Вольтер
ПЛАН
1.Предпосылки возникновения политической науки
2. Предмет и категории политологии
3. Социальные функции и методы политологии
1. Предпосылки возникновения политической науки. Политическая наука и политическое образование занимают важное место в современном обществе. Это определяется самой ролью политики в жизни общества и даже в повседневной жизни каждого отдельного человека, в том числе тех людей, которые политикой не интересуются. Аполитичные люди, хотят они того или нет, вынуждены считаться с решениями политической власти и государства.
Аристотель отмечал, что политика коренится в самой природе человека как существа, «обреченного» жить в коллективе, обществе, взаимодействовать с другими людьми. Поэтому знание политики отвечает интересам каждого человека, стремящегося понять свое место и роль в обществе, удовлетворять свои потребности, оказывать влияние на происходящие вокруг процессы. Политическая наука и политическое образование призваны помочь людям строить свои коллективные взаимоотношения на принципах рациональности и гуманизма.
Политическое просвещение существует в любом современном демократическом обществе. Его главная цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложной социально-политической обстановке, сформировать у граждан уважение к демократическому порядку, государственным и общественным институтам.
Одна из важнейших задач политического образования - выработка у граждан устойчивого иммунитета, или, по крайней мере, критического отношения к различного рода идеологиям и догмам. Политическому использованию идеологий присуще достаточно одностороннее и тенденциозное отражение действительности (под углом зрения собственных лозунгов и программных установок), скептическое отношение (а то и нетерпимость) к идейным и политическим оппонентам, претензия на универсальность собственных ценностей и т.п. Образ современного гражданина по необходимости предполагает наличие критического мышления, с помощью которого гражданин может отличать действительно значимое от бесполезного, и прямо вредного для себя лично, для общества; может принимать собственные, а не навязываемые кем-либо извне решения.
Для того, чтобы общество могло жить и развиваться относительно стабильно и свободно, крайне необходимо обеспечить определенную автономию, свободу и «суверенитет» разных сфер общественной жизни. Так, очень важно, чтобы политика не охватывала все сферы жизни, чтобы религия и церковь не влияла на дела образования, чтобы бизнес не диктовал свои правила всему обществу и пр.
Нет необходимости доказывать, что у политики здесь особые возможности «выйти из рамок» – эти возможности предопределяются прежде всего тем, что политика использует средства власти, принуждения, обязывания.
Именно поэтому цивилизованному обществу важно удерживать политику (в частности, политическую борьбу) в определенных рамках, не допускать такой «политизации», которая будет идти во вред обществу и каждому гражданину. Примером такой негативной политизации может служить претензия какой-либо одной идеологии (или политической силы) на доминирование в обществе, превращение какой-то отдельной идеологии в обязательное для всех мировоззрение.
Так что можно сказать, что целью политического образования является и пробуждение интереса к политике, и знакомство с основными закономерностями политического процесса – но также и формирование обоснованно критического отношения к политике и политическому.
Поэтому для современного политического образования характерны общечеловеческие ценностные ориентации (стоящие заведомо выше политики), которые базируются на определенных идейно-нравственных концепциях: христианской этике, либерализме, некоторых эмансипаторских идеях социалистических учений и других.
Эти общечеловеческие ценностные ориентации исходят из духовно-нравственного плюрализма, свободы выбора, идеалов и мировоззрения, признания человека, его жизни, свободы и достоинства высшей ценностью, «мерой всех вещей».
Начало формирования политологии относится к 70-80-м годам XIX века, когда в США начала возникать настоятельная потребность в осмыслении опыта демократических выборов, в попытке предвидеть ход политического процесса, предугадать ход очередных выборов (в Конгресс, на пост президента) и действенно повлиять на их результат. Можно сказать, что своим появлением как науке политология прежде всего обязана нуждам демократической практики.
Как самостоятельная дисциплина, которая комплексно рассматривает политические проблемы общества, политология оформилась на Западе после окончания второй мировой войны.
