Великое переселение народов» и Беларусь
Министерство образования республики беларусь
Учреждение образования
«белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра «Философия, история и политология»
Л. С. Скрябина
История беларуси
(в контексте мировых цивилизаций)
Ч а с т ь 1
С древнейших времен до конца XVIII в.
Учебно-методическое пособие
Гомель 2008
Министерство образования республики беларусь
учреждение образования
«белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра «Философия, история и политология»
Л. С. Скрябина
история беларуси
(в контексте мировых цивилизаций)
Ч а с т ь 1
С древнейших времен до конца XVIII в.
Учебно-методическое пособие
Одобрено методической комиссией
гуманитарно-экономического факультета
Гомель 2008
УДК 94 (476)
ББК 63.3 (4Беи)
С45
Р е ц е н з е н т ы : канд. ист. наук, доцент кафедры «Философия, история и политология» А. Б. Бессольнов (УО «БелГУТ»);
канд. ист. наук, доцент кафедры «История Беларуси» М. Н. Мурашко (УО «ГГУ им. Ф. Скорины»).
Скрябина, Л. С.
С 45 История Беларуси (в контексте мировых цивилизаций) : учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1. С древнейших времен до конца XVIII в. / Л. С. Скрябина ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель : БелГУТ, 2008. - 216 с.
ISBN 978-985-468-429-1(ч. I)
Пособие отражает основное содержание отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII в. Концептуально изложены факты и события государственно-политической и общественной жизни Беларуси в европейском контексте. Представлены перечень контрольных вопросов, список литературы.
Предназначено для преподавателей и студентов неисторических специальностей, изучающих историю Беларуси.
УДК 94 (476)
ББК 63.3 (4Беи)
ISBN 978-985-468-429-1(ч. I)© Скрябина Л.С., 2008
ISBN 978-985-468-428-4© Оформление. УО «БелГУТ», 2008
Оглавление
Введение......................................................................................................................... | |
1 Древние цивилизации. «Великое переселение народов» и Беларусь…………… | |
1.1 Понятие «цивилизация». Древние цивилизации. Цивилизационные особенности Востока и Запада……………………………………….................... | |
1.2 Переселение народов. Индоевропейцы, их основные ответвления. Балтское население на белорусских землях……………………………………….. | |
1.3 Славянское заселение территории Беларуси. Взаимодействие славян и балтов. Формирование восточнославянских племенных объединений………….. | |
1.4 Хозяйственная жизнь и общественный строй восточных славян…………... | |
2 Становление христианской цивилизации в Европе и Беларуси……………………. | |
2.1 Начало формирования древнерусской государственности. Киевская Русь: особенности ее политического и социально-экономического развития…………….. | |
2.2 Первые государственные образования на территории Беларуси – Полоцкое и Туровское княжества……………………………………………………. | |
2.3 Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX–XIII вв………... | |
2.4 Возникновение христианства. Разделение христианства на восточную и западную церкви..……………………………………………………………… | |
2.5 Славяне и христианство. Распространение христианства на белорусских землях. | |
2.6 Культура Древней Беларуси…………………………………………………... | |
3 Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское (вт. пол. XIII – пер. пол. XVI вв.): от Средневековья – к Новому времени……….…………………………… | |
3.1 Причины феодальной раздробленности на восточнославянских землях и их последствия…..…………………………………………............................... | |
3.2 Агрессия крестоносцев против балтов и славян. Монголо-татарское нашествие на Восточную и Центральную Европу……………..………………….. | |
3.3. Социально-экономические и политические предпосылки образования Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского…………………... | |
3.4 Миндовг – основатель белорусско-литовского государства. Централизаторская политика великих князей Витеня, Гедимина, Ольгерда. Государственно-правовой статус белорусских земель в ВКЛ…………………… | |
3.5 Внутриполитическое положение ВКЛ в посл. четв. XIV – пер. четв. XV вв. Сближение с Польшей……………………………………………………......... | |
3.6 Внешняя политика ВКЛ в XIV–XVI вв. Взаимоотношения с Московским государством………………………..………………………………………….. | |
3.7 Государственный строй и управление в ВКЛ в XIV–XVI вв…..…………… | |
3.8 Судебная система и законодательство ВКЛ в XIV–XVI вв…………............. | |
3.9 Формы феодального землевладения и феодальных отношений в ВКЛ в XIV–XVI вв…...…..……………………………………………………………. | |
3.10 Формирование фольварочно-помещичьего хозяйства. Аграрная реформа 1557 г. – «Волочная помера». Закрепощение крестьян……..………………. | |
3.11 Социально-экономическое развитие городов в XIV–XVI вв. Магдебургское право и система городского самоуправления…….…………………… | |
4 Время кризисов и возрождения: консолидация белорусской народности. Религия, духовная жизнь, культура Беларуси в европейском культурно-цивилизационном процессе (XIV–XVI вв.)………………………….……..……….. | |
4.1 Гуманизм. Распространение идей Ренессанса в Европе и ВКЛ…………….. | |
4.2 Литература и просвещение в ВКЛ. Книгопечатание. Архитектура....………….. | |
4.3 Деятельность Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпинского……………………... | |
