Становление советского суда
22 ноября 1917 г. Совнарком принял Декрет о суде №1, который упразднял весь аппарат буржуазно-помещичьей юстиции: окружные суды, царскую прокуратуру и адвокатуру, институт судебных следователей. Было создано 2 вида судов: народные суды и революционный трибунал. К народным судам относились практически все гражданские суды и некоторые уголовные. К ведению революционных трибуналов относились все самые серьезные преступления, главным из которых была контрреволюционная деятельность. Таким образом, Декретом о суде №1 формировались две системы судов— общих и особых.
Декретом № 1 упразднена старая прокуратура, в революционных трибуналах создавались камеры обвинения, которые действовали до мая 1922г. Закрыты царские суды и суды Временного правительства, например, Сенат, Петроградский коммерческий суд.
Дальнейшее развитие общей судебной системы получило законодательную регламентацию в Декреты о суде №2 от 15 февраля 1918 г. В декрете № 1,2 утверждены принципы советского суда: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводств на русском языке, независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого на защиту. В качестве кассационной инстанции учреждены съезды местных судей. Постоянно происходило расширение компетенции местных судов, они разбирали гражданские дела ограниченные суммой до 3 тысяч рублей и/или 2-мя годами заключения. Вскоре учреждены окружные суды, которые избирались городскими и уездными советам, работали в составе 3-х членов и четырех заседателей. Окружные суды имели специальные следственные комиссии из 3-х человек, которые избирались советами. У них были функции предварительного следствия. При советах учреждались коллегии защитников и обвинителей. Советские суды созданы изначально, как не самостоятельные органы, они включены в систему советов по конституции 1918 г. Очень часто судьи не избирались, а назначались.
Для рассмотрения особо важных дел 19 мая 1918 г. был образован Ревтрибунал при ВЦИК для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры ревтрибуналов. Он не изменял приговор, а либо утверждал его, либо направлял дело на новое рассмотрение. Изменить наказание или прекратить дело мог по ходатайству Кассационного отдела только Президиум ВЦИК.
102
Становление советской судебной системы. Декреты о суде № 1, 2, 3. Декрет ВЦИК
Советов «О народном суде РСФСР» 1918г.
Слом старой судебной системы начался по инициативе местных советов. Возникавшие судебные органы носили многообразный характер: революционные, народные мировые суды, суды народной совести и т.д. В своих решениях они руководствовались революционным правосознанием, революционной совестью и обычаями. Декрет № 1 гос-ый акт, положивший начало формированию единой судебной системы. Упразднил все дореволюционные судебные органы; ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Создавались коллегиальные суды. Кассационными инстанциями были уездные и столичные съезды местных судей. Декрет провозглашал создание революционных трибуналов для борьбы против контрреволюционных сил. Декрет №2 расширил подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды. Отменялся апелляционный порядок обжалования, допускалась кассация. Декрет № 3 расширил компетенцию местных судов. Следственные комиссии подчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали советы местных народных судей. Принципы судебного права: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества.
103
Судебно-правовая реформа 1922 г.
Положение «О судоустройтсве РСФСР» установило на территории РСФР единую систему судебных учреждений: общие суды; специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии. 3-х звенная структура общих судов: 1. Народный суд: отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел. Предусматривалось единоличное (несложные семейные и административные дела) и коллегиальное (все остальные) рассмотрение. 2. Губернские суды: административно-управленческий орган. Рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела по 1-ой инстанции. Его структура: пленум, уголовное отделение, уголовное кассационное отделение, гражданское отделение, гражданское кассационное отделение, дисциплинарная коллегия. 3. ВС РСФСР – высший судебный орган. Его члены назначались ЦИКом. Его структура: президиум (регулирование деятельности судов), Пленумы (толкование законодательства), кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам, специализированные коллегии. Компетенция ВС СССР: надзор за законностью решений и приговоров, разъяснение и применения и толкование законодательства, вынесение решений о неконституционности актов, пересмотр решений и приговоров, решение уг.дел в отношении высших должностных лиц или споров между республиками. Структура ВС СССР: пленум, коллегии. Его ф-ии: кодификация законодательства, юр.консультации, заключения для СНК СССР.