Но попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. Своим возникновением эта наука обязана трем традициям в исследовании политики:
1) утопическим доктринам;
2) социально-психологическому анализу реальных политических отношений;
3) политической философии.
Каждая из этих традиций привнесла в политологию особенный ракурс изучения проблем политики, политической деятельности.
Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во II - I тыс. до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка.
Примерно с середины первого тысячелетия до н.э. усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции (определения, понятия), а затем и политические концепции, носящие философско-этическую форму.
В это время зарождается утопическая традицияв истории политической мысли. Последователи этой традиции, начиная с Платона, пытались детализировать представления людей о справедливости и идеальном общественном устройстве. Утопическая традиция передала политологии свою прогностическую функцию, функцию предугадывания, предвидения, предвосхищения и проектирования будущего, в частности, относительно политического развития общества.
Тем самым было заложено начало собственно теоретических исследований политики, которая понималась как наука о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве. Ее объектами, как считал Аристотель, является прекрасное и справедливое (обратите внимание на взаимосвязанность этих понятий), которые достижимы лишь в разумно устроенном государстве. Аристотель во многом заложил основы политологии как отдельной самостоятельной дисциплины. Поэтому иногда его называют отцом этой науки. Но он не выделял еще предмет политологии в ее современном понимании, не проводил строгого различения (дифференциации) между политологией, этикой и философией.
Это удалось сделать лишь в XVI веке итальянскому гуманисту Н.Макиавелли, который стал родоначальником традиции объективного социально-психологического анализа реальных политических отношений.Он освободил политическую науку от религиозно-этической формы, призывал рассматривать события и процессы, протекающие в политике, по аналогии с теми, которые имеют место в природе. В центр политических исследований он поставил проблему государственной власти, а также подчинил политическую мысль решению реальных, практических задач.
Политическая философия зародилась в XVII веке и ее основателем считается выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс. Он сам и его последователи стремились ответить на вопрос, что лежит в основе существования общества, чем обеспечивается определенный порядок человеческих взаимоотношений. Политическая философия дала науке детально разработанный нормативный подход к политике, выработала взгляд на этот специфический вид человеческой деятельности с точки зрения высших моральных ценностей, идей блага.
Можно сказать, что из предшествующей политической мысли современная политология унаследовала два противоположных – и поэтому дополняющих другдруга –подхода к изучению политики: ценностно-прогностический и объективно-реалистический.
Современный облик политология приобретает во второй половине XIX века в связи с появлением и широким распространением бихевиористских (поведенческих), эмпирических методов исследования и общим прогрессом социологических знаний. Примерно с этого же времени в США начали преподавать политологию в качестве самостоятельной академической дисциплины.
В Европе большой вклад в становление современной политологии внесли М.Вебер, К.Маркс, Р.Михельс, Г.Моска, В.Парето, А.Токвиль, Ф.Энгельс и другие.
В начале ХХ века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился. В 1949г. под эгидой ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам культуры, науки и образования) была создана Международная ассоциация политической науки.
Во второй половине ХХ века под воздействием бурно развивающихся новых направлений – теории систем, кибернетики, теории моделирования, – начала изменяться и существенно обогащаться проблематика и направленность политологических исследований. Использование теории моделирования позволило достаточно точно, исходя из изменяющихся данных о политических процессах, прогнозировать их будущее развитие.
По мере становления политологии инженерная функция моделирования стала преобладать. Постепенно, под воздействием позитивистских взглядов на общественный прогресс, а также философии американского прагматизма, политология трансформировалась в своеобразную инженерию политических процессов, которая направлялась уже не на справедливое устройство государственной жизни, а, скорее, на обеспечение полезности данного государства гражданам.
