупных сил может оказать решающее влияние на исход битвы за Москву.
Сходки в съезжей избе становились все более многолюдными. Минин со слезами на глазах убеждал сограждан в том, что Нижнему не избежать общей участи и его будущее решится в Москве. «Московское государство,- говорил он,- разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать о таковых бедах. Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг». В съезжую избу набивалось много всякого народа. Одни одобряли речи нового старосты. Другие бранили его, плевались. Состоятельные люди (старейшие) опасались за свои кошельки. Они понимали, что организация военных сил потребует больших денег. Зато среди прочего люда Минин нашел множество последователей. Почин старосты поддержала молодежь. По возвращении со сходки они не раз обращались с укором к отцам, привыкшим считать копейку. «Что в нашем богатстве? - спрашивали они.- Коли придут враги и град наш возьмут, не разорят ли нас, как и прочих? И нашему единому городу устоять ли?»
Все больше людей собиралось на площади перед городской управой. Наконец, настал решительный момент. Минин «возопил» ко всему народу. «Если -мы хотим помочь Московскому государству,- говорил нижегородский трибун,- то не будем жалеть своего имущества, животов наших; не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!»
Призыв старосты не нравился тем, кто обладал «многим стяжанием». Но народ не желал более слушать лучших людей. Партия патриотов взяла решительный верх на городском вече, и тут же в земской избе ее вожди составили приговор о сборе средств «на строение ратных людей». Следуя соборной традиции, Минин передал приговор на подпись всем людям, и так «приговор всего града за руками устроиша». Приговор облек выборного старосту большими полномочиями. Кузьма получил наказ обложить нижегородских посадских торговых людей и всяких уездных людей чрезвычайным военным сбором и определить, «с кого сколько денег взять, смотря по пожиткам и промыслам».
Сбор средств начался с добровольных пожертвований. Земский староста подал пример всем остальным. Современники различным образом оценивали размеры его пожертвований. Один очевидец из дворян воспроизвел в своих записках следующее обращение старосты: «Братья, разделим на три части имения свои, две отдадим воинству, себе же едину часть на потребу оставим!» Исходя из предложенного расчета, Кузьма будто бы пожертвовал в казну ополчения две трети своего имущества. По другим сведениям, староста объявил миру, что имеет триста рублей, и тут же выложил на стол сто рублей «в сборные деньги». Одно совсем позднее предание гласило, будто староста не только отдал все свои деньги, но и снял золотые оклады с икон и принес драгоценности жены Татьяны - монисты, подвески, шитые золотом ленты.
Минин был не одинок. Нижегородцы несли на площадь к съезжей избе кто что мог, в зависимости от достатка. Их бескорыстие поразило воображение современников и послужило поводом к сочинению легенд. Был сложен сказ о некоей богатой вдове. Унаследовав от мужа двенадцать тысяч рублей, она принесла земским старостам десять. Своим щедрым жестом, отметили современники, благочестивая жена навела страх на тех, кто боялся расстаться со своими деньгами.
Добровольные пожертвования положили начало сбору средств в фонд нового ополчения. Минин и его сподвижники умели хорошо считать и знали, что война требует больших денег. Поэтому они вскоре же провели в жизнь постановление о чрезвычайном военном налоге. Нижегородцы поистине не щадили своих «животов». (Этим словом в те времена называли имущество.) Еще недавно они понесли большие расходы на снаряжение первого ополчения. Теперь посадский мир санкционировал сбор пятой деньги со всех доходов и имуществ «на жалованье ратным людям». Сбор проводился как на посаде, так и по всему уезду.
В Нижний потянулись обозы с продовольствием. Их выслали крестьяне из торгового села Павлова, жители мордовских деревень, занимавшиеся пчеловодством, и прочий уездный люд. Богатые монастыри должны были внести деньги в фонд ополчения наряду с дворцовыми крестьянами.
Взявшись за организацию войска, посадские люди долго ломали голову над тем, кому доверить командование. Их старый воевода князь Александр Репнин ничем не проявил себя в ополчении, и совет земли отправил его из-под Москвы на службу в казанский пригород Свияжск.