104
Формирование советского уголовного права. «Руководящие начала по уголовному
праву РСФСР» 1919г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.
Вступил в действие в июне состоял из введения и 2 частей (общей и особенной). Понятие преступления: целями наказания были предупреждение новых правонарушений. При отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений, то использовался принцип аналогии, что давало судам возможность широкого толкования закона. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности преступника и преступления. Система наказаний:общественное порицание, изгнания за пределы РСФСР. Система преступлений включала: гос-ые, против порядка управления, хоз-ые, имущественные, воинские и др. УК предусматривал ряд мер, направленных на борьбу с незаконным частным предпринимательством. В ходе разработки УК было предложено разбить виды преступлений на 2 гр: преступления, направленные против общественных и эконом. отношений и преступления, против пережитков дореволюционного строя. Составы преступлений: Влияние принципа целесообразности на правоприменительную деятельность сказалось в расширении права суда толковать закон. При разработке УК выдвигалось предложение определять вид и размеры наказания, усиление репрессивной уголовной политики.
УК РСФСР 1922 г.
УК вступил в действие с июня 1922 г. и состоял из введения и двух частей - общей и особенной. Под преступлением кодекс понимал «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Провозглашенными целями наказания были предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. Назначение наказания осуществлялось судебными органами на основе «социалистического правосознания». Руководящих начал и статей УК.
При отсутствии в кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись согласно статьям УК, т. е. использовался принцип аналогии, что давало судам возможность широкого толкования закона.
При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления, совершенного им. Наказание должно быть «целесообразным», что также определял суд. Система наказаний варьировалась от общественного порицания до изгнания за пределы РСФСР. По делам, находящимся в производстве у ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. Кроме перечисленных в общей части УК наказаний, судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности и запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Система преступлений по УК включала: государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и другие преступления.
УК предусматривал ряд мер, направленных на борьбу с незаконным частным предпринимательством: наказания за расточительное отношение арендатора к государственному имуществу, за злонамеренное использование договора с государственной организацией, за нарушение законов о труде, за искусственное повышение цен и злостный невыпуск товаров на рынок, за сокрытие доходов, за нарушение законов о государственных монополиях и т. п.
Виды преступлений разбивались на две группы: - направленные против общественных и экономических отношений и - направленные против «пережитков дореволюционного строя». УК выделял группу преступлений, направленных против социальных устоев, установленных властью; вводил понятие «экономическая контрреволюция» (ст.57 УК).
Судебная практика зафиксировала несколько форм уклонения от налогов: по сговору, сокрытие источников доходов под чужой вывеской и за подставным лицом, путем использования двойной бухгалтерии, в форме организации «лжекооператива».
Влияние принципа целесообразности на правоприменительную деятельность сказалось в расширении права суда толковать закон. При разработке УК выдвигалось даже предложение ограничиться одной общей частью кодекса, предоставив суду самому определять вид и размеры наказания. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность (кроме дел, содержащих военную, дипломатическую или государственную тайну). Суд не ограничивался формальными доказательствами, и сам осуществлял их отбор. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.
105
Становление советского гражданского права. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
Важнейшим периодом становления и развития сов. права являлись годы перехода к нэпу. ГК сост. из 4х разделов: общей части, вещного права, обязат. права и наслед-ного. Он установил положение: гражд. права охраняются законом лишь тогда, когда они исользуются в соот-вии с их соц-хоз-ным предназначением. Основные имущ, права предоставлялись гражданам в целях установления точных взаимоотношений гос. органов с объединениями и частными лицами, взаимоотношении между собой. Соб-сть гос-ва: земля, недра, вода, ж/д, летат. Аппараты, обобществленные предприятия и их оборудование, строения, взрывч. в-ва, средства связи -искл. из гражд. Оборота. Ст. 147: недест. сделки, закл. под влиянием обмана, угроз. Размер имущ-ва по наслед. огранич. 10тыс. руб. Вывод: ГК закреплял незыблемость соц. системы произ-ва и соц. соб-сти, охранял и укреплял интересы социализма и труд, масс в области имущ. Отношений; строительство социализма. Но: частнопредприним-кая деят-сть разрешалась в строго определенных рамках, отступление от которых влекло за собой применение санкций, предусмотренных ГК, адм-ные меры или угол, наказание.