Все это способствовало тому, что ученые основное внимание стали уделять не столько политическому предвидению, а, главным образом, механизмам повседневного функционирования власти. Политология начинает все больше выступать своеобразной экспертной инстанцией в вопросах функционирования политической системы. Из нее постепенно исчезает идеализация будущего, а место этого будущего занимает обычная политическая футурология, которая предсказывает будущее развитие политических событий, но не пытается оценивать его с точки зрения высших человеческих ценностей и идеалов.
Такова краткая история возникновения и развития политологии. В СССР этой науке явно не повезло, хотя в дореволюционный период она развивалась довольно интенсивно. Заметный вклад в нее внесли М.Ковалевский, В.Ленин, П.Новгородцев, Г.Плеханов, М.Драгоманов, М.Грушевскийи др.
2. Предмет и категории политологии. Вплоть до второй половины 80-х годов политология трактовалась как буржуазная лженаука. Попытки создания так называемой «марксистско-ленинской политической науки» успеха не имели. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Эти дисциплины претендовали не только на глобальное описание хода мировой истории, но и на конкретный анализ политического развития в каждой отдельной стране. Ни одно исследование не могло выйти за рамки тех установок, которые в свое время сделали классики марксизма-ленинизма. Эти установки со временем приобрели характер закостеневших догм, от которых было не принято отступать, – а тем более ставить их под сомнение или оспаривать.
Однако сейчас уже формируется понимание того, что теория политики способна и должна развиваться на собственной основе, а для этого необходимо прежде всего осмыслить ее место в системе обществознания.
Сложность вычленения собственно политологии из всей системы общественных наук состоит в том, что в научной литературе иногда бывает трудно разграничить работы политические, философские, социологические, правоведческие и политэкономические. Все эти науки в той или иной степени исследуют политическую реальность – под собственным углом зрения, с учетом собственной проблематики и собственного круга задач.
Теория государства и права изучает проблемы функционирования и развития политических институтов в обществе, а также формы правления и режимы власти с точки зрения эффективности нормативно-правовой базы и т.п.
Теория международных отношенийизучает взаимодействие государств и других политических субъектов на международной арене, что оказывает большое воздействие на характер внутриполитических процессов.
В круг политологических дисциплин входит также политическая экономия,так как распределение власти и влияние в социальной системе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. Поэтому занятия Маркса политэкономией были по существу исследованиями политологическими. Можно обратить внимание на то, что в основе различения понятий «политическая экономия» и «экономикс» лежит отношение к властным структурам. Марксистская политэкономия выступала своего рода идеологией борьбы за власть, давала экономическое обоснование исторической миссии пролетариата, неизбежности смены капитализма социализмом. Западных исследователей больше интересовали не взаимосвязи экономических и политических процесов, а структура фирмы и факторы повышения ее эффективности.
Политическая психологияизучает так называемое «человеческое измерение» политики: особенности и стереотипы восприятия политических событий, усвоение гражданами политических ценностей, влияние личностных качеств лидера на процессы принятия политических решений и т.п.
Социология политики изучает политические последствия социальных изменений, влияние политических институтов на социальные процессы и структуры.
Все эти дисциплины являются политологическими (именно поэтому слово «политология» может рассматриваться как синоним словосочетания «политические науки»).
Этот перечень можно дополнить политической философией, политической экологией, историей политических учений, политической антропологией, политической географией, кратологией (наукой о власти), политической конфликтологией и т.п. Политология как бы интегрирует те или иные аспекты и выводы этих наук, и поэтому предполагает междисциплинарный подход.
В чем же специфика ее предмета?
Этот вопрос в политологии, как и в большинстве других наук, трактуется далеко не однозначно. На этот счет имеются различные точки зрения.
Первая группа определений исходит из того, что политология в собственном, узком смысле представляет собой лишь одну из перечисленных выше наук о политике. Согласно этому подходу, политология занимается преимущественно институциональным аспектом политики, и, прежде всего, устройством и деятельностью государства, всего механизма политической власти[1].
В этой точке зрения на предмет политологии есть свои сильные и слабые стороны. Ее достоинством является дифференцированный подход к политическим наукам. Ориентация на использование различных методов анализа политических объектов, на выделение разнообразных специфических отраслей политических знаний способствует углублению познавательного процесса.