Выборные земские власти прекрасно понимали, что успех затеянного ими дела будет зависеть от выбора вождя, который пользовался бы популярностью в армии и по всей стране. Посадские люди искали «честного мужа, кому заобычно ратное дело», «кто б был в таком деле искусен» и, более того, «который бы во измене не явился».
В Смутное время немногие из дворян с воеводским чином сохранили свою репутацию незапятнанной. Кривыми путями шли многие, прямыми - считанные единицы. Нижегородцам было трудно сделать выбор и не промахнуться. Они решили полагаться лишь на свой опыт и искать подходящего кандидата среди окрестных служилых людей, лично им известных. Кузьма Минин первым назвал имя Дмитрия Пожарского, и мир поддержал его выбор.
Князь Дмитрий находился на излечении в селе Мугрееве, до которого из Нижнего было рукой подать. Прошло много месяцев после ранения воеводы. Природа не наделила Пожарского завидным здоровьем. Лечение подвигалось медленно. Тяжелое ранение в голову привело к тому, что князь Дмитрий заболел черным недугом. Так называли в давнее время эпилепсию. Приступы и конвульсии больных падучей болезнью наводили страх на суеверных людей, и те называли эпилептиков непогребенными мертвецами. Простой народ сочувствовал эпилептикам, но избегал их.
Эпилепсия надолго задержала выздоровление Пожарского. Когда в усадьбу явились нижегородские послы, князь Дмитрий не дал им определенного ответа. Послы уехали ни с чем. Впоследствии князь Дмитрий, вспоминая былое, любил говорить, что его к великому делу «вся земля сильно приневолила», а если бы был тогда кто-нибудь из «столпов» вроде боярина Василия Голицына, его бы все держались, а он, князь Дмитрий, мимо боярина за такое дело не принялся бы. Слова насчет боярина служили простой отговоркой. Василий Голицын находился в плену, а прочие «столпы» сидели с поляками в Кремле. Нижний Новгород присылал послов «многажды», прежде чем стольник согласился принять приглашение. Князь Дмитрий не мог нарушить этикет и дать согласие при первом же свидании. Еще больше, чем этикет, его беспокоило собственное нездоровье. А кроме того, до Мугреева уже дошли вести о «непослушании» нижегородцев своим воеводам, и князь Дмитрий желал заранее определить свои будущие взаимоотношения с посадским миром. Кузьме Минину пришлось лично отправиться в Мугреево, чтобы рассеять опасения стольника. Оба были воодушевлены одними и теми же стремлениями и чувствами и потому вскоре нашли общий язык. Самая большая трудность, которую предстояло преодолеть Минину и Пожарскому, состояла в том, чтобы раздобыть деньги. В обычное время воеводы не имели нужды заниматься финансовыми вопросами. Их обеспечивала государева казна. Ныне финансы оказались в руках семибоярщины и «литвы».
Для завершения переговоров Нижний Новгород прислал в Мугреево доброго дворянина Ждана Болтина, печерского архимандрита Феодосия и выборных посадских людей. Пожарский заявил им, что согласен встать во главе ополчения, но потребовал назначения себе в помощники казначея, которого бы назначил мир. Его требование поначалу привело старших послов в недоумение. В их головы плохо укладывалась мысль насчет того, что вместе со стольником руководить войском будет некий выборный посадский человек. Требование воеводы шло вразрез с вековечными обычаями, прочно отгораживавшими посадский люд от любых военных должностей. Архимандрит наотрез отказался обсуждать предложение Пожарского и заявил, что у них в городе попросту нет подходящего человека. Тогда воевода сам назвал имя земского старосты Минина. Младшие послы не скрывали своей радости.
Минин не сразу принял предложенное ему почетное назначение. У него был свой расчет. Он согласился возглавить поход при условии, что мир предоставит ему чрезвычайные полномочия для сбора казны и снабжения ратников оружием и кормами.
