Болгарский вопрос накануне
И во время русско-турецкой войны
Гг.
После подавления Апрельского восстания и гибели Христо Бо~ тева левое крыло БРЦК составляли представители умеренного-революционного течения во главе с К. Цанковым, П. Енчевым и др. 6 июля 1876 г. этой группе удалось с помощью представителя Московского славянского комитета В. С. Ионина создать новый центральный революционный комитет. В целях маскировки он получил название Болгарского центрального благотворительного общества (БЦБО). Всецело возлагая надежды на Россию в деле освобождения Болгарии от османского ига, эта организация не отказалась полностью от взглядов революционного течения болгарского национально-освободительного движения. Но идеи республиканского правления уступили место более умеренным проектам автономии Болгарии. При этом упор делался на единство Болгарии.
В начале ноября 1876 г. руководство Благотворительного общества выработало «Временную политическую программу», в которой решительно отбрасывалась распространявшаяся ранее в различных вариантах в болгарском обществе идея о реформах в Турции и создании автономной, находящейся под верховной властью . султана Болгарии. «Никакие реформы не могут поправить зло,— говорилось в одном из писем БЦБО от 10 ноября 1876 г.—Мы твердо намерены искать нашу независимость»91. Для того, чтобы подчеркнуть стремление болгарского народа к демократическому устройству будущего независимого Болгарского государства, общество созвало 18 ноября 1876 г. в Бухаресте Болгарский народный собор, который под председательством Ионина выработал новую политическую программу92.
Этот документ ставил вопрос о возрождении болгарского государства, которое должно было управляться на основе Органического устава, т. е. конституции. Все граждане этого государства пользовались неограниченной свободой совести, а все другие народности, его населявшие, провозглашались равными перед законом и пользовались одинаковыми с болгарами политическими и гражданскими правами. Для всех отраслей управления предполагалось составить особые законы, соответствующие Органическому уставу, которые должны учитывать прежде всего положение и нужды болгарского народа. В болгарском государстве вводились обязательная военная служба и обучение всех граждан. Но программа БЦБОу состоявшая из шести пунктов, не разъясняла, каким будет государственное устройство Болгарии. Указывалось только, что она будет управляться конституционным путем. Но как установили исследо-ватели, в действительности руководители БЦБО считали, что после освобождения Болгария должна стать конституционной монархией 93.
Хотя деятели нового БРЦК стояли за конституционную монархию, вопрос о болгарском правителе они откладывали до момента освобождения. «В нашей программе,—отмечали руководители БЦБО,— отсутствуют некоторые вопросы, именно, кто должен быть избран первым болгарским князем.и прочее, но эти вещи мы про-лустили, чтобы не обнаружить наши желания по этому вопросу сейчас, чтобы не настроить какую-либо державу против наших требований, прежде чем мы в чем-либо успеем»94.
Надо отметить, что в рядах Благотворительного общества обсуждались и другие проблемы, связанные с будущим устройством и управлением Болгарии, а именно: как должна строиться местная администрация; кто и на каких началах будет управлять страной, есть ли на это способные лица; какие меры следует принять для образования временного правительства, какие лица должны в него избираться95.
Интересно и то, что проект БЦБО не только обсуждался в местных отделениях, но и в некоторых из них, например в Рущукском, разрабатывались свои проекты будущего устройства Болгарии. При этом требования деятелей из Рущука оказались умереннее, чем программа БЦБО. Сообщая отделению в Олтении о содержании своей политической платформы, руководители Благотворительного общества отмечали, что Рущукское отделение предоставило документ, «который отличается от нашего тем, что они требуют княжество, вассальное от Порты, как Валашское, а мы требуем государство, совсем независимое»96.
Различные аспекты будущего устройства Болгарии были представлены в печатных органах «молодых», прежде всего в газетах, и сводились к главной идее программы БЦБО — созданию национального государства типа конституционной монархии в этнических границах97. Эта программа нового БРЦК была гораздо умереннее и ограниченнее, чем прежние программы этой .революционной организации. Но для болгарского общества того времени идея о создании независимого государства в этнических границах как конституционной монархии отражала желания широкого круга болгарского общества и имела большое значение в разрешении болгарского вопроса. В тот период только отдельные революционеры мечтали о буржуазно-демократической республике98.