В то же время существенным недостатком рассматриваемой позиции является недостаточный учет целостности политической сферы, взаимосвязи различных политических явлений. При таком подходе практически невозможно получить целостные представления о важнейших политических институтах, например, о партиях. Мы изучим главным образом лишь институциональный аспект, организационные партийные структуры. Но за пределами нашего внимания останутся такие проблемы, как социальный состав этих организаций и их сторонников, влияние на деятельность партий экономических интересов и структур, социокультурной среды и традиций. Изучение этого будет уже задачей не политологии, а социологии политики (в данном случае социологии политических партий).
Таким образом, рассматривая политологию как одну из политических дисциплин, и ограничивая ее предмет преимущественно институциональным аспектом политики, мы сможем получить лишь фрагментарные знания.
Вторая группа авторов фактически отождествляет политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике. «Политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений. Можно сказать, что в предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди»[2].
Отождествление политологии и политической социологии и их понимание как единой науки позволяет рассматривать политическую сферу в ее целостности, и тем самым избежать фрагментации политических знаний. Но в этом случае утрачивается дифференцированный подход в политике, не учитывается множественность политических дисциплин и, в том числе, специфика социологического анализа политики.
Третья точка зрения основана на стремлении избежать отмеченных выше недостатков первых двух точек зрения. Она рассматривает политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях,которая включает в себя в качестве составных частей все другие политологические дисциплины.
В этой связи можно провести аналогию с философией, которая, будучи единой наукой мировоззренческого уровня, в то же время включает отдельные дисциплины (области философского знания) – онтологию, антропологию, политическую философию, философию морали, философию истории и т.д.
Наличие различных позиций в трактовке предмета политологии во многом объясняется различными национальными традициями в использовании политических терминов, непропорциональностью развития отдельных политических дисциплин в Европе и Америке, плюрализмом научных школ и направлений политической мысли.
Но несмотря на это, большинство ученых согласны с тем, что политическая наука в своей основе едина и в то же время внутренне дифференцирована. И в этом смысле, применительно к частным отраслям политических знаний, можно говорить о целом ряде политических наук как теориях среднего и нижнего уровней, которые выступают специфическими отраслями единой политической науки.
Исходя из этого, в самой общей форме политологию можно определить как науку о сущности и формах политики, закономерностях ее развития и функционирования.
Объектом исследования политологии является политическая сфера жизни общества. Предмет политологии – процессы в политической сфере, то есть деятельность субъектов политики, функционирование политических институтов, внутригосударственные и международные политические отношения.
Категории науки - это предельно общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Понятия и категории политологии являются производными от философской и социологической терминологии. С этим в основном и связаны трудности в создании сетки категорий политологии. Они усугубляются многозначностью и нечеткостью терминов, используемых в политологии. Некоторые, даже фундаментальные, термины (власть, интерес, идеология и др.) насчитывают множество определений, сформулированных в различных контекстах и для различных исследовательских целей.
В политологии используются общефилософские категории(бытие и сознание, отражение, противоречие, система, организация, развитие и т.д.), а также категории более конкретных научных дисциплин: социологии, психологии, права и т.п. (общественное мнение, чувство, эмоции, закон, нормативный акт и др.). Их еще можно назвать базовыми, или первичными понятиями, на основе которых формируются собственно политологические категории (политическое противоречие, политическая система, политическое сознание и др.).
Вторую группу категорий составляют специфические(собственно политологические) категории. Более подробно об их точном значении будет сказано во всех последующих темах курса. Сейчас обратим внимание лишь на основные категории, которые определяют специфический подход политологии к изучаемым объектам.