Посадский мир принял условия Минина, и земская изба поспешила оформить мирские решения в виде особого приговора. Нижегородские посадские люди обязались слушать своего «выборного человека» во всем и давать деньги ратным людям. В ушах у посадских еще звучали пламенные призывы старосты пожертвовать всем для гибнущей родины, и они укрепили приговор обещанием отдать на нужды армии имущество, а при крайней нужде не пощадить собственных жен и детей и «заложить» их, чтобы получить деньги. Как только приговор был утвержден и подписан, земская изба без промедленья в тот же час послала документ к Пожарскому.
Пока шли переговоры в Мугрееве, в Нижний по приглашению мира приехали представители смоленских дворян. Падение Смоленска вынудило местных служилых людей покинуть занятый врагом край и отправиться под Москву. Беженцы били челом Ляпунову и Заруцкому об устроении их поместьями. По решению совета земли служилых людей препроводили в Арзамас и соседние города Курмыш и Алатырь, с тем чтобы испоместить их там на дворцовых землях. Местных крестьян не прельщала перспектива превращения в помещичьих крепостных, и они отказались принять незваных помещиков. Дело дошло до прямого восстания. Не надеясь на благополучный исход дела, некоторые дворяне осенью удалились в Нижний Новгород. Оставшиеся продолжали борьбу с повстанцами. Прошло немало времени, прежде чем им удалось овладеть двумя острожками повстанцев и рассеять их отряды.
В Нижнем Новгороде мир оказал почетную встречу представителям смоленских дворян и снабдил их довольно кормами. Несколько смолян выехало с посадскими людьми для встречи с Пожарским в Мугреево. Дворяне били челом, чтобы воевода, не мешкая, шел в Нижний. Появление смоленских ратных людей внушило Пожарскому большие надежды. Кроме смолян он призвал под свои знамена вяземских и дорогобужских помещиков, стоявших по деревням в дворцовой Ярополческой волости. Волость располагалась неподалеку от Мугреева, и многие вяземские помещики нагнали Пожарского в пути, когда он в возке подъезжал к Нижнему Новгороду.
Местное духовенство, дворяне и посадские люди вышли за город и встретили Пожарского и его отряд с иконами, с хлебом и солью. К земской рати присоединилось 150 стрельцов из местного гарнизона. Сбор ратных сил отнял гораздо больше времени, нежели думали нижегородцы. Смоленские дворяне соглашались выступить в поход не раньше, чем будут устроены их земельные дела. Представители смолян достигли соглашения с Мининым в конце октября, но сами воинские люди стали собираться в Нижнем лишь к 6 января 1612 г. Поднятые из деревень, где они переживали вьюжную зиму, смоленские служилые люди являли собой жалкое зрелище. Под одними были худые клячи, другие явились пешими, с попутными крестьянскими обозами, в поношенной одежде.
Население выражало смолянам сочувствие и провожало их гурьбой до самой воеводской избы. С высокого крыльца Минин обратился к прибывшим с замечательным напутствием. «Се братия,- сказал он,- грядете к нам на утешение граду нашему и на очищение Московскому государству!»
Смолян воодушевила сердечная встреча, и они невольно вспомнили о лучших временах. Будучи человеком практичным, Минин понимал, что одними речами делу не помочь. Служилые люди много лет спустя передавали из уст в уста рассказы об удивительной щедрости нижегородского выборного человека. Щедрость имела свои причины и оправданье. Разоренные помещики были попросту небоеспособны. Надо было как следует вооружить их и посадить на хороших лошадей, прежде чем отправлять на войну.
Пожарский провел смотр и разбил дворян на три статьи. Первостатейные помещики получили до 20 - 30 рублей на душу, дети боярские третьей статьи - по 15 рублей. Помимо этого оклада земская изба раздала им всем единовременное пособие на покупку коня, починку доспехов.
Весть о нижегородском «верстании» вскоре облетела все соседние уезды. Служилая мелкота массой потянулась на прибыльную земскую службу. Следом за коломенскими и рязанскими помещиками под начало к Пожарскому встали дворяне, стрельцы и казаки из различных «украинных» крепостей.
