Понятие власти в политической науке
Термин «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти объективных законов развития общества, экономисты – о власти экономической, политологи – о власти политической, юристы – о правовой, государственной и судебной власти, военные – о военной власти, богословы – о власти Бога. Есть также понятия законодательной и исполнительной власти, власти массовых организаций и политических партий и др.
В самом общем смысле власть – это способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии (авторитет, силу, традиции, закон, техники манипуляции сознанием и т.д.). При определении власти следует учитывать множественность её проявлений и многоаспектность научных подходов к её анализу.
По своей природе власть – явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения, согласовывать несовпадающие интересы, регулировать взаимоотношения между их носителями, обеспечивать взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохранять общество от анархии и распада.
Как общественное явление власть можно рассматривать в различных «измерениях»:
– как функционирование определенных институтов (государственных, общественных);
– как деятельность лидеров, элит, масс (выражается в действиях);
– как систему средств и методов властного воздействия (источники и ресурсы власти);
– как результаты (последствия) реализации власти.
При определении природы власти выделяют два основных подхода. Первый подход (поведенческий) характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека – её носителя. Второй подход (социологический) трактует власть в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. При этом взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере, двух сторон.
В рамках поведенческого подхода получили развитие следующие концепции власти: теологическая, биологическая, бихевиористская, психоаналитическая, мифологическая и др.
Теологическая концепция власти (Аристотель, Аврелий Августин) – одно из наиболее ранних определений власти, согласно которой всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, – лишь исполнители божественной воли. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.
Биологическая концепция власти (Габриэль Марсель, Фридрих Ницше) рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа.
Так, биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими. Адольф Гитлер выдвинул идею, согласно которой волей и способностью к самоутверждению обладают исключительно представители арийской расы — в этом их богоизбранность и призвание управлять всем миром.
Бихевиористская концепция власти[1] (Чарльз Мерриам, Гарольд Лассуэл) – поведенческое понимание власти, согласно которому властные отношения вытекают из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Именно стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности.
Психоаналитическая концепция власти (Гарольд Лассуэл) рассматривала власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что средствами скрытого и открытого манипулирования его психике задается особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности (страха, агрессивности, стремления к разрушению).
Мифологическая концепция власти (Леон Дюги) отстаивала идею естественного происхождения власти. Обладание властью связывается с физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством одних людей над другими. Будучи сильнее своих соплеменников, первые навязывали вторым свою волю и достигали желаемых целей. В конечном счете, именно они и стали классом правителей. Таким образом, естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть.
В рамках второго (социологического) подхода в определении природы власти сформировались следующие концепции власти: структурно-функциональная, классовая, дуалистическая и др.
Структурно-функциональная концепция (Толкотт Парсонс) рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чьё поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых). При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе (статусу).
Следуя функциональному принципу деятельности, власть, по Т. Парсонсу, осуществляет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.
Классовая теория власти (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ульянов (Ленин)) рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества.
На взгляд представителей этой теории, экономическое неравенство служит основой всех других форм социального неравенства, которое не исчерпывается только классовыми различиями. Оно более многообразно и включает в себя профессиональные, этнические, половозрастные, региональные и культурные различия. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство. Согласно этой концепции власть следует отличать от господства.
Дуалистическая концепция власти (Морис Дюверже) выделяет внутри власти два элемента: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство – более узкое понятие, чем власть. Оно связано с применением силы, которое может выражаться в разных формах, таких, как физическое насилие, экономическое принуждение, давление со стороны организованного коллектива и т.д. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета (вероятность добровольного подчинения).
Как полагали представители данной концепции, двойственность власти выражается в том, что она, с одной стороны, является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой – выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага.
Несмотря на различность подходов и определений большинство исследователей в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть – это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
Немалое значение для политической науки имеет и структура власти, под которой понимаются её компоненты и движущие силы: субъекты власти, объекты власти, источники власти, средства (ресурсы) власти и процесс, приводящий всё это в движение для достижения определенной цели.
Субъект власти (государство, государственные институты, политические лидеры и элиты, политические партии) – в системе двусторонних отношений людей воплощает в себе активное, направляющее и ведущее начало. Именно от субъекта исходит волевое влияние и воздействие, следуют распоряжения, указания, требования, спрос и контроль. При этом субъект власти должен обладать целым рядом качеств:
– желанием властвовать;
– волей к власти;
– готовностью брать на себя ответственность;
– знание дела, за которое берется;
– умениями и навыками руководства и управления;
– авторитетом и другими.
Конечно, в реальной жизни властвующие субъекты в разной степени наделены этими качествами, но все же, знания, умения, профессионализм – неотъемлемый атрибут власти. Это главные предпосылки обязательного выполнения объектом требований субъекта власти.
Значительную роль в системе властных отношений играет объект власти (индивиды, социальные группы, классы и т.д.). Это обусловливается тем, что власть, невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствует подчинение (ответные действия со стороны объекта), то нет и власти. В то же время иерархия власти предполагает, что объект власти является таковым только по отношению к вышестоящему властному органу, но по отношению к нижестоящему он выступает как субъект власти.
Под источниками власти понимается то, что даёт власти её силу и действенность, всё то, что находится в её исходном начале – воля, закон, сила, авторитет, богатство, знания и т.д. В Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) говорится, что единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Под ресурсами власти в широком смысле понимается всё то, что субъект власти может использовать для влияния на объект с целью достижения своих целей, всё то, что позволяет добиться доминирования – право, принуждение, насилие, убеждение, страх и т.д.
Любая общественная власть имеет различные формы реализации – функции:
– господство – это подавление, преобладающее влияние, обладание всей полнотой власти;
– руководство – осуществление путем воздействия (прямого или косвенного) на людей в определенной сфере;
– управление – использование представленных полномочий для поддержания задуманного (заданного) режима в конкретной сфере деятельности (по горизонтали или вертикали);
– организация – регулирование, функционирование, субординация и координация элементов или компонентов системы;
– контроль – проверка соответствия деятельности людей установленным принципам и нормам и её корректировка.
В современной политической науке исследователи насчитывают более 150 разновидностей власти[2]. Оснований для её классификации существует множество:
по сферам общественной жизни – экономическая, политическая, социальная, духовная и т.д.;
по функциям органов власти – законодательная, исполнительная, судебная;
по формационному и классовому признакам – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая;
по типу политического режима – тоталитарная, авторитарная, демократическая;
по отношению к социальному прогрессу – прогрессивная, реакционная, динамичная, застойная;
по субъекту – государственная власть, власть органов местного самоуправления, власть общественно-политических организаций и движений, власть средств массовой информации, власть церкви и др.;
по степени институционализации – центральная, региональная, республиканская, окружная, областная, городская, районная, муниципальная и др.;
по правовому признаку – легальная, нелегальная;
по степени признания власти населением страны – легитимная, нелегитимная.
Среди перечисленных разновидностей власти наиболее важной и общественно значимой, является политическая власть, ядро которой составляет власть государственная. Политическая власть, по сравнению с другими разновидностями власти, оказывает наиболее существенное и всестороннее влияние на общественную жизнь, является её важнейшим регулятором.