Другую, гораздо более умеренную политическую программу выдвигала крупная буржуазия. Ее политические требования отражены в проектах, разрабатываемых представителями константинопольской болгарской общины. Туркофильски настроенные ее деятели во главе со Ст. Чомаковым в октябре 1876 г. предложили свой проект «коренных реформ» ". Призыв объединиться вокруг требований реформ содержали и статьи С. Миларова, болгарина из Константинополя 10°. Это была ограниченная программа, проповедовавшая лишь некоторое национальное обособление болгар в рамках Османской империи. Приверженцы Чомакова всячески боролись против движения за предоставление Болгарии автономии. Однако их призыв не нашел отклика у болгарской общественности. Широкие массы народа стремились не к проведению реформ, а к национальному освобождению. На собрании деятелей левого крыла болгарской общины в Константинополе, тайно состоявшемся на о-ве Халки в Мраморном море 31 июля 1876 г., было решено подготовить два варианта —программу-максимум и программу-минимум101. В первой из них выдвигалась идея предоставления Болгарии статуса автономного княжества «с народным представительством» под гарантией великих держав. Этот взгляд отражен в меморандуме видных деятелей болгарской колонии в Константинополе Марко Балабанова и Драгана Цанкова, а также в их брошюре «Болгария», опубликованной на шести европейских языках102. Программа-минимум была разработана в нескольких вариантах проекта константинопольской общины («Желания болгар», «Ьез уоезе <1ез Ьи1§аге») 103. В ней ставился вопрос об областной национальной автономии в рамках Османской империи.
При составлении этих документов болгарская крупная буржуазия исходила не только из своих классовых позиций, но учитывала и международную обстановку — позицию великих держав, а также положение соседних балканских стран — монархических по форме правления. Несмотря на свою ограниченность, некоторые из" выдвинутых положений в дальнейшем легли в основу устройства Болгарского государства104.
Упомянутые деятели константинопольской болгарской общины М. Балабанов и Д. Цанков летом 1876 г. направились в столицы великих держав, чтобы ознакомить европейскую общественность и правительства с положением болгар и сообщить их требования, отраженные в названных проектах. Они выражали интересы не только части константинопольской общины, но и «Человеколюбивого общества» —организации крупной болгарской буржуазии в Бухаресте во главе с Е. Георгиевым. По сути дела эта партия «старых» материально обеспечила делегацию. Ее политические шаги в Англии, Франции, Германии и России направлялись бухарестскими болгарами.
Цанков и Балабанов везли с собой записку (мемуар), озаглавленную «Болгария» («Ьа Ви1§апе»), в которой излагались все тяжкие обстоятельства в стране после Апрельского восстания. В записке содержалось также.требование о предоставлении Болгарии политической автономии и предусматривалось создание национального управления. Этот мемуар был вручен правительствам Англии, Франции, Австро-Венгрии, Германии, Италии и России. Делегация, изложив требования болгар, просила содействия и избавления народа от невыносимых бедствий. Она была принята крупными государственными и общественными деятелями и как будто встретила их понимание. Но самый теплый прием делегаты нашли в России, куда они прибыли в декабре 1876 г. Царь заявил болгарским представителям, что если Порта не примет решений будущей междуна-родной конференции в Константинополе, то Россия «исполнит свой долг». Цанков и Балабанов изложили свои взгляды на будущее государственное устройство Болгарии А. М. Горчакову, Д. А. Милютину, В. А. Черкасскому105. Так после Апрельского восстания болгарский вопрос занял важное место в политике великих держав и в первую очередь России. Вокруг него тотчас же стала обостряться борьба, в которой на одной стороне выступала Россия, а на другой — западные державы, в первую очередь Великобритания и Австро-Венгрия. Последние больше всего опасались, что с помощью царского правительства Болгария может стать независимой и подпасть под русское влияние, что вблизи Проливов и Константинополя, в самом центре Османской империи, возникнет новое балканское государство; что Эгейское побережье станет болгарским, а это помешает проникновению западноевропейского капитала на Восток. Такого рода опасения заставляли австро-венгерское и британское правительства крайне враждебно относиться к возможности политического объединения болгарских земель и предоставления им независимости. Россия оказалась единственным государством, у которого планы болгар нашли понимание и поддержку.
Позднее, в «Политическом обзоре за 1855—1879 гг.», российский министр иностранных дел канцлер А. М. Горчаков писал, что подавление восстания в Болгарии показало русскому правительству всю опасность нейтральной позиции в отношении балканских дел. Невмешательство России в происходящие там события могло стать, удобным западным державам: Их мало беспокоил разгром восстания в Болгарии, Россия же не могла остаться равнодушной. Здесь играло роль не только сочувствие к собратьям по вере — были непосредственно затронуты ее политические интересы. Пока же решили обратиться с призывом к европейским правительствам вмешаться в пользу болгар и других находившихся под турецкой властью народов. Казалось, что действовать должна была Австро-Венгрия— империя, пограничная с турецкими владениями на Балканах, хотя при этом учитывалось, как писал Горчаков, что эта держава «всегда наиболее ярко выражала антагонизм Западной Европы по отношению к России на Востоке». Правительство Александра II не рассчитывало достичь полного разрешения Восточного вопроса, но надеялось, что западные державы поймут, наконец, необходимость добиться улучшения участи христиан — подданных Порты и будут действовать в духе «единства Европы» 106.