План Пожарского состоял в том, чтобы возможно скорее собрать отовсюду военные силы и, не мешкая, отправиться с ратью на помощь к Москве. Осуществление плана, однако, натолкнулось на неожиданные трудности. Возможности Нижнего Новгорода оказались быстро исчерпанными. Минину и Пожарскому пришлось обратиться за поддержкой к ближним и дальним городам и волостям, что неизбежно привело к раздору с земским правительством. Подмосковные бояре и приказные считали, что только они имеют право распоряжаться сбором ратных людей и казны по всему государству. Почин Минина и Пожарского грозил разрушить сложившийся порядок. Нижегородцам приходилось тратить уйму времени и усилий на то, чтобы уладить отношения с воеводами и чиновниками ополчения на местах.
Обращения Минина и Пожарского к городам не содержали никаких выпадов против земского правительства в лице Трубецкого и Заруцкого, зато в них было много предостережений насчет «казачьего воровства».
В письме к вологодскому посаду нижегородские земские власти отметили два опасных симптома: появление под Псковом нового «вора» Лжедмитрия III и рассылку Мариной Мнишек «смутных грамот» от имени «царевича» Ивана Дмитриевича. Свое отношение к самозванцам нижегородцы выразили с полной определенностью. До смерти своей, писали земские люди, они не согласятся на избрание «псковского вора» или «коломенского воренка».
Выступление нижегородцев дало выход настроениям, давно зревшим в провинции. Прошло совсем немного времени, и в своем обращении к народу князь Дмитрий Пожарский во всеуслышание заявлял о том, что все города - понизовые, и поморские, и поволжские, и Рязань - шлют всякие доходы в Нижний для подготовки похода к Москве. Горожане вновь брали судьбы освободительного движения в свои руки.
Политические прогнозы определяли собой военные планы нижегородских вождей. Вскоре после 6 января 1612 г. они известили города о том, что намерены идти на выручку к Суздалю, осажденному литовскими людьми. Именно Суздаль Пожарский предполагал сделать местом сбора ополчений из замосковных и рязанских городов. Приглашая жителей Вологды принять участие в суздальском походе, земские люди старались рассеять их сомнения и раскрывали перед ними свои сокровенные замыслы: «Будет-де, господа, опасаетесь от казаков иных коих воровских заводов, и вам бы однолично того не опасаться: как будем все верховые и понизовые города в сходу, и мы всею землею о том совет учиним и дурна никакова ворам делати не дадим, «а которые люди под Москвой Маринкою и сыном ея новую кровь похотят всчасть, и мы дурна им никакого учинить не дадим».
Планы Минина и Пожарского приобрели полную ясность и определенность. Сосредоточив в Суздале городские ополчения, они намеревались с их помощью нейтрализовать сторонников самозваных царей в казачьих таборах. В Суздале предполагалось созвать новый Земский собор, на котором будет широко представлена вся земля. Представительному собору и надлежало решить задачу царского избрания. «Как будем все понизовые и верховые городы в сходе вместе,- писали нижегородцы,- мы всею землею выберем на Московское государство государя, кого нам бог даст».
Минин и Пожарский детально разработали план похода на Суздаль и созыва там собора. Но им не удалось преодолеть сопротивление земского правительства и осуществить свои замыслы. Заруцкий опередил нижегородскую рать. Когда сапежинцы захватили Ростов, он немедленно выслал против них атаманов Андрея и Ивана Просовецких с казаками. Выступление Просовецких вынудило врага очистить Ростов и отступить в Москву. Заруцкий начал стягивать в районе Суздаля и Владимиpa послушные ему части. Земское правительство преподало нижегородцам наглядный урок. Следуя его приказу, Арзамас в январе 1612 г. выслал подкрепления атаманам Просовецким, обосновавшимся во Владимире и Суздале. Нижегородцы пытались заполучить ратные силы из Арзамаса, Курмыша и некоторых других городов. Казанские власти, вместе с нижегородцами выступавшие за создание нового ополчения, пытались помочь Минину и Пожарскому. Они пригрозили курмышанам, что явятся со всей силой к их городу и осадят местного воеводу, если тот не подчинится нижегородскому совету. Но их угрозы не возымели действия. Старое земское правительство располагало еще достаточно прочными позициями в провинции.