ГК РСФСР 1922 г.
В революционном преобразовании общества, в строительстве социализма Ленин бол. значение придавал рев-ной законности, законод-ой деят-сти Сов. гос-ва, развитию и систематизации права. Важнейшим периодом становления и развития сов. права являлись годы перехода к нэпу. В 1921-22г развернулась широкая кодификационная работа. Гражданский Кодекс состоял из 4х разделов: общей части, вещного права. обязат. права и наслед-ного. Он установил одно из важнейших положений: гражд. права охраняются законом лишь тогда, когда они используются в соот-вии с их соц-хоз-ным предназначением. закреплены права независ. от пола, расы, нац-сти, вер-ния: свободное передвиж. по РСФСР, избрание невоспрещенных законом занятий, приобретение и отчуждение имущ-ва, орг-ция пром. и торг. предприятий. Основные имущ. права предоставлялись гражданам в целях установления точных взаимоотношений гос. органов с объединениями и частными лицами, а также взаимоотношений между собой. Ленин о ГК: мы и здесь старались соблюдать грань между тем, что является законным удовлетворением любого гражданина, связанным с эк-ким оборотом, и тем, что представляет собой злоупотребления нэпом, кт-ые во всех гос-вах легальны и кт-ые мы легализовать не хотим.
Искл. соб-сть гос-ва: земля, ее недра, вода, ж/д, вагоны, летат. аппараты. Эти объекты, а также обобществленные предприятия и их оборудование, суда, строения, взрывч. вещ-ва, воинское снаряжение, средства связи и некоторые др.; искл. из гражд. оборота (ст21-23). Ст.30: недейств. сделки, совершаемые с целью, противной закону, или в обход закона, или направ. к ущербу гос-ва. Ст.147: недейств. сделки, закл. под влиянием обмана, угроз, под влиян. нужды, сделки мнимые, притворные.
Охраняя гос. и коопер-ую соб-сть, ГК допускал сущ-ние и част. соб-сти, предметом кот. могло быть лишь имущ-во, не изъятое из част. оборота (немуниципализированные строения, торг. предприятия, пром. предприятия с числом раб, не б. устан. законом). Гарант-лась только та част. соб-сть, кт исп. в соот-вии с законом. Закон огранич. воз-сть ее роста. Размер имущ-ва по наслед. огранич. 10тыс. руб. Вывод: ГК, с од. стороны, закреплял незыблемость соц. системы произ-ва и соц. соб-сти, охранял и укреплял интересы социализма и труд. масс в области имущ. отношений. С др. стороны, предоставляя дост. широкие влз-сти проявления хоз-ной инициативы, в т.ч. частной, в целях развития производ. сил, что в конечном счете способствовало строит-ву социализма. Но: частнопредприним-кая деят-сть разрешалась в строго определенных Сов. гос-вом рамках, отступление от ктх влекло за собой применение санкций, предусмотренных ГК (недей-сть сделки, возврат имущ-ва и пр), а также адм-ные меры или угол. наказание.
106
Подготовка и принятие Конституции СССР 1924 г. Проблема государственного
суверенитета, структура и компетенция государственных органов.
Планы союзного объединения: Ленин считал: СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдёт на Запад, и любое гос-во сможет присоединиться к конфедерации. Сталин: союзу будет проще противостоять врагам, если гос-во будет унитарным. Конст. включала 2 раздела: Декларация об образовании СССР; Договор об образовании СССР, подписанный РФ, Украиной, Белоруссией, Закавказской республикой, Узбекистаном и Туркменистаном. Принципы объединения: добровольность; равноправие; сохранение суверенности республик и право их свободного выхода из СССР. Система высших органов власти: высший орган власти – съезд советов СССР; ЦИК СССР; совет народных комиссаров СССР – исполнительный и распорядительный орган ЦИК СССР; наркоматы. Предметы ведения СССР по Договору об образовании СССР: международные отношения и внешняя торговля; решение ? войны и мира; руководство вооружёнными силами; общее руководство и планирование экономики и бюджета; разработка основ законодательства для всех республик. Компетенция республик: внутренние дела, сельское хоз-во, образование, юстиция, соц-ое обеспечение и здравоохранение.