В сложнейшей ситуации лета 1876 г., когда Сербия и Черногория начали войну против Турции, а русское общество решительна требовало заступничества за страдающие народы Балкан, правительство Александра II, предвидя и военный исход Восточного кризиса, вынуждено было пойти на переговоры с Австро-Венгрией, чтобы как-то «обезвредить» ее на случай, если русско-турецкая война станет неизбежной. Необходимо было добиться нейтралитета Австро-Венгрии, хотя было ясно, что последняя потребует за него значительной, в том числе и территориальной, компенсации. Таковы были задачи России перед совещанием Александра II и А. М. Гор- чакова с Францем Иосифом и Д. Андраши, которое состоялось в Рейхштадте в июне (июле) 1876 г. Незадолго до него в российском министерстве иностранных дел была составлена записка, в которой проводилась мысль о создании на Балканах «мелких независимых государств в территориальных пределах, отведенных каждому из них историей и объединенных на федеративных началах»107. Как и следовало ожидать, австрийская сторона не одобрила подобного предложения. Итоги рейхштадтской встречи 26 июня {8 июля) 1876 г. были зафиксированы в двух различающихся между собой русской и австрийской записях108. После долгих споров, идя на уступки Австро-Венгрии, русская сторона согласилась, что в случае поражения Турции Россия не будет оказывать содействие образованию «большого славянского государства». Конкретно это касалось Сербии, но фактически благоприятствовало намерению Австро-Венгрии воспрепятствовать созданию единого болгарского государства. Русской стороне пришлось уступить и пойти на нежелательный компромисс, так как необходимость обеспечить нейтралитет Австро-Венгрии в назревавшей войне с Османской империей была очевидна109. Однако возможность разрешения Восточного кризиса дипломатическим путем в представлении правительства Александра II еще не отпала полностью. В августе 1876 г. оно предложило созвать конференцию по Восточному вопросу.
После того как Сербия осенью 1876 г. потерпела поражение в войне с Турцией, русско-турецкая война стала почти неизбежной. С этого времени болгарский вопрос становится одним из главных в балканской политике петербургского кабинета. Это определялось разными причинами: настойчивыми требованиями русской общественности, порою прямо адресуемыми правительству, и тем, что в случае войны именно территория Болгарии должна была стать ареной военных действий. Кроме того, на имя царя и его министров поступали многочисленные петиции болгарского населения, обращения болгарских эмигрантов из Румынии, колонии константинопольских болгар, болгар юга России.
Подготовке к войне были посвящены совещания в Ливадии в сентябре—октябреЛ876 г. На одном из них была рассмотрена и утверждена записка российского посла в Константинополе Н. П. Игнатьева, в которой говорилось, что настало время прийти на помощь болгарскому народу, что Болгария должна стать автономным княжеством с национальным государственным аппаратом и национальной армией110. В Ливадии обсуждался также вопрос об организации на освобождаемых болгарских территориях временного русского управления, которое должно было помочь созданию местного самоуправления, судоустройства и финансовых органов. Во главе этого временного гражданского управления решено было поставить В. А. Черкасского. Указывалось на желательность широкого привлечения к деятельности этого органа самих болгар — из местного населения и эмигрантов.
В связи с подготовкой конференции послов великих держав в Константинополе по вопросу о реформах в Боснии, Герцеговине и Болгарии российское министерство иностранных дел разрабатывало проекты предоставления широкой автономии болгарам. Характерно, что такие проекты в значительной мере основывались на планах относительно государственного устройства болгарских земель, выдвигавшихся в это время самими болгарскими деятелями.
Упомянутый выше мемуар «Болгария», петиция Бурмова «Пожелания болгар», другие планы и предложения, посылавшиеся бол* тарами представителям держав перед Константинопольской конференцией, характеризуют программу болгарской буржуазии этого времени, которая сводилась к требованию широкой автономии под верховной властью Порты. Ограниченность этой программы была вынужденной — являлась следствием понимания всей сложности международной обстановки, нежелания западных держав допустить какие-либо кардинальные перемены на Балканах111.