4.4 Экономические, политические и другие факторы формирования белорусской народности…………………………………………………....................... | |
4.5 Основные концепции происхождения белорусской народности и названия «Белая Русь»………..…………………………………………………………... | |
4.6 Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ в XIV–XVI вв. Православная и католическая церкви, их взаимоотношения………………………. | |
4.7 Реформация и контрреформация в Западной Европе и ВКЛ……………….. | |
4.8 Брестская церковная уния 1596 г……………………………………............... | |
5 Начало Нового времени. Экономическое и политическое положение Беларуси в составе Речи Посполитой (XVI–XVIII вв.)…..…………..……………………... | |
5.1 Переход от Средневековья к Новому времени………………………............. | |
5.2 Внешнеполитическое положение ВКЛ в середине XVI в. Ливонская война | |
5.3 Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой………………… | |
5.4 Государственно-правовой статус ВКЛ в Речи Посполитой. Статут ВКЛ 1588 г…...………………………………………………………… | |
5.5 «Дмитриада» и борьба за Смоленск…………………………………………... | |
5.6 Противодействие Речи Посполитой татарской, шведской и турецкой агрессии. | |
5.7 Войны середины XVII в. (1648–1651, 1655–1660, 1654–1667 гг.)и их последствия.......................................................................................................... | |
5.8 Феодальное землевладение и крестьянское хозяйство Беларуси в XVII–XVIII вв. Положение крестьян........................................................................... | |
5.9 Развитие городов Беларуси. Организация ремесла, торговли…………….. | |
5.10 Антифеодальные выступления крестьян. Социально-экономическая борьба в белорусских городах в XVII–XVIII вв…………...………………………………. | |
6 Век Просвещения и разделов...................................................................................................... | |
6.1 “Северная война” и военные действия на территории Беларуси. Усиление влияния России.................................................................................................... | |
6.2 Политический кризис Речи Посполитой и попытки его преодоления на пути реформ….…………………………………………………………………. | |
6.3 Первый и второй разделы Речи Посполитой………………………………… | |
6.4 Восстание под руководством Т. Костюшко. Третий раздел Речи Посполитой........................................................................ | |
6.5 Исторические условия развития культуры. Влияние идей европейского Просвещения…………………..……………………………………………….. | |
6.6 Образование. Развитие литературы и искусства. Общественно-политическая и философская мысль в Беларуси………………………………………………….. | |
Список литературы………………………………………………………………….... |
ВВЕДЕНИЕ
Исторические знания – одни из самых древних в мире. Они передавались из поколения в поколение, сначала устно, а затем в письменном виде. В них отражена и чрезвычайно насыщена событиями, героическими и драматическими, история белорусского народа.
Белорусский народ никогда не был простым свидетелем и наблюдателем мирового исторического процесса. Будучи неотъемлемой частью человечества и европейской цивилизации, он всегда был активным субъектом и участником тех исторических событий, которые, так или иначе, затрагивали его самого, близких и далеких соседей, все человечество. Вот почему исторический опыт и историческая память нашего народа – могучий ресурс, необходимый для осознания и построения нашего будущего.
Первая часть учебно-методического пособия охватывает период истории Беларуси от древнейших времен до ее включения в состав Российской империи.
Студентам неисторических специальностей предлагается интегрированный курс отечественной истории, который представлен в тесной связи с историей европейской христианской цивилизации. Цивилизационный подход к историческим процессам еще только укореняется в науке и образовании. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Как трактовать цивилизационную специфику Беларуси? В настоящее время существует как стремление к полному «накладыванию» западноевропейской периодизации на белорусскую историю, так и решительное отрицание подобных попыток.
Автор попытался изложить свое видение этой проблемы, опираясь на изучение трансформации в социокультурных процессах, происходящих в очертанный хронологический период на белорусских землях. Только на основе изучения социокультурных стереотипов, господствующих в обществе в то или другое время, можно получить и более приближенный к реалиям ответ на вопрос о цивилизационной специфике белорусской истории.
Материалы первой части учебно-методического пособия по своей структуре состоят из 6 глав. В теоретической части концептуально излагаются события государственно-политической и общественной жизни Беларуси в связи с европейским контекстом. В ней дается не только необходимый фактический материал, но и раскрывается система и методика самостоятельной работы. Именно такую цель имеет предлагаемое учебно-методическое пособие, в котором даются методические советы, подсказки, с чего начинать, на что обратить внимание, в каком направлении изучать тот или другой вопрос темы.
Усвоить материал качественно помогут графические схемы, являющиеся основой для запоминания и упорядочения материала.
Древние цивилизации.
Великое переселение народов» и Беларусь