Традиционно такой основной категорией считается категория власти. В изучении феномена власти существуют разные подходы. Так, одни ученые считают, что политическим является все, что попадает в сферу властных отношений. А под политикой они понимают деятельность, направленную на захват, удержание и реализацию власти. Так как основным институтом власти всегда было государство с его аппаратом принуждения, то политические отношения характеризуются как: а) волевые отношения; б) отношения, закрепленные в законах и других нормативных актах.
Однако в рамках такого подхода трудно объяснить, как реализуется власть, например, экономических субъектов, которые никому своей воли не навязывают. Или, скажем, почему такую власть приобретает бюрократия, в то время как законодательно закреплено ограничение ее власти.
Поэтому,согласно другой точке зрения, феномен политического возникает в результате взаимодействия отношений влияния и властных отношений. Категория влияния отражает естественные процессы распределения статусов, компетенции, прав и обязанностей в рамках определенной общности. Причем это распределение основано на добровольном согласиимежду членами общности и реализуется посредством общественного мнения, личного примера, убеждения и т.п.
Властные отношения нуждаются для своей реализации в материальной силе, организационных структурах, нормативных актах. Общество не в состоянии интегрироваться лишь на добровольном согласии своих членов. Для этого ему и необходимо государство, включая аппарат насилия. Однако, если государственные органы и другие политические институты (например, партии) отказываются признавать влияние на себя со стороны населения, квалифицируют его как неправомерное давление, то они лишаются доверия и теряют свой авторитет на политической арене.
Таким образом, отношения влияния и властные отношения имеют различные источники возникновения и поддержки и, соответственно, собственную логику функционирования. Они взаимосвязаны, но несводимы друг к другу. Политологию прежде всего интересует процесс перехода одного в другое и возникающие при этом противоречия.
Кроме того, и те и другие отношения существуют как в официальной, так и неофициальной форме. Официальная - это форма властных отношений, которая выражает их всеобщность по отношению ко всем членам общества, то есть публичность, доступность населению. Официальное - это и форма контроля содержания властных отношений со стороны населения.
Но властные отношения могут быть реализованы и в неофициальной форме. Например, как воздействие группы давления на должностных лиц, которые принимают решения. Точно так же, скажем, влияние известного ученого или писателя на общественное мнение или на должностных лиц может быть реализовано в официальных формах. Но оно может осуществляться и по неофициальным каналам, начиная с «самиздата», кончая личными связями и знакомствами.
Категории власти и влияния, официального и неофициального стоят в центре политологической науки, задают ее предмет.
Еще одним центральным понятием политологии является понятие социальной общности и социального института.
Социальные общности и социальные институты изучаются многими науками (например, социологией). Политология изучает их, в первую очередь, как субъектов и объекты политической деятельности и поведения. Политический субъект - это субъект: 1) принимающий политические решения; 2) реализующий их, или контролирующий их реализацию; 3) несущий ответственность за свои решения. С другой стороны, социальные общности и институты выступают и как объекты политической деятельности, поскольку политические решения направлены на регулирование отношений между ними.
Взаимодействие политических субъектов в рамках «политического сообщества» образует политический процесс, который порождает политические институты. Их устойчивые взаимосвязи оформляются в политическую систему.Основная функция политической системы состоит в поддержании общественного порядка, целостности общества и социализации его членов.
Такое даже общее знакомство с категориями политологии позволяет сформулировать цель курса политологии: дать систематизированное знание о политических явлениях и процессах, их истоках, взаимодействии, способах оценки и воздействия на них, предложить теоретико-методологические основы для самостоятельного осмысления политической практики.
3. Функции политологии. Главным условием развития политологии, как и любой другой науки, является общественная потребность. Каждая наука ставит перед собой, по меньшей мере, две цели. С одной стороны, она стремится реализовать узко познавательные задачи. А с другой стороны, главная задача науки состоит в том, чтобы результаты научных исследований воплощались в практику.
Общественная потребность в политологических науках в нашей стране раньше практически отсутствовала. Общественное сознание вполне удовлетворялось мифами официальной идеологии, а органы власти и управления принимали решения или по указанию сверху, или на основе интуиции. Считалось, что возможно тотальное управление обществом, а потому ни один из общественных процессов не должен находиться вне контроля руководящих органов.