Для Константинопольской конференции представителей великих держав российская дипломатия подготовила два проекта политического статуса Болгарии. Авторами проекта-максимума были русский дипломат А. Н. Церетелев и секретарь американской миссии в Константинополе Юджин Скайлер, проявлявший благожелательность к болгарам. Их проект предусматривал предоставление болгарам автономии в границах Дунайского и Софийского вилайетов, Филиппопольского и Сливенского санджаков и некоторых районов Македонии. Эти территории разделялись на санджаки, которые состояли из кантонов, пользующихся самоуправлением. Предполагалось создание местной полиции. Главой Болгарии должен был стать генерал-губернатор из христиан, назначенный на пять лет по соглашению между Портой и державами-гарантами. Создавалось провинциальное собрание, при котором учреждалась специальная комиссия как административный совет при генерал-губернаторе. Проект содержал и параграф о судах гражданских и уголовных. Трибуналы должны были составляться из лиц, назначаемых'генерал-губернатором и частично из лиц, избрднных провинциальным собранием из кандидатов, утвержденных генерал-губернатором. Официальным языком должен был стать болгарский, в смешанных кантонах оба языка — болгарский и турецкий — пользовались бы одинаковыми правами. Турецкие власти совершенно отстранялись от участия в сборе налогов. Очень важен был параграф «Вооруженные силы». Османские войска могли находиться лишь в крепостях и городах, определенных державами и Портой. Для поддержания спокойствия и порядка в стране создавалась национальная гвардия. Контроль за проведением в жизнь этого проекта должен был осуществляться международной комиссией112. Проект-максимум был составлен с учетом программ и требований, которые выдвигались самими болгарами. Игнатьев писал Горчакову, что проект-максимум содержит развитие почти «всех нынешних чаяний благомыслящих болгар» из. Наиболее близок он был к так называемому рущукскому проекту, предусматривавшему широкую автономию для всех болгарских земель.
Предвидя возражения Австро-Венгрии и Англии против созда- ния единой Болгарии, Игнатьев составил «Проект организации Болгарии». В нем предусматривалось деление страны на две провинции с центрами в Рущуке и Софии во главе с генерал-губернаторами, избранными из христиан. Они должны были управлять провинциями с помощью провинциального собрания, избираемого населением. Сохранялось деление на санджаки, которые также имели губернаторов-христиан или мусульман, смотря по национальности большинства населения. Проект предусматривал создание местной полиции и милиции, урегулирование вопроса о взимании налогов, местное судопроизводство114. Таким образом, этот проект-минимум вводил разделение Болгарии на две провинции при сохранении прежнего внутреннего административного деления. Это в большей степени могло удовлетворить Порту и ее покровителей — англичан
и австрийцев.
В инструкции от 12 ноября 1876 г. Горчаков предписывал Игнатьеву сначала представить проект-максимум, а в случае сильного сопротивления — минимум. «Это покажет,1—писал он,— что мы не стремимся к диктатуре, в чем нас обвиняют». Если бы были отвергнуты оба проекта, Игнатьев должен был закрепить свое мнение протоколом. Далее следовало очень важное заявление российского МИД: «Если только наш минимум пройдет, это будет крупным результатом, который избавит нас от военной кампании» 115.
На Константинопольской конференции, проходившей с 11 (23) декабря 1876 г. по 8(20) января 1877 г., англичане и австрийцы выступили против единой Болгарии как варианта, якобы ущемляющего суверенитет султана. Они предложили разделить ее на две части с разными управителями-губернаторами. В противовес этому Н. П. Игнатьев заявил, что конституирование Болгарии в единую автономную провинцию принесло бы больше пользы ее населению и вместе с тем было бы гораздо эффективнее и экономичнее, так как наличие двух губернаторов, двух управйтельных советов, двух центров управления очень осложнит и удорожит управление Болгарией. В протоколе от 13 декабря о выступлении Игнатьева было записано: «Он настаивает на единстве Болгарии» И6. Но выступление русского делегата, как и ожидали в Петербурге, не получило поддержки со стороны делегатов западных стран. И тогда Игнатьев пошел на известные уступки, выдвинув положения, сформулированные в его «Проекте организации Болгарии»117. Он заявил, что данное решение болгарской проблемы является для его правительства лишь минимумом, не подлежащим более урезыванию, и зачитал телеграмму Александра II о том, что державы не должны упускать из виду, что на них лежит «серьезная ответственность перед историей и человечеством»118.
Русская сторона стремилась сделать все, что возможно, в интересах Болгарии. Но турецкая делегация, втайне поддерживаемая английской дипломатией, повела себя вызывающе. Используя противоречия между великими державами, опираясь на тайную поддержку Великобритании, турецкий представитель на конферен-ции отверг предлагаемые проекты реформ в Болгарии, Боснии и Герцеговине, ссылаясь на то, что только что подписанная султаном новая конституция Османской империи самым выгодным образом решает все проблемы христианских подданных Порты119. Константинопольская конференция закончилась безрезультатно, утвердив Россию в неизбежности войны с Турцией.