Агитация Заруцкого в пользу «воренка» и посылка делегации к Лжедмитрию III в Псков обострили борьбу внутри ополчения и ускорили размежевание сил. Земское правительство и нижегородский совет готовились вступить в открытое противоборство, подобно враждующим братьям. Занятие Суздаля казачьими отрядами сорвало замыслы Минина и Пожарского насчет созыва в этом городе нового Земского собора. Тогда нижегородцы обратили взоры в сторону Ярославля.
Заруцкий понимал значение Ярославля как ключевого пункта всего Замосковного края. Вытеснив поляков из Ростова, он расчистил себе прямой путь из Москвы на Ярославль. В тылу у Ярославля располагалась Кострома. Местный воевода сохранял верность подмосковным боярам, что облегчало задачу подчинения Ярославля. Заруцкий поручил дело братьям Просовецким. Казачьи разъезды вскоре же прибыли в Ярославль. Местный воевода и посадские власти давно установили тесный контакт с нижегородским советом. Едва в город стали прибывать казаки, ярославский воевода Морозов немедленно забил тревогу и запросил подкрепления у Пожарского.
Кузьма Минин
Минин и Пожарский видели, что промедление грозит погубить их почин. Надо было либо принять вызов Заруцкого, либо свернуть свои знамена. Нижегородский совет принял решение о немедленном выступлении. Волей-неволей ему пришлось отказаться от прежнего плана похода к Москве по кратчайшим путям через Владимиро-Суздальскую землю. Нижегородской рати предстояло проделать кружной путь по берегу Волги. Ей предстояло перетянуть на свою сторону враждебную Кострому и оказать помощь союзникам в Ярославле. Борьбу за столицу надо было начинать с борьбы за провинцию.
Зима подходила к концу, и нижегородцам надо было спешить с походом, пока не наступила весенняя ростепель. Несмотря на энергичные усилия, Пожарскому не удалось собрать сколько-нибудь значительных сил. В Нижнем собрались лишь одни смоляне, а также некоторое число вязьмичей. Современники считали, будто смолян у Пожарского набралось до двух тысяч. В действительности смоляне оказались рассеяны по всей стране, и в Нижнем оказалось не более тысячи дворян из Смоленска и Вязьмы.
Посадским ремесленникам пришлось немало потрудиться, чтобы снабдить оружием рать Пожарского. Смоляне провели в Нижнем полтора месяца. За это время многие из них обновили оружие и доспехи, обзавелись добрыми лошадьми. Хорошо вооруженные конники стали вместе со стрелецкой пехотой ядром нижегородского ополчения. Пожарский надеялся, что прибытие казанской рати сразу удвоит его силы. Но его посланцу Биркину не удалось собрать казанцев к намеченному сроку. Казань не оправдала надежд, которые возлагал на нее нижегородский совет. Скрепя сердце князь Дмитрий отдал приказ о выступлении, так и не дождавшись ближайших союзников. Командовать авангардом он поручил брату - князю Дмитрию Петровичу Лопате Пожарскому. Лопата успешно справился с поручением, заняв Ярославль.
Главные силы нижегородского ополчения выступили на Балахну в великий пост 23 февраля 1612 г. Жители приветствовали Пожарского подле ворот. Воеводы с дворянами поместились в осадных дворах в крепости. Прочие ратные люди устроились на ночлег на посаде.
Поход Пожарского послужил сигналом к объединению сил, выступивших против Заруцкого. В Балахне к нему присоединился Матвей Плещеев. Воевода этот пользовался большой известностью в первом земском ополчении. При жизни Ляпунова он пытался унять казачье своеволие в полках. После казни Ляпунова ему пришлось бежать из ополчения и укрыться в своих костромских вотчинах. Свидание с Плещеевым не улучшило настроения Пожарского. Будущее освободительного движения казалось изменчивым и неопределенным.