И в то же время в обществе существовало множество неуправляемых и неконтролируемых процессов, которые можно было лишь затормозить во время очередной кампании борьбы с чем-то, но не отменить.
За последние годы появились независимые от государства социально-политические субъекты (партии, движения, неформальные группы, группы давления и т.п.), были созданы новые политические механизмы - свободные выборы, парламенты и т.д. Резко возрос спрос на точное и достоверное знание о политических процессах и силах, которые в них участвуют, о политических механизмах и способах их оптимального функционирования.
Поэтому основной функцией политологииявляется получение нового знания (познавательная, или гносеологическая функция). Причем это знание должно быть представлено в самых различных формах и предназначено для решения и теоретических, и практических задач.
Смысл анализа политической реальности состоит в уяснении тех важных политических проблем, которые стоят перед обществом, когда политическая действительность отличается от представлений о том, как она должна выглядеть. Исходя из общечеловеческих ценностей, политология дает оценку политическому строю, ведет поиск наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д.
Однако выводы политологии, хотя и отражают те или иные социально-политические закономерности, все же не носят характера объективной истины. Их истинность, если здесь вообще применимо это понятие, зависит от признания людьми. Так, например, суждение «Демократия - лучшая форма государства» не является объективной истиной, т.к. его нельзя проверить. Кроме того, для некоторых народов (и тем более для отдельных граждан) может быть наиболее приемлем иной тип государства, скажем, монархия или теократическая республика.
Но и само сознание людей, принятие или непринятие ими тех или иных политических теорий и идей во многом определяется уровнем материального, политического и культурного развития. Это означает, что насильно навязанные народу даже прогрессивные концепции, ценности и порядки не будут для него политической истиной, ибо в этой сфере необходимым условием является свободный выбор человека. Применительно к демократии это проявляется в том, что стремление к ней народов мира возрастает по мере повышения степени их цивилизованности.
Одновременно с этим процессом происходят и качественные изменения в характере поведения самих людей. Сейчас политическая активность - это не просто демонстрация своей сопричастности политической линии официального руководства. Это в первую очередь деятельность, направленная на выражение и реализацию собственных интересов. Формы такого поведения весьма многообразны - от писем в газеты до политических забастовок и кампаний гражданского неповиновения.
В современном обществе управление политическими процессами качественно усложняется. Традиционные способы силового давления часто дают прямо противоположные результаты, чем это предполагалось и хотелось. Поэтому инструментом политики все больше становится компромисс, который достигается между заинтересованными участниками политического процесса. Очевидно, что в этих условиях политико-социологическая информация о состоянии общественного мнения, интересах и целях различных социально-политических сил, их статусе и весе, их стратегии и тактике приобретает особую значимость для принятия политического решения. В данном случае политология выступает как важнейший канал обратной связи, подтверждающий эффективность принимаемых решений.
Тем самым политология выполняет инструментальную функцию, поскольку обозначает границы принимаемых решений и, следовательно, определяет меру политической ответственности. В этом смысле политология является непременным атрибутом политической культуры демократического общества, так как она вырабатывает критерии приемлемости политических решений.
Другая сторона этой функции состоит в обеспечении правильности принимаемых политических решений. Политическое решение должно соответствовать интересам основных участников политического процесса и ориентироваться на наиболее благоприятные для них варианты развития событий.
При этом следует иметь в виду, что даже в наиболее передовых демократических странах реальная политическая жизнь, в том числе управление обществом, далеко не во всем и не всегда строятся по рецептам политологии. Политическая практика требует не только научных знаний, но и искусства политического руководства, которое основано на организаторских способностях, умении управлять, политическом опыте, чутье и интуиции. Реальная политика во многом иррациональна, является процессом и результатом борьбы за власть, соперничества различных интересов и амбиций, поиска компромиссов и консенсуса.