Последней попыткой найти мирный исход и заставить Порту провести реформы в ее балканских владениях, тем более на основе столь шумно провозглашенной конституции, стали мучительные переговоры российского посла в Лондоне П. А. Шувалова о подписании протокола конференции. В ходе их обнаружилось, что еще до конференции в Константинополе английский представитель — Р. Солсбери, тогда, как казалось, даже сочувствовавший болгарам и выступавший за более радикальный проект ее устройства, беседовал с Д. Андраши о том, что не следует в случае войны России с Турцией и поражения последней допускать длительной русской оккупации и создания единой Болгарии. Во время переговоров о протоколе стало ясным, что проблема образования единого болгарского государства на подступах к Константинополю чрезвычайно беспокоит англичан. Истоки австро-английского сотрудничества по этому вопросу шли, таким образом, еще от предвоенного времени, став в дальнейшем важным препятствием на пути решения о создании единого болгарского государства. После того, как в марте 1877 г. Порта отвергла Лондонский протокол, обязывавший ее провести в славянских областях хотя бы урезанные по сравнению с предлагавшимися ранее реформы, 12(24) апреля 1877 г. Александр II подписал манифест о войне с Османской империей.
Таким образом, после Апрельского восстания, в период подготовки русско-турецкой войны 1877—1878 гг. болгарские деятели выдвигали перед державами достаточно конкретный план предоставления болгарским землям в их этнографических границах широкой автономии в составе Османской империи, установления в стране конституционно-монархической системы правления. В это же время болгарский вопрос стал составной частью Восточного кризиса и привлек внимание европейских правительств. В сложной борьбе между ними наиболее благоприятную для болгар позицию заняло русское правительство, выдвигавшее требование предоставления Болгарии автономии и сохранения политического единства всех болгарских земель.
С началом русско-турецкой войны болгарский вопрос вступил в новую фазу. Открылась реальная перспектива полного освобождения Болгарии от власти Османской империи. О том, как правительство Александра II в начале войнк мыслило себе дальнейшую судьбу Болгарии, свидетельствует письмо А. М. Горчакова П. А. Шувалову от 18(30) мая 1877 г. В нем говорилось, что если Порта запросит мира ранее перехода русскими войсками Балканского хребта, то Болгария до Балкан будет преобразована «в вассальную автономную провинцию под гарантией Европы. Турецкие войска и чиновники будут отозваны, крепости разоружены и сры- ты». Будет создано самоуправление, опирающееся на национальную милицию. Великие державы договорятся между собой гарантировать «регулярную администрацию» части Болгарии, расположенной к югу от Балкан120. Как видим, это был очень неопределенный, схематичный план будущего государственного устройства Болгарии, притом лишь для северной ее части, которая должна была стать автономной провинцией.
Но по прибытии в армию Александр II убедился, что подобное половинчатое решение вопроса не привело бы к облегчению участи болгарского населения, подорвало бы авторитет русского правительства и не отвечало бы чаяниям болгар и других балканских народов, выраженных в многочисленных петициях в адрес Константинопольской конференции и на имя русского царя. Под давлением военного министра Д. А. Милютина, В. А. Черкасского и особенно Н. П. Игнатьева, которые доказывали невозможность разделения Болгарии на две части и разных условий для той и другой, было решено сообщить П. А. Шувалову в Лондон, что «после зрелого исследования вопроса» русское правительство пришло к заключению, что «не может согласиться на разделение Болгарии на две части: она должна быть единой и автономной»121. Вскоре после этого Горчаков уточнял, что Россия не может уступить, «когда речь идет о единой и автономной Болгарии. Именно часть, расположенная по ту сторону Балкан, больше всего пострадала от турецкой резни, в ней сосредоточено самое многочисленное, трудолюбивое и развитое население»122. В воззвании Александра II к болгарам, подписанном 11 июня 1877 г., в весьма витиеватых выражениях говорилось о задаче России «созидать, а не разрушать», указывалось, что по мере продвижения русских войск турецкие власти будут заменяться временным русским управлением, к деятельному участию в котором будут немедленно призваны местные жители 123.
Так схематично были намечены принципы будущего устройства Болгарии. Важно отметить, что при всех колебаниях победила точка зрения о единой, хотя и вассальной Болгарии, т. е. условие, которое входило в русский проект-максимум, представленный на Константинопольской конференции. А он, как говорилось, соответство-* вал ноябрьской программе Народного собора, созванного в Бухаресте БЦБО, и многим другим программным требованиям болгар, направленным в адрес русского правительства и других кабинетов накануне войны. За такое решение болгарского вопроса предстояли жесточайшие сражения на полях войны.
Падение Плевны в ноябре 1877 г. явилось поворотным, перелом-, ным событием в истории русско-турецкой войны, определившим поражение султанской Турции. Еще до взятия крепости русское правительство занялось предварительным составлением условий мира. Это был первый русский официальный дипломатический документ, в котором, хотя и схематично, намечались будущий статус Болгарии и ее границы. В нем говорилось: «Болгария, приблизительно в границах, признанных Константинопольской конференцией, ста- новится автономной». Предусматривалась ее национальная адми:- « нистрация, создание местной милиции, пребывание русских войск в течение двух лет для обеспечения организации и функционирования местных учреждений124. Таким образом, имелось в виду предоставить Болгарии национальную автономию, создать ее самостоятельную государственную организацию. Такие принципы решения болгарского вопроса последовательно отстаивались русской стороной ив дальнейшем.