Покинув Балахну, войско в сумерках добралось до Юрьевца. Ратники едва устремились на ночлег, как поднялась тревога. По дороге к городу быстро приближался отряд всадников. Караульные схватились за ружья. Но стрелять им не пришлось. Пропущенный в крепость мурза объявил, что привел на земскую службу отряд татар.
После Юрьевца рать сделала привал в селе Решма. Под утро в Решму прибыл гонец от Артемия Измайлова из Владимира. Гонец привез дурную весть. Измайлов сообщил своему давнему соратнику Пожарскому о том, что 2 марта казаки и «черные люди» Москвы произвели переворот и избрали на царство «псковского вора» Лжедмитрия III.
Новость ошеломила нижегородских ратных людей. Воодушевление, царившее в первые дни похода, сменилось глубокой тревогой. Не зная подробностей происшедшего, вожди ополчения не могли понять, как решились подмосковные бояре бросить вызов стране и провести царское избрание без совета с городами и представителями всей земли.
После остановки в Решме войско сделало новый привал в Кинешме. Жители городка встретили нижегородцев приветливо и предоставили им казну в подмогу. Из Кинешмы Пожарский выступил к Костроме. На подходе к Костроме в ополчение явились посадские люди костромичи и предупредили Пожарского, что их воевода Иван Шереметев решил не пускать нижегородцев в город.
Кострома располагалась на левом берегу Волги при впадении в нее реки Костромы. В середине города стоял небольшой кремль, окруженный рвом. Костромской посад был не слишком велик. На нем было не более пятисот дворов. Смута разорила город. Многие дворы стояли заколоченными. Церкви остались без пения.
Земское правительство прислало в Кострому на воеводство Ивана Шереметева, и тот не собирался подчиняться Пожарскому. Местные дворяне разделились. Одни ушли с Матвеем Плещеевым к Пожарскому, другие заперлись в крепости с Шереметевым. Очутившись перед закрытыми крепостными воротами, ратники принуждены были расположиться на посаде, за пределами города. Пожарский избегал кровопролития и не спешил штурмовать цитадель. Воевода надеялся, что местный посад скажет свое веское слово. И он не ошибся. В Костроме начались волнения. Горожане осадили Шереметева на воеводском дворе и убили бы его, если бы не подоспел Пожарский. Он велел ратникам взять под стражу воеводу и тем спас ему жизнь. Покидая Кострому, Пожарский оставил там воеводой князя Романа Гагарина.
Теперь Ярославль был совсем близко. Город этот заслуженно считался крупнейшим торгово-ремесленным центром России. Но в отличие от Нижнего Новгорода тут жило не только много посадских людей, но и много дворян. Вожди подмосковных таборов Заруцкий и Трубецкой пытались превратить Ярославль в свою опорную базу еще до того, как нижегородцы выступили со своим почином. В дни боев с Ходкевичем в Ярославль выехали боярин Андрей Куракин и дьяк Михаил Данилов. Им поручили спешно сформировать в Ярославле вспомогательное войско и привести его на помощь к столице. С аналогичным поручением во Владимир выехал стольник Василий Бутурлин. Не располагая ни казной, ни достаточными полномочиями, Куракин и Бутурлин не справились с поставленной задачей. Им недоставало тех качеств, которыми природа в избытке наделила выходца из низов Кузьму Минина. Материальные возможности Ярославля казались исчерпанными, и воеводы не сумели найти общий язык с посадским населением и использовать общий подъем. Весть о признании самозванца в таборах и прибытие в город воеводы Лопаты Пожарского оказали на престарелого боярина Куракина сильное впечатление. Он решил порвать с земским правительством и примкнуть к Пожарскому.
Нижегородские полки вступили в Ярославль под звон колоколов. Посадские люди встретили воинов хлебом-солью. В тот праздничный день никто из людей не предвидел, что ярославское стояние Пожарского продлится долгих четыре месяца.