Идеологические установки коммунистической партии по отношению культуре

Влияние коммунистической идеологии на культуру и искусство в СССР

в 20-30годы ХХ века.

Работу выполнила ученица 11 В класса

МОАУ СОШ с УИОП № 37г. Кирова

Пономарева Людмила Валерьевна.

КИРОВ, 2013

Содержание.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Идеологические установки коммунистической партии по отношению культуре. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Социалистическая культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

3. «Культурная революция». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

3.1. Культурная революция в первые годы советской власти. . . . . . 7

3.2. Итоги «культурной революции». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

4.Политическое вмешательство государство в культурную сферу общества. Объединения и советы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

4.1. Творческие организации и союзы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

4.2. Литература и искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

4.3. Образование и наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Введение.

Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только общества, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы.

Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были: идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, а также физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. В культуре этого периода проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. Именно поэтому ее можно назвать противоречивой.

Культурное развитие страны в 20-30е гг., особенностью которого является огромная роль в ней партии и государства, сформировало новое идеологическое мышление, позволившее создать множество гениальных произведений, признанных впоследствии международным сообществом. Все они формировали культурную базу государства.

Сейчас Россия является правовым государством, где не существует обязательной навязываемой идеологии, поэтому в наше время обострились споры о культурном наследии СССР и о роли в нем партии. Также стоит заметить, что без одного из главных периодов развития культуры нельзя понять современную политику государства в этой сфере - именно это, по моему мнению, подчеркивает актуальность темы, взятой мной.

Главными задачами работы являются:

1. Проанализировать влияние идеологических установок КПСС на культурную жизнь общества.

2. Раскрыть понятие «Культурная революция».

3. Рассмотреть на примерах творческих объединений и союзах развитие культурного мышления.

4. Изучить преобразования в сфере науки и образования.

5. Сделать выводы по изученному материалу.

Идеологические установки коммунистической партии по отношению культуре

Задачи экономического развития страны требовали технически грамотных, квалифицированных работников. Вместе с тем, развитие народного хозяйства создавало определенную материальную базу для культуры. В. И. Ленин говорил о том, что Россия должна совершить гигантский скачок, чтобы догнать развитые страны. В 1918 году Ленин в беседе с К. Цеткин определил задачи искусства в советском обществе, говоря о том, что искусство должно принадлежать народу, трудящимся массам, оно должно быть понятным и простым, а самое главное – оно должно объединять их.

Писатели и поэты, художники и музыканты призваны были воспитывать народ своим искусством в духе беззаветной преданности пролетарской революции и ненависти к старому миру насилия и рабства.

В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905г.) В. И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть «вне» и «над» классовой борьбой, поскольку «…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя». Таким образом, культура и искусство должны были стать «частью общепролетарского дела» и выражать интересы данного класса.

В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет, в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической становится та культура, которая порождена классом.

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека.

Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает.

В идеологии коммунистов особое место занимает отношение к личности. Создается система социально-политических мифов, желаемое выдается за действительное. Провозглашается горьковское «Человек - это звучит гордо!». А на деле личность обесценена, главное - это коллектив, коллективное мнение, а личность - это лишь средство в достижении глобальной цели - построении коммунизма и осуществлении мировой социалистической революции.

В сфере культуры большевики, как и прежде, держали в центре внимания старую интеллигенцию, политические настроения которой продолжали меняться в благоприятную для новой власти сторону, чему в немалой степени способствовал переход к нэпу. Среди интеллигенции того времени пользовалась популярностью «примиренческая» идеология, именуемая «сменовеховство» (по названию сборника статей «Смена вех», изданной в Праге бывшими кадетами и октябристами). Она состояла из двух основных моментов: сотрудничество с Советской властью в культуре искусстве и в экономическо-политической сфере и убежденность в изменении большевистского строя в сторону буржуазно-демократических порядках. Это понятие в большей степени относится к социалистической культуре.

Наши рекомендации