Началась сложная борьба в отношении решения болгарской проблемы между Россией и ее противниками на международной арене — Великобританией и Австро-Венгрией, при проавстрийской позиции Германии. Правительства этих держав еще до окончания войны начали распространять ложные слухи о создании какого-то мифического грандиозного болгарского государства, которое поглотит даже Грецию125. По инструкции Александра II от 17(29) декабря 1877 г. главнокомандующим Дунайской и Кавказской армиями об условиях ведения переговоров с турецкими уполномоченными, Болгария должна была стать автономным княжеством в границах, определенных в соответствии с принципом большинства болгарского населения, и не меньших, чем границы, намеченные Константинопольской конференцией. Как видим, теперь уже определенно говорилось о княжестве и об этнографическом принципе определения его границ126.
В тревожные месяцы завершения войны, уже когда Турция сама запросила посредничества держав для заключения перемирия, в закулисной борьбе европейской дипломатии решалась судьба Болгарии как самостоятельного государства. Полярно столкнулись русская и западная позиции. Если ранее Австро-Венгрия и Англия как-то сдерживали выражение своего непринятия создания единого болгарского государства, то теперь это выливалось в открытые формы. Стратегическое положение Болгарии, ее близость к Проливам, продвижение русских войск именно в этот район — все это вызывало в Вене, Лондоне и Берлине тревогу и сопротивление. Английский министр иностранных дел лорд Э. Дерби откровенно заявлял, что разделение болгарских земель на две провинции, ^принятое Константинопольской конференцией 1876 г., необходимо, «чтобы избежать автономии у ворот Константинополя»127.
Русская дипломатия возражала против деления Болгарии на две части, указывая на неблагоприятные последствия этого. «В результате болгарская национальность оказалась бы разрубленной на две части. Несмотря на все усилия дипломатии они непреодолимо старались бы соединиться и вместо того, чтобы завершить за-тянувшееся дело, удовлетворив желание этих народов, стремящихся к нормальному существованию, мы опять создали бы причину для волнений и осложнений»,— писал А. П. Горчаков в меморанду- . ме послу в Берлине П. П. Убри об условиях Адрианопольского перемирия З января 1878 г. «Нужно, чтобы или Европа произнесла смертельный приговор болгарской национальности..., или великие державы, наконец, признали за болгарской национальностью не- отъемлемое право на существование»,— говорилось далее в этом документе.—«...Мы же лично должны быть твердыми и не отступать от решений по этому главному пункту программы, для выполнения которого Россия фактически вела войну, т. е. требованию* целой, единой и трибутарной (платящей дань.— Ред.) Болгарии128. Переговоры Н. П. Игнатьева о предварительном мирном договоре с Турцией проходили мучительно. Турецкие уполномоченные настаивали на сохранении за Болгарией статуса автономной провинции, а не княжества. Они затягивали решение вопроса о ее границах. Между тем русские войска, продвигаясь к Константинополю^ дошли до местечка Сан-Стефано. Туда же были перенесены и мирные переговоры. 19 февраля (3 марта) 1878 г. Игнатьев телеграфировал Горчакову о подписании прелиминарного мирного договора, который в основном соответствовал русским требованиям.
Говоря о значении Сан-Стефанского договора для Болгарии,, прежде Всего необходимо подчеркнуть, что он знаменовал конец, власти Османской империи, тяготевшей над Болгарией в течение пяти веков. День 19 февраля (3 марта) 1878 г. стал днем возрождения Болгарского национального государства и хотя еще много-трудностей пришлось ему пережить, но главное было совершено — в результате борьбы болгарского народа и русско-турецкой войны османскому владычеству приходил конец.
Согласно Сан-Стефанскому прелиминарному договору, Болгария в пределах расселения болгар на Балканах на основе этнографического принципа ив соответствии с их пожеланиями, выраженными еще накануне Константинопольской конференции,— образовывала «самоуправляющееся, платящее дань кйяжество, с христианским правительством и земским войском» (статья VI). Князь Болгарии должен был свободно избираться населением и утверждаться Портой. Он не мог быть членом какой-либо из царствующих династий великих европейских держав. Устав будущего управления должно было выработать Собрание «именитых людей» Болгарии, созванное в Пловдиве или Тырнове под наблюдением* российского комиссара и в присутствии комиссара оттоманского. Рекомендовалось использовать пример Дунайских княжеств после 1830 г. (статья VII). По статье VIII договора османские войска должны были удалиться из Болгарии, а все крепости срыты. До образования земского войска русские войска должны были занимать страну приблизительно в течение двух лет. Дань, которую Болгария будет платить Порте, предполагалось установить «сообразно средней доходности всей территории княжества. На Болгарию распространялись обязательства Турции в отношении железных дорог, проходивших по стране. Порта пользовалась правом* транзита своих регулярных войск и разных военных транспортов;
через княжество129.