Чтобы уяснить разницу между ученым-политологом и политиком-практиком, можно прибегнуть к известной поговорке о том, что в науку приходят с вопросами, а не с готовыми ответами. Наука должна дать ответы на вопросы: «Чего мы ожидаем от результатов исследований? Чему они служат?» Результаты исследований в политологии часто проводятся с учетом еще одного вопроса: «Какова предполагаемая цель ответа?»
Дело в том, что результатом политологических исследований является чуть ли не прямое их воздействие на общественное сознание. Эти результаты становятся тем особым фундаментом, который позволяет политикам-практикам использовать их для реализации самых различных политических целей. Поэтому политологи чаще, чем другие ученые, в своей работе сознательно и намеренно руководствуются партийной позицией. Хотя здесь таится другая опасность. Приверженность ученого к одному из политических течений может привести к искажению картины политической реальности.
Политическая нейтральность необходима политологии для выполнения еще одной функции - политической социализации. Эта наука является одним из каналов приобщения граждан к демократической системе политических ценностей. Политология разрушает миф о власти как некой священной реальности, мистическая природа которой недоступна пониманию рядового гражданина. Благодаря знанию, «тайны» политики становятся доступными всем, а участие в политическом процессе перестает быть священным обрядом и становится гражданской процедурой.
Политология воспитывает дух гражданства, в отличие от традиционных отношений подданничества. Гражданство предполагает, что источником политических инициатив может быть любой человек. В то же время, в рамках отношений подданничества ни одна инициатива не имеет права на существование без санкции начальства. В одном случае формируется демократическая культура участия граждан в политике, в другом - традиционная культура мобилизации индивида в общность. В первом случае власть функционирует как средство разрешения проблем, во втором - как объект священного поклонения. В одном случае регулятором поведения человека становится ответственность за принятые решения, в другом - жесткое соблюдение писаных и неписаных правил и норм. Таким образом, политология формирует идеологию гражданских прав и свобод, которая предполагает знание политической жизни, границ принимаемых решений, механизма функционирования политической власти.
Еще одной функцией политологии являетсяпрогностическая,илифункция предвидения. Политология должна отвечать на вопросы, как в будущем будет выглядеть политическая реальность, какие будут происходить политические процессы и явления. Политология придает поставленным вопросам максимально контролируемую форму, и стремится излагать свои выводы максимально научно обоснованно.
Анализ социальных функций политологии показывает, что ее развитие вызвано глубокими общественными потребностями:
¯ потребностью в точном и достоверном знании о политических процессах и политической реальности в целом;
¯ потребностью в согласованных и адекватных реальности политических решениях;
¯ необходимостью социальных стабилизаторов, препятствующих излишней поляризации политических сил;
¯ необходимостью нового типа социализации, основанной не на тоталитарной идеологии, а на демократических ценностях;
¯ потребностью в предвидении политического будущего.
Политология, следовательно, является одновременно и продуктом, и средством развития демократизации общества.
В заключение лекции остановимся на характеристике основных методов политологии. Специфика этой науки определяется взаимосвязью общих и частных, фундаментальных и прикладных методов. Наиболее важные из них можно разделить на три группы.
Общие методы исследования политических объектов. К этой группе в первую очередь относится социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
Нормативный или нормативно-ценностный подход основан на выяснении значения политических явлений для общества и личности, их оценке с точки зрения общего блага, справедливости и т.д. Он ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.
Структурно-функциональный методпредполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), которые направлены на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями. Этот метод широко использовался К.Марксом. Он выступает в качестве одного из принципов системного анализа.
Системный метод(50-60-е гг. ХХ в., Т.Парсонс и Д.Истон) требует рассмотрения политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, целостного восприятия объекта исследования и всестороннего анализа связей между отдельными элементами в рамках широкого целого.
Институциональный методориентирует на изучение политических институтов - государств, партий, а также права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
Антропологический подходво многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии).
