Особенности конституционно-правовых отношений. Структура конституционно-правовых отношений. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений

Конституционно-правовые отношения – это отношения, урегулированные нормами конституционного права и возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений:- они отличаются своим содержанием: возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней. Иначе эти отношения можно назвать властеотношениями;- выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом;- конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений.- своеобразие объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.);- специфические источники правового регулирования (Конституция, конституционные, программные законы, законодательные акты и др.);- особенный состав субъектов. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений (например, народ). Субъекты конституционно-правовых отношений зачастую неравноправны.Прежде всего, необходимо отметить, что необходимой предпосылкой возникновения конституционно-правовых отношений являются конституционно-правовые нормы, без которых конституционно-правовые отношения не существовали бы.Сами конституционно-правовые отношения имеют классическую структуру, элементы которой имеют специфику, отличающую их от иных правоотношений:- субъекты;- объекты;- содержание правоотношений;- юридические факты.

Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений. В качестве субъектов выступают участники конституционно-правовых отношений – лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения.Следует помнить, что конституционно-правовые отношения не могут возникнуть между двумя частными лицами. В них всегда в качестве субъекта присутствует государственный, властный элемент: государство, его органы, уполномоченные государством органы, должностные лица.Всех субъектов конституционно-правовых отношений можно разделить на две группы:- физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы, должностные лица);- общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).Если давать более подробный перечень, то к субъектам можно отнести следующих участников конституционно-правовых отношений:- народ и население административно-территориальной единицы (например, народ Республики Беларусь является единственным источником власти; местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года);- государство, его органы и должностные лица (например, государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства; Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них);- административно-территориальные единицы;- органы местного самоуправления;- человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства, беженец и т.д.);- ассоциации граждан: политические партии, профсоюзы, общественные организации, религиозные организации и т.д.Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.Объекты конституционно-правовых отношений.Объектами конституционно-правовых отношений является то, по поводу чего возникают эти отношения.Все объекты можно разделить на три группы:- поведение, действия субъектов;- материальные блага;- нематериальные блага.Наиболее часто объектом конституционно-правовых отношений являются действия. Например, обращения граждан, принятие правового акта, назначение на должность.К материальным объектам можно отнести заработную плату Главы государства, депутатов, территорию, финансы, материальные ценности и т.д.К нематериальным объектам относят жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность, иммунитет депутатов, права на какие-либо социальные блага и т.д.

Содержание и виды конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.1) Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения (норм-предписаний). На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.Реализация отправных норм, таких как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Например, конституционно-правовые отношения, определяющие основы конституционного строя Республики Беларусь. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему конкретных конституционно-правовых отношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние государственного суверенитета, обладание статусом иностранного гражданина, беженца и т.д.2) Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенных в правоотношении право или обязанностей они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.3) В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий.4) В зависимости от субъектного состава отношений можно выделить группы конституционно-правовых отношений, возникающих между следующими «связками» субъектов:- народ - государственные органы (например, референдум, выборы);- государство - его части (например, в федерациях отношения по поводу разграничения компетенции, в унитарных – предоставление определенного объема компетенции на уровень административно-территориальных единиц);- государство - международные организации (например, вхождение в международные организации, открытие представительств);- государство - государство (например, заключение договоров);- государство - граждане (например, отношения по поводу реализации, защиты прав человека, выполнения обязанностей, гражданства, убежища);- государственные органы - государственные органы (например, отношения между парламентом и правительством: вотум недоверия, ответственность перед парламентом и т.д.)- государство - политические партии, общественные объединения;- избиратели - депутаты (например, свободный или императивный мандат);- государство - СМИ;- государство - церковь.

Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.Условия для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правового отношения:- наличие конституционно-правовой нормы;- правосубъектность;- юридический факт.Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.Юридические факты делят на правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие.Таким образом, юридический факт – это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие – связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, возникновение, изменение или прекращение правоотношения зависит от комплекса юридических фактов, который называются юридическим составом.

7. Реализация норм конституционного права: особенности, способы. Особенности реализации норм Конституции Республики Беларусь.

В теории права под реализацией правовых норм понимается претворение в жизнь правовых норм в практической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан.

Особенности реализации:

1) Процесс реализации Конституции носит универсальный характер. Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества, в этом процессе участвуют все субъекты права. 2) В отличие от других правовых актов Конституция обладает учредительными свойствами, нормы конституционного права имеют особую значимость в силу предмета правового регулирования, и поэтому их реализация не может сводиться только к практической деятельности людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей. 3) Многие конституционно-правовые нормы – отправные, которые не ведут к созданию конкретных конституционно-правовых отношений, а устанавливают правовые состояния. 4) Особенность реализации конституционно-правовых норм заключается в том, что его активными участниками являются народ и государство.5) Процесс реализации Конституции имеет многоуровневый характер. 6) На особенности реализации конституционных норм влияет волеизъявление субъектов конституционного права. В одних случаях реализация норм осуществляется в результате активных действий конкретных субъектов, во других случаях – бездействия, а в третьих – реализация зависит от желания либо нежелания субъекта воспользоваться своим правом. 7) Прямое действие конституционно-правовых норм, но отдельные нормы требуют принятия дополнительных нормативных правовых актов, чтобы быть реализованными

Выделяют следующие методы (формы) реализации: соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение предполагает пассивное поведение человека, и связано с запретом совершать определенные действия. Следует отметить, что требование соблюдения конституционных норм адресовано ко всем субъектам права. Исполнение конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой. Субъектами исполнения являются все субъекты конституционного права. В Конституции Республики Беларусь установлены следующие формы исполнения:

- все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы (ст. 7: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства», ст. 52: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции»);

- государство, его органы и должностные лица обязаны исполнять возложенные на них обязанности;

- граждане обязаны исполнять свои обязанности (ст. 2: «Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией»).

Использование как форма реализации права связано с процессом осуществления прав и свобод. Его субъектами являются не только физические лица, но и все иные субъекты конституционных правоотношений, которые наделены правами, в том числе и государство в целом как участник государственно- и международно-правовых отношений

Применение – в соответствии с выработанной в общей теории права моделью представляет собой властную индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел, в результате которой издаются индивидуальные предписания.

Наши рекомендации