Итак, по Сан-Стефанскому договору Болгария должна была получить статус автономного княжества в пределах, определенных еще на заседании Болгарского народного собрания в Бухаресте 19 ноября 1876 г. Но страна оставалась вассальнозависимой от Т1орты, подобно Сербскому княжеству до войны. Иное решение было пока немыслимо при ожесточенном сопротивлении Порты, поддерживаемой ее фактическими союзниками—Великобританией и Австро-Венгрией. Турецкая сторона не раз прерывала переговоры, главным образом из-за расхождений по болгарской проблеме.
При всей ограниченности положений договора о Болгарии он стал итогом русско-турецкой войны, в которой сочетались действия русской армии, болгарских ополченцев и всего населения Болгарии. Османской империи был нанесен удар, от которого она уже не в состоянии была оправиться, хотя ее союзники — западные державы и попытались частично реставрировать турецкую власть в Южной Болгарии. В ходе войны и особенно по ее окончании вопрос о государственном устройстве Болгарии стал делом не только собственно болгарским, но приобрел значение международной проблемы. Решение ее зависело от направленности внешней политики России и от ее отношений с западными державами, в особенности с Великобританией и Австро-Венгрией, от взаимоотношений между собой великих держав. Теперь судьба болгарского народа решалась в ходе дипломатической борьбы, споров по территориальным вопросам, антирусских интриг.
Сан-Стефанский договор вызвал яростное сопротивление Великобритании и Австро-Венгрии, а также недоброжелательное, хотя -и тщательно маскируемое, отношение Германии. Против договора высказывалась и Франция130. Русское правительство вынуждено было повести труднейшие переговоры, прежде всего с Австро-Венгрией, надеясь, что участника Союза трех императоров можно будет склонить к уступкам. Но венский кабинет занял откровенно непримиримую позицию, настаивая на разделении Болгарии и, главное, на исключении Эгейского побережья из состава Болгарии. Англия же выдвинула свой план разделения Болгарии — она соглашалась на создание лишь автономного княжества в Северной Болгарии, а Южная Болгария должна была стать автономной провинцией Турции и управляться назначаемым ею генерал-губернатором из христиан. Возможность сговора между Лондоном и Веной становилась все более очевидной, различия в вариантах дробления болгарских земель не делали их соперниками. До конца убедившись, что Андраши непримирим, Петербург решил принять английский вариант.
Англо-русское соглашение об изменении условий Сан-Стефан-ского договора было подписано в Лондоне 18(30) мая 1878 г. Статьи, касающиеся Болгарии, были очень тяжкими: страна делилась на две части по линии Балканского хребта. При этом английская сторона заявила, что на мирной конференции будет настаивать на удалении Болгарии от Эгейского моря, а русская — оставляла за собой право требовать ухода турецкой армии из Южной Болгарии ш. Одновременно в обстановке строжайшей секретности 25 мая (6 июня) 1878 г. была заключена англо-австрийская конвенция, которая подтверждала разделение Болгарии на две части. Пребывание русских войск не должно было превышать шести ме- сяцев, а русский комиссар должен был быть заменен представителем западной державы132.
Так две концепции по существу предопределили решения созываемого в Берлине конгресса. Англия вела подготовку к войне, Россия не имела сил продолжать войну — это было бы для нее катастрофой. Приходилось отступать и отступать в сложной дипломатической борьбе. Только после опубликования документов из архивов* российского министерства иностранных дел можно всецело оценить серьезность создавшейся обстановки. Русской делегации предстояла трудная борьба на Берлинском конгрессе, чтобы хотя по-кусоч-кам, но вь!гадать что-либо в пользу Болгарии. Главной мысльк> всех инструкций русским делегатам на конгрессе был вопрос о международных гарантиях для Южной Болгарии и сохранении княжества Северной Болгарии как центра в борьбе болгар за объединение страны.
В специальной записке от 30 мая 1878 г., составленной в российском МИД, уточнялись принципы будущего государственного» устройства Болгарии. «Сущность автономии заключается в устранении всякого иностранного элемента из внутренней администрации провинции или вассального княжества,— говорилось в ней.— Это — самоуправление населения, каковы бы ни были, впрочем*, обязательства, навязанные ему извне». Далее развивалась мысль о национальном, или местном, характере всех учреждений. Утверждалось также, что выборная ассамблея должна существовать «как противовес и необходимый тормоз» по отношению к центральной власти — князю или губернатору, которые могли быть иностранцами. Ассамблея должна была ограничивать и контролировать их власть133.