Деятельностный метод предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии (этапы): определение целей; принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Этот подход служит методологической базой теории политических решений. Политика выступает как специфическая форма управления обществом и рассматривается как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений.
Критически-диалектический методориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее самодвижения. Этот метод признается, по существу, всеми сторонниками плюралистической демократии и плюралистической организации общества в целом, т.к. плюралистическая теория основывается на принципе противоречий, конкурентного соперничества многообразных идей, ценностных ориентаций, политических, экологических и культурных институтов, индивидов и социальных групп. Этот метод является ведущим в изучении таких явлений, как социальные и политические конфликты и кризисы.
Сравнительный метод(Платон, Аристотель) предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий и т.п., с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
Субстанциональный (онтологический) подходтребует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Как уже отмечалось, такой первоосновой обычно считают власть, либо взаимодействие отношений влияния и властных отношений.
Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявление связи прошлого, настоящего и будущего.
Вторая группа методовотносится не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и другие, им подобные, методы.
Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований,получения первичной информации о политических фактах[3]. К ним относятся: использование статистики; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение и т.д. Эти методы так же, как и предыдущие, прямо не отражают специфики политологии, и, в основном, заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук.
Использование всех названных и некоторых других методов в политологии позволяет детально изучить и дать разнообразные, всесторонние характеристики политической реальности. Можно сделать вывод о том, что методы политологии дают способы построения и обоснования системы политической науки, составляют совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения политической действительности.
ВЫВОДЫ
Политология – отрасль социальных наук, исследующая политическую сферу общества. Выводы и рекомендации политической науки постоянно проверяются политической практикой. Приоритетным направлением политологии является анализ социальных фактов, в котором недопустимы какие-либо идеологические предпочтения. Являясь синтетической наукой, находящейся на стыке философского, социологического, исторического знания, политология нацелена на постоянный поиск и обновление стандартных схем и привычных понятий. Политическая наука становится функциональной и эффективной только тогда, когда сознательно содействует оптимальному качеству объекта – то есть политической сферы общества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Роль и место политологии в современном обществе. В чем разница между понятиями «политика» и «политология»?
2. Назовите и охарактеризуйте три основные традиции в исследовании политологии.
3. Какие формы познания политики предшествовали политической науке?
4. Назовите основные этапы формирования и эволюции политической науки.
5. С именами каких мыслителей прошлого связано развитие политических исследований?
6. Каковы особенности развития политологии после второй мировой войны?
7. Что вы понимаете под политической наукой? Каковы ее место и роль среди других социальных и гуманитарных наук?
8. Что представляют собой объект и предмет политологии? Какая разница между ними?
9. Чем отличаются друг от друга социология, политическая социология и политическая наука?
10. Составьте схему «Функции политологии», раскройте конкретное содержание каждой из них.
11. Основные методы политологии и их значение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брегеда А.Ю. Основи політології: Навч. посібник. - К.: КНЕУ,1997.
2. Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию: Учеб. пособие. - М.,1998.
3. Гаєвський Б.А. Сучасна українська політологія: Навч. посібник. - К.: МАУП, 1999.
4. Дегтярев А.А. Основы политической теории. - М., 1998.
5. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Полис, 1996, №4.
6. Мирончук В.Д., Храмов В.О. Основы политологии: Курс лекций. - К.: МАУП, 2000.
7. Мухаев Р.Т. Политология. - М., 1999.
8. Панарин А.С. Политология. - М.: «Прометей», 1999.
9. Планы семинарских занятий по политологии с методическими указаниями студентам. - Д.: ДонГАУ, 1998.
10. Політологія / За ред. О.І. Семківа, - Львів: Світ, 1994.
11. Политология: Учебн. пособие / Науч. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001.
12. Політологічний енциклопедичний словник. - К.: Генеза, 1997.
13. Федун Л.А. О предмете и методе политологии // Социально-политические науки. - 1993. - №3.