С такими намерениями готовилась русская дипломатия к конгрессу, который стал для нее тяжким испытанием. Болгарский вопрос на Берлинском конгрессе стал главным предметом дискуссий. Накануне открытия официальных заседаний прошло несколько совещаний русской, английской и австро-венгерской делегаций. Русские представители оказались в одиночестве, так как расчет на поддержку со стороны Бисмарка не оправдался, и они с трудом добились компромисса по вопросу о праве султана вводить войска в Восточную Румелию, как теперь решили назвать западные делегации Южную Болгарию 134.
Берлинский конгресс, заседавший с 1(13) июня по 1(13) июля 1878 г., принял окончательные постановления в отношении Болгарии. Русская делегация оказалась в состоянии полной изоляции перед фронтом западных держав. Статьи Берлинского трактата,, относящиеся к Болгарии, наносили удар по надеждам уже освобожденного народа. Автономия Болгарского княжества в территориальном отношении ограничивалась лишь Северной Болгарией, Южная Болгария получала ни с чем не сообразное название Восточной Румелии. Так проявилась тенденция к денационализации Болгарии со стороны западных держав. Македония и Южная Фракия возвращались полностью под власть султана. В отношении государ- ственного устройства Болгарского княжества Берлинский трактат I оставлял почти все формулировки прелиминарного Сан-Стефанско- I го договора — о самоуправлении и вассалитете в отношении Порты, 1 о выработке устава собранием «именитых людей». Но в статье I трактата говорилось не о земском войске, а лишь о милиции, т. е. I органе охраны порядка, а не защиты княжества. Статья V каса- 1 лась прав болгар и иностранцев в отношении доступа к различным | должностям и занятиям, а также отправления культов. Статья VI| сковывала действия "русского временного управления наблюдши- I *ем турецкого комиссара и консулов держав. Его деятельность ограничивалась лишь девятью месяцами вместо двух лет по прежнему договору. На Болгарское княжество возлагалось соблюдение всех соглашений Порты с иностранными державами, последние освобождались от каких-либо пошлин на провозимые ими товары. На болгар распространялся режим капитуляций, а, помимо выплаты I дани, княжество должно было принять еще и часть османского долга, не говоря уже о том, что в расширенных масштабах, по сравне- .1 нию со статьями Сан-Стефано, оно должно было расплачиваться за Порту по обязательствам в отношении всесильной Компании восточных железных дорог, хозяином которой был барон Гирш. «На юг от Балкан,— говорилось в статье XIII,— образуется провинция, которая получит наименование «Восточной Румелии» и которая останется под непосредственной политической и военной властью е.и.в. султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина». Последний назначался Портой на пять лет, при согласии держав. Очень опасны были статьи трактата о праве султана содержать войско на границах области и возможности для генерал-губернатора призывать османские войска в случае, если бы для внутреннего или внешнего спокойствия области возникла какая-либо опасность. Порте ничего не стоило бы создать при желании подобную ситуацию и ввести войска в область. Для Восточной Румелии создавалась международная Европейская комиссия, которая должна была разработать устройство области. Она же принимала на себя обязанности заведования финансами области (статьи XVIII—XIX), что прежде всего интересовало истинных хозяев Оттоманского Банка — представителей западных держав 135.
В результате на Берлинском конгрессе Болгария была разорвана на части: Восточная Румелия явилась нежизнеспособным, искусственным образованием; созданным лишь для того, чтобы не допустить возникновения единого болгарского государства. Болгарское княжество в границах, определенных трактатом, занимало гплощадь в 63 772 кв. км с населением в 2 млн. человек136. Отделенная от него Восточная Румелия включала наиболее населенную, богатую и промышленно развитую часть болгарских земель. Между двумя Болгариями устанавливалась таможенная граница.
Решения конгресса надолго задержали окончательное падение османского владычества над балканскими народами, придали консервативные формы развитию их национальных государств137. Но русское правительство сохраняло уверенность, что разделение Болгарии продлится недолго. Военный министр Д. А. Милютин писал вскоре после окончания конгресса,'что пусть и с большими отступлениями со стороны России, все же налицо огромный шаг вперед в развитии Восточного вопроса. Можно быть уверенными, полагал он, что образованная на север от Балкан маленькая автономная Болгария станет ядром будущего объединения всего болгарского народа в единое самостоятельное государство138. В сложной обстановке, создавшейся после Берлинского конгресса, главной задачей русских властей в Болгарском княжестве и в Южной Болгарии стало облегчить участь болгар и разработать основные законы для двух частей Болгарии. Это утвердило бы юридический статус княжества и автономию Восточной Румелии как во внутреннем, так и в международном аспекте139. Формально заявив о точном соблки дении им Берлинского трактата в официозе «Правительственный вестник» от 27 июня 1878 г., русское правительство на деле, как мы увидим далее, сделало все возможное, чтобы самые тяжелые статьи Берлинского трактата были фактически сведены на нет, а княжество наделено всем необходимым для его функционирования как государства и для обеспечения предпосылок к будущему